«Прогрессирующий козел»: что не так с российской авиаотраслью

"Прогрессирующий козел": что не так с российской авиаотрасльюГенпрокурор Юрий Чайка в Госдуме рассказал о серьезных проблемах в авиаотрасли. Он раскритиковал Минтранс и Росавиацию, заявил, что так и не утверждены правила наземного технического обслуживания воздушных судов, а качество подготовки пилотов оставляет желать лучшего. Дмитрий Лекух - о том, с чем связан кризис в гражданской авиации. 

 

Выступление такого ранга людей - как правило, очень в оценках консервативных и осторожных - может обозначать только одно: ситуация зашла слишком далеко и требует серьезного оперативного вмешательства не только на административно-управленческом уровне. Речь не идет ни об уголовщине, ни о коррупции (хотя куда же без нее), ни о каком-либо "внедряемом криминале". Но на самом деле все значительно хуже.

Проблемы, о которых говорил генпрокурор, несмотря на постоянные требования и особый контроль, не решаются уже много лет.

Даже государственная программа обеспечения безопасности полетов не соответствует международным требованиям. В частности, до сих пор - вдумайтесь - "не определены целевой и приемлемый уровень безопасности полетов". Да и вообще государственная программа безопасности авиаперевозок не актуализировалась с 2008 года. Более того, не выполнены даже обязательства, предусмотренные подписанной нашей страной Конвенцией о международной гражданской авиации. И самое страшное: в профильных ведомствах даже не определено "лицо", отвечающее за программу безопасности пассажирских авиаперевозок. Поэтому за ту же катастрофу "Суперджета" 5 мая ни в профильном Министерстве транспорта, ни в правительстве вообще никто никакой ответственности не понесет. Ибо там за нашу с вами безопасность в воздухе, чисто по должности, бюрократически, вообще никто не отвечает. Хотя по всем законам такое "ответственное лицо" должно быть, но, оцените аппаратный гений, его нет, потому что никто не хочет. И пусть вам это придаст уверенности в ваших перелетах, уважаемые дамы и господа.

У прокуратуры к отрасли, как выясняется, вообще очень много вопросов. Например, по поводу отсутствия необходимых нормативных правовых актов, в том числе регламентирующих вопросы сертификации авиатехники и ее производителей, по поводу подготовки летного персонала. Очень уж много случаев, когда пилотов набирали чуть ли не по объявлению. Вот что говорил Чайка: 

В ходе надзорных проверок нами вскрывались факты неполного прохождения летным персоналом программ подготовки, отсутствия в образовательных организациях необходимого кадрового и материального обеспечения. В связи с этим с 2017 года по результатам принятых прокурорами мер от выполнения полетов отстранены 550 пилотов, прекращена деятельность двух авиационных учебных центров, аннулировано 160 летных свидетельств.

По свидетельству очевидцев, у депутатов это вызвало весьма живой интерес, ибо они также этими самыми самолетами летают.

В истории с авиакатастрофой в Шереметьево многое символично. Мы не можем утверждать однозначно и голословно, тем более говорить о персоналиях до окончания следствия, но по версии, которую принято считать основной, погубил SSJ-100 5 мая так называемый "прогрессирующий козел". "Козлом" у летчиков принято называть отскакивание самолета от ВПП в момент первого касания колесами, которое считается откровенно курсантской ошибкой, но которое при определенных обстоятельствах может допустить не очень умелый пилот при посадке. А вот "прогрессирующий козел" - это профессиональный приговор летчику. Значит, самолет посажен настолько грубо, что подпрыгивает не один раз, как это и произошло в случае с SSJ-100. 

Но в авиации, по крайней мере в военной, есть и другое, совсем уже сленговое толкование этого словосочетания "по аналогии". И в этом значении "прогрессирующий козел" - это фатальная цепочка ошибок и раздолбайства, которые по отдельности вполне будничны, но, сложившись каким-либо замысловатым образом, становятся причиной крупных неприятностей. Которых, казалось бы, ничто не предвещало. 

Просто пример из жизни: раздолбай-срочник разлил на полосе масло и забыл это дело ликвидировать - сплошь и рядом такое происходит. Нарушение максимум на 15 минут воплей старшины. Но потом в это масло влетает, допустим, не слишком трезвый прапор на "УАЗике". Что тоже, конечно, предосудительно, но вполне обыденная вещь, к которой стоит относиться вполне философски - ему же не в полет идти, он всего лишь уставший обслуживающий персонал. Прапор уходит в дрифт и его выносит прямо в какой-нибудь "говновоз", припаркованный аккурат перед ангаром, в котором проводит совещание с посетившим его другом-генералом сам лично товарищ командир этого авиационного соединения. Вот это и есть другое значение термина "прогрессирующий козел". К счастью, тогда обошлось - его вынесло всего лишь полить дерьмом командира, а не в какую-нибудь подходящую емкость с авиационным керосином занесло. Вероятность чего, кстати, была значительно выше.

Вот все, что происходило в тот раз с SSJ-100 после удара молнии, и есть в дистиллированном виде тот самый "прогрессирующий козел". И, судя по выступлению генерального прокурора, этот же диагноз можно спроецировать на всю авиационную отрасль. Там небольшой "косяк", здесь немного "не дотянули", а вон там слегка сэкономили. Плюс максимально размыли ответственность: ибо у побед много отцов, но поражение всегда сирота. 

И вообще авиаперевозки - это прежде всего бизнес, люди там зарабатывать деньги должны. Ибо акционеры авиакомпаний, в том числе, кстати, и представители государства, спрашивают с менеджмента прежде всего за заработанные деньги - капитализм, то-се. А бизнесу катастрофа - помеха только если репутационная, материальных издержек авиакомпания особенных не несет - страховой случай.

Собственно говоря, в этом и есть главная проблема происходящего: что важнее в отрасли - интересы бизнеса, за которые с чиновников спрашивают, по которым они готовят отчетность и с гордостью докладывают о прибылях? Или какие-то сопутствующие факторы - те самые, которые стали системными и о проявлениях которых и говорил прокурор Чайка. В частности, интересы безопасности, которые хоть и не преступно, но нарушаются - в тех самых интересах бизнеса, который в данной парадигме суть абсолютный приоритет. И либо мы эту парадигму интересов бизнеса сломаем, сделав безопасность абсолютным приоритетом перед любыми кэшевыми потоками. И тогда Минтранс перестанет закрывать глаза на косяки авиакомпаний (от подготовки пилотов до сертификации авиатехники) даже в том случае, если это будет грозить убытками и начнет ухудшать отраслевые показатели. Либо так и будем жить и летать на авось в ожидании того, что к нам (из соображений статистики) заглянет на огонек очередной "прогрессирующий козел".

 

Источник

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий