Попечительнице во узах и темнице сидящих…

14.10.2019

Источник: Православный интернет-журнал "Прихожанин"

14 октября – Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, престольный праздник храма Покрова Пресвятой Богородицы в Бутырской тюрьме.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с 8 октября 2019 года в следственных изоляторах Москвы проходит традиционная ежегодная акция «Неделя молитвы», являющаяся особой формой работы с заключенными, которая завершается 14 октября 2019 года, в день празднования Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

В первый раз эта акция в московских СИЗО прошла в 2014 году. Инициатива проведения «Недели молитвы» принадлежит епископу Красногорскому Иринарху, главе Синодального отдела по тюремному служению Московского Патриархата.

Об этом рассказал представитель Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) столицы Сергей Цыганков,  сообщает «Интерфакс».

«Во всех храмах и молельных комнатах СИЗО идут богослужения с участием священнослужителей, сотрудников уголовно-исполнительной системы, ветеранов, волонтеров, а также подозреваемых, обвиняемых и осужденных», – сказал Сергей Цыганков.

Представитель ФСИН пояснил, что каждый день посвящен определенной богослужебной теме. Это и молитва о находящихся под стражей, и молитва об исполнении правосудия, и молитва о жертвах преступлений, и молитва о семьях осужденных, и молитва о возвращении осужденных в общество, и молитвы о сотрудниках уголовно-исполнительной системы и служителях тюремной миссии.

Неслучайно в акафисте Покрову Пресвятой Богородицы (икос 10) поется: «Радуйся, крепкая Заступнице сущих в плену и изгнании; радуйся, Попечительнице во узах и темнице сидящих».

* * *

Милостью Божией вот уже более четверти века при следственном изоляторе ФБУ ИЗ 77/2 УФСИН по г. Москве, более известном как Бутырская тюрьма, возрождается храм Покрова Пресвятой Богородицы.

…15 лет назад, 14 октября 2004 года, епископ Дмитровский Александр (ныне – митрополит Брянский и Севский) совершил первую Божественную литургию в восстанавливаемом Покровском храме Бутырской тюрьмы тогда еще с переносным временным иконостасом и престолом.

На богослужении присутствовало около 80 человек. В их числе начальник УИН Москвы, сотрудники исправительных учреждений, депутаты Госдумы, более 15 священнослужителей и заключенные. После Литургии молившиеся за богослужением прошли крестным ходом вокруг храма.

С тех пор богослужения в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, венчающий ныне «Неделю молитвы», проводится здесь ежегодно.

* * *

Подмосковная деревня Бутыркино по Дмитровской дороге – бывшая вотчина боярина Никиты Романова. В 1667 году Пётр I образует первый регулярный солдатский полк, который встает на квартиры в этой местности и получает название Бутырский, а село Бутыркино стало называться Бутырской солдатской слободой.

Во времена Екатерины II здесь были построены казармы Бутырского гусарского полка.

В 1780–1790-е годы великий русский архитектор Матвей Казаков строит на месте казарм Бутырский тюремный замок. Со временем здесь был организован Сергиево-Елисаветинский приют для жен и детей, добровольно следующих за ссыльными в Сибирь.

Бутырка – самая старая из действующих ныне российских тюрем. Одна из башен Бутырки называется «Пугачевой». По преданию, в ее подвале находился закованный в цепи до дня казни Емельян Пугачев.

* * *

В 1782 году Казаков строит в центре Бутырки храм в честь Покрова Божией Матери. Ныне это также старейшая среди тюремных церквей столицы.

В альбомах Казакова сохранились чертежи и планы Бутырки: храм находился в центре тюремного замка, с четырех сторон к нему примыкали тюремные корпуса.

К каждому фасаду храма из стоящих напротив корпусов вели переходы, по которым заключенные независимыми друг от друга группами попадали в церковь на богослужение.

Судя по планировке церкви, и внутри они молились изолированно, что связано, видимо, со спецификой тюрьмы. Кроме того, переходы из северного и западного корпусов отделялись от двух других переходов дополнительной стеной, которая делила внутренний двор тюрьмы на изолированные зоны.

В XIX веке храм неоднократно перестраивался. В 1870–1873 годах тюремный замок был перестроен по плану архитектора Шимоновского, корпуса, окружавшие храм, снесены, и он оказался в центре тюремного двора.

В 1909 году архитектор В.В. Воейков пристроил к храму звонницу, которая к началу XXI века не сохранилась.

* * *

В 1892–1907 годах настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы Бутырской тюрьмы служил протоиерей Иосиф Фудель (1864–1918), который в свое время пользовался большой известностью как «тюремный батюшка».

Отец Иосиф не только утешал заключенных и преподавал им церковные таинства, но и отечески заботился о безродных, собирал для них передачи, одежду. Нередко беспокоился и о том, как устроился тот или иной подопечный по прибытии на каторгу. Случалось, отправлял посылки даже на Сахалин.

Однажды отцу Иосифу задали вопрос: какое общее впечатление вынес он от долгого пребывания среди каторжан? Священник ответил: «Я удивлялся иногда и удивляюсь, почему они в тюрьме, а я на свободе...».

* * *

В 1922 году новые безбожные власти изъяли из храма 100 фунтов серебряных церковных украшений и утвари. Сохранилась опись церковного имущества того времени и акт передачи утвари в отдел по делам Музеев Главнауки.

Вскоре после этого церковь была закрыта. В помещении храма собирали этапы для пересылки.

В последующие годы храм был приспособлен под больницу, в связи с чем окружающие центральную световую ротонду стены были надстроены на два этажа, снесен купол церкви и выломаны все своды, перебиты оконные проемы, устроены междуэтажные перекрытия, выложены новые стены.

В результате этого храм полностью утратил свой первоначальный вид и превратился в ничем не привлекательную постройку кубической формы.

* * *

В XX веке казематы Бутырской тюрьмы освящены пребыванием в них святых новомучеников и исповедников Церкви Русской. Как и в древнем Риме, христианские мученики в советской России терпели гонения, унижения и истреблялись за то, что не отрекались от Христа и Его Церкви.

Лишение гражданских прав, непосильные денежные поборы, аресты, ссылки и лагеря, изъятие имущества… Всевозможные формы притеснений претерпели практически все мученики и исповедники, но эти обстоятельства не заставили их изменить вере православной. Укрепляемые Господом, они посрамляли своих мучителей стойкостью и крепостью духа.

В Бутырку были заключены Патриарший Местоблюститель митрополит Крутицкий Петр (Полянский), митрополит Петроградский Серафим (Чичагов), архиепископ Верейский Иларион (Троицкий), архиепископ Лука Крымский (Войно-Ясенецкий), архиепископ Можайский Димитрий (Добросердов), епископ Дмитровский Серафим (Звездинский), протоиерей Владимир Амбарцумов, протоиерей Иоанн Восторгов и многие другие.

Сегодня более 200 из этих узников Бутырки причислены к лику святых. Около половины на иконах и фресках.

В январе 2014 года при Покровском храме был открыт музей, посвященный истории храма и, прежде всего, новомученникам, томившимся в застенках Бутырки. Сбор материалов об узниках Бутырки, пострадавших за веру, продолжается.

* * *

В Бутырке побывал и великий русский художник Михаил Васильевич Нестеров.

«Мне пришлось посидеть с ним в Бутырках дней пять, – пишет в своей книге ”Неугасимая лампада” известный русский писатель Борис Николаевич Ширяев. – …Я как раз в это время получил приговор. Конечно, испугался. Соловки… Кровь… Холод, смерть… Все в камере мне сочувствовали, охали… Только Нестеров шепнул: ”Не печальтесь! Это к лучшему. Там Христос близко!”»

По словам московского искусствоведа В.В. Нарциссова, Нестеров – «человек подлинно православного мировоззрения, неколебимой и убежденной веры, он своей судьбой явит чудо: его ” «срок» исчислится… двумя неделями, и прямо из Бутырок престарелому художнику будет разрешено вернуться домой. Так, не склонив головы перед торжествующими в те дни российскими пигмеями и их развратителями, художник Михаил Нестеров достойно пройдет отпущенное ему жизненное поприще и удостоится мирной христианской кончины в октябре 1942 года».

* * *

Впервые после лет безбожия священник в Бутырской тюрьме появился в 1989 году. В 1992 году на третьем этаже здания был вновь освящен храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Первым его настоятелем был протоиерей Глеб Каледа (1921–1994), знаменитый ученый и основоположник тюремного служения в Москве после распада Советского Союза, духовно окормлявший и обращавший заключенных, в том числе приговоренных к смертной казни. Отцом Глебом Каледой было положено начало постсоветской истории Покровского храма.

В 2004 году в связи с передачей некоторых помещений храма общине верующих, в нем был проведен текущий ремонт, в ходе которого появилась возможность выполнить архитектурные обмеры памятника и провести некоторые натурные исследования. Касались они, прежде всего, фиксации мест со следами срубленных первоначальных стен, пилястр и сводов, а также поздних переделок.

По милости Божией в храме вновь возносится молитва, совершается бескровная жертва. Службы  постепенно стали проходить всё чаще и чаще. Сейчас здесь служат до 5 раз в неделю.

С 2005 года старший священник Покровского храма протоиерей Константин Кобелев, клирик храма святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве. В 1990-е годы он хорошо знал протоиерея Глеба Каледу.

«В 2005 году я же уже был тюремным, служил в СИЗО-3, меня перевели в Покровский храм в Бутырку, – рассказывает отец Константин. – Литургия совершалось здесь редко. Епископ Дмитровский Александр благословил организовать ее еженедельное служение на первом этаже. Предстояло много работы, с которой один бы я точно не справился. Тюрьма выделяла рабочих. Важно, что работали сами узники. Они с радостью помогали, проявляли инициативу. Даже те, кто изначально был неверующим, приходили помогать и воцерковлялись. Как писал в своей книге отец Глеб Каледа, «храм — это воля в заключении». Кто ходит на службу, кто не ходит, но любого из них попросишь что-нибудь сделать для церкви – сразу соглашаются, идут навстречу. На территории тюрьмы есть свои мастерские: столярные, кузнечные и так далее. Они многое делали для храма».

Да, темп жизни современного мира, о чем писал протоиерей Глеб в своей книге «Остановитесь на путях ваших» (слова из книги пророка Иеремии: «Остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим» (Иер. 6, 16), подчеркивает отец Константин, увы, не дает возможности многим и многим людям остановиться, задуматься о смысле жизни, нуждающихся и страждущих… И, как это ни трагично, только у человека, попавшего в тюрьму, появляется время, чтобы осмыслить то, о чем он на свободе никогда не думал.

По словам отца Константина, он и другие священники, несущие тюремное служение, приложат все силы, чтобы помочь заключенным исправиться и, выйдя на свободу, найти свое достойное место в жизни.

…В настоящее время междуэтажные перекрытия внутри Покровского храма демонтированы, над храмом установлены главка купола с крестом и новый иконостас. Роспись стен храма и алтаря закончены, устроен новый теплый пол, что помогает бороться с сыростью.

Святыни храма: святые мощи святого апостола Петра и святителя Николая, мозаичная икона «Покров Пресвятой Богородицы» (автор – Георгий Виноградов), чтимая икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» (написана в ноябре 2005 года в Высоцком мужском монастыре специально для Покровского храма, автор – Владимир Артемьев, главный иконописец монастыря), иконы новомучеников и исповедников Церкви Русской.    

* * *

В 2006 году в праздник Покрова Пресвятой Богородицы я посетил Бутырку – и вообще тюрьму! – впервые в жизни.

…Раннее утро. Пасмурно, моросит дождь. У проходной Бутырки, которая, как и сам тюремный замок, скрыта от оживленной Новослободской улицы многоэтажным кирпичным домом, выстраивается очередь. В ней – священники, алтарники, певчие, представители благотворительных организаций, журналисты.

Через строгий контроль проходят по трое. То и дело подходят спешащие на работу сотрудники тюрьмы, среди которых много женщин, и движение нашей очереди приостанавливается.

Паспорта и мобильники у нас забрали при входе, вручив жетоны с номерами. На какое-то время мы по своей воле тоже стали «номерными».

Миновали семь дверей. Когда подходили к последней, услышали благовест. И вот перед нами в центре построенного из красного кирпича тюремного замка белое здание, которое по виду тогда совершенно не было похоже на храм.

Когда по окончании Литургии под молебное пение и колокольный звон торжественно двинулся крестный ход вокруг храма, который находится в «колодце» тюремного двора, небо прояснилось. Этими скупыми лучами осеннего солнца Пресвятая Богородица, наверное, хотела напомнить тем из заключенных, кто еще не нашел дорогу в дом Божий, что и у них есть надежда на спасение.

Лица осужденных, несших запрестольный крест, храмовую икону и хоругви, были торжественны и строги. Четырежды замирал крестный ход. Когда святая вода окропляла и застывший на несколько минут крестный ход, он словно едиными устами изрекал радостно: «Спаси Господи!»

Закончилась служба в храме, но праздник продолжается. Священнослужители и представители благотворительных организаций посещают тюремные камеры и вручают  подарки. Всем заключенным независимо от вероисповедания – книга духовного содержания, икона Покрова Божией Матери, пряник, шоколад. А еще доброе слово: «С праздником вас Покрова Божией Матери! Примите подарки от Русской Православной Церкви».

Посещая в самых отдаленных уголках тюрьмы заключенных, священники спрашивали, слышат ли они колокольный звон. И всюду звучал ответ: «Да, да! Слышим-слышим!»

…И еще – памятное. За Литургией молилась и Лидия Владимировна Каледа (1922–2010). В тот день она впервые в жизни присутствовала на службе в Покровском храме Бутырской тюрьмы, узником которой был ее отец священномученик Владимир Амбарцумов.

Ее порадовало, что перед его иконой, как и перед иконами других новомучеников Церкви Рсской, сегодня молятся прихожане-заключенные. Она была глубоко взволнована и тем, что здесь служил ее супруг приснопамятный протоиерей Глеб Каледа.

Лидия Владимировна многие годы продолжала тюремное служение отца Глеба. Она переписывалась с заключенными, приговоренными к пожизненному заключению, которых батюшка крестил, когда они находились в Бутырке. Все эти люди называли ее мамой.

С конца 2003 года Лидия Владимировна Каледа постоянно проживала в Зачатьевском ставропигиальном женском монастыре. Настоятельница монастыря – член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству игумения Иулиания (Каледа).

5 декабря 2008 года пострижена в монашество с именем Георгия в честь ее духовного наставника старца Георгия (Лаврова). Постриг совершил наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря архимандрит (ныне – епископ Солнечногорский) Алексий (Поликарпов).

…Я покидал в тот праздничный день Бутырку уставшим физически, но духовно окрепшим. В моей душе, словно огонек лампадки, теплилось радостное ощущение, что и я нахожусь под Покровом Пресвятой Богородицы.

Именно это, чтобы спасти свои души, должны чувствовать все, кто оказался в Бутырке и других СИЗО и тюрьмах России не по своей воле. Ибо «с Богом мы и в темнице свободны, без Него и на воле – тюрьма».

* * *

Дорогие братья и сестры! Большое значение имеет не только возрождение Покровского храма, но и возрождение приходской жизни в нем.

Ваше участие и помощь храму и его прихожанам, заключенным Бутырской тюрьмы, это ваш ответ на евангельские слова Господа нашего Иисуса Христа. Спаси вас Господи!

И московские приходы не остаются в стороне от сего благого дела.

Так, храм Живоначальной Троицы в Никитниках пожертвовал возрождаемому в Бутырской тюрьме Покровскому храму бревенчатую звонницу.

Храмы святителя Николая в Бирюлеве и Живоначальной Троицы на Грязех снабдили Покровский храм всем необходимым для богослужения. Благодаря жертвователям специально для этого храма написано несколько икон.

«Алкал Я – и вы дали мне есть; жаждал – и вы напоили Меня; был странником – и вы приняли Меня; был наг – и вы одели Меня; был болен – и вы посетили Меня; в темнице был – и вы пришли ко Мне» (Мф. 25:35–36).

Фото: Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Бутырском тюремном замке

Источник: Православный интернет-журнал "Прихожанин"

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Загрузка...
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий