Об американских проектах отсечения Центральной Азии от России

Вашингтон и Брюссель реанимируют проект ТРАСЕКА

Для чего обдумывается реанимация ТРАСЕКА

Вашингтон обеспокоен ростом влияния Пекина во внутренних районах Евразии и разрабатывает контрмеры. Одной из них может стать реанимация проекта ТРАСЕКА «в обход России», инициированного в начале 1990-х годов Евросоюзом, но оказавшегося неудачным.

Тревога, испытываемая в Вашингтоне, прослеживается в публикациях ведущих американских мозговых центров. Формулируя цели и задачи США в Прикаспийском бассейне и Центральной Азии, они указывают на растущее экономическое проникновение КНР и политическое давление со стороны России, которым Америка должна противостоять. В качестве инструмента противостояния Вашингтону предлагается использовать транспортные проекты, выстраивая торговые маршруты, альтернативные российским и китайским.

В январе сего года председатель Института Центральной Азии и Кавказа Американского совета по внешней политике (Вашингтон) Фредерик Старр опубликовал примечательную статью «Самый восточный порт Европы», посвятив её новому грузинскому порту Анаклия. Статья интересна не вниманием к развитию портовой инфраструктуры Грузии, а тем значением, которое она отводит Анаклии в системе транспортных коммуникаций Европа - Кавказ - Центральная Азия. Связано это с тем, пишет Ф. Старр, что к востоку от Босфора до сих пор отсутствовал глубоководный порт, способный принимать суда океанского класса с осадкой до семнадцати метров. Именно таким портом должна стать Анаклия, превратившись в главный транспортный узел Кавказа, а возможно, и Центральной Азии.

Роль Китая здесь видится американскому аналитику неоднозначной. С одной стороны Ф. Старр опасается роста экономического влияния китайцев в Центральной Азии и на Кавказе, с другой - предлагает использовать китайские инвестиции в «Экономический пояс Шёлкового пути» в интересах США, эксплуатируя создаваемую Китаем транспортную инфраструктуру. По данным Старра, товарооборот Китая с Грузией с 2002 г. вырос в 40 раз, в результате чего КНР стала третьим по величине торговым партнёром Тбилиси. В то же время китайские инвестиции обеспечат лишь четверть вложений в развитие Анаклии, и контролировать её полностью КНР не в состоянии. К тому же строительством порта занимаются две американские фирмы - Conti Group (Нью-Джерси) и SSA Marine (Сиэтл), а управлять Анаклией будет крупный американский портовый оператор SSA Marine (Сиэтл).

Обосновывая необходимость развития данного проекта, Ф. Старр фактически ведёт речь о выстраивании идущих в обход РФ транспортных маршрутов, которые должны «отрезать» от России восемь бывших советских республик, хотя напрямую об этом не говорится. В 1990-е годы подобный проект, носивший название ТРАСЕКА (Транспортный коридор Европа - Кавказ - Азия), пытался реализовать Евросоюз, но безуспешно. Теперь чем-то подобным занялись американцы.

Всё дело в стратегическом значении Центральной Азии на Евразийском континенте, где она является в точном смысле слова геополитически центральной. Шесть стран региона (к пяти бывшим советским республикам Средней Азии Старр присоединяет Афганистан и в этом повторяет русского геополитика начала ХХ века А.Е. Снесарева) граничат с четвёркой крупных держав, располагающих ядерным оружием: Россией, Китаем, Индией и Пакистаном, а также враждебным американцам Ираном. Укрепившись в этом регионе, США получат стратегическое преимущество  по отношению к основным своим противникам.

Москва, по утверждению Ф. Старра, стремится превратить Центральную Азию в зону своих привилегированных интересов путём размещения там военных баз и развития ЕАЭС. Пекин же хочет вписать страны Центральной Азии в рамки проекта «Один пояс - один путь» (его составной частью является «Экономической пояс Шелкового пути»), превратившись в главного покупателя центральноазиатских энергоресурсов и крупнейшего инвестора. Противостоять этому предлагается с помощью усиления интеграции центральноазиатских государств, которая позволит им выступать «единым фронтом», а также инфраструктурной и торгово-экономической переориентации региона с России и Китая на государства Южной и Юго-Восточной Азии.

Карта проекта ТРАСЕКА

Источник: traceca-org.org

С основами политики США по отношению к Центральной Азии можно также ознакомиться по статье старшего научного сотрудника Института Центральной Азии и Кавказа при университете Дж. Хопкинса (США) Мамуки Церетели. По его словам, конкурировать экономически с Китаем в этом регионе США сегодня уже не могут. Поэтому Вашингтон должен продвигать в Центральной Азии те же принципы, на основании которых США и их союзники действуют в «Индо-Тихоокеанском регионе» (это новое изобретение американской геополитической мысли): общие для всех правила, обеспечение свободного доступа к инфраструктуре, возможности её использования всеми участниками и т. п. Одновременно Соединённым Штатам, пишет Мамука Церетели, необходимо активизировать поддержку развития инфраструктуры в Транскаспийском и Черноморско-Каспийском регионах, чтобы открыть себе доступ на рынки Центральной и Южной Азии.

С геополитическим, а отнюдь не с экономическим значением Центральной Азии связана и негативная оценка Старром планов по выходу США из Афганистана, что резко сузит амерниканские возможности в этом регионе. Такой шаг, подчёркивает Ф. Старр, поставит крест на американском проекте экономической интеграции Центральной и Южной Азии.

Показательно, что экономическую неэффективность проекта ТРАСЕКА американцы сознают. Тот же Ф. Старр отмечает, что начиная с 2010 года транзит европейских грузов через Закавказье устойчиво снижался из-за задержек при пересечении границ, колебаний тарифов и общей неконкурентоспособности маршрута. Предпосылок к изменению этой ситуации не просматривается. В январе 2016 г. маршрут через Чёрное море, Закавказье, Каспий и Казахстан до Китая пыталась протестировать Украина, оказавшаяся в транспортном тупике, но украинский поезд вместо расчётных 11 дней шёл до границы с КНР 15 суток, а стоимость перевозки одного контейнера составила 5500 долларов. Российские логистические компании предлагали тарифы на доставку стандартных 40-футовых контейнеров из Китая и портов Юго-Восточной Азии в два с лишним раза ниже при схожих сроках доставки и гораздо большей длине маршрута.

Решение о реанимации проекта ТРАСЕКА во многом будет зависеть от того, сохранят или нет США своё присутствие в Афганистане. Без американского военного присутствия в этой стране планы по «интеграции» Центральной и Южной Азии (точнее - по отсечению Центральной Азии от России) теряют смысл.

Заглавное фото: traceca-org

 

Источник

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий