Гром Победы, раздавайся!

Источник: Русский вестник

14 июня в Военно-патриотическом парке культуры и отдыха (ПКиО) «Патриот» в подмосковной Кубинке состоялось освящение Патриаршего собора в честь Воскресения Христова – главного храма Вооруженных сил Российской Федерации. Чин великого освящения и первую Божественную литургию в присутствии министра обороны РФ С.К. Шойгу и членов Коллегии Министерства обороны РФ, военнослужащих, курсантов военных училищ и ветеранов Великой Отечественной войны совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Предстоятель Русской Православной Церкви передал в дар новоосвященному храму чудотворную Каплуновскую икону Божией Матери, ставшую покровительницей русских войск при Полтавской битве.

Главный храм ВС РФ был заложен в Военно-патриотическом ПКиО «Патриот» 19 сентября 2018 года в присутствии президента РФ В.В. Путина и министра обороны РФ С.К. Шойгу. Третий по высоте (высота с крестом составляет 96 метров, Храм Христа Спасителя – 103 метра, Исаакиевский собор – 102 метра) православный собор в мире был возведен менее чем за два года. Защитный зеленый цвет, элементы отечественного оружия в декоре, металл из переплавленного оружия вермахта в плитах пола и другие решения создателей подчеркивают особый статус храма, строившегося к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Символизм отражают и параметры Воскресенского собора: диаметр и высота куполов, высота звонницы и другие меры отсылают к 1945 году, точному времени подписания акта о безоговорочной капитуляции Германии, – 2644 кв. м и соответствуют числу полных кавалеров ордена Славы и т.д. Так в Кубинке завершилось создание нового культового объекта, заключающего в себе целую культурно-ценностную матрицу и послание потомкам. Еще до своего возведения этот смелый и масштабный проект стал предметом идеологических споров, обрел значительные лагеря сторонников и противников. Когда он был завершен, обеим сторонам пришлось сойтись в одном: появился новый символ эпохи.
   
«Русский Вестник» обратился за разъяснением духовного и символического наполнения Главного храма Вооруженных сил РФ к его главному художнику – действительному члену Российской академии художеств, народному художнику России Василию Нестеренко.
    
– Василий Игоревич, когда Вы приступали к этой масштабной работе, Вы уже осознавали размах и значение того, что создается? Как Вы видели этот проект на первоначальной стадии и какую задачу себе ставили?
  
– Конечно, тогда у меня еще не сложилось окончательного видения, но я абсолютно четко понимал, что это грандиозный проект и что это будет один из наиболее значимых храмов для России. «Главный военный храм России» – уже в этих словах заключен ответ на ваш вопрос – это, во-первых, а во-вторых, это Храм во имя Воскресения Христова. Промежуток между формированием идеи и полным воплощением очень короткий – чуть более полутора лет, но концепция оформилась практически сразу, как я стал заниматься внутренним убранством храма. Было сразу известно, что в храме пять алтарей: главный алтарь – Воскресения Христова – и четыре в приделах, посвященных видам вооруженных сил: придел Великомученицы Варвары – покровительницы РВСН, придел Андрея Первозванного – покровителя ВМФ, придел Александра Невского – покровителя сухопутных войск и придел пророка Илии – покровителя ВКС и ВДВ. Практически сразу возникло решение поместить в главном куполе колоссальное изображение Спаса Нерукотворного.
   
– При разработке концепции испытывали ли какое-либо влияние?
   
– Прежде всего хочется отметить сильное влияние, которое оказывал Патриарх. Например, сначала на барабане задумывался Спас в силах. Барабан располагается рядом с главным изображением Спаса Нерукотворного, и Патриарх сказал, что это повтор. Мы заменили его образом Троицы с предстоящими праотцами и пророками, отчего поменялась и вся концепция барабана: изначально мы планировали делать там русских святых. Притвор храма посвящен роли Церкви в Великой Отечественной войне, и Патриарх делал существенные замечания, которые мы учитывали. Он знающий и требовательный человек, и если он лично принимает участие в процессе и дает указания, я считаю, это очень почетно для художников.
   
Очень сильное воздействие на всех этапах оказывал Сергей Кужугетович Шойгу, который является вдохновителем, автором и, я считаю, главным художником этого храма. Дело в том, что он сам художник: он пишет маслом и занимается скульптурой из дерева - соответственно, понимает суть работы художника и все ее сложности. Его мнение было очень важно, и он внес существенный вклад в создание храма. Под его руководством было построено немало объектов, поэтому он оказывал влияние и на архитектурный проект. На каждом этапе были его рука, душа и организаторские способности.
   
– Может быть, Вы обращались к каким-либо историческим примерам за вдохновением?
   
– Важный момент: история собора началась гораздо раньше. Главный военный храм был задуман еще Г.А. Потемкиным и Екатериной II, и предполагалось его соорудить на Никитских воротах – неподалеку от того места, где находится храм Большое Вознесение. Интересно, что планировали строить храм именно в Москве, а не в Петербурге. Осуществлению, как это часто бывает, помешали русско-турецкие войны. Уже много лет спустя построили главный Морской собор в Кронштадте, несколько военных храмов в Петербурге и Москве, но вот главный военный храм так и не появился. То есть судьба его была уже давно написана на Небесах. Прошли столетия, чтобы уже после Великой Отечественной войны, после возрождения из бездны 90-х годов, уже в новой России пришел новый руководитель армии – С.К. Шойгу – и возродил мечту многих поколений россиян о главном военном храме.
   
О планах по его строительству мы узнали в Кронштадте 26 июля 2018 года, когда вместе со скульптором Салаватом Щербаковым на площади Морского собора открывали стелу «Триумф российского флота». В основу этого монумента положена моя картина, находящаяся в Музее Вооруженных сил, но выполненная в мозаике и бронзовом обрамлении. А ведь тогда мы не представляли, что вскоре будем делать оформление стен нового храма в бронзе и мозаике. В церемонии открытия на День флота принимал участие Андрей Валериевич Картаполов – в то время командующий Западным военным округом, а затем возглавивший Главное военно-политическое управление ВС РФ. Так неожиданно сошлось много фактором: и главный Морской собор в Кронштадте, и мозаика, и бронза, и тот человек, который будет отвечать за возведение храма перед министром обороны, и Салават Щербаков, с которым мы много поработали в Военном храме. Это стало точкой отсчета – меньше чем 2 года назад, а 19 сентября была закладка камня.
   

– Все в максимально сжатые сроки.
 
– Такое ощущение, что образ храма уже существовал, а мы просто стали проводниками его воплощения. Если говорить о концепции, то было придумано много нового: с одной стороны, все традиционно, но с другой – удалось осуществить новый подход к церковной и духовной живописи.
   
– Над осуществлением работал большой творческий коллектив, которому требовалось взаимопонимание. Вы уже упомянули С.А. Щербакова, который занимался барельефами храма…
   
– Да, он сделал больше десятка барельефов, опоясывающих храм, по истории Великой Отечественной войны и по русской истории вообще: Петр I, полководцы... Если говорить об остальных, то прежде всего это главный архитектор проекта Дмитрий Михайлович Смирнов, с которым мы очень активно сотрудничали, чтобы получился ансамбль. Не могу не сказать о Даши Бальжановиче Намдакове – скульпторе, который тоже немало сделал в этом храме. Скульптор Виталий Шанов делал врата и Голгофу. Сергей Николаевич Андрияка занимался витражами на сводах, на которых изображены воинские ордена России. Еще необходимо упомянуть представителя Патриарха в проекте, координатора от РПЦ протоиерея Леонида Калинина. Отец Леонид имеет художественное образование: мы учились вместе в Московской средней художественной школе, Суриковском институте. Он возглавлял рабочую группу во время воссоздания Храма Христа Спасителя. Так его вклад тоже не мал, если говорить о соработничестве.
   
При закладке камня уже был готовый внешний проект, а когда мы соединили свои усилия – я, Дмитрий Смирнов и все остальные участники, многие решения сформировались уже в процессе. Я не претендую на то, что влиял на какие-то архитектурные моменты, но концептуально было взаимопроникновение: подавались новые идеи, а потом Дмитрий Смирнов все отрисовывал. То, что все это осталось в одних руках, я считаю огромной творческой удачей и для него, и для этого проекта. В результате все до мельчайшей детали составляет цельную картину, пронизанную одной архитектурной идеей.
   
Когда строили Храм Христа Спасителя, архитектурный проект создал К.А. Тон, концепцию разрабатывал митрополит Филарет Дроздов. Конечно, я занимался концепцией под влиянием множества факторов: старался слушать и священников, и военных, и историков. Не только воплотить, но и придумать с нуля – большая и сложная работа, и то, как это удалось, говорит о помощи Божией. Если Храм Христа Спасителя задумывали такие великие деятели, как Филарет Дроздов, то этот храм делали мы, обычные смертные – художники и скульпторы. Но была помощь Божия, было благословение, и мы старались ему следовать.
   
– Какие были сложности?
   
– В храме соединяются два начала – военное и церковное. Церковь говорит: «Никаких сражений!» Военные говорят: «Побольше битв!» А нам надо объединить эти две вещи. Можно сказать, что Господь избрал меня для этой миссии, поскольку последние 20 лет я занимаюсь именно русской военной и духовной историей: расписываю храмы и занимаюсь военно-исторической живописью. Мною создано много исторических работ по разным эпохам. Эта тема мне близка, и я не «плавал» в материале, а сразу ясно видел, как построить работу, как не сделать крена в одну или другую сторону. Вот Храм Христа Спасителя посвящен победе в Отечественной войне 1812 года, но там нет ни одного военного сюжета – только памятные доски, свидетельствующие о манифестах императора, сражениях Отечественной войны и Заграничного похода.
   
Здесь же стояла другая задача – отразить на стенах храма нашу военную историю, показать Великую Отечественную войну (ВОВ). Но ведь эпоха ВОВ – это безбожное время, и как тогда описать его церковным языком? Церковная традиция в этом отношении еще не сложилась. Например, мы знаем икону Новомучеников в Храме Христа Спасителя, где фигурки красноармейцев напоминают бесов. Но это отдельные фрагменты – попытки изобразить новейшую историю церковным языком, а цельной картины пока нет. Она формируется, потому что раньше таких задач не было, а сейчас они поставлены. Нам же надо было найти язык и форму, которые помогли бы рассказать именно о Великой Отечественной войне, о Первой мировой и обо всех остальных войнах. Требовалось выбрать наиболее значимые эпизоды из богатейшего материала, ведь храм огромный, но небесконечный. А как соединить с этим Вселенскую историю и евангельские сюжеты, соблюдая меру и не выходя из церковных канонов? Это была сверхзадача.
   
– Как раз ключевой вопрос о поиске точки соединения русской дореволюционной традиции православного воинства и советской безбожной – ведь это актуальный вопрос для всей нашей истории, и сегодня красные с белыми продолжают сражаться в нашем обществе…
 
– Конечно! Да, гражданская война идет до сих пор. Вот вопрос: изображать И.В. Сталина, хоть фрагментарно, или нет? И гражданская война в действии!

– При решении этой задачи Вы опирались на какие-то примеры или имели место некие творческие озарения?
   
– Один из самых ярких моментов в моей работе связан с изображением огромной фигуры Богородицы на западной апсиде. Надо сказать, образов Богородицы достаточно много в храме. Мы прослеживаем духовную историю нашего Отечества именно через помощь горних сил – явление Богородицы на полях сражений и помощь Ее чудо­творных икон – Смоленской, Владимирской и т.д. Если на восточной апсиде изображение Воскресения Христова – единственное, что сделано не мной, а скульптором Даши Намдаковым, то на западной апсиде – образ Богородицы, созданный как бы на все эпохи, который носит название «Образ Пресвятой Богородицы, заступницы Земли Русской». Однако все воспринимают ее как напоминание прежде всего о Великой Отечественной войне, хотя у нас есть два конкретных сюжета – явление Богородицы в Сталинграде 11 ноября 1942 года и перед Прохоровским сражением на Курской дуге 12 июля 1943 года, и отдельно – помощь иконы Тихвинской Божией Матери при обороне Москвы.
   
Но колоссальный образ Богородицы на западной апсиде неизбежно ассоциируется с Великой Отечественной, потому что напоминает «Родину-мать». Мне это не приходило в голову, но подсказали коллеги, а первым озвучил в разговоре поэт Леонид Монастырский. В тот период вся моя жизнь была подчинена этому храму, поэтому со всеми, с кем доводилось общаться, я неизбежно возвращался к этим идеям, запоминал разные взгляды. Когда во время дружеских бесед прозвучало «Родина-мать», я вдруг понял, что заключено в этих словах нечто особенное. Ведь не было понятия «Родина-мать» в дореволюционной истории и культуре. «Как женщину, ты родину любил», – вскользь сказанное великим писателем – единственное, что приходит на ум из нашей поэзии. И буквально за несколько дней это понятие захватило умы и души всех советских людей. Да потому что это Богородица, и все увидели в ней Богородицу! Не надо искать буквального сходства в знаменитом плакате И. Тоидзе – оно в том, что для всех этот образ сразу стал близким и понятным. Хотя сам сюжет сделан на основе явления Богородицы в Августовских лесах в период Первой мировой войны, когда Она с Младенцем на руках указывает рукой на запад в крестообразном сиянии, но известно, что в таком же виде Она являлась и во время русско-турецких войн, и во время Великой Отечественной. Действительно, это образ на все времена, но «Родина-мать» вызывает конкретные чувства у людей именно советской эпохи – она была бы не понятна в дореволюционной России.
   
Вокруг этого изображения Богородицы – сложная композиция: ангельское воинство, в орнамент вплетены изображения медальонов с Дмитрием Донским и Александром Невским. Внизу показано 9 мая 1945 года: Красная площадь с Казанским образом Божией Матери и маршалами Победы, а с другой стороны – сюжет, символизирующий воссоединение Крыма с Россией, с изображением Покрова Пресвятой Богородицы над Крымом. Все входит в большую западную апсиду, но в середине расположен образ Богородицы – Заступницы Земли Русской. Вот он явился каким-то чудесным образом. Говорят же, что Богородица явилась во сне В.М. Васнецову во Владимирском соборе, и он воспроизвел то, что видел. Я сделал несколько образов Богородицы в своей работе, предшествовавшей Военному храму, в частности, когда расписывал храм Святого Пантелеимона на Афоне. Там мною было исполнено несколько росписей, посвященных Пресвятой Богородице, например: «Игуменья Горы Афонской», образ Богородицы Светописанный. Это гигантский десятиметровый образ на потолке. То есть я занимался этой темой и хотя бы чуть-чуть был подготовлен к новой задаче – воплотить образ Богородицы – Спасительницы во время Великой Отечественной вой­ны и всех войн.
 
Теперь поговорим о том, как складывается система росписей и мозаик. Мы уже выяснили, что на восточной апсиде главный символ храма – Воскресение Христово, на западной – Богородица-Заступница, в куполе – Спас Нерукотворный. Когда министр обороны спрашивал меня: «А почему Спас Нерукотворный?» – я объяснял, что со времен Александра Невского Он изображался на русских знаменах. Во время работы на Афоне я написал маслом образ Христа Пантократора на десятиметровом куполе. А здесь почти 20-метровый купол и самое большое в мире изображение Спаса Нерукотворного! Если сопоставить купола самых значимых соборов мира: Храм Христа Спасителя, Исаакиевский собор, собор Святого Петра в Риме, собор Святого Павла в Лондоне, Софии в Константинополе, то самый большой купол на храме Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции, но там барочная роспись со сравнительно небольшими изображениями. У нас купол не самый большой, но мы решили сделать крупный образ Христа, смотрящего сверху на всех. Эта смелая идея вызывала сомнения, тем более что было сложно заранее представить, как это будет выглядеть, когда самого храма еще нет. Собственно, мы решили использовать мозаику, потому что иначе невозможно расписывать храм, которого еще нет. Выполнять роспись на холстах и приклеивать? Мы сделали это в нижних алтарях, но гигантские изображения приклеить на своды невозможно. Поэтому выполнение сюжетов в мозаичной технике было оправданно по многих причинам. В конечном итоге оказалось, что древняя техника мозаики очень сильно обогатила внутреннее убранство Главного военного храма.
   
Работа над Спасом Нерукотворным для купола была закончена 9 мая 19-го года, когда храм только начал расти от земли. То есть стен еще не было, купола не было, а мы сделали гигантский образ Христа. Мы выкладывали его на асфальте, а с верхних этажей смотрели, что получается. Тогда я настраивал своих коллег, что если мы сделаем это к 9 мая, то успеем все остальное. Успели – и пришло понимание, что какая бы ни была напряженная работа, мы все должны сделать, и у нас все для этого есть.
   
Спускаемся ниже от главного купола. Благодаря совету Патриарха там помещен образ Святой Троицы, а также праотцы и пророки. Среди них особое место занимает Иисус Навин, который также присутствовал на наших флагах наравне со Спасом Нерукотворным и Архангелом Михаилом. Напротив Троицы изображен «Ангел пустыни» – последний ветхозаветный пророк Иоанн Предтеча, а ниже – евангелисты. Недавно в Москве был освящен храм Федора Ушакова, где я делал иконостас. В какой-то момент работа над двумя храмами стала идти параллельно, и многие наработки оттуда, но в гораздо большем масштабе получили свое развитие в Военном храме и наоборот. Вот огромные мозаичные евангелисты с незначительными изменениями повторены в Царских вратах храма Федора Ушакова.
   
Ниже мы видим главную апсиду, где Воскресение Христово, а по бокам в двух арках – восемь святителей-литургистов Вселенской церкви: Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Двоеслов и т.д. В нижней части – изображение евхаристии. Справа и слева от главной апсиды расположены четыре придела: первый посвящен Великомученице Варваре – покровительнице РВСН; там изображено Воскрешение Лазаря и вход в Иерусалим. В приделе Андрея Первозванного – Тайная Вечеря, а в приделе Александра Невского – «Моление о чаше» и «Христос в темнице». Последний придел – Илии Пророка, и там мы видим Сошествие во ад, или Воскресение Христово. Таким образом, тема Воскресения проходит через все сюжеты пяти алтарей храма.
   
В верхних частях алтарей помещены мозаичные изображения св. Варвары, Андрея Первозванного, Александра Невского, пророка Илии с предстоящими. А кто – предстоящие? Помимо святых я изобразил российских полководцев, прославленных в народе, но пока не прославленных церковно. Это тоже новшество, особенность военного храма. В приделе Великомученицы Варвары – святые Дмитрий Донской и Илья Муромец, а за Дмитрием Донским – Боброк Волынский и Владимир Храбрый – полководцы Куликовской битвы, а позади Ильи Муромца – Михаил Скопин-Шуйский, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Вверху каждого малого алтаря – образ Святого духа. То есть они вместе со святыми предстоят Святому духу и совершают молитву о судьбах России.
     
Морской алтарь: Андрей Первозванный с Николой Можайским и Федором Ушаковым. Здесь изображены наши прославленные флотоводцы: адмиралы – В.А. Корнилов, М.П. Лазарев, П.С. Нахимов и С.О. Макаров. Далее, через главный придел, где помещена евхаристия, попадаем в придел Александра Невского. Там изображены святые Андрей Боголюбский и Михаил Тверской, а за ними – А.В. Суворов-Рымникский, П.А. Румянцев-Задунайский, Г.А. Потемкин-Таврический и В.М. Долгоруков-Крымский. В последнем приделе Илии Пророка за Архангелом Гавриилом и Георгием Победоносцем мы видим М.И. Кутузова, П.И. Багратиона, М.Д. Скобелева и М.И. Платова. Это образы наших великих праведных полководцев, олицетворяющих доблесть русского воинства разных эпох. В иконостасе храма Федора Ушакова в Южном Бутове это было сделано мной впервые, а здесь в этих алтарях нашло свое отражение в гораздо большем масштабе.
   
В восточной части храма расположены тимпаны: «Николай Чудотворец укрощает морскую бурю», где, по сюжету, греческий корабль, и Николай Чудотворец спасает тонущего архиепископа. Мы сделали российский военный корабль времен обороны Севастополя, и Николаем Чудотворцем спасен русский моряк. Вот так этот известный церковный сюжет получил русский акцент. С другой стороны располагается тимпан, на котором сюжет «Чудо Георгия о Змие». А далее начинается непосредственно русская история. Тимпан «Крым – колыбель Православия на Руси» показывает Андрея Первозванного, огласившего наше Отечество в I веке и прошедшего всю Русь – от Крыма до Валаама, и князя Владимира, через 900 лет покрестившегося в Крыму вместе со своей дружиной и крестившего Русь по возвращении в Киев. С левой стороны символически показано бескровное присоединение Крыма в 1783 году при Екатерине II. Справа же – бескровное воссоединение Крыма с Россией в 2014 году. Здесь мы видим церковное шествие с Державной иконой Божией Матери, «вежливых людей», казаков – это уже символически показывает наше время.
   
Следующий тимпан: «Благословение Сергием Радонежским Дмитрия Донского» перед Куликовской битвой, где воины держат образ Богоматери Донской. На следующих тимпанах изображены ангелов, которые держат: Владимирскую икону Божией Матери, спасающую Русь от нашествия Тамерлана; Казанскую икону Божией Матери, спасающую Россию от Смутного времени; Смоленскую икону, спасающую Россию от Наполеона. И на последнем из больших тимпанов ангелы держат Тихвинскую икону Божией Матери, спасающую Москву в 1941 году.
   
К большим тимпанам примыкают малые: Каплуновская икона Божией матери, а под ней Полтавская баталия – она спасала Россию во время Северной войны. Далее – икона Божией Матери Умиление, помогавшая во время Крымской войны. Интересна история Порт-Артурской иконы Богоматери. Богородица явилась солдату – ветерану обороны Севастополя держащей образ Спаса Нерукотворного на плате, а под ее ногами – сломанные мечи. Художник сделал бесплатно эту работу, но ее не успели привезти вовремя в войска, с чем Иоанн Кронштадтский связывал поражение при Цусиме и Порт-Артуре. Но она все равно являлась покровительницей во время Русско-японской войны. Затем явление Богородицы под Августовым в Первую мировую и явление Богородицы в Сталинграде в 1942 году. И последнее – «Нерушимая стена» – явление Богородицы на Курской дуге. Тимпаны прослеживают все основные вехи нашей военной истории.
   
Особняком стоят шесть сюжетов в нижней части западной стены, посвященные ВОВ. Было много вопросов о том, как отображать Великую Отечественную: многие полководцы неверующие, сейчас нередко критикуют Г.К. Жукова и других маршалов. Изобразишь А.И. Покрышкина, забудешь И.Н. Кожедуба – да у нас столько героев! В результате было предложено в нижний части этих сюжетов сделать реквием Солдату Великой войны. К солдату претензий нет, а в окопах неверующих не бывает! Получается картина: пехотинцы, артиллеристы, разведчики, танкисты, минометчики, моряки, воины-победители на фоне Рейхстага и т.д. – их головы, уходящие в такое солдатское море. Над ними святые покровители: Александр Невский со словами «Все взявшие меч, мечом погибнут!», Дмитрий Донской, архангел Гавриил, Георгий Победоносец. Символично, что Святой Георгий в красном плаще, а под ним – красное Знамя Победы. Последний сюжет этого ряда: Голгофа и два коленопреклоненных ангела, а под ними – солдаты, символизирующие память о вой­нах и конфликтах после ВОВ и до нашего времени. Там список, начиная с гражданской войны в Китае, Корее, Вьетнаме, Анголе до Афганистана, Таджикистана, Приднестровья и двух Чеченских войн. Не забыт ни один конфликт, в котором наши воины принимали участие. Этот список заканчивается принуждением Грузии к миру, борьбой с международным терроризмом в Сирии и воссоединением Крыма. Там оставлено место: не дай Бог – будут еще войны. Люди, которые служили в тех местах и горячих точках, сразу узнают воинов, символизирующих память о том или ином конфликте. Все венчает над символическим изображением Голгофы надпись: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя». Таким образом, все в ряду воинов с ВОВ и до наших дней и молитвенная часть – наши святые покровители. Так решены сюжеты западной части храма, располагающиеся под изображением Богородицы – Заступницы Земли Русской.
   
В притворе храма отображена роль РПЦ во время Великой Отечественной войны. Об этом раньше старались не говорить, и впервые в нашей истории так полно раскрывается эта тема – в трех тимпанах и шести портретных изображениях. Это – Тихвинская икона Божией Матери перед облетом Москвы в 1941 году: мы видим священников, держащих икону, и летчиков на фоне самолета «Дуглас». Следующие – это крестный ход 4 апреля 1942 года на Пасху в блокадном Ленинграде и передача танковой колонны «Димитрий Донской» митрополитом Крутицким Николаем Ярушевичем Красной армии в 1944-м. Кроме того, изображены будущий патриарх Сергий с обращением в первый день войны и священники Великой войны. Конечно, Матрона Московская и Серафим Вырицкий. Снятие блокады Ленинграда во многом связывают с молитвой на камне Серафима Вырицкого, повторившего подвиг Серафима Саровского. А также Алексий I, ставший Патриархом в апреле 45-го, и Лука Войно-Ясенецкий в белом халате, как в госпитале. Над всем – купол, где 75 лучей и 1418 красных восьмиконечных звезд на золотом фоне. Вот такое краткое, но емкое изображение вклада Русской Православной Церкви в победу в ВОВ.
   
Таким образом, в Главном военном храме нашли отражение и Вселенское Православие, и наши святые покровители армии и флота – это повод погрузиться в нашу историю, в нашу великую Россию. К этому примыкает нижний храм, освященный во имя Владимира Крестителя Руси, где удивительный баптистерий. Необходимо добавить скульптурные сюжеты на стенах храма, выполненные Салаватом Щербановым, самый большой складень в мире, который сделал Даши Намдаков, а также Голгофу Виталия Шанова, ордена российские, советские и новой России, выполненные на витражах на потолках под руководством Сергея Андрияки. Стены храма сделаны из бронзы, пол – из чугуна, своды – из стекла. Какон это интересное сочетание! А в лучах орнаментальных малых куполов изображены медальоны с символами видов и родов вооруженных сил. Здесь важна каждая деталь!
  
Также возрождена традиция Российской Империи, когда в храмах хранились полковые флаги: в Главном военном храме мы увидим подлинные знамена фронтов и соединений Великой Отечественной войны. Это увеличивает его сакральное значение. К этому необходимо добавить 75 икон, сделанных в киотах и иконостасах ярославскими художниками, и огромный музей «Дорога Памяти», опоясывающий Храм и отражающий 1418 дней ВОВ.
   
– Вы говорите об объединенной военно-духовной истории в этом храме?
   
– Именно так и надо говорить! Это Евангелие в красках, смальте и бронзе: человек приходит и читает историю. Как и планировалось, и это видно по реакции духовенства, велико духовно-нравственное просветительское значение этого храма.
   
– И в этом попытка нашу фрагментированную, разделенную историю соединить?
   
– Именно так! Для людей, прошедших Сталинград и Курскую дугу, а не смотревших на это со стороны, из-за границы, все ясно. Да, эти люди согрешили, они изгнали Христа из своей жизни, но все вернулось во время Великой Отечественной войны. Также важно покаяние, принесенное нашим народом в последние годы. Россия не развалилась в 90-е годы именно потому, что было покаяние и восстанавливались храмы. И мы хотели своей работой показать это в красках, в мозаике, в скульптуре – внести свой вклад в сакральную связь России с Небом.
   
– Не могу не задать вопросы, широко обсуждавшиеся в нашей прессе еще весной и вызвавшие ожесточенные споры: мозаичное изображение политиков современной России (В.В. Путин, С.К. Шойгу, В.И. Матвиенко и т.д.) в эпизоде воссоединения с Крымом, а также портрет И.В. Сталина на 9 Мая.
  
– Мне звонили сотни журналистов из разных изданий, и всех интересовало только это. Вот посмотрите, сколько всего в нашем храме сделано, а их волнуют лишь два крохотных фрагмента! Что касается политиков, то это один из вариантов – вполне приемлемый, который мог быть в сюжете про Крым. Выбрано народное гуляние: несут Корсунскую икону Божией Матери – первую, которая была обретена на Руси при князе Владимире, а сверху – Покров Богородицы над Россией и Крымом. Такой виток истории. На мой взгляд, могли быть показаны и политики, но тот вариант был еще не прошедший наш внутренний художественный контроль. Вообще вариантов было много, например: с сюжетом «Владимирская икона Божией Матери спасает Россию от Тамерлана», но почему-то тема с Тамерланом не вызывает ни у кого вопросов. В общем, здесь остановились на нынешнем варианте, чтобы было более церковно.
   
Сталин тоже вполне мог бы быть. Он изображен как символ: с одной стороны народ держит плакат «Дошли до Берлина», а с другой – плакат с изображением Сталина как главнокомандующего, а на переднем плане – узнаваемые маршалы Победы. Очень качественно выполненная мозаика! Она не содержит никаких характеристик Сталина: он наш главнокомандующий. Оценку ему дал У.Черчилль, сказав: «Сталин – самый выдающийся политический деятель Второй мировой войны». В итоге было решено показать именно 9 мая 1945 года, а тогда был не Парад Победы, а замечательные гуляния. Изображена Красная площадь, Казанская икона Божией Матери, от нее лучи света переходят в лучи прожектора, салют. Это относительно маленький сюжет в медальоне, а над ним – гигантская Богородица – Заступница Земли Русской с ангельским воинством. Интересно посмотреть, как выстроена архитектоника сюжетов и акцентов. Проводилась огромная работа, продумывалось, как водить глазом, и молящегося, и простого зрителя, поскольку храм рассчитан не только на верующих и христиан – его двери открыты для мусульман и атеистов – это храм-памятник.
  
Каждое решение было художественно оправданно: допустимо с точки зрения Церкви и интересно с точки зрения искусства. Возможно, что-то изменится. Так давайте посмотрим, как будет! Мне самому интересно.
   
Вопрос о нашем отношении: готовы ли мы это видеть? А что думают читатели касательно И.В. Сталина: можно ли изобразить его там с точки зрения Православия или нет?
   
– Тем не менее было немало критики внешней атрибутики храма, его цвета, милитаризации, в том числе от одного ныне запрещенного священнослужителя...
  
 – Один знаменитый диакон задавался вопросом: какое отношение Александр Свирский имеет к этому храму? Да не Александр Свирский, а Серафим Вырицкий! Он даже не потрудился узнать детали, но поспешил высказать негатив. Если человек заранее говорит, что все плохо, даже не узнавая, как на самом деле, надо каяться в предвзятом отношении к нашей военной и духовной истории, к армии и флоту, Великой Отечественной войне – и к России в конечном итоге!
   
Что касается цвета, как художник скажу, что при определенных небольших диссонансах достигнута гармония этого зеленого с патиной военного цвета, золотистых мозаик, стеклянных потолков с переливающимися цветами, орнаментом и орденами! А купола храма, как шлем Александра Невского, и горят золотом. Храм гигантский, а сделан ажурно. А то, что он железный: использованы чугунные полы, бронзовые стены, медные детали и стеклянные витражи, – очень необычно, хотя по рисунку, по абрису все очень традиционно. Просто это совсем другой взгляд.
   
Поэтому критикам хочу привести слова великого древнегреческого полководца Фемистокла: «Бей, но выслушай!» А если чуть-чуть изменить, то «критикуй, но посмотри!» Зайди в храм, постой там, окунись в атмосферу, а потом говори!
   
– Вы отдавали все свое время этой работе – теперь она завершена. Какие чувства испытываете, осознавая, что ответственны за создание нового символа, который еще долго будут обсуждать и станут отождествлять с эпохой?
   
– Когда храм был освящен нашим Патриархом Кириллом с сонмом архиереев и священников, военными и ветеранами ВОВ, министр обороны на приеме дал мне слово, и от лица художников я сказал, что я и все мои коллеги, проделавшие эту работу, хотим лишь того, чтобы храм зажил своей духовной жизнью. Вот как Храм Христа Спасителя, которому я отдал очень много сил 20 лет назад, был сдан к Рождеству 2000 года, а 20 августа 2000 года, на второй день после Преображения, состоялось прославление Новомучеников. Это была потрясающая служба – будто ангелы присутствовали во время литургии! Для меня Храм Христа Спасителя зажил совершенно другой жизнью после этой службы. Там же митрополит Лавр и патриарх Алексий совершили промыслительную службу, «окончив Гражданскую войну» воссоединение РПЦЗ и РПЦ. Когда в храме стали появляться мощи со всего мира, он духовно ожил.
   
Наше искреннее и единственное желание состоит в том, чтобы Главный военный храм, который мы сделали, зажил полноценной духовной жизнью и чтобы в нем происходили такие же значимые события!
   
Беседовал Филипп ЛЕБЕДЬ

Источник: Русский вестник

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Филипп Лебедь:
Все статьи автора
Василий Нестеренко:
Все статьи автора
Последние комментарии
В чём причина спора о поправках?
Новый комментарий от
2020-07-04 18:09
Воцарение коронабеса
Новый комментарий от Георгий
2020-07-04 18:01
Власть - это Божие установление
Новый комментарий от Игорь Бондарев
2020-07-04 17:36
На обломках России и за счет России?
Новый комментарий от поп Андрей
2020-07-04 15:52
Является ли симфония властей ложной концепцией?
Новый комментарий от Александр Семиреченский
2020-07-04 15:01
Почему победил Путин
Новый комментарий от Советский недобиток
2020-07-04 14:21
Если Патриарх утвердит решение, он станет простым монахом
Новый комментарий от Андрей Козлов
2020-07-04 12:23