Подмосковная Оптина

Памяти игумена Амвросия (Шевчука)

Источник: Прихожанин

27 октября 2019 года настоятелю храма святого великомученика Никиты деревни Бывалино Павлово-Посадского района Московской области, духовнику и директору православного социального приюта «Никита» игумену Амвросию (в миру – Михаилу Анатольевичу Шевчуку, 1964-2016), наречённому в честь великого Оптинского Старца преподобного Амвросия вскоре после его прославления, исполнилось бы 55. Вот уже три года минуло со дня блаженной кончины батюшки, которого так любили и к которому и ныне обращаются в молитве за советами его многочисленные духовные чада.

Бывалинское чудо

В августе 2006 года вместе с одним из помощников и духовных чад отца Амвросия я ехал по Носовихинскому шоссе в деревню Бывалино, где уже 12 лет работал православный детский приют «Никита», который создал и которым с Божией помощью руководил батюшка, преодолевая все чиновничьи и прочие барьеры и препоны. Десятки детей, которые побирались по вокзалам, жили в подвалах, нашли здесь и дом, где согреваются их сердца, и любовь, которой обделила их судьба.

Ожидал увидеть какой-то подлатанный деревенский дом, где собраны «дети улицы». Но приют «Никита» поразил меня в первое же мгновение.

Близ главного храма во имя великомученика Никиты – отсюда и название приюта! – расположился целый комплекс: двухэтажные жилые корпуса, часовни с куполами и крестами, хозяйственные постройки, окружённые основательной оградой с красивыми воротами… Этот комплекс напоминал не сельский приходской храм, а настоящий монастырь.

Мысленно я назвал это Бывалинское чудо Подмосковной Оптиной. И, как оказалось потом, во многом был прав: батюшка был почитателем наследия преподобных отцов и святых Старцев Оптинских, а Оптина пустынь, возрождающаяся в те годы после многих лет атеистического советского безумия, стала для отца Амвросия одним из главных духовных ориентиров. Ныне среди святынь храма святого великомученика Никиты есть и икона святых Старцев и преподобных отцов Оптинских с частицами их мощей.

Строительство, в котором участвовали и братья Чижовы – Илья, который привёз меня сюда, и Игорь, знатный кузнец, продолжалось. Но повсюду порядок и чистота.

Реставрация души

У отца Амвросия, как я убедился, было много идей и большие способности к их воплощению. Много замыслов отец Амвросий тогда уже воплотил. Но ещё больше вынашивал.

Батюшка происходил из большого священнического рода: практически все близкие и дальние родственники служили в алтаре.

Родился будущий пастырь в семье священника 27 октября 1964 года в г. Павловский Посад Московской области. С детства принимал посильное участие в церковных богослужениях, алтарничал. В юности помогал ремонтировать Богородицерождественский храм на Уполозах, участвовал в восстановлении Богоявленского собора г. Ногинска.

Михаил Шевчук окончил Орехово-Зуевское медицинское училище по специальности фельдшер. Некоторое время работал по профессии. После открытия в 1989 году Покровско-Васильевского монастыря Михаил помогал в его восстановлении игумену Андрею (Тонкову).

15 июня 1989 года архиепископом Можайским Григорием в Высоцком мужском монастыре г. Серпухова над Михаилом был совершён монашеский постриг с наречением имени в честь великого Оптинского Старца преподобного Амвросия вскоре после его прославления. Через два года, 15 июля 1991 года состоялась диаконская хиротония отца Амвросия, а 21 ноября того же года – рукоположение во иеромонаха.

В октябре 1992 года, получив благословение митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, иеромонах Амвросий, которому было 26 лет, начал восстанавливать сельский храм в деревне Бывалино.

– Для себя мы сразу решили, – рассказывал батюшка, – что восстанавливать надо не только стены, но и души людей. Особенно детские.

Человек очень любящий детей, он сразу же решил, что при храме должна быть воскресная школа.

Пришло лето – появилась мысль о летнем лагере. Министр обороны откликнулся на просьбу и выделил батальонные палатки, полевые кухни.

– Вскоре я увидел, что воскресная школа, – вспоминал отец Амвросий, – перестаёт быть средством воцерковления и начинает восприниматься как очередное развлечение для детей – как секция по теннису или кружок по рисованию. Родители остаются совсем в стороне. Стал думать, как жить дальше, а тут к нам стали поступать просьбы позаботиться о «трудных» детях. Мы переквалифицировались, и постепенно родился приют. Но и лагерь продолжал работать. По мере его известности сюда стали стекаться маленькие бродяжки и беспризорники. Отряды выросли с 6–7 человек до 25–30 в каждом.

…Каждый год в конце августовской смены в добрых руках отца Амвросия стали оставаться «крошки» – дети, которым некуда идти. Их никто не ждал из лагеря. Адреса родителей – кладбище, ИТУ, «психушка», вокзалы. Пришлось расселять этих детей в кельи к послушницам, несущим труды по восстановлению храма.

В конце концов, одно из зданий при храме переоборудовали под Детский корпус и собрали под его крышей всех «Божьих крошек». Воспитатели сознательно избегали называть его детским домом: каждый из «никитят» имел за плечами свою грустную историю.

У «никитят» были разные юридические статусы. Кто-то усыновлен или взят под опеку сотрудниками приюта, кто-то просто жил здесь как в воспитательном учреждении.

– Мы не торопимся с лишением родительских прав, – рассказывал отец Амвросий, – ибо считаем, что на это должна быть воля Божия. Нам не важно, какой у ребёнка статус, нам самое главное – принять его, и всё. Мы прикладываем все силы, чтобы найти их родственников, какие-нибудь документы, оказываем медицинскую и другую помощь. Все дети, попадая к нам, сразу приступают к учёбе.

Воспитателей тогда в «Никите» было шесть. Все – женщины: кто-то в монашеском постриге, кто-то миряне. Как же матушки справлялись с этими детьми улиц?

Вот что рассказала мне тогда помощница отца Амвросия монахиня Василия, ответственная за Детский корпус:

– Метод у нас простой: общение, общение и общение. В первый же день мы предупреждаем вновь прибывшего: дорогой, здесь у нас режим – никакой водки, никаких сигарет! И что вы думаете? Постепенно дети привыкают. Все они по самой своей природе тянутся к добру. Дети ведь прекрасно понимают, где им хорошо, а где плохо.

Школьники ходили в несколько окрестных школ, обычных и коррекционных, то есть предназначенных для тех детей, которые отстают в психическом развитии. Первоклассники занимались прямо в «Никите» – так удобнее готовить их в общеобразовательную школу.

19 июня 2006 года благотворительный фонд «Русская берёза» передал для приюта шесть компьютеров, предоставленных одной из московских компьютерных фирм с полностью установленным программным обеспечением. И дети смогли осваивать современные информационные технологии.

Еженедельно в «Никиту» приезжали преподаватели компьютерного дела и английского языка.

Многие дети ездили в Павловский Посад в музыкальную школу. Воспитанники «Никиты» играли на скрипках, виолончели, домре и аккордеоне. Одним словом, вздохнуть некогда. Но такова была воспитательная концепция игумена Амвросия:

– Если мы не загрузим этих деток даже не на 24, а на все 25 часов в сутки, – говорил он, – если мы скажем: гуляй смело, занимайтесь, дети, чем хотите, – они найдут чем заняться, я вас уверяю!

И «Никита» загружал своих питомцев. Помимо учебы, паломнических поездок, экскурсий в музеи ребята выполняли множество послушаний. Например, на подсобном хозяйстве храма, где имелись коровы, свиньи, гуси, куры, две лошади и своя пасека. К каждому медовому Спасу «никитята» во главе с матушкой Василией накачивали по нескольку вёдер мёда.

В «Никите» сложились традиции, которые отец Амвросий считал очень важными.

– Каждый вечер, – рассказывал он, – перед сном у нас бывает крестный ход вокруг храма. Самые послушные дети – впереди с иконами, с хоругвями. Кто похуже вёл себя днём – плетутся сзади. После крестного хода все подходят ко мне под благословение, а потом бывает разбор полётов: кто провинился, кто отличился. Вечером такие беседы проводить удобнее: я всегда на месте, а утром много всяких дел.

«Куём во славу Святой Руси! Помилуй, Господи и спаси!»

Отец Амвросий постоянно придумывал что-то новое, старался привлечь жителей Павлово-Посадского района к интересным и благим делам.

При храме он основал кузницу, имеющую кроме просветительского и практическое значение. Выпускники кузнечной школы – подростки села и воспитанники приюта – изготовляли подсвечники и другие предметы утвари для своего храма.

Руководитель кузни – Игорь Алексеевич Чижов, как и его соратники, – человек воцерковлённый: нёс алтарное послушание, совершенствовался в навыках церковного чтения и пения.

Отец Амвросий организовал фестиваль кузнецов, который стал со временем Международным, под девизом: «Куём во славу Святой Руси! Помилуй, Господи и спаси!». Он, поистине настоящий русский богатырь, и сам мастерски обращался с молотом. Кто мог подумать тогда, что жизнь его оборвётся так рано!

– Главная цель фестиваля, – рассказывал отец Амвросий, – познакомить детей и взрослых с традиционным древнерусским ремеслом, которое было частью православной культуры.

«Они никогда не потеряют маячок, светящий им в бурном море житейском…»

– А какой у «Никиты» ресурс? – поинтересовался тогда я у отца Амвросия. Сколько ещё детей сможет принять «Никита»?

– Наш приют существует при храме без государственной помощи, а только на плечах прихода вот уже 12 лет, но мы пока ещё никому не отказывали, – уверенно отвечал мне батюшка (хотя его постоянной головной болью были поиски денежных средств!). – Примем детей столько, сколько надо, только привозите.

…Многие воспитанники «Никиты», вырастая, оставались здесь – выполнять поручения настоятеля, воспитывать младших, помогать по хозяйству.

Кто-то из «никитят» ехал в Москву учиться, кто-то поступал в семинарии. И со всеми была связь у отца Амвросия и воспитателей приюта.

– Самое главное, – подчеркивал отец Амвросий, – как мы думаем и на что надеемся – в большинстве своём наши воспитанники получили задатки православного образа жизни, постигли азы христианской морали, увидели дорогу в храм, к Богу. И как бы теперь обстоятельства жизни их не крутили-вертели, они никогда не потеряют маячок, светящий им в бурном море житейском. Они обрели множество братьев и сестёр. Они обрели Церковь Христову. Они обрели веру. Они на своём жизненном опыте убедились в том, что нужны народу Божию, Церкви и своей державе. И вместо уныния и разочарования в момент самых жесточайших жизненных коллизий и катастроф у них есть поддержка.

«Обращаясь к нему за советом получаешь наставления…»

22 августа 2016 года на 52 году жизни после тяжёлой болезни отец Амвросий отошёл ко Господу.

За свои труды игумен Амвросий (Шевчук) был отмечен многочисленными не только церковными, но и государственными наградами.

Из воспоминаний духовной дочери отца Амвросия Веры Ласкиной:

«…Читая историю нашего храма, сознаёшь, что самый длительный период восстановления храма и его прихода относится к настоятелю игумену Амвросию – 24 года, почти четверть века, вся его жизнь и вместе с ним прихожан, с которыми он начинал свою подвижническую деятельность по реконструкции храма. Как всё это происходило до сих пор помнят наши прихожане: первая Литургия на развалинах, первые кирпичики и доски, строительство трапезной, келейного, детского корпусов, хозяйственные постройки, и как все эти строения наполнились жизнью. Самое главное люди – создание клироса, благотворительного детского лагеря, детского корпуса «Никита», кузницы, воскресной школы, конно-спортивного клуба «Готфы» и др.

Каким большим был сам Батюшка, так же много блага создавал он для людей, которых мог всегда собрать, мобилизовать на все мероприятия, проводимые на приходе.

Батюшка обладал необыкновенным даром речи, умел, когда надо пошутить, вставить острое словцо, не обидев, но заставляя задуматься, а иногда мог и пожурить.

Очень приятно было видеть его при обращении с детьми. У него, монаха, не имевшего своих детей, было необычайное чувство отцовства. Он мог чувствовать детей, постоянно над ними подшучивая, но при этом воспитывая и наставляя. Дети его взаимно очень любили. Когда он приходил в Детский корпус, маленькие старались подняться к нему на руки, они прекрасно знали, раз пришёл Батюшка – это праздник, либо вкусный стол, или подарочки каждому из карманов большого подрясника.

Не только для детей, но и взрослым Батюшка – праздник. Счастливые люди, которые были с ним рядом сначала: это все наши матушки и многие прихожане. Мне Господь подарил такую радость на протяжении пятнадцати лет. Для многих, как и для меня, это был человек, с которым можно разговаривать обо всём, порой с очень близким родственником не всё обсудишь, а с Батюшкой посоветуешься и получишь очень верный ответ, как духовный, так жизненный. Несмотря на то, что многих он был значительно моложе, но Господь дал ему жизненную мудрость.

Конечно, очень его не хватает в нашей жизни, но мысленно, в молитвах он с нами; и, порой, обращаясь к нему за советом получаешь наставления…».

Вечная память приснопоминаемому игумену Амвросию!

Источник фото: my.topic.lt

Источник: Прихожанин

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Николай Головкин:
Крестный ход
Эссе
21.11.2019
И тьма не объяла его
4 ноября 2019 года – 125 лет со дня рождения преподобноисповедника Агапита (Таубе, 1894‑1936)
10.11.2019
«Давно я ждал эти глаза…»
К 120-летию со дня рождения монахини Иулиании (Соколовой)
09.11.2019
Все статьи автора
Последние комментарии
Возбудить дело против депутата Оксаны Пушкиной
Новый комментарий от NNNN
11.12.2019
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от Александр Сивков
05.12.2019
Панос Камменос: Элладская Церковь совершила преступление
Новый комментарий от Алекс1968
12.12.2019
Голубое лобби за тотальную украинизацию
Новый комментарий от monarhist
12.12.2019
Нельзя осуждать суррогатное материнство
Новый комментарий от Виктор Васильевич
09.12.2019
«Слова "ад", "смерть без покаяния" нас не прошибают»
Новый комментарий от Советский недобиток
11.12.2019