Возвращение памяти

Источник: Православие.Ru


На братском кладбище в Севастополе

В эти дни в Крыму проходят торжества, посвященные Первой Крымской кампании 1853–56 гг. В начале сентября большой крестный ход, возглавляемый епископом Ялтинским Нестором, прошел в Симферополе от Долгоруковской стелы до старого мемориального кладбища, где была отслужена панихида и зачитано приветственное слово правящего митрополита Лазаря. А в минувший воскресный день на поле Альминского сражения при многотысячном стечении народа прошли ставшие уже традиционными торжества, посвященные этому событию. И кажется, что так было всегда.

А между тем ещё каких-нибудь 30 лет назад картина была совершенно иной. Во-первых, никаких торжеств, приуроченных к событиям Первой Крымской кампании, в означенных локациях не проводилось. И поле Альминского сражения, и военное кладбище в верховьях Петровской балки в Симферополе представляли собой заброшенные пустыри, посреди которых в первом случае одиноко возвышался полуразрушенный и забытый всеми памятник участникам Альминского сражения, а во втором – так же полуразрушенный памятник генералу А. К. Абрамову. И всё.

И это при том, что до революции эти мемориальные комплексы сохранялись в надлежащем виде и служили живым напоминанием о «жертве всесожжения», принесенной за наше Отечество на полях сражений. Фатальное разрушение этих памятников произошло меньше чем за десятилетие, в трагические 1930-е. И это страшное время воистину можно назвать временем провала в нашей исторической памяти.

Ключевский заметил, что Российская государственность прекратится тогда, когда угаснут лампады Свято-Троицкой лавры

Когда-то Василий Ключевский (по свидетельству Ивана Бунина) заметил, что Российская государственность прекратится тогда, когда угаснут лампады Свято-Троицкой лавры. И вот – мы, как народ, пережили это время. Если быть точным, то это 1919–1946 гг., когда Свято-Троицкая Сергиева лавра была закрыта безбожными властями. И в это краткое, по историческим понятиям, время вместилось эпическое по своим масштабам и невиданное по дерзости восстание на Бога и последовавшее затем страшное наказание и вразумление, попущенное от Него. И именно на 1930-е годы пришелся пик духовного и нравственного беспамятства, с его безумными попытками разрушения основ бытия, при видимости бурной созидательной деятельности.

Причем разрушение это было целенаправленным и показательным. Задача государства тогда заключалась в том, чтобы стереть из памяти народной всё, что было связано с прежним, «Царским режимом», с его духовными и культурными ценностями. Так, был снесен памятник основательнице города, Императрице Екатерине II, взорван в центре Симферополя кафедральный собор Александра Невского, а также полностью уничтожено то самое военное кладбище, о котором мы говорим.

Оно как раз и возникло с началом Крымской войны, когда в Симферополь свозили раненых солдат русской армии, и те из них, кто скончались от ран, увечий и болезней, были погребены на этом кладбище. Только представьте себе, что к концу войны здесь насчитывалось около 36 тысяч захоронений! Даже по современным меркам – это население небольшого провинциального города. Но, кроме этого кладбища, в Симферополе было полностью уничтожено Старое русское кладбище, где хоронили первых жителей города, а также офицеров, сестер милосердия, полковых священников и иных участников Первой Крымской кампании. На месте этого кладбища, из его камней была построена школа, парадный вход которой располагался ровно над братской могилой участников Альминского сражения. А за зданием школы также из камней кладбища и могильных плит было построено четырехэтажное здание для комсостава Красной Армии.

На месте кладбища, из его камней была построена школа, парадный вход которой располагался над братской могилой участников сражения

Оно и сейчас стоит, и в нём живут люди, равно как и школа, в которой продолжают учиться дети. Кроме того, могильные плиты и камни с обоих кладбищ использовались для замостки тротуаров, а по территории военного кладбища проходила одна из тренировочных трасс мотодрома ДОСААФ… То есть это ведь не просто было проявлением какой-то безалаберности, но, во-первых, демонстрацией того, что для советского человека никакой загробной жизни нет, значит, прах людей – это просто кости и ничего больше, которые можно выкинуть на свалку, как мусор. Во-вторых, власть подчеркивала, что всё, что связано с прежней историей России, – неважно и должно быть предано забвению. И, наконец, утверждалось, что у нас теперь всё новое. Новый мир. И поскольку святого у нас ничего нет, то мы спокойно оскверняем святыни, и даже дома из могильных камней строим, и предлагаем гражданам попирать память предков ногами, в прямом смысле этого слова. И ничего нам за это не будет.

К чему я это всё говорю? К тому, что всё чаще приходится слышать разговоры о том, что Советская власть была самая справедливая и правильная власть в мире. И снова нас призывают идти по пути построения «самого справедливого» социалистического строя… Но послушайте, давайте не будем обманываться. И, относясь с любовью к истории своего Отечества во все периоды его непростого бытия, не будем оправдывать очевидное зло, но обличать и оплакивать его – с тем, чтобы ничего подобного больше не случилось в будущем. Чтобы не случалось больше подобных провалов в нашей исторической памяти. И не пора ли нам понять, что дело не в строе, а в состоянии душ людей, когда одни погибают в роскоши и пресыщении, а другие – в ненависти, нищете и озлобленности. И тот страшный провал в памяти народной, о котором мы говорим, стал возможен не иначе как по причине повсеместного оскудения веры в то, что есть на свете Высший суд и высший Судия, который всем воздаст по делам его и у Которого нет и тени несправедливости. Закон Его призывает богатых относиться к своему богатству со страхом и благоговением, как к имуществу, вверенному им с тем, чтобы распоряжаться им по-божески, то есть расточая его с любовью и милосердием, ничего лишнего не удерживая в руках. Но также этот закон повелевает бедным трудиться со страхом и добрым усердием, как перед лицом Самого Господа, с кротостью и послушанием относясь к властям предержащим и в терпении своем спасая души свои. И этот общий для всех закон неотменим. По нему будет судить нас Господь, и по нему воздаст каждому по делам его.

И страшная вина лежит на коммунистах и их предшественниках – социалистах всех мастей – именно за то, что они разрушили веру в людях. Веру в неотвратимость Страшного суда и праведного воздаяния от Бога каждому по делам его. «Освятили и благословили» своим учением классовый гнев. Возвели его в ранг праведности, так что всякое насилие, и жестокость, и убийство, совершаемое ими во имя классовой борьбы, стало почитаться делом благим и правым. Но послушайте, что говорит Святая Церковь о несправедливом страдании всех угнетенных: «Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо» (1Петр. 2, 19). То есть Богу угодно, чтобы мы, страдая несправедливо, переносили свои страдания с кротостью, веруя, что правда Божественная восторжествует, если не в этом, так в ином мире. «Помышляя о Боге» – значит, веруя, что есть Высший Судия и нужно только дотерпеть до Его суда, который будет в высшей степени справедливым и беспристрастным. Но вот в том-то и дело, что нужно веровать и претерпеть до конца. Это обязательное условие. В этом – корень христианства.

Лазарь, убивший богача, перестаёт быть праведником, а становится разбойником и сам уже подлежит суду

Коммунисты же исхитили право суда у Бога и соблазнили всех несправедливо страдающих на бунт и кровопролитие. Условно говоря, они «переписали» притчу о богатом и Лазаре так, что Лазарь убивает богатого, делит его богатство между бедными и учреждает новую жизнь на началах социальной справедливости. Но Лазарь, убивший богача, перестаёт быть праведником, а становится разбойником и сам уже подлежит суду. И никакой справедливости в этом нет.

Улучшение, действительное улучшение чего бы то ни было в этом мире, достигается повседневным и кропотливым, созидательным, преобразующим трудом. А любые «наскоки» и революционные перемены, разрушения, с тем чтобы «строить новое» без учета реалий – влекут за собой море крови, страданий, бед и ухудшение жизни.

Да сохранит нас всех Господь от беспамятства, от забвения того, что единственным основанием построения доброй жизни в нашем Отечестве может быть православная вера и развитие культуры, согласной с Евангельскими заповедями.

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Дмитрий Шишкин:
Все статьи автора
Последние комментарии
Россия и государственные услуги
Новый комментарий от Света Ч.
12.12.2019
Когда можно делать аборты?
Новый комментарий от максим поляков
08.10.2019
Возбудить дело против депутата Оксаны Пушкиной
Новый комментарий от NNNN
11.12.2019
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от Александр Сивков
05.12.2019
Панос Камменос: Элладская Церковь совершила преступление
Новый комментарий от Алекс1968
12.12.2019