Любовь к Отечеству — чувство таинственное и неспокойное

4 ноября — осенняя Казанская, так называют этот праздник в народе, дабы не путать с летней Казанской, 21 июля — днем обретения в Казани чудотворного образа Божией Матери (1579 год). 4 ноября по новому стилю (22 октября) 1612 года Россия вышла из долгой кровавой смуты, едва не прекратившей ее существование как православного государства. Второе русское ополчение во главе с князем Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым выбило из Китай-города польский гарнизон, окончательно освободив, таким образом, Москву от польской оккупации. Ополченцев вела в бой Сама Богоматерь в Казанском Своем образе.

Накануне этого праздника мы с иереем Дионисием Каменщиковым, настоятелем храма во имя святого пророка Илии (Ильинская площадь, Саратов), решили поговорить на тему, которая кому-то покажется пафосной, кому-то слишком сложной, философской, а кому-то, напротив, неким общим местом: ну что тут нового скажешь, ясно, что Родину надо любить…

Но все ли тут ясно? И уж точно, что не все просто. И не каждый ли из нас сегодня призван — без всякого пафоса, наедине с собой и с Богом задуматься о своем личном отношении к Отечеству?

— Как Вы думаете, отец Дионисий, что это за чувство такое — любовь к Отчизне, как оно рождается в человеке и в чем выражается? Не в говорении же высоких слов…

— Это действительно не­простой вопрос, в том числе и с духовной точки зрения. Я принадлежу к поколению, которому никто патриотизма не прививал: наша юность пришлась на смуту 90‑х, когда большая страна развалилась на куски, а то, что осталось, тоже грозило развалиться; когда на высших постах в России стояли люди, которым Родина была безразлична… Однако в нашей семье патриотизм был тем, что само собой разумеется, и никаких высоких слов не требует: безразличие человека к Родине воспринималось как некое уродство. И, наверное, я как-то незаметно для себя впитал эти понятия. Когда я учился в Саратовском аграрном университете, многие мои однокурсники искали способы выехать за границу и меня спрашивали: ну вот если тебе сейчас предложат, ты что, откажешься? Вопрос уже заранее заключал в себе ответ: конечно, все должны хотеть только одного — поскорее уехать. А для меня был очевиден другой ответ: я не хотел уезжать из России.

— Но почему? Я знаю, что Вы с университетским дипломом, с опытом научно-исследовательской деятельности, с мечтой работать в науке — просто не нашли себе применения, поскольку науки не было как таковой, и пошли копать канавы…

— В том-то все и дело: на вопрос, почему тебе нужна Родина, трудно ответить логически, рационально. Мне было обидно за страну, больно смотреть на то, что в ней происходит, зачастую стыдно за ее людей, но оставить Россию я не мог, я считал это предательством. Сейчас, когда я стал старше и опытнее, мои оценки смягчились: глядя на людей, которые оставляют свою малую или большую родину, я не могу их осудить. Я не могу принять человека, который хулит, поносит свою страну. Но когда человек уезжает (особенно — из провинции в Москву) вынужденно, с горечью и болью, потому что здесь он не может свести концы с концами, не может прокормить семью, реализовать свой потенциал — такому человеку я сочувствую. И все же, что касается лично меня — во мне до сих пор так и живет это чувство: бросить свою страну невозможно, нельзя. Я был бы рад ради жизненного опыта какое-то время послужить в заграничном православном приходе, но только чтоб вернуться с этим опытом домой.

Конечно, политические декларации, лозунги — это не любовь. Любовь — это чувство, о котором не кричат. Любовь не требует поиска врагов, которых непременно нужно ненавидеть… Любить в нашем Отечестве все я, конечно, не могу. Есть то, что я не приемлю. Люблю природу, поля, леса, небо, люблю село наше русское… Но не могу спокойно видеть, когда люди плюются на улице, бросают окурки на асфальт, ненавижу сквернословие, не могу смириться с хамством, с воровством, головотяпством, с тем, что поля заросли бурьяном…

— А что, окурки, плевки, хамство и заросшие поля — это некая генетическая черта России, русских? Мне кажется, это нужно воспринимать наоборот — как то, что против России. И Ваша боль, Ваше неприятие — естественная реакция любви к ней.

— Если ты не любишь, ты и переживать не будешь; если не любишь, то тебе на все наплевать. Почему мы переживаем? Потому что это наша страна, мы здесь живем, и, когда ее уродуют, нам больно. И потом, мы ведь знаем, что у нас, русских, может быть по-другому. Круг нашего с вами общения, среда церковных людей, то, что делается в Церкви, это подтверждает — может быть и должно быть по-другому в нашей стране.

— Да, строительство храмов, каждый из которых преображает всю округу, возрождение старых, разрушенных — то, что противостоит «разрухе в головах».

— Мы с прихожанами начали заниматься возрождением Никольского храма в Стригае Базарно-Карабулакского района, выезжаем туда каждое воскресенье в течение всего лета — почему?.. Дело невероятно трудное, почти безнадежное, 25 миллионов будет стоить одно только промежуточное восстановление, а это означает одну только крышу и голые стены. Но, приезжая туда, я другим становлюсь человеком, абсолютно другим. Я жить там начинаю по-другому, мыслить по-другому, а рационально это объяснить не могу.

— Любовь к родине — вообще иррациональное чувство?

— Это чувство загадочное. Иррациональное, да. Любовь — это некое общее восприятие места, в котором живешь, его образ в твоей душе. Наш мир прекрасен, хотя и искажен грехом, и тоска по той, изначальной нашей родине, по раю заставляет нас ловить его отблески в земной, родной красоте. И любовь возникает — щемящая, неспокойная, не приносит она успокоения.

Откуда была любовь к родине в простом русском солдате в 1812 году или в 1941­м?.. Он ведь всегда знал российскую жизнь, как говорится, с изнанки. Но он шел сражаться и умирать за Россию, именно за нее, не за Сталина, не за власть. Чувство, которое жило в солдатах, офицерах, это ведь загадка.

— Об этом чувстве князь Андрей Болконский говорит Пьеру Безухову на Бородинском поле… Считаете ли Вы, что человек нравственно неполноценен без любви к своему Отечеству?

— Мне всегда было жалко людей, которые не любят свой город, свою страну, свой дом. Это несчастные люди, надломленные. Любовь к родине всякого человека и в особенности христианина внутренне обогащает, она способствует духовному росту и свидетельствует о целостности человека.

— А как изменилось Ваше восприятие Отечества с приходом к Православию, к Церкви?

— Я и к Православию пришел через любовь ко всему русскому. Даже церковнославянский язык не оказался для меня «иностранным», чуждым, он как-то органично лег. С детства воспитанное чувство родины помогло войти в Церковь, а Церковь дополнила, обогатила это чувство, потому что нет России без Православия, нравится это кому-то или не нравится. Ведь, как говорил Аристотель, даже Бог не может изменить прошлое. Все достижения России — это достижения русских православных людей, проявление лучших их качеств; корни русской культуры, литературы — в Православии. Не понимая, что такое Церковь, нельзя понять русскую историю, Россию понять нельзя.

— Совершенно согласна, но, с другой стороны — можем ли мы сегодня назвать Россию православной страной?.. Ведь не секрет, прихожане православных храмов составляют в ней меньшинство. Свяжутся ли снова для нас воедино вера и Отечество? И что мы, рядовые граждане, можем для этого делать?

— Современную Россию назвать православной страной, действительно, трудно. Почему Русь было принято называть святой? Не потому, что все в ней было свято, и все были святыми, нет, конечно: потому что идеалом ее была святость. В деревнях грамотные читали вслух неграмотным Димитрия Ростовского и Тихона Задонского… Огромный храм в Стригае был выстроен тщанием прихожан, которые, во-первых, не были нищими, а во-вторых, у них были именно духовные устремления — построить храм. А сейчас русским насаждаются языческие ценности, культ потребления, обогащения, успеха, комфорта. Что делать?.. Прежде всего, конечно, молиться — Хрис­ту и Его Пресвятой Матери, чудотворные образы Которой не раз спасали Россию. И не отчаиваться. Помнить, что Россия много раз оказывалась в тупике, однако же уцелела. И, конечно, каждому из нас нужно делать свое дело, оставаясь добрыми христианами.

Газета «Православная вера» № 20 (664)

Священник Дионисий Каменщиков,

Беседовала Марина Бирюкова

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Марина Бирюкова
Все статьи Марина Бирюкова
Священник Дионисий Каменщиков
Все статьи Священник Дионисий Каменщиков
Последние комментарии
В США назначается новый начальник России
Новый комментарий от Коротков А. В.
26.01.2021 11:48
Тульский Ордена Ленина Императорский оружейный завод
Новый комментарий от р.Б. Алексий
26.01.2021 11:46
99% граждан России плевать на Навального
Новый комментарий от Коротков А. В.
26.01.2021 11:36
Природы совершенство
Новый комментарий от ОСт
26.01.2021 11:17
Об итогах и уроках протестов 23 января
Новый комментарий от kudesnik
26.01.2021 11:00
Мучительное расставание с Кураевым
Новый комментарий от Владимир Николаев
26.01.2021 10:58