Вольтер - безбожник все-таки или нет?

Вольтер - французский философ и просветитель, живший в XVIII столетии

 

В церковной среде он чаще всего известен как безбожник благодаря знаменитой фразе, обращенной к Католической Церкви: «Раздавить гадину». Большинство людей, незнакомых с философскими и религиозными взглядами Вольтера, считают его атеистом. Действительно, если смотреть на него как на активного антиклерикала и борца с Церковью, то он выглядит именно как атеист, но с чисто философской точки зрения Вольтера все-таки нужно отнести к деистам, убежденным в существовании Бога, создавшего этот мир, но больше не имеющего к нему никакого отношения. Именно гармоничная устроенность мироздания удерживала Вольтера от атеизма, и именно эту его позицию позднее критиковал Чарльз Дравин.

Дабы не омрачать картину взглядов Вольтера, сразу отметим ряд его положительных идей. У Фомы Аквинского он перенял космологическое доказательство бытия Бога, которое и сейчас является достаточно убедительным. Вольтер говорил, что все, что существует, имеет причину своего существования в другом существе. Если, таким образом, «отматывать» шаги обратно в прошлое, то мы должны будем прийти к самосуществующему Существу, которое и есть Бог.

Другое доказательство бытия Бога Вольтер перенял у английского богослова и философа Уильяма Пейли, он говорил: «Я всегда буду придерживаться того мнения, что часы доказывают существования часовщика, а мироздание доказывает существование Бога... С моей точки зрения, в природе, как произведении искусства, я не могу видеть ничего иного, коме конечных причин; и я настолько же убежден, что яблони созданы, чтобы приносить яблоки, насколько я убежден, что часы созданы, чтобы показывать время суток... Уже само по себе это выглядит для меня самым убедительным доказательством существования Бога, и я совершенно не представляю, каким образом не него можно было бы возразить». Согласно мнению Вольтера, Бог был необходим, чтобы мир начал быть, но с того времени Он не проявляет никакой провиденциальной заботы о мире. Нельзя не сказать, что такой взгляд на Бога достаточно популярен у представителей той современной молодежи, которая еще не решается вступить на путь полного атеизма и материализма.

Критика христианства Вольтером началась с его поэмы «Послание Урании», где он говорит о ветхозаветном Боге как о тиране, негуманно осуждающем всех подряд язычников на вечные муки. Результатом таких взглядов стала его молитва, обращенная к деистическому, но милостивому богу: «Я не христианин и могу любить тебя больше».

Большой ушат критик Вольтер вылил на самого известного тогда защитника христианства Блеза Паскаля. Он считал, что Паскаль потворствует фанатизму и ничего не имеет общего ни с просвещением, ни с гуманизмом. Можно, конечно, сослаться на то, что антихристианские взгляды Вольтера были сформированы из-за порочного и бесчинного образа жизни духовенства его времени, но тогда возникает вопрос: почему ж эти причины не совратили ум и сердце Паскаля? Это говорит о том, что каждый человек делает свой осознанный выбор в жизни, за который потом и несет полную ответственность. Допустим, что Вольтер не разобрался в Ветхом Завете, но он также не увидел любящего Бога и в лице кроткого и смиренного Христа, которого считал лишь гуманистом. Для него возникновение христианства стало прискорбным помрачением человеческого разума и задержкой прогресса человечества. Жаль, что только он не смог пожить в ХХ веке, где прогресс человечества проявил себя в полной мере в виде двух мировых войн, создании атомной и водородной бомб и прочими причиндалами для игры геополитическими «мускулами».

Как деист, Вольтер полностью отрицал возможность чудес, придерживаясь аргументации, сформированной Бенедиктом Спинозой и Дэвидом Юмом. Его позиция, как и позиция всякого деиста, заведомо уязвима. Он отрицает реальность «малых» чудес, при этом признает самое великое чудо - сотворение мира из ничего.

Пытаясь обосновать свои деистические взгляды, Вольтер также акцентирует внимание на наличии несправедливости в мире, которая была бы исправлена, если всемогущий Бог мог вмешаться или вмешивался бы в дела и процессы этого мира. Но здесь он снова противоречит сам себе. Как можно постулировать невозможность исправления несправедливости, не постулируя при этом существование окончательного эталона справедливости? Но если Бог все-таки справедлив, то и проблема зла будет решена. Если Бог справедлив и всемогущ, Он исправит всякую несправедливость в то время, которое изберет Сам. Позиция Вольтера оказывается заведомо ложной, ведь тот факт, что зло и несправедливость еще не уничтожены, никак не означает, что так будет всегда. Если существует всеблагой Бог, то Он хочет уничтожить зло и несправедливость, а если Бог еще и всемогущ, Он может это сделать.

Взгляды Вольтера были во многом характерны для настроений его времени. В своем стремлении избавиться от церковного влияния общество становилось близоруким. Принято было говорить о зле, при этом забывали, что зло не самобытно, и его оценка именно как зла возможна лишь при наличии эталона Добра. Все эти аргументы активно используются и современными критиками христианства, однако при этом многие забывают, к чему приводит гуманизм, оторванный от своих христианских корней: «Новый Чингисхан, родившийся из недр самой Европы, обрушился на нее воздушными бомбардировками, разрушающими целые города, газовыми камерами для массового истребления людей и грозит теперь смести человечество с лица земли атомными бомбами», - писал Семен Франк, которого дополняет Бердяев, указывая на кризис просветительского гуманизма: «Не осуществилось ничего из этих стремлений, ни в области познания - в науке и философии, ни в области художественного творчества, ни в области жизни государственной, ни в области жизни экономической, ни в области реальной власти над природой».

Вольтер не был дураком, он не был и атеистом, но был безбожником, восставшим против Истины, а всякое противление Истине есть ложь. И чем больше лжи, тем больше и ошибок, цена которых может быть очень высокой. Будем надеяться, что заблуждения Вольтера послужат уроком для тех, кто пытается бороться с христианством сегодня, а иначе история имеет свойство повторяться.

Протоиерей Владимир Долгих

Православная жизнь

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Владимир Долгих:
Размышления о рассеянной молитве и практических путях избавления от нее
Рассеянная и несобранная молитва - это, пожалуй, одна из самых распространенных проблем большинства христиан
29.08.2019
Блез Паскаль и его «беспроигрышное пари»
19 июня 1623 года родился известнейший французский математик, физик и философ Блез Паскаль
20.06.2019
Вольтер - безбожник все-таки или нет?
Вольтер - французский философ и просветитель, живший в XVIII столетии
06.06.2019
Все статьи автора
Последние комментарии
Сорос лоббирует закон «о семейном насилии»
Новый комментарий от Александр Копейкин
11.12.2019
Возбудить дело против депутата Оксаны Пушкиной
Новый комментарий от Александр Копейкин
11.12.2019
«Ржев»: о священной войне с мерзавцами, которые позорят фронтовиков
Новый комментарий от Русский Сталинист
12.12.2019
«Памятник будет символом всеобщего покаяния»
Новый комментарий от PRO
12.12.2019
Россия и государственные услуги
Новый комментарий от Света Ч.
12.12.2019