И тьма не объяла его

4 ноября 2019 года – 125 лет со дня рождения преподобноисповедника Агапита (Таубе, 1894‑1936)

Источник: Оптина пустынь

Дни памяти:
7 февраля (или в ближайшее воскресенье после этой даты – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской),
18 июля (блаженная кончина),
24 октября (Cобор всех святых, в Оптиной пустыни просиявших)

Михаил Таубе подавал большие надежды, все ожидали, что он станет крупным богословом. Но не такое поприще было уготовано ему Господом, а судьба страдальческая, одинокая, сокровенная, полная тайной молитвы за богохранимую Россию и веры в несокрушимую силу Света, который и во тьме светит, и тьма не объяла его (Ин. 1, 5).

Один из его соузников оставил такое описание преподобноисповедника Агапита:
«Недавно я получил известие о смерти Оптинского духовника иеромонаха Никона. Я с ним познакомился на пути в Соловки… С ним тогда был другой монах, тоже Оптинской пустыни… некто Михаил Таубе. Сравнительно молодой человек, интеллигент… с высшим светским образованием. Они оба были… очень хорошего монашеского настроения – это были люди, так сказать, оптинской духовной культуры… О. Михаил Агапит был на вид высокий, худой, молодой интеллигентный человек, брюнет, в монашеском одеянии… Всегда разумные, выдержанные, всегда светлые духом, они были истинные иноки православные».

* * *

Преподобноисповедник Агапит родился 4 ноября 1894 года в городе Гатчине Санкт-Петербургской губернии в семье барона Михаила Фердинандовича фон Таубе, историка, публициста и церковного деятеля. 26 ноября 1894 года Михаил был крещён в полковой церкви лейб-гвардии Кирасирского полка.

В 1905 году поступил, а в 1912 году окончил с золотой медалью гимназию Карла Мая и поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета.

Подпоручик лейб-гвардии 1-го Мортирного
артиллерийского дивизиона М. М. Таубе

Шла Первая мировая. Весной 1915 года Михаил Таубе поступил на ускоренные артиллерийские курсы, которые окончил в феврале 1916 года. Он был произведён в младшие офицеры, призван и отправлен на фронт служить в артиллерийском дивизионе, сначала в чине прапорщика, а затем подпоручика в должности помощника командира батареи в районах Нарочь – Молодечно и под Тернополем. В июле 1917 года он получил тяжёлое ранение в голову и был отправлен в госпиталь в Петрограде. Затем Михаил Таубе ненадолго смог продолжить учебу в университете.

 

* * *

15 сентября 1921 года подал прошение о приеме вольнослушателем в Петроградский богословский институт и был зачислен. В институте он считался «активным» вольнослушателем. Проучился здесь до мая 1923 год, когда институт был закрыт.

Преп. Нектарий Оптинский

…17 апреля 1923 года уехал в Оптину пустынь. Был хранителем монастырской библиотеки. Здесь он познакомился со святоотеческой литературой и богатейшими по своему духовному содержанию рукописями.

Михаил Таубе жил на пасеке Иоанно-Предтеченского скита[1] вместе с двумя монахами. Его принял в число своих духовных детей старец Нектарий (Тихонов)[2]. Много времени проводил у старца, записывал его поучения. От записей сохранились лишь краткие заметки. Часто преподобноисповедник Агапит читал ученикам старца Нектария доклады на богословские темы.

* * *

Когда обитель была закрыта, по инициативе Лидии Васильевны Защук был образован музей «Оптина Пустынь». Она стала заведующей этого музея, а Михаил Таубе был её заместителем.

После высылки старца Нектария из Оптиной стал духовным сыном преподобноисповедника Никона (Беляева)[3], который постриг его в мантию с именем Агапит.

Недоброжелатели доносили о нём в ОГПУ, что он «неоднократно в коленопреклоненном состоянии у старцев был заставаем» и поддерживает «живую тесную связь с монахами, проживающими в музее и вне его».

…В служебные обязанности Михаила Таубе в музее входили разбор монастырской библиотеки и составление к ней каталога, а также проведение экскурсий для посетителей. Проводя экскурсии, он с восторгом рассказывал о прошлом обители и вообще о Церкви, в иных случаях совершенно не беря в расчет, кому он рассказывает.

Новая заведующая музеем, Карпова, предложила начальству уволить Таубе как человека, настроенного мистически, что крайне нежелательно для музея, который и так зарекомендовал «себя среди властей и населения как единица оставшегося старых традиций монашества <…>», и 23 февраля 1925 года монах Агапит был уволен. После увольнения он жил то в Петрограде, то около Оптиной, готовя себя к священническому служению. Зарабатывал на жизнь преподаванием иностранных языков, из которых он хорошо знал французский, немецкий, английский, итальянский и латынь.

* * *

16 июня 1927 года преподобноисповедник Агапит арестован по групповому делу преподобноисповедника Никона (Беляева) и заключён в Калужскую следственную тюрьму. До своего ареста преподобноисповедник Агапит ходил в светской одежде, а когда пришли его арестовывать, он с радостью надел рясу и ушёл в тюрьму христианским исповедником, точно только и ждал этого момента.

1 июля ему было предъявлено следователем обвинение в том, что он «имеет обширные связи с центральными городами Союза ССР и, являясь сотрудником Оптинского музея… связывается с контрреволюционной группировкой означенного музея… и совместно ведет контрреволюционную агитацию и религиозную пропаганду среди широких слоев крестьянского населения… Имея тесную связь с Никоном Беляевым, Таубе, как лицо, связанное со всем научным миром, в целях… контрреволюционной деятельности предоставляет и использует все для него возможности…»[4].

* * *

19 декабря 1927 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило преподобноисповедника Агапита к трём годам заключения в концлагерь на Соловки, но, как и его духовный отец, он был оставлен в Кеми. Первое время он жил вместе с преподобноисповедником Никоном в пересыльном лагере в Кеми, но затем преподобноисповедника Агапита отправили на одну из лагерных командировок в лес, на побережье Белого моря, а преподобноисповедник Никон был оставлен в Кеми.

По окончании срока заключения, 23 мая 1930 года Особое Совещание приговорило его к трём годам ссылки, и он был отправлен в Архангельск, куда прибыл в одном этапе вместе с преподобноисповедником Никоном, что стало для него большим утешением. Здесь им пришлось проходить медицинскую комиссию. Врач, обследовав преподобноисповедника Никона, заметил, что по состоянию здоровья он мог бы быть направлен в лучшие климатические условия.
«Отец Никон, привыкший отсекать свою волю… спросил совета на этот счет у отца Агапита, который не посоветовал ему предпринимать что-либо в этом направлении, и отец Никон послушался этого совета, сказав: «Воля Божия да совершается!»

По прибытии в Архангельск преподобноисповедник Никон и преподобноисповедник Агапит некоторое время жили вместе. Вскоре преподобноисповедника Никона отправили в Пинегу, а преподобноисповедник Агапит остался один вблизи Архангельска»[5].

* * *

Преподобноисповеднику Агапиту в то время никто не присылал посылок. Его духовная дочь, монахиня Амвросия (Оберучева), благодаря воспоминаниям которой мы знаем многое о жизни преподобноисповедника Агапита в ссылке, о его встречах с преподобноисповедником Никоном, спросила его в письме: не нужно ли чего послать. Он написал, что нуждается в сапогах, так как его отправляют на работы в лес, на болото.

У монахини Амвросии было сколько-то кожи, и монах-сапожник, который раньше шил преподобноисповеднику Агапиту сапоги и знал его мерку, сшил их для него. Монахиня Амвросия отправилась передать сапоги вместе с продуктами преподобноисповеднику Агапиту в деревню за несколько километров от Архангельска.
«В этой же деревне, – вспоминала она, – поселился и присланный сюда с Соловков владыка Тихон[6] Гомельский. Он радушно встретил нас. Помещение у него было хорошее, он снимал две комнаты. В одной была марлевой занавеской отделена часть для алтаря»[7].

Преподобноисповедник Агапит нашёл квартиру для монахини Амвросии и посетил её на следующий день. Он стал рассказывать о преподобноисповеднике Никоне, с большой любовью и теплотой он вспоминал их совместную жизнь и грустное расставание и попросил, чтобы мать Амвросия обязательно писала преподобноисповеднику Никону, так как её письма были для него большим утешением. Получив добротные сапоги, преподобноисповедник Агапит отдал в починку валенки, а через день был арестован вместе с епископом Тихоном.

Живя в Архангельске, преподобноисповедник Агапит познакомился с архиепископом Архангельским Антонием (Быстровым) и некоторыми ссыльными епископами и священниками, а с владыкой Тихоном (Шараповым) он жил в самом ближайшем соседстве.

* * *

23 января 1931 года архиепископ Антоний был арестован, по тому же делу были арестованы двадцать один человек и среди них преподобноисповедник Агапит. Вскоре после ареста он, как и многие другие подследственные, был отправлен в 5-й лагпункт вблизи станции Пинюг, где его продолжали допрашивать, и, в частности, о том, знает ли он о совершавшихся епископом Тихоном тайных богослужениях. Заявив, что он никогда не видел, чтобы его сосед-епископ совершал дома тайные богослужения, и что никаких бесед между ними не было, он сказал:
«Виновным в антисоветской агитации себя не признаю, так как никогда и нигде на политическую тему антисоветских разговоров не вёл»[8].

Преподобноисповедник Агапит был обвинен в том, что он являлся ближайшим сторонником епископа Тихона (Шарапова), выполнял его задания среди крестьян, участвовал в помощи ссыльному духовенству, которую организовал архиепископ Антоний, и выдавал себя среди крестьян «за мученика и невинного страдальца за веру Христову»[9].

Вскоре монахиня Амвросия получила от преподобноисповедника Агапита телеграмму с адресом, в которой он просил прислать ему валенки, ибо зимой без валенок во время суровых морозов он оказался в весьма тяжёлом положении. Она решилась собрать ему посылку и отвезти. Ехать нужно было на электричке. Некая девушка взялась её проводить.
«Посылку увязали в саночки, и поэтому пришлось стоять с ней на площадке, – вспоминала монахиня Амвросия. – Электрички полны одних рабочих-мужчин… Наша станция. Со ступенек электрички надо сходить прямо на обледеневшую горку. Я, конечно, упала. Через мою голову прыгают рабочие. Чья-то рука оказалась над моей головой и защищала меня от прыгающих. Слава Тебе, Милосердный!

Расспросили, где здесь помещаются заключенные. Версты две или больше надо идти… Заскорузлые низкие деревца, между ними тропинка, по которой мы и пошли… Спаси Господи девушку. Она везла санки и решила меня проводить до места…

Я стала дожидаться, добиваясь приема. Наконец, меня впустили в палатку и раскрыли посылку. Не найдя ничего недозволенного, отнесли, и я получила ответную записку с благодарностью. Сделалось совсем темно, надо где-нибудь ночевать… мне дали ночлег: пустили какие-то семейные, добрые люди. На другой день даже угостили меня блинами и на дорогу дали. Занесла их, проходя мимо палатки, просила отдать их отцу Агапиту. Он опять ответил мне запиской»[10].

* * *

2 декабря 1931 года преподобноисповедник Агапит был приговорён к трём годам заключения в концлагерь и отправлен в Мариинские лагеря в Сибирь. После окончания срока заключения он поселился в городе Орле, где в то время жило много ссыльных и отбывших заключения в лагерях. Иногда он приезжал в Москву, где встречался со знакомыми по Оптиной пустыни.

В начале 1936 года преподобноисповедник Агапит заболел, образовалась опухоль на языке, и друзья предлагали ему лечь в больницу. Он выехал в Москву, операция была сделана, но врачи предупредили, что могут быть последствия, и через некоторое время он обнаружил новую опухоль, операцию делать было бессмысленно. Перед последним отъездом в Орёл, он навсегда попрощался со всеми знакомыми – попрощался просто, спокойно, будто на время уходя от всех, чтобы, даст Бог, встретиться в иной жизни снова. Его страдания в течение болезни всё более возрастали, ни есть, ни говорить он уже не мог, но при этом не терял бодрости духа и, пока были силы, ходил в храм.

Когда преподобноисповеднику Агапиту было что-либо нужно, он писал записки своей старушке-хозяйке. Она жила на другой половине дома, через стену от него. Преподобноисповедник Агапит предупредил хозяйку, что, когда ему станет совсем плохо, он ей постучит.

18 июля преподобноисповедник Агапит постучал в стену. Когда хозяйка вошла, то увидела, что он лежит, не сводя глаз с иконы Божией Матери.
«Лицо его было сосредоточено и кротко. Ни боль, ни страх не искажали его. Он не стонал, только дыхание становилось всё реже…»[11]

Впоследствии она рассказала, что «переносил он свои страдания так светло, что она молится о нём, как о святом»[12].

…Преподобноисповедник Агапит (Таубе) скончался 18 июля 1936 года и был погребён на одном из кладбищ в городе Орле, но могила его впоследствии была утрачена.

* * *

Собор новомучеников и исповедников Российских

Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2007 года имя преподобноисповедника Агапита включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Житие преподобноисповедника Агапита написано игуменом Дамаскиным (Орловским)[13]. Память его ныне отмечается и 24 октября, когда в благословенной Оптине, которую всем сердцем полюбил преподобноисповедник Агапит, празднуется замечательный праздник – Cобор всех святых, в Оптиной пустыни просиявших[14].


[1] Николай Головкин. «Здесь у нас в скиту – рай земной». См.: https://www.optina.ru/19_v_skitu_raj_zemnoj/

[2] Николай Головкин. «Россия будет богата духом». См.: https://www.optina.ru/19_rossija_budet_bogata_duhom/

[3] Николай Головкин. «Гонения и притеснения полезны нам, ибо они укрепляют веру». См.: https://www.optina.ru/19_gonenija_ukrepljajut_veru/

[4] УФСБ России по Калужской обл. Д. П-16298, л. 117.

[5] Житие оптинского старца Никона. Издание Введенской Оптиной Пустыни, 1996. Автор мон. Мария (Добромыслова; 1900–1986). С. 408.

[6] Шарапов.

[7] Монахиня Амвросия (Оберучева). История одной старушки. М., 2005. С. 433.

[8] УФСБ России по Архангельской обл. Д. П-11397, л. 70 об.

[9] Там же. Л. 161.

[10] Монахиня Амвросия (Оберучева). История одной старушки. М., 2005. С. 436–437.

[11] Архив Оптиной Пустыни. Фонд новомучеников и исповедников. Неопубликованные мемуары Н.А. Павлович. Машинопись. «Невода памяти». Глава 3. Монах Агапит.

[12] Соль земли. Сост. С. Фомин. М., 1998. С. 303.

[13] Преподобноисповедник Агапит (Таубе). См.: https://www.optina.ru/confessors/lives/agapit/

[14] Cобор всех святых, в Оптиной пустыни просиявших. См.: https://www.optina.ru/19_cobor_svjatyh_optinoj/

Подготовил Николай Головкин

Источник: Оптина пустынь

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Николай Головкин:
Крестный ход
Эссе
21.11.2019
И тьма не объяла его
4 ноября 2019 года – 125 лет со дня рождения преподобноисповедника Агапита (Таубе, 1894‑1936)
10.11.2019
«Давно я ждал эти глаза…»
К 120-летию со дня рождения монахини Иулиании (Соколовой)
09.11.2019
Все статьи автора
Последние комментарии
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от Александр Сивков
05.12.2019
Панос Камменос: Элладская Церковь совершила преступление
Новый комментарий от Алекс1968
12.12.2019
Возбудить дело против депутата Оксаны Пушкиной
Новый комментарий от Андрей
11.12.2019
Голубое лобби за тотальную украинизацию
Новый комментарий от monarhist
12.12.2019
Нельзя осуждать суррогатное материнство
Новый комментарий от Виктор Васильевич
09.12.2019
«Слова "ад", "смерть без покаяния" нас не прошибают»
Новый комментарий от Советский недобиток
11.12.2019