Социальное дистанцирование как модный тренд

Дресс-код и коронавирус

 

«И странной близостью закованный,
Смотрю за тёмную вуаль».
Александр Блок

Вуалетки, пышные кринолины, тончайшие перчаточки цвета «экрю» или «вердегри». Ах! Однако же тут всё — сложнее, и уже хочется произнести: «Ой...» Сейчас многие социологи, публицисты, историки моды и так называемые трендсеттеры (то есть персонажи, ранее других улавливающие тренды) рассуждают о том, как изменится дресс-код и вообще — стиль бытия после коронавируса. Люди с образованием — часто профильным — начинают что-то городить о «тотальной новизне» и «принципиально иных» методах само-позиционирования; об изобретении способов коммуникаций с учётом пресловутой социальной дистанции в полтора метра; о приспосабливании моды к требованиям вирусо-реальности. И — принимаются бойко «изобретать велосипед».

Если окинуть взором — необязательно даже пристальным — всю историю костюма, то возникнет интереснейший вид: до Первой Мировой войны одежда и манера общаться были не только маркерами положения и статуса, но и рановидностями социального дистанцирования. Весь этот бон-тон с поклонами и дамскими реверансами, с приподниманием шляпы-котелка или цилиндра при встрече — у джентльменов, с чётко записанными правилами ношения перчаток — это не чарующая прихоть, а надобность. Старинная присказка: «Он меняет женщин, как перчатки» говорит о том, что их — перчатки — выбрасывали слишком часто. Как источник грязи и (кто ведает?) заразы. Перчатки заказывали дюжинами не для форсу.

Общеизвестно, что массовая гигиена, равно как и медицина, справляющаяся с эпидемиями — это XX столетие. До этого человек постоянно изобретал способы не подхватить болячку — от себе подобных и особливо — от прислуги, конюха, случайного нищего на улице. Вся мировая классика XIX - начала XX века населена чахоточными девами и кашляющими студентами-гениями. От этой болезни скончалась и младшая дочь Николая I - девятнадцатилетняя Сашенька. История — это не лишь короли, войны и победы, но и пандемии, уносившие целые города и области.

По свету гуляли чума (время от времени) и холера (с завидной регулярностью). Девица без оспин считалась красавицей, даже если была кривобока, тоща и косоглаза. Любопытная деталь: расширение дамских юбок, начало моды на «панцирные» корсеты, появление перчаточного этикета и культивирование благовоний — тоже, якобы спасающих от болезней и окружавших человека «облаком» — началось в XVI столетии, когда произошли два эпохальных события 1) в Европе окончательно закрылись общественные бани — основные разносчики чумы; 2) началось резкое развитие химии, врачевания и фармакологии.

Мытьё перенесли в личные апартаменты — достаточно посмотреть на изображения Дианы де Пуатье или сестриц Д`Эсте в мраморных купальнях или, допустим гораздо более позднюю картину Жана-Батиста Патера «Принятие ванны» - с дебелой красавицей, вылезающей из лохани и готовой к утреннему одеванию. Так складывалась европейская традиция «приватного» омовения. Кроме этого, всё усложнялись и ужесточались нормы, связанные с коммуникацией — чем выше стояла персона, тем труднее было к ней подойти — в прямом смысле этого слова. Дистанция не соблюдалась только с родственниками, близкими друзьями, товарищами по оружию.

Это не выдуманный от безделья политес — это подсознательная, выработанная хомо-сапиенсом привычка. Не стоит забывать, что человек вышел из природы-пещеры, а потому все его уловки направлены не столько на «созидание светлого будущего», сколько на выживание вида. Испанские воротники в форме жернова, бескрайние юбки, именуемые verdugado, мантильи, скрывавшие лица — это не лишь стыдливая гордость донны, это — стремление уберечь её от превратностей. Потом возникли фижмы — не менее роскошные. Коснуться дамских пальчиков — уже невиданная близость. Родился «язык веера» - галантные аристократы изъяснялись при помощи веерного экрана. «Да» - раскрыть. «Нет!» - закрыть. На расстоянии. Города и сёла в те романтические (по книжкам!) годы утопали в антисанитарии — нечистотах, помоях, лужах из гнилых овощей. Надо всем этим царили жирные мухи, злые крысы и — развесёлые вирусы.

Благоухающая и отмытая сеньора выходила на улицу и получала порцию вони, грязи и — насекомых. Знаменитые блохоловки, над коими так любит потешаться нынешний обыватель, немного спасали ситуацию, а вот болезнь приходила и в шикарные чертоги. «Соблюдай социальную дистанцию!» - это вдалбливалось на уровне культурного кода. Ещё один звоночек — уменьшение объёмов фижм, а потом и отказ от них, мода на дружеские объятия, сентиментальность и простоту обращения совпала с ...популяризацией прививок от оспы и значительными успехами в области медицины.

Тем не менее, к  финалу 1810-х годов юбки снова пошли вширь, а дистанцирование — увеличилось (славные наполеоновские войны сопровождались вспышками сыпного тифа). В середине XIX столетия явился кринолин, вслед за ним — турнюр. Впрочем, после исчезновения каркасных юбок, у женщин ещё оставались защитные механизмы — корсеты, вуали, перчатки. Тело строго запечатано. Мужчины тоже защищались от «среды», но не так тщательно, ибо хомо-сапиенс укутывал потенциальную роженицу, хранительницу рода и вида.

С распространением спорта и активным внедрением профилактических мер в жизнь самых разных слоёв общества, начали «отпадать» правила безопасного поведения. Это происходило как бы само собой, а модельеры — те ловили настроение текущего момента. Конечно, летние перчаточки и шляпные вуали ещё долго — до 1960-х годов хранили чарующе-эстетическую функцию, но основа была утеряна, казалось бы, навсегда. Теперь мы на пороге очередных изменений в «модных привычках», и это не будет что-то новое, а всего навсего — хорошо забытое старое.

P.S. В 1920-х годах в СССР — после эпидемий «испанки» и общего эпидемиологического коллапса, пришедшегося на период Гражданской войны, велась борьба с рукопожатиями, как основным переносчиком болезнетворных бактерий. «Без рукопожатий встречайте друга и провожайте!» - кричали плакаты. Но это совсем уже другая история...

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Галина Иванкина:
Это – ваш уровень
Вы сами их лепите и создаёте с тщанием Пигмалиона, не даёте им рассыпаться и уйти с радаров
23.11.2020
Медведь
«Александр-Миротворец» - в Государственном Историческом Музее
16.11.2020
Зачем опять «Ну, погоди»?
Делайте новое, а если не можете – переквалифицируйтесь в управдомы
27.10.2020
Только ли Горбачёв?
Ребятки, оравшие: «Пе-ре-мен!» и рукоплескавшие Борису Николаичу, дружно возопили: «В моём инфаркте прошу винить Горбачёва!»
18.10.2020
«Калязин. Фрески затопленного монастыря»
В музее архитектуры открылась уникальная экспозиция
14.10.2020
Все статьи автора
"Коронавирус — биологическое оружие или эпидемия?"
«Нынешний год оказался весьма трудным и непредсказуемым»
Это потребовало принятия экстраординарных мер и в России, и в других государствах
24.11.2020
Масонской поступью к «золотому миллиарду»
Гейтс уведомил: следующая свирепая пандемия возможна через 3 года
24.11.2020
Все статьи темы
Последние комментарии
В России нет места героизации финских фашистов
Новый комментарий от Андрей Козлов
2020-11-24 14:37
О. Алексий Денисов: Ковид-диссиденты сильно заблуждаются
Новый комментарий от Андрей Козлов
2020-11-24 14:36
«Цветная революция» под сенью хоругвей
Новый комментарий от Сергей иванович
2020-11-24 14:29
Взвешенное, глубоко продуманное, выстраданное мнение
Новый комментарий от Андрей Козлов
2020-11-24 14:17
Протоиерей Лепин выступает в роли провокатора
Новый комментарий от Андрей Х.
2020-11-24 14:12
Манипуляция и пропаганда
Новый комментарий от Русский Сталинист
2020-11-24 14:09
Приднестровье – следующая «горячая точка»?
Новый комментарий от Брат
2020-11-24 10:27