Пьеса «Иннокентий» рождена как просветительская, державная, государственная

Условность театральная меня давно не привлекает, при том что все современные приемы шиты белыми нитками и понятны младенцу. Причем провинциальные театры сегодня грешат экспериментами на грани пошлости еще больше московских, так, считается, можно заманить зрителя, который, думают они, совсем глуп и понимает только скабрезность или того хуже.

И я буду говорить не о таком театре сегодня, а о том театре, о котором мечтается. Театре просветительском, державном или революционном, или о том и другом.

«Иннокентий» - пьеса писателя Валерия Хайрюзова, которую мы уже несколько лет назад напечатали в журнале Союза писателей России, была и рождена автором, таким же неофитом, как и все мы, как просветительская, державная, государственная. Он будто бы сам со своим героем прошел путь узнавания веры, путь восторга перед недюжинной силой Христова воина, пастыря, владыки, а затем святого Земли Русской святителя Иннокентия. И этот восторг перед образом, перед святостью мы ощутили и в тексте пьесы, а теперь и в игре актеров, в постановке режиссера, когда смотрели спектакль Иркутского театра имени Вампилова «Иннокентий».

Наша детская подчас вера нуждается в таком искреннем, просветленном взгляде, в таком восторге от узнавания имен, героев, святых нашей земли. Видно, как актеры, театр, режиссер, автор преображают пьесу, работают над ней, чтобы и была это вовсе не постановка для того, чтобы удивить и зазвать на нее искушенного в развлечениях зрителя, а борьба за зрителя думающего, знающего, верящего, его вразумление, его понуждение к мысли и молитве.

И отнюдь не просто пришлось решать эту задачу театру и автору. Все ведь не расскажешь, не дашь историческую справку со сцены, нужно, чтобы «зацепило», чтобы захотел зритель прийти домой и посмотреть Жития святых, на худой конец просто статью в Википедии о святителе, как из далекой для Москвы Сибири стал он светом России, митрополитом Московским и Коломенским, апостолом Сибири... Как пришел он в русский мир из деревни Анги, из маленького деревянного домика, где мне довелось побывать вместе с Валентином Григорьевичем Распутиным и отчего я навсегда прикипела к этому святому, молилась ему, просила помощи... И покорил этот русский мир своей верой, любовью, служением...

Святитель Иннокентий не единственный герой пьесы, здесь и столпы, герои русской истории Муравьев-Амурский, Невельской, и сибирские купцы, которым Сибирь обязана своим освоением и процветанием, и местные князья и народы, навсегда связавшие свою судьбу с Россией... Но все они находятся под омофором святителя, под его мягкой и твердой рукой одновременно, под его силой любви и понимания. Эпический спектакль, объемный, многозадачный, и все это задачи и сегодняшнего дня, и сформулированы они святителем как будто для нас, для России, для молодых. Услышали бы. Почему-то мне кажется, что и для театра, и для актеров спектакль этот не простой, но такой душеспасительный, душеполезный, что и они многое узнали для себя о вере православной, об истории нашей, погружаясь в это время, в эту тему. Слава Богу, что есть в России еще желание не развлекать, а вразумлять, и, хотя можно спектакль еще улучшать и совершенствовать, и как нам рассказывали, он уже сильно изменился со времени премьеры, главное состоялось - святитель Иннокентий пришел к нам, в день сегодняшний, чтобы мы еще пристальней вгляделись в прошлое, чтобы мы задумались о нашей, русской жизни, помолились друг о друге, о нашей Родине, о ее благословенной судьбе и ее будущей победе над силами тьмы ради добра, любви, надежды.
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Марина Ганичева:
«Мы знаем этого человека и дорожим нашей дружбой»
Главному редактору журнала «О Русская земля» Марине Ганичевой исполняется 60 лет
28.08.2020
Наши ряды сомкнулись. Вирус отступил
Завершились XVI Международные Ушаковские сборы – 2020
18.08.2020
Ай да Пушкин! Ай да молодец!
Пушкинская поверка в канун Святой Троицы
08.06.2020
«Аще любве не имам, ничтоже есмь…»
Послесловие к празднованию Дня Победы 2020 года
22.05.2020
Белое и красное
Город памяти и любви
26.04.2020
Все статьи автора
Последние комментарии
Нужны ли России окраины Империи?
Новый комментарий от Александр С. Трифонов
2020-10-01 11:57
Новый памятник Есенину. Нет слов, только матерные...
Новый комментарий от Коротков А. В.
2020-10-01 11:42
Учиться у Сталина
Новый комментарий от Порфирий
2020-10-01 11:33
Крестовый поход на ветряные мельницы
Новый комментарий от Порфирий
2020-10-01 10:10