Кривой эфир

Почему не вышла программа в защиту Татьяны Дорониной

 

Источник: Личный блог Юрия Полякова

 

Герой одной моей пьесы утверждает, что телевизор – это окно в коллективное бессовестное. Точка зрения автора не всегда совпадает с мнением персонажа, однако…

В начале ноября меня настойчиво позвали в «Прямой эфир» Андрея Малахова. Когда-то, без малого двадцать лет назад, я ненароком оказался на его дебютной передаче «Большая стирка» на Первом канале, вышел оттуда с острым антигигиеническим самоощущением и зарекся впредь ходить на такие шоу. Однако упорно звонивший мне редактор по имени Антон взывал к моей совести, ведь тема касалась Татьяны Васильевны Дорониной. В студии собирались поговорить о том, что же на самом деле произошло в МХАТе имени Горького год назад, когда ее после 30 лет успешной работы «попросили» с должности художественного руководителя, десантировав туда театрального деятеля Эдуарда Боякова и литературного гвардейца Захара Прилепина. Режиссер, между нами говоря, Сергей Пускепались не в счет, для него краткое пребывание в бригаде «кризисных менеджеров» оказалось лишь элементом опорного прыжка в престижный ярославский театр имени Волкова.

Напомню: когда случилось эта «рокировочка», пресса, как по команде, набрала в рот воды, отделавшись в лучшем случае намеками. Вообразите на минуту, что в начале прошлого века газеты совсем не заметили бы, как приглашенный режиссер Мейерхольд выставил Веру Комиссаржевскую из ее собственного театра. Невозможно? Исключено! А ведь Татьяна Васильевна не только великая актриса и наше национальное достояние, она подлинный создатель эталонного МХАТа имени Горького, выстроившая его на руинах разделившегося в себе и рухнувшего советского Художественного театра. Тем не менее, пресса отмолчалась. А телевидение вообще проигнорировало эту ситуацию, хотя, как мы знаем, оно любит рассказывать нам даже о таких незначительных театральных событиях, как пьяная драка осветителя и сторожа Н-ского театра из-за благосклонности зрелой травести.

Одним из немногих, кому удалось прокомментировать странное событие, был, извините за прямоту, автор этих строк. В интервью, которое я дал в феврале Анжелике Заозерской для «Вечерней Москвы, есть и такие соображения:
«…Для меня и для всех изменение статуса Татьяны Васильевны Дорониной, великой актрисы, создательницы и хранительницы МХАТа имени Горького, было, как гром среди не очень ясного неба. А приход в театр команды во главе с Эдуардом Бояковым стал еще большей неожиданностью, ведь в общественном сознании он олицетворял до последнего времени как раз альтернативную ветвь отечественного театра. Достаточно вспомнить его опыт работы в «Практике». Но инициатива пертурбации, насколько я знаю, исходила не от Министерства культуры, а из более высоких структур: не случайно «уговаривать» Доронину приезжал советник президента по культуре В. Толстой. Впрочем, в случае неудачи проекта все шишки, уверен, посыплются на Мединского.

…Думаю, для Татьяны Васильевны директивное предложение уступить место художественного руководителя и впредь именоваться «президентом» явилось тяжелым испытанием. Во-первых, уж извините, но в нашей традиции основатели и бессменные руководители театральных коллективов обычно уходили с поста туда, где свет славы Господней с лихвой заменяет все должности и награды. Первый звонок на перемену прозвучал несколько лет назад, когда народную артистку Светлану Врагову, мать-основательницу и худрука театра «Модерн», уволили по вздорному хозяйственному поводу, а на самом деле, за то, что она позволила себе прилюдно покритиковать крупного столичного начальника Печатникова, в ту пору курировавшего московскую культуру, будучи медиком по специальности. Но никому в голову не приходило, что эти новшества могут коснуться недосягаемой Дорониной.

С момента ее ухода с поста худрука я не смог пообщаться Татьяной Васильевной, но догадываюсь, какие космические бури сейчас бушуют в ее гордой и одинокой душе. Однако я бы на месте журналистов не спешил писать о минувшей «доронинской эре». Да, институт «президента театра» нов и невнятен. Да, он вроде бы противоречит единоначалию, которого в театре уже давно нет, точнее оно во многом перешло к директорам. Кстати, Татьяна Васильевна – один из последних худруков, кому удавалось оставаться при этом и директором. Да, президент – титул лукавый, но я не верю, что художник масштаба Дорониной не будет существенно влиять на творческую жизнь коллектива, пусть теперь ее должность называется иначе. Авторитет Татьяны Васильевны настолько велик, а художественный опыт настолько уникален, что МХАТ еще надолго останется доронинским, если, конечно, эту традицию не искоренять сознательно и жестоко, чего, я думаю, не допустят те, кто благословили «рокировочку». Во всяком случае, мне так хочется думать…

… Теперь о лидере «новой команды» Эдуарде Боякове, Скажу прямо: наши взгляды на драматургию и театр принципиально разные. Мы неоднократно полемизировали с ним на эту тему и достаточно жестко. Но Бояков стремительно, буквально на глазах стал православным патриотом и недавно в рамках Года театра он провел в Сочи мастер-класс драматургов под слоганом «Театр для зрителей». Но, извините, именно с этой идеей я выступал с конца 90-х, когда активно стал писать для сцены. Вызывая зубовный скрежет «Золотой маски» и ее тогдашнего лидера Боякова, я утверждал, что уровень пьесы и спектакля поверяется стойким интересом зрителей, а не лауреатствами, турами на заграничные фестивали и полуподпольными лабораторными чтениями. Надо мной смеялись, обзывали ретроградом, «зоологическим реалистом», не понимающим сути «доаристотелевской драмы», разъясняли: зритель вообще тут не при чем, можно играть даже в пустом зале… И вот вам – пожалуйста: театр для зрителя. А для кого же еще?

Что ж, перефразируя общеизвестную фразу, можно утверждать: традиция – последнее прибежище экспериментатора. Если Эдуарду Боякову, обладающему серьезным опытом театрального менеджмента и пиара, удастся, сохранив доронинский уровень и курс, прорвать информационную блокаду и, в которой МХАТ имени Горького существовал 30 лет, и внедрить там новые технологии, то я первый скажу ему большое русское спасибо. А пока ждем первых постановок «новой команды». Большая сцена благодатна и безжалостна, а доронинский зритель строг, но объективен…»

Напомню, все это я говорил Анжелике Заозерской в середине февраля, когда еще брезжила надежда если не на синергию, то на сотрудничество Дорониной и присланных менеджеров. Еще не было удручающей премьеры «Последнего героя», удивившего прежде всего своей литературной беспомощностью, очевидной даже для заводского народного театра . Тогда еще никому в голову не приходило, что, сыграв 25 января в Татьянин день Вассу при переполненном зале, Доронина больше не переступит порог своего храма, прервет всякие отношения с «варягами». Никто не предполагал, что в коллективе произойдет раскол, а верные зрители русского реалистического театра начнут сетевую самоорганизацию для сопротивления и забросают всевозможные инстанции гневными письмами, которые или не читали, или, пробежав глазами, убирали от греха подальше… Удивительные люди чиновники, они почему-то уверены: если не обращать внимания на протесты и возмущение людей, то «пиплы схавают» и успокоятся. Нет, не успокоились. Настырный мы народ.

…Снова позвонил настойчивый Антон и сообщил, что съемка назначена на 5 ноября, 19.00. Как раз стартовал мой авторский фестиваль Смотрины», и я каждый день в 19.00 на сцене «Вишневого сада» представлял театры, привезшие в Москву из разных городов России спектакли по моим пьесам. Но речь шла о великой Дорониной и судьбе МХАТа, извините за высокопарность, в данном случае оправданную. В указанное время я был на памятной мне еще с советских времен студии имени Горького, где фильмов для юношества больше не снимают, зато записывают теперь разные телешоу.

Да, читатель, передача «Прямой эфир» выходит в записи. В павильоне терпеливо ждали команды «Мотор!» известные люди, как то: бывший директор театра кукол Ирина Корчевникова, депутат Госдумы, актриса Елена Драпеко, драматург и критик Татьяна Москвина, актеры Владимир Стержаков, Владимир Стеклов, Александр Голобородько, Вера Сотникова, представители труппы, выступившие против «дедоронизации» МХАТа, - Андрей Чубченко, Лидия Матасова, Антон Наумов, Дмитрий Корепин, Елена Катышева, Юлия Зыкова, заместитель председателя комитета по культуре Госдумы Ольга Казакова, сподвижница и исследовательница творчества Дорониной Галина Ореханова. Ну, и я в том числе. С экрана позже прозвучали записанные заранее речи Инны Чуриковой, Олега Басилашвили, Александра Михайлова, Бориса Корчевникова, сделавшего несколько лет назад откровенное интервью с Дорониной для РТР. Кстати, Андрей Чубченко обнародовал письма Татьяны Васильевны, в которых она благодарила верных соратников-актеров за верность традициям русского реалистического театра.

Начало записи затягивалось, очевидно, грим телезвезды - процесс не менее многотрудный, чем мумификация тела вождя. Наконец, Андрей Малахов появился в студии и с отработанным надрывом объявил о том, что Татьяна Доронина вот почти уже год не появляется в родном театре и ни с кем не общается. «Неужели великая актриса дала обет молчания!? Какая страшная тайна скрывается за ее затворничеством? Сейчас вы узнаете всю правду! Реклама…»»

Затем начались выступления.
Назвать разговор в студии дискуссией трудно, это были, скорее, монологи людей, оскорбленных тем, как обошлись с Дорониной, озабоченных участью МХАТа и возмущенных давлением на актеров, выразивших несогласие с новым курсом. В жестком варианте (В. Стержаков, И. Корчевникова) это выглядело как призыв немедленно вернуть Татьяну Васильевну на пост худрука и строго наказать всех виновных, включая даже одного из вице-премьеров. В мягкой версии (О. Казакова) предлагалось извиниться перед Дорониной и помочь ей осуществить свои полномочия президента МХАТа в соответствии с новым уставом, возглавить авторитетный худсовет, влияя таким образом на репертуар. Блистательная Татьяна Москвина вспомнила: когда ей сообщили о кадровых перестановках в МХАТе, она решила, что ее просто глупо разыгрывают. Актеры МХАТа рассказали о том, что, выступив против «дедоронизации» театра, они оказались без ролей и на грани увольнения. Автор этих строк удивился, что за такое беспрецедентное обращение с мастером мирового уровня краснеют пока только кремлевские звезды…

Единственный, кажется, кто поддержал новую команду, это - Владимир Стеклов. Сказавшись другом Захара Прилепина, он обрушил на собравшихся весь свой недюжинный темперамент, не подкрепленный, увы, умственным ресурсом… Явно в студии не хватало аргументов или хотя бы оправданий со стороны «кризисных менеджеров». Лично я с интересом выслушал бы точку зрения Захара Прилепина: не каждый день люди, имеющие весьма косвенное отношение к театру, становятся завлитами академического коллектива. Конечно, это неплохо, что в «третьем зале» МХАТа теперь регулярно в авторском исполнении звучат стихи, но, знаете ли, в Доме литераторов тоже есть хороший зал, нарочно для этого предназначенный. Курсы йоги во МХАТе? С трудом себе представляю, хотя, вероятно, речь о какой-то православно-патриотической версии йоги. Но это еще полбеды. А что вы скажете о лекции в малом зале про то, как правильно распределять домашний мусор по четырем контейнерам? Да-да, в доронинском храме Мельпомены – про мусор. Думаете, шучу? Если бы…
Но разве, спросите вы, все уж так там плохо? Нет, конечно! Книжный магазинчик в фойе на третьем уровне – это просто здорово. Давно надо было открыть, во всех театрах книжные прилавки имеются.

Вот, собственно, и все. Когда я уезжал, меня заверили что передача выйдет завтра, в крайнем случае, послезавтра – 7 ноября. Будучи человеком телевизионным, я отлично понимал: запись шла более двух часов, формат «Прямого эфира» около часа, поэтому наиболее суровые оценки, конечно, подрежут, но суть-то все равно сохранится - и страна, миллионы преданных поклонников Дорониной, наконец, узнают, что же произошло с их кумиром. Однако мне в голову не приходило, что «Прямой эфир» о Дорониной вообще не выйдет в эфир.
Прошло более двух недель, но смонтированная и подготовленная к показу передача так и не попала в сетку, несмотря на усилия Андрея Малахова. Не стану восклицать о наступлении на свободу слова и правах граждан на информацию, оставлю это нашим либералам, хотя очевидно, что Доронина – в отличие, скажем, от Галины Волчек – не входит в число строго оберегаемых нашими правозащитниками персон. Не буду также, рыдая, ломать руки: «Ах, значит, у нас есть-таки цензура!» Конечно, есть, но она не государственная, а корпоративно-тусовочная, она не охранительная, а предохранительная. Думаю, теленачальники испугались, что, вылившись в эфир, вся эта история дойдет до Президента, а он у нас главный не только по геополитике и спорту, но и по справедливости…

Однако 21 ноября в Кремле Путин вручил Татьяне Васильевне Орден за «Заслуги перед Отечеством» первой степени. Мало кто знает, что сначала ей определили Орден Александра Невского, тот самый, который в тот же день был вручен дочке покойного Марка Захарова. Согласитесь, странновато… И только после наших неоднократных выступлений на разных уровнях это, мягко говоря, недоразумение исправили – и Доронина стала, наконец, полным кавалером высшего ордена Отечества. Замечу мимоходом, Хазанов сделался «полным» уже лет десять назад.
Когда Президент надевал Татьяне Васильевне красную ленту через плечо, а потом тепло поздравлял, между ними состоялся разговор. Слов никто не слышал, но было видно, как очень не по-доброму удивилось лицо гаранта Конституции. Опытный политик, он мгновенно понял, что такая несправедливость в отношении всенародно любимой актрисы чревата охлаждением миллионов избирателей к центральной власти. Потом, как стало известно, Президент и Актриса пробеседовали почти час. Теперь Путин знает все и, видимо, сделает соответствующие выводы. Может, наше ТВ позволит, наконец, узнать хоть что-то и гражданам России. Не для рекламных же роликов стоят у нас в домах телевизоры!

А то ведь какой-то кривой эфир получается, не правда ли, друзья?!

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Юрий Поляков:
Рыцарь Страны Советов
Светлой памяти Владимира Бушина (24.01.1924 - 25.12.2019)
24.01.2020
Вашу газету прихлопнут за малиновые ботинки!
Неутешительный прогноз мегапопулярного писателя Юрия Полякова
28.12.2019
Все статьи автора
Последние комментарии
Да возлюбим друг друга, и единомыслием исповемы
Новый комментарий от Русский Сталинист
05.04.2019
«Русской народной линии» 10 лет!
Новый комментарий от Русский Сталинист
05.04.2019
Национализация или гибель?!
Новый комментарий от Русский Сталинист
05.04.2019
Запретят ли идти в храм на Пасху?
Новый комментарий от Коротков А. В.
05.04.2019
Читаем новости и делаем выводы…
Новый комментарий от Апографъ
05.04.2019