Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Стать никем: прогрессивное развитие современного мира приводит к постепенному исчезновению самого феномена профессии

Татьяна  Воеводина,

15.05.2019

  

Западная гуманистическая педагогика сделала новый впечатляющий рывок. А мы по-прежнему плетёмся в хвосте прогресса. Мы-то, лапотные, всё бормочем о профессиональной ориентации, про востребованные-невостребованные профессии, пытаемся помочь детям понять, какое занятие в будущем им подойдёт. Книжки устарелые издаём: «Нужные работники - столяры и плотники». И главная отсталость - это наша неизжитая привычка задавать ребятишкам дурацкий вопрос: «Кем ты хочешь быть?». Вопрос по нынешним временам совершенно антипедагогический и психотравмирующий. Портал Quartz at Work объясняет, почему. 

«Спрашивая ребенка о будущей профессии, мы загоняем его в рамки. «Выбранная» в 7 лет профессия ограничивает человека много лет, не давая лавировать в карьерном океане.

Мотивировать ребенка думать о будущем, однако, необходимо. Как же это сделать? Рекомендуется задавать детям следующий вопрос: «Какие проблемы ты хочешь решить?». 

«Такой вопрос дает возможность говорить более открыто и интересно о ценностях ребенка и о том, как он может сделать этот мир лучше. Он должен понимать, что важны и стандартная работа, и волонтерская деятельность, и искусство, и другие занятия.

Хизер Лэнди однажды спросила у своей девятилетней дочери Иззи, кем она хочет стать, когда вырастет. Девочка пожала плечами и ответила, что не знает. Но стоило спросить ее, какие проблемы она хотела бы однажды решить, Иззи тут же ответила, что ее беспокоит глобальное потепление».

Словом, с семилетками нужно вести «дискуссии об их ценностях, с помощью которых они смогут когда-нибудь попробовать внести позитивные изменения в мир».  

Читая эдакое, понимаешь, насколько ты устарела: в мои семь лет, когда глобального потепления не было в помине, детей учили решать задачки и делать скворечники, а не дискутировать о ценностях. 

Но оправившись от печали о  собственной устарелости, начинаешь понимать, что прогрессивная педагогика права. Скворечники делать нельзя, потому что ребёнок молотка сроду в руках не держал, поскольку руки у него всегда заняты гаджетом, а потому может ударить по пальцу и тогда твоей педагогической карьере - капец: не отсудишься-не отпишешься. Словом, скворечники исключаются. Если потребуются - сработают унтерменши из третьего мира. 

А рассуждать на казавшуюся вечной тему «Кем быть?» и вовсе рискованно. Прогрессивное развитие современного мира приводит к постепенному исчезновению самого феномена профессии. Деиндустриализация Запада привела к тому, что пролетариат стал прекариатом, а основные рабочие места - в сфере обслуживания, да и они ненадёжны, недлительны и, безусловно, не квалифицированы. При этом  большинство выходящей на рынок труда молодёжи имеет формальное высшее образование. И это считается прекрасной новой тенденцией. Да и как не радоваться, что пиццу тебе доставил человек с дипломом! Всё больше народа трудится в качестве надомников-фрилансеров. Это, если повезёт, трудятся, а так-то просто дома сидят. Дамы-финансисты и политологи, находясь в декрете, заканчивают курсы маникюра и потом красят ногти соседкам в качестве самозанятых тружениц. Словом, «лавируют в карьерном океане», как учат прогрессивные педагоги. 

При таком раскладе детей действительно не стоит ориентировать на какую-то определённую профессию - во избежание жестоких разочарований. Пускай с детства привыкают, что они никто и ничто и звать их никак. И это - их учат -  не плохо и не печально, а правильно и прогрессивно. 

Это очень по-современному: объявлять то, что не могут поправить и улучшить - правильным, гуманным и справедливым. И прикольным к тому же: можно ничего толком не знать и не учить, никакого тебе «офисного рабства» - то ты курьер, то листовки раздаёшь, а то и вовсе в волонтёры записался. Главное, чтоб ценности правильные были. И среди них не было ценности профессии и профессионального мастерства. Это - неправильная и вредная ценность. Устарелая. 

Несколько лет назад я со своими сотрудницами была в Венеции на производстве муранского стекла. Работник, который нам показывал, как выдувается знаменитая статуэтка коня, был мрачнее тучи и двигался, словно робот. Потом я узнала: это был его последний рабочий день. Его увольняют ввиду сокращения производства. Производство чудного муранского стекла уже сократилось в разы, не выдержав конкуренции китайского: похуже, но гораздо дешевле. Его мир рухнул: ведь до этого не только он, но и поколения его семьи были стеклодувами и о другом не помышляли. 

Вот чтобы избежать подобных разочарований, детей сызмальства учат быть - никем. Прекариатом.  

А прекарии страдают от того, что Г.Стэндинг, автор известной книжки «Прекариат - новый опасный класс», назвал "Четырьмя "A". Аnxiety - тревога из-за неопределенности. Аlienation - отчуждение из-за необходимости заниматься не тем, чем хочется. Аnomie - невозможность самоидентификации из-за разрыва социальных связей. Аnger - злость - результат предыдущих трех "А". 

Вот для смягчения этих «А» и трудится передовая педагогика. Она же не может изменить мир, потому меняет наше отношение к миру.

 

Источник



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме