Антиправославие в Гродненской епархии белорусского Экзархата Русской Православной Церкви

Часть 1. Черная Русь и заблудившийся епископ-антисоветчик

 

 

Революционные события в Белоруссии стали мощнейшим огненным катализатором, позволившим в церковной и государственной жизни народа многому «тайному сделаться явным, и потаенному выйти наружу» (Мк.4:22), – своего рода прообразом Страшного Суда, когда «придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения» (1 Кор.4:5). К сожалению, необъятные ошибки, совершенные властями как во время Белмайдана, так и в течение предшествующих лет, во многом революцию и приблизившие, сильно замутили прозрачность событийных «вод». Однако не настолько, чтобы скрыть существо дел.

Среди многочисленных расколов, «произошедших» (на самом деле, лишь выявленных) в белорусском обществе за последние месяцы, безусловно, важнейшим является духовно-религиозный. Как ни пытались белорусские власти тщетно сплести «многоконфессиональную нацию», им это «неожиданно» традиционно не удалось: католики с униатами, протестанты с иеговистами, иудеи, неоязычники – все дружно (и еще задолго до силовых столкновений) поддержали свержение Александра Лукашенко и замену его на марионеток антихристианского Запада. Что для православных христиан было не более неожиданно, чем морозы в середине января.

Гораздо более, на первый взгляд, неожиданным было увидеть в революционных шеренгах и идеологических штабах среди искрящих иноверцев – «православных», в том числе священнослужителей. Будто бы это засвидетельствовало о расколе в самой Церкви! На самом деле, «внутрицерковного» раскола здесь не более, чем в 1054 году в «истории с Римом» и в 2018 году в «истории с Константинополем-Стамбулом»: «Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши» (1 Ин.2:19). Как и в тех случаях, «белорусский раскол» является не внутрицерковным, ибо, как бы ни пытались «церковные» либералы убеждать, что в Церкви существуют «крылья» консерваторов-фундаменталистов и либералов-прогрессистов, это – ложь: именно консерваторы-фундаменталисты (насколько они соответствуют своему званию) составляют и исчерпывают собой Соборную апостольскую православно-ортодоксальную Церковь Христову. Либерал-прогрессисты же (иначе, обновленцы-обмирщенцы) лишь «имеют вид благочестия, силы же его отрекаются» (2 Тим.3:5) – духовно являются протестантами (к числу которых относятся также и паписты-латиняне), чужды Церкви, тяготеют к ересям и расколам и зачастую заканчивают в них свой путь. В Белоруссии таковые «православные» непременно имеют тягу к автокефализму, униатству, филокатолицизму и экуменизму в целом.

«Церковные» либералы в Белоруссии в условиях революции закономерно составили костяк нового «гапонства». Речь, разумеется, не о тех, кто по духовно-нравственным причинам недоволен Александром Лукашенко и его правлением последнего периода, а именно о тех, кто поддерживает «революцию либеральных перемен». Беда, однако, совсем не в том, что они нынче баламутят Церковь, православных христиан, сейчас особо нуждающихся в сплочении, и просто благонамеренных граждан страны, которых Церковь призвана консолидировать. Беда в том, что все эти годы «церковные» либералы – во многом по вине священноначалия, его беспечностью, а порой и сочувствием, – духовно разлагали паству и одновременно ставили средостение между Церковью и невоцерковленным постсоветским народным большинством: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете» (Мф.23:13). Да-да, именно «образованные» священники (правда, с сомнительными предпочтениями в книгах) и преобладают среди «либерал-прогрессистов». А в период болезни митрополита Филарета (в «эпоху Николая Коржича») и митрополита Павла они заняли господствующие высоты в белорусском Экзархате, о чем нами несколько лет назад был написан обширный аналитический цикл «Борьба против Православной Церкви в Белоруссии извне и изнутри».

Помимо администрации Экзархата, возглавлявшихся протоиереями Николаем Коржичем и его выдвиженцем Андреем Волковым, буквально очагом духовной гангрены стала Гродненская епархия, возглавляемая архиепископом Артемием (Кищенко), о чем также писалось задолго до Белмайдана и не только нами. И как ни пытались закрыть на это глаза ответственные лица в церковной администрации, в революционных условиях всё всплыло на поверхность, ибо «нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы, посему…что вы говорили на ухо внутри дома, то будет провозглашено на кровлях» (Лк.12:2-3) – на сей раз на кровлях революционных улиц. Гродненская епархия стала «церковным» очагом Белмайдана не только в Гродно, солидаризировавшись там с «братьями-католиками», но и эхом – среди всех белорусских «церковных» либерал-прогрессистов.

Лишь верхушку айсберга антиправославного (а не антилукашенковского!) духовного настроения и брожений в Гродненской епархии отразило обращение к патриарху Кириллу бывшего братчика гродненского православного братства св. Владимира: «Среди духовенства Гродненской епархии наблюдается распространение националистических идей, основанных на русофобии. В епархии состоялось исполнение националистического гимна “магутны божа”, поддерживаются политические волнения в Белоруссии, исповедуется идеология “змагарства”, происходит насаждение служб на белорусском языке, поощряются люди, выступающие с символикой нацистских коллаборантов и выкриками пароля “жыве беларусь”, совершаются совместные молебны с католиками и протестантами. Кроме того, в Гродненской епархии происходит выдавливание активных пророссийских священников, уничтожение патриотического направления, игнорирование казачества… И всё это происходит по инициативе руководства Гродненской епархии и лично архиепископа Артемия… С самого начала противостояния в политической плоскости в стране наша Епархия, увы, выбрала сторону продолжателей нацистских коллаборантов!!!.. Стоит упомянуть и секретаря епархии о. Анатолия (Ненартовича), без которого многое бы не происходило… Церковь за погромщиков и революционеров?! Нам куда идти?! Нас разделили и на улице, и в церкви!!! Замените нам архиепископа Артемия!».

Экстренная попытка либерально-революционной группировки в Гродненской епархии «замять дело» привела только к поднятию еще более серьезных пластов отступничества: «Революционные выступления владыки Артемия, исполнение священниками Гродненской епархии на ступенях главного городского храма – Свято-Покровского кафедрального собора националистического гимна “Могутны Боже” вызвали смущение и возмущение не только в Белоруссии, но и в России. В Гродненской епархии, действительно, творятся недопустимые вещи. Причём, беззакония клириков епархии не прекращаются. Как сообщила 9 августа либеральная радиостанция “Эхо Москвы”, “около 30 белорусских православных священников участвуют в акции против фальсификаций на выборах”. Инициатором акции стал клирик Домовой церкви свт. Николая Чудотворца на Архиерейском подворье г.Гродно диакон Дмитрий Павлюкевич… В этот же день он и настоятель Свято-Покровского кафедрального собора протоиерей Георгий Рой приняли участие в Торжественной мессе в главном костёле г.Гродно… Вообще единение православных священнослужителей с католиками в их совместной борьбе с “кровавым режимом” Лукашенко – важная характеристика состояния дел в Гродненской епархии».

Теперь, когда за вскрывшей корой показалась глубокая изъеденная каверна духовного кариеса, требующая уже далеко не мягких терапевтических мер, необходимо пристальнее взглянуть на глубину и ширину язвы, а также ее духовные корни. Вначале несколько слов следует сказать о самой Гродненской епархии.

Ни для кого не секрет, что находящаяся на севере древней Черной Руси Гродненская епархия имеет особую специфику и, вместе с тем, значение для Русского мира. Находится епархия на приграничных с Литвой и Польшей землях в среднем течении Немана, которые еще в глубокой древности служили одновременно местом диффузии балтских и восточнославянских племен и форпостом Русского государства со столицей в Киеве на границе не только и не столько с ареалом балтским (с которым исторически отношения складывались сравнительно добротно), сколько с германским (его пассионарной частью агрессивных рыцарских орденов папского Рима) и, позже, – с духовно и культурно покорившимся ему ареалом польским. По причине татаро-монгольского ига, за которым последовало доминирование языческих литовских князей на западе Руси, а позже позорное предательство литовско-русской православной знатью Православной веры и своего западнорусского народа, гродненский регион со всей Черной Русью на многие годы оказался под властью польской и полонизированной шляхты и католического Костела с самым жестоким уничтожением всего русского и православного. Еще раз отметим, что 4 столетия вплоть до конца XIV века Гродно (и прочие соседние города) были чисто русским городом, не знавшим никакой иной веры, кроме святого Православия.

Возрождение русскости и православности (то есть, христианскости) Гродно и гродненского региона началось со священной даты первого воссоединения Черной Руси с Белой Русью и всей Русью в результате освободительного Третьего Раздела Речи Посполитой, – усилиями Российской Империи (не взявшей, к слову, ни пяди польской земли) и могилевского святителя Георгия Конисского – 24 октября 1795 года: да-да, буквально через месяц грядет юбилей данного события, о чем, естественно, не помнит ни государственная власть, ни гродненская паства, ни гродненское священство! Возрождение это шло непросто, с горячим сопротивлением польской магнатерии, Ватикана и польско-католического Костела, иудейской общины и столичной санкт-петербургской либерально-масонской аристократии вкупе с их западноевропейскими старшими патронами – то есть, ровно теми, кто оказывает это сопротивление и сейчас, в том числе в форме Белмайдана. Перелом был достигнут во время гродненского губернаторства ненавистного равно либералам, марксистам и национал-литвинистам (и в их числе костяку гродненского священства) православного подвижника графа Михаила Муравьева, помимо прочего оказавшего огромную поддержку святителю Иосифу (Семашко) в упразднении проклятой унии в 1839 году, а также, уже из Вильно, подавившего польской восстание 1863 года и запустившего процесс национально-религиозного возрождения православной Белой Руси и особенно на Гродненщине.

Как известно, после возрождения в Белоруссии Церкви, образования на родном языке и отечественной науки после 300-летнего их польско-иезуитского погрома в среде белорусского православного образованного слоя, появившегося спустя столетия рабского гнета, была сформирована вначале историческая школа западноруссизма, а потом и соответственное общественное движение, которое составило идейный костяк белорусского черносотенства. Последнее, напомним, особо доминировало среди белорусов, которые вкупе с малороссами составили костяк всего общеимперского «Союза русского народа», олицетворенного святыми царем-мучеником Николаем, праведным Иоанном Кронштадским и святителем Тихоном патриархом Всероссийским. Особо следует отметить, что костяк самих западноруссистов происходил не из восточных белорусских губерний, а как раз из западных – Виленской и особенно Гродненской. Гродненчанами были и отцы западноруссизма Михаил Коялович (труд которого «История русского самосознания» был назван настольной книгой всех русских патриотов) и Григорий Киприанович, и отец белоруссистики академик Евфимий Карский (3-томный труд которого «Белорусы» должен был бы быть настольным для современных белорусских лингвистов и этнографов), и идейный вождь русской православно-монархической эмиграции Иван Солоневич (труд которого «Народная монархия» и является политическим евангелием русских патриотов). Стоит ли отдельно оговаривать, что мировоззренчески западноруссистами было все гродненское православное священство?

Конечно, история Гродненщины XX века познала и восстановление Речи Посполитой с последовавшей жестокой полонизацией и окатоличиванием. Но и с последовавшим вскоре вторым воссоединением Западной и Восточной Белоруссий в результате освободительного Похода Красной Армии в сентябре 1939 года и с наградой в виде сохраненных (в отличие от Восточной Белоруссии и всей России) православных храмов и главное – священнических родов и неомраченного атеистической ложью и русофобским интернационализмом населения. Кроме того, к концу XX века на Гродненщине историческими судьбами было значительно снижена доля польского и особенно еврейского населения и, напротив, увеличена доля народа белорусского и великоросского. Тем не менее, в пределах Гродненской епархии доля католиков и поляков достаточно велика – около 30% поляков (в Гродно около 20%), почти поголовно русскоязычных, и около 40% католиков. Именно такое наследие и получил в свое пастырское распоряжение от Бога в 1996 году молодой епископ Артемий.

Что же от него требовалось, и что он вместо этого натворил к настоящему времени?!

От православного епископа из Минска требовалось продолжить дело своих великих православных предшественников, священников и государственных слуг (среди которых были также и такие столпы, как митрополит Пантелеимон (Рожновский) и Петр Столыпин), сохраняя, возрождая и, как минимум, не губя их наследие. Одним словом, – служить Православию (которое составляет содержание Церкви и не приемлет в ней никакого иного содержания, в том числе конфессионального) и Святой Руси (которому содержательно тождественно понятие Русского мира), в духовно-мировоззренческом (то есть, идеологическом) плане развивая дело западноруссистов.

Живущие на границе и даже в окружении католиков православные гродненчане должны были бы усилиями епископа и его священников хорошо знать, во-первых, основы православного (а не абстрактно «христианского») вероучения и экклезиологии – при этом не в их «объединяющем», а как раз в различающем от католицизма плане. По сути, это означает и знание основ самого католицизма – причем не только ушедшего старого, но и нового, который после I и II Ватиканских соборов превратился в откровенную либерально-экуменическую, гуманистическую ересь ересей. Знать это православные гродненчане, многие из которых имеют семьи с католиками (а в родне – так и абсолютное большинство), сугубо обязаны не только для спасения собственных душ и ограждения от губительного влияния иноверия, но и для спасения своих ближних сродников и земляков. Епископу Артемию и его священникам неплохо было бы не хвастаться постоянно «множеством межконфессиональных семей у нас», а вспомнить, что по церковным канонам единственное, чем могут быть вообще оправданы такие браки, – это не выдуманной «абсолютной и внерелигиозной любовью», а стремлением православных супругов привести в Православие своих еретических, католических супругов, в обратном случае обреченных на вечную гибель. И не только католиков: всякий православный мирянин Гродненской епархии должен быть «всегда готов всякому» своему католическому согражданину, «требующему у него отчет в его уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет.3:15) – разъяснить, как католическая религия отступает от Христианства и почему ведет не в рай, а в ад.

Во-вторых, православные гродненчане должны были бы усилиями своего епископа и священства хорошо знать историю, по крайней мере, своего края, в том числе и в особенности – историю этно-религиозную. Историю, которая не имеет ничего общего с тем толерантно-межконфессионально-братским лепетом, который свойственен не только для священства Гродненской епархии, но и для политики последнего десятилетия так ими не любимого и «смело критикуемого» режима президента Лукашенко. Знание этой истории, помимо прочего, конечно, ставило бы крест и на польско-сепаратистских поползновениях на белорусскую Гродненщину, хорошо известных всем, включая отнюдь не слепо-глухого епископа Артемия и его клира. В целом же, несомненно, что не «даже на Гродненщине», а «именно на Гродненщине» более всего должна была бы звучать тема Святой Руси и православного Третьего Рима, спасающего и русский народ, и многие народы от их духовного совращения и военно-политического поглощения давно уже нехристианским, но возрожденческо-просвещенческим, то есть, неоязыческим Западом, в частности, посредством алчной Польши. Но мессианское призвание Третьего Рима, – то есть, православного мира, имперски ограждаемого сильной государственной властью, – не только в том, чтобы защищать свой народ от агрессии внешнего лжеверческого мира, но и в том, чтобы свидетельствовать перед этим миром об Истине. Насколько же велика здесь особая миссия Черной Руси!

Увы, но владыка Артемий полностью провалил своё призвание, совратив (или позволив совратиться) и своих подопечных священников! И это – его личная трагедия, и трагедия всей Церкви Белой Руси. При том, что владыка, безусловно, талантливый богослов, и его проповеди следует признать весьма глубокими. Хранителя западного бастиона Белой Руси из него не вышло. Его епархия уже давно превратилась в цитадель церковного обмирщения, из которого, как из одного корня, произросло два срощенных между собой древа – протестантского либерал-обновленчества и католического литвинско-русофобского национализма. Вместо свидетельства об истинности Православия и заблуждения католицизма (а также его протестантской отрасли) – напротив, всяческое якшание с Костелом вплоть до экуменических блудодейств. Вместо свидетельств о единстве Руси и совместного сопротивления религиозной, духовной и политической экспансии безбожного и уже почти антихристианского Запада – открытое полонофильство и западничество. Всё это было скреплено и соответствующей кадровой политикой: с выдавливанием на периферию епархии охранительно-патриотических священников и возвышением либерал-националистов в рясах.

Нам неизвестны вполне духовные причины такого отступничества архиепископа Артемия – да и это дело Божье, а не человеческое. А вот идеологические корни хорошо известны и публичны (а не сокровенны) – при том, что в его либеральной епархии Церковь лукаво «приговорена» быть отделенной от идеологии. Что же это за идеологические корни?

Архиепископ Артемий является убежденным и воинственным антисоветчиком (насколько известно, не без семейных обстоятельств). Настолько, что в гродненском Покровском Кафедральном соборе, нынешнем революционном эпицентре, вместо обычных икон висят священные изображения с расправой большевиков над христианами. Что ж! Кто будет спорить с тем, что марксистская идеология суть сатанинская, большевики-революционеры были безбожники, желавшие стереть Церковь с лица земли? Для этого не нужно ломиться в открытую дверь: сами патриотические коммунисты признают это зло (хоть и не могут полностью отречься от него в лице Маркса и Ленина). Более того, ныне коммунистическая идея – во всяком случае, в ее марксистском виде и уж тем более в Белоруссии, особенно среди молодого, – не имеет никакой популярности. А потому уж точно не она (точнее дьявол через нее) угрожает ныне Православию, мешая и возрождению христианской государственности. Добавим, к тому же, что в той же российской Госдуме именно коммунисты более всего выступают в защиту нравственности и даже само Православие. А всё потому, что коммунизм сочетаем с Христианством – если очистить его от марксизма, национализм сочетаем с Христианством – если очистить его от этноцентризма и мифотворчества, а вот либерализм, как бы этого ни хотелось, гродненскому клиру (и их польско-шляхетским единомышленникам), не сочетаем с Христианством, потому что «Либерализм – современный враг Христианства», его полный антагонист.

И тут начинается самое главное: архиепископ Артемий (не говоря уже о своем клире), сам, возможно, того не замечая, давно уже борется не против марксистского коммунизма, а, напротив, как верно и отмечено в статье РНЛ «От антисоветизма до русофобии на примере архиепископа Артемия», – против православной Руси, вставая в один строй с самыми яростными врагами Церкви и Святой Руси.

На самом деле, антисоветизм архиепископа Артемия (который в пределе раскрывается у его подопечного священства), как и у всех либералов, выражается отнюдь не в антибольшевизме со всеми его злодеяниями. Но в неприятии сильной и волевой государственной власти, ограничивающей произвол людей (в том числе зачастую широкие гражданские политико-экономические свободы), в отрицании самόй византийской идеи церковно-государственной симфонии, окрещиваемой «цезаропапизмом». Именно поэтому Гродненский епископ и его клирики давно и жестко переносят антисоветизм на антилукашизм, что лишь излилось, подобно вулканической магме, на поверхность во время его знаменитой революционной проповеди 16 августа: «Мы говорим, что творится беззаконие! Наши люди звереют! И нападают на своих же братьев!.. Надо говорить. Учиться у них, у молодежи! А тот, кто старшее поколение, – которое бурчит, учителя: “Мы там политику увидели” – вам на коленях надо стоять, за все фальсификации, за ту ложь, которую вы впихивали нашим детям! За этот БРСМ, за комсомол, за все то, что было…атеистическое. Вот результат вашего воспитания! Теперь ваши воспитанники с цепи сорвались! Они жаждут крови. Они обезумели».

Нет, владыка, это результат воспитания не советской системы образования (при всех ее недостатках), которой уже нет 30-35 лет (как и атеистического комсомола, тогда как БРСМ давно и активно сотрудничает с Церковью). Это – результат именно хвалимого Вами, владыко, постсоветского воспитания – либерального и националистического! Либерального – потому что именно после чаемого Вами распада СССР и его воспитательно-ориентированной системы образования стала рождаться жестокая и беспринципная молодежь (из которой вышли, в том числе, и поголовно все правоохранители) – причем гораздо больше в тех странах, которые уже давно прокляли советское наследие. Советские милиционеры были образцом обходительности. И именно пренебрежительное отношение либеральных священников (и епископов) к воцерковлению государства, его служб и идеологии открыло двери перед необоснованным насилием. А еще более – нравственно разлагающая западная культурная среда (во главе с голливудским кино и рок-музыкой), обрушившаяся на нас после крушения ненавистного епископу «железного занавеса». Но почему только насилием правоохранителей? Теперь ведь хорошо известно (да и в первые дни было!), что и «мирные митингующие» были отнюдь не мирными: применили насилие первыми и гораздо более жестоко (особенно если не принимать во внимания загадочные события в СИЗО). Однако у епископа Артемия об этом ни слова – ни в данной проповеди, ни в какой иной.

И тут главное – результаты постсоветского националистического воспитания (к которому он прямо причастен). Таковые, слава Богу, просто не получили – пока – возможности себя вполне проявить (благодаря тому же ОМОНу). Но зато бело-красно-белые «воины света» активно показали себя на украинском Евромайдане и приняли самое активное участие (численностью в несколько тысяч голов!) в карательных операциях на Донбассе, в том числе в составе наиболее нацистских батальонов «Азов» и «Торнадо». Они же, разумеется, составили и основное ударное ядро в первые дни Белмайдана! Но лукавнующему владыке со чадами совершенно не хочется этого замечать! Да и о специфике белорусской демократии, в которой задействованы учителя, которые в Белоруссии в последнее десятилетия отнюдь не шикуют и несут непомерную нагрузку, известно давно и всем. Но только никому не известно, чтобы епископ Артемий хоть раз смело вступился за них и обличил эти практики! Не говоря уже об обличении самой «честной» демократии, которую проклинали все русские святые последних веков! По той же логике ему следовало бы обвинить и акушер-гинекологов, которые после смерти нелюбимого им Сталина обязаны были делать аборты по требованию «пациенток»: только ведь благодаря этим бедным акушеркам родился и сам епископ Артемий! Более того, как раз Гродненская епархия совершенно не замечена в отстаивании ценностей семьи и целомудрия: в борьбе за запрет абортов, а также ювенальной юстиции, гендерной доктрины, «семейного насилия», секспросвета, идущих с «некоммунистического» Запада. Так что, владыко, не учителям перед нынешней революционной молодежью и Вами, а революционной молодежи и Вам (вслед за Вашими либеральными предшественниками-епископами-антимонархистами, доведшими дело до революции 1917 года) следовало бы на коленях стоять перед учителями!

Став на путь безусловного антисоветизма, архиепископ Артемий абсолютно упустил умом из виду угрозы других общественных течений, основанных на антихристианских идеологиях общего с марксизмом, антропоцентристского корня. Отвергнув марксизм, он отнюдь не отверг масонский либерализм и националистический фашизм, в частности, – польский и квазибелорусский (литвинский, кресово-хлопоманский).

По логике, выступая против установления богоборческого режима большевиков, гродненский епископ и клир должен был бы ополчиться против самого его корня – Февральской революции, совершенной прозападными масонами-либералами и свергнувшей православного Царя-помазанника и весь строй православной Российской Империи! Почитание Царя-мученика, по свидетельству ряда святых, принесшего себя в жертву во искупление греховного богоотступничества русского народа, впавшего в западное чужебесие, должно было бы стать во главу угла в Гродненской епархии! Но ничего подобного! Мы не найдем в ней даже намека на почитание Царственных страстотерпцев, ни одного храма или прихода в их честь, ни одного мероприятия. Наоборот, в епархии явно ощущается тихая неприязнь к ним, к православной Российской Империи в целом, к православной монархической государственности как таковой при явных симпатиях к либеральной демократии западного типа. Недаром лучшим другом Гродненской епархии, приглашаемым для идеологической промывки мозгов, является известный петербургский клирик-власовец и певец Февральской революции Георгий Митрофанов.

Такой же постоянный скепсис мы найдем здесь и в отношении единства Русского мира и даже Русской Православной Церкви. Недаром неоднократным гостем епархии в последние годы был идеолог раскольнической секты ПЦУ-СЦУ Александр Драбинко, дружащий с рядом священников епархии! Зато весьма любезен сердцу гродненского владыки и клиру «мир польский». Вещая о тяжелом периоде для Белой Руси в составе советского государства, они ни разу не обмолвятся рассказом о том, как себя чувствовала Гродненщина в составе Второй Речи Посполитой Пилсудского. Между тем, прекрасно известно, что в ней шло и уничтожение Православной Церкви (через инструменты унии, автокефалии и окатоличивания), и собственно геноцид белорусского народа. Тем более, не поднимается в Гродненской епархии вопрос о предыдущем опыте «общения» белорусов и Православной Церкви Гродненщины с «польским миром»: с самых времен уний к. XIV- нач. XV вв. и вплоть до польских восстаний XIX века. А не поднимается – ибо не укладывается правда в литвинский национализм, широко распространившийся в Гродненской епархии: не хочется признавать, что православная Западная Русь уничтожалась и в позднем, полонизированном ВКЛ, и, тем более, в Речи Посполитой, и (ничуть не меньше) под панским игом даже в составе Российской Империи до сер. XIX в.

Полонофильство в Гродненской епархии дошло до того, что почти всех, особенно молодых священников, архиепископ Артемий направляет на учебу не в Минскую или Московскую духовную академии, а в находящуюся под контролем американских и польских спецслужб Варшавскую теологическую академию, известную своим экуменизмом и тонко навязываемой русофобией. Неудивительно, что возвращаются оттуда гродненские священники уже не столько православно-белорусскими, сколько униатско-литвинскими. Среди данного потока, прошедшего через польскую прачечную, – и сам архиепископ Артемий, и лучший друг Гродненской епархии, многолетний глава Синодального информационного отдела протоиерей Сергей Лепин вместе с его заместителем, воинственным полонофилом Евгением Громыко.

Полонофильством, разумеется, дело в «антисоветистской» епархии не заканчивается: пышным цветом процветает в ней и собственно «белорусский» национализм или литвинизм, причем, не останавливаясь и перед временем гитлеровского коллаборационизма, не говоря уже о коллаборационизме кайзеровских времен БНР. Само объявление БНР в данной епархии регулярно отмечается, как «национальный белорусский праздник», как почитаются и все деятели «белорусского национального возрождения» к. XIX – нач. XX вв, активно продвигается мова в совершенно русскоязычной среде. Не хотят только замечать «правдолюбивые» гродненские клирики, что все эти «национальные возрожденцы», включая отцов мовы Франциска Богушевича и Бронислава Тарашкевича, были католиками, выходцами из ополяченной шляхты, ненавидевшими Православную Русь и Православную Церковь, и намеренно изображавших из себя «нерусских белорусов», чтобы посеять национально-религиозный раздор между активно сближавшимися между собой белорусами и великороссами. Тот же «беларускi пясняр», «пан сахi i касы» католик Янка Купала (Ян Луцевич) – был сыном Доминика, откупщика у Радзивиллов из обедневшей шляхты, никогда не держал никакой «сахi i касы», и вначале свои вершы писал на родном польском языке. Недаром одним из любимых гостей Гродненской епархии и «историческим просветителем» ее священства стал неоязычник и лютый русофоб, мифологизатор истории Анатолий Тарас, на что еще в 2014 году обратил внимание протоиерей Алексий Хотеев.

К антиправославному и русофобскому квазибелорусскому национализму мы вернемся во второй части разбора Антиправославия в Гродненской епархии. В завершении же исследования антисоветизма архиепископа Артемия как идеологического корня этого Антиправославия зададимся самым глубоким вопросом: а действительно ли вообще архиепископ Артемий и его подопечные против установившегося на Руси богоборческого революционного режима? Или, на самом деле, им, как и их светским либерально-националистическим собратьям, противен именно сталинский постепенный контрреволюционный разворот Советской России?

Правда ведь заключается в том, что все политические партии «белорусских национальных возрожденцев» были партиями не консервативными, и даже не строго либеральными, а социалистическими. Как и сами «белорусские возрожденцы» были социалистами, причем выходцами именно из движения польских социалистов. Именно виленские представители «Беларускай сацыялiстычнай грамады», бывшие еще и масонами, включая националистических кумиров Ластовского, Дуж-Душевского (автора бело-красно-белого флага) и братьев Луцевичей, составили и костяк сепаратистов-коллаборационистов кайзера, объявивших на оккупированных землях Белоруссии в 1918 году шутовскую БНР. Более того, подавляющее большинство из них не только не было отвергнуто большевиками, нелюбимыми архиепископом Артемием, но, напротив, были большевиками взлелеяны (а выехавшие возвращены в советскую Белоруссию большевистской делегацией во главе с тем же Янкой Купалой) и поставлены во главу проводившейся политики «беларусизации» 1920-х – на самом деле, антиправославной дерусификации и скрытой неополонизации белорусов. Экс-руководство БНР заняло руководящие должности в молоте советской литвинизации – «Институте белорусской культуры», впоследствии, гуманитарном отделении Академии наук БССР.

Не стоило бы забывать епископу Гродно и его клиру, что именно большевики поставили задачу уничтожения «великоросского шовинизма» и в целом учения (не только царской школы, но и многих святых) о триедином русском народе: именно им в переписях населения (начиная с 1926 года) и прочих документов малороссов насильственно заставляли записываться невиданным доселе термином «украинец», а великороссов – расширяться до русских, выводя из их круга белорусов и «украинцев». Но эту правду невозможно ожидать от гродненских «православных просветителей и правдоборцев», – как невозможно было ожидать от них в последнее десятилетия возмущения проводимой «ненавистным режимом Лукашенко» неолитвинизации белорусов, включающей и униатизацию, и неопаганизацию, и деславянизацию с дерусификацией.

Не лишним будет вспомнить и то, что «ненавистное» гродненскому клиру ВЧК (позже ОГПУ и политические отделы НКВД) были созданы поляком Дзержинским, подхвачены поляком Менжинским и, наконец, доведены до апогея евреем Енохом Йегудой (Ягодой). Проводившее репрессии 1937-1938 гг. НКВД СССР состояло из евреев, поляков и прибалтов на 50%, а руководство карательного политического ГУГБ НКВД и ГУЛАГ – на 90%, в БССР – и того более. Поэтому репрессии 1937-1938 гг. (до чистки самого НКВД, проведенной Лаврентием Берией), – включая «историю Куропат», в выстроенный неоязыческо-русофобский культ в который активно вписалось гродненской священство, – следовало бы, по правде, назвать не «сталинскими», а «бермановскими». Но в таких вопросах «принципиальность» и «правдолюбие» гродненского епископа и священников, тем более любящих регулярные поездки в Польшу (ЕС), куда-то теряется.

Таким образом, мы видим, что если идеологическим корнем Антиправославия в Гродненской епархии, главой которого является гродненский архиепископ Артемий, формально является антисоветизм, то скрытым за ним корнем духовным является лукавство, которое в самόм антисоветизме скрывает классическую русофобию и либеральное вольнодумство западного толка. Идеология верхушки Гродненской епархии твердо стоит как раз на большевистском наследии – и притом именно той его части, в которой большевизм сочетается с либерализмом и русофобским национализмом.

Пантелеймон Филиппович

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Пантелеимон Филиппович:
Все статьи автора
"Белорусский национализм"
Наднациональный Госсовет
Наш ответ «поджигателям войны»
23.10.2020
«Последняя надежда — это кровь на улицах»
Давление на Белоруссию со стороны Польши и Украины привело к активизации сотрудничества спецслужб Союзного государства
22.10.2020
«С Римом всегда нужно держать ухо востро»
Архиепископ Тадеуш Кондрусевич съездил в Ватикан пожаловаться на Лукашенко
21.10.2020
Гродненский архиерей бросает вызов митрополиту Вениамину
За призыв воздержаться от исполнения в храмах гимна коллаборационистов «Магутны Божа» Патриарший Экзарх Беларуси подвергся травле
16.10.2020
Все статьи темы
Последние комментарии
Учиться у Сталина
Новый комментарий от Валерий Медведь
2020-10-25 02:00
Коммунизм, социализм и Церковь
Новый комментарий от Валерий Медведь
2020-10-25 01:43
Неутихающий огонь ненависти в Нагорном Карабахе
Новый комментарий от Валерий Медведь
2020-10-25 00:13
День скорбной памяти
Новый комментарий от электрик
2020-10-24 17:31
Сталин против «бухгалтеров». Как нужно играть
Новый комментарий от электрик
2020-10-24 17:25
Таруса: на пути возвращения Руси
Новый комментарий от Константин В.
2020-10-24 17:21