Провозвестник Сына человеческого

 «В пещь огненную ко отроком еврейским снисшедшаго, и пламень в росу преложшаго Бога, пойте дела яко Господа, и превозносите во вся веки...» - читаем мы всякий раз, готовясь ко Святому Причащению: это ирмос седьмой песни канона. Но это далеко не единственное место в православных молитвословиях, в новозаветном богослужении, возвращающее нас к Книге пророка Даниила - одной из самых таинственных, неразгаданных книг Ветхого Завета.

Все мы с детства слышали выражения «колосс на глиняных ногах» и «пиры Валтасаровы»; многим памятны живописные полотна с изображением красавицы Сусанны и преследующих ее похотливых старцев, а также пророка в окружении львов. Все это - Книга Даниила.

Даниил - пророк эпохи вавилонского пленения. Он, как и его друзья Анания, Азария и Мисаил (те самые отроки в пещи огненной), пленник, раб, хотя и привилегированный, вавилонского царя Навуходоносора, а затем его сына Валтасара. Есть основания полагать, что этот пророк сыграл определенную роль в освобождении Израиля из вавилонского плена.

О Данииле, о его подвиге и пророческой миссии мы беседуем с библеистом, заведующим Библейской кафедрой СПДС, преподавателем Священного Писания Ветхого Завета Алексеем Кашкиным.

- Алексей Сергеевич, чем характерна Книга пророка Даниила, каково ее место среди других пророческих книг? Почему ее текст в различных изданиях Библии существенно различается? Если издание не содержит неканонических текстов, то в Книге Даниила отсутствует, например, глава 13 - знаменитый сюжет о Сусанне и оклеветавших ее похотливых старцах - и следующая глава с разоблачением жрецов идола Вила и вторым пребыванием Даниила во львином рву. А в третьей главе (три отрока в пещи огненной) нет таких ярких, эмоционально напряженных эпизодов, как молитва Азарии и благодарственная песнь трех отроков, оставшихся невредимыми в огне. Почему же так? Есть ли основания говорить о позднейших вставках в Книгу Даниила, носящих, так скажем, литературный характер?

- Книга пророка Даниила - одна из самых проблемных книг Ветхого Завета; и ее положение в корпусе пророческих книг тоже неоднозначно. В иудейском каноне она вообще не входит в раздел «Пророки», а входит, будучи, безусловно, пророческой книгой по сути своей, в раздел «Писания». Возможно, это объясняется тем, что Даниил вообще не имел официального статуса пророка: при дворе вавилонских царей он имел статус мудреца и главы мудрецов. Но в христианской Библии Книга пророка Даниила воспринимается как пророческая, она стоит последней - после книг трех великих пророков, Исаии, Иеремии и Иезекииля. Так ее расположили по хронологии событий - Даниил был младшим современником Иезекииля и дожил до конца вавилонской эпохи.

Что касается сюжетов, не входящих в канонический текст, - считается, что Даниил был очень популярным персонажем для авторов межзаветного периода, и разного характера историй, связанных с ним, ходило много. Какие-то из них можно назвать легендами, какие-то - апокрифами. Среди кумранских рукописей были найдены истории о пророке Данииле, которые вообще отсутствуют в канонической Библии.

- В главе 13 Даниил, спасающий оклеветанную Сусанну от расправы, назван юношей...

- Да, в ней он - никому не известный юноша, неожиданно для всех проявляющий мудрость в сложной ситуации. В греческой Библии эта глава стоит первой, потому что такое положение ей больше подходит по хронологии: сначала история с Сусанной (как бы предисловие), потом основная часть книги.

Пророк Даниил. Византия. XIV век- При дворе Навуходоносора, а затем Валтасара Даниил окружен халдейскими мудрецами, магами, гадателями и т. д.; и, собственно, он и его товарищи тоже должны обучаться всем этим наукам. Что представляла собой эта халдейская культура и что отличает ее от той культуры, к которой принадлежит Даниил? Что дает Даниилу возможность справиться с теми задачами, с которыми не справляются халдейские мудрецы, и даже спасти их жизни от царского гнева?

- Тогдашний Вавилон был, по сути, центром мира, столицей крупнейшего государства на Востоке и средоточием ближневосточной культуры. Здесь были развиты различные ремесла и науки. Наука того времени была неотделима от сакрального знания. В Междуречье процветали астральные культы; жрецы были одновременно и астрономами, и астрологами. И Даниил, взятый ко двору Навуходоносора, изучал все эти науки, но притом сохранял верность Богу Единому - так же, как и его товарищи, которым пришлось подтверждать эту верность в огненной печи. Твердость в вере отцов помогла Даниилу сохранить себя и достичь высокого положения при вавилонском дворе. В этом история пленника Даниила напоминает нам историю другого пленника - Иосифа из Книги Бытия (напомним, что о Книге Бытия, об истории Авраама и его потомства мы беседовали с Алексеем Сергеевичем в прошлом номере журнала. - М. Б.). Иосиф истолковал египетскому фараону сны, которые не могли истолковать египетские мудрецы (см.: Быт. 41). Здесь же задача перед придворными мудрецами и Даниилом стоит более сложная - царь требует не только истолковать сон, но и выяснить его содержание, поскольку сам свой сон забыл: мудрецы с помощью своих знаний должны выведать у богов, что именно приснилось царю. Мудрецы бессильны; Даниил же рассказывает и тут же истолковывает Навуходоносору его сон об истукане (колоссе, как часто говорят) на глиняных ногах (cм.: Дан. 2). Почему так происходит? Напомним о словах Иосифа - Не от Бога ли истолкования? (Быт. 40, 8). И Иосиф, и Даниил молятся Богу (см.: Дан. 2, 23). Именно Бог открывает Даниилу дело царя: именно Его милость дает Даниилу возможность спасти от гнева Навуходоносора и собственную жизни, и жизнь своих товарищей-евреев, и жизни халдейских мудрецов тоже. Даниил полагается на Бога; а языческие мудрецы и прорицатели - на собственные силы, на полученные знания. Вот почему Даниилу не нужно хитрить с царем, он ничего царю не обещает, он говорит ему только, что на небесах есть Бог, открывающий тайны (см.: Дан. 2, 28). Бог может открыть тайну или не открыть, это в Его власти, но не во власти человеческой.

- Толкование Даниилом первого сна Навуходоносора - конец второй главы - это пророчество о Царстве Божием, о Христе? Почему камень, сокрушивший истукана с золотой головой, серебряной грудью, медными бедрами и частично железными, частично глиняными ногами отделен от горы без содействия рук (Дан. 2, 34)?

- Толкований этой главы много. В критической библеистике распространена версия о позднем происхождении Книги пророка Даниила, о том, что она датируется Маккавейским периодом, это второе столетие до Рождества Христова, и что Данииловы пророчества на самом деле ретроспектива недавних исторических событий, Маккавейских войн. Есть и иные толкования. Но традиционное христианское толкование таково: четыре царства сменяли друг друга (золотое - Вавилон, серебряное - Персия, медное - Греция, железно-глиняное - Рим); и все эти царства рухнули, железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю (Дан. 2, 35). Христос в церковных песнопениях именуется камнем нерукосечным: Он приходит на землю не по человеческой воле, но по воле Отца. И сокрушает языческие царства. Даже от самого могущественного из них, золотого, не останется и следа. А Царство Божие - Церковь Его - будет стоять вечно.

- Третья глава Книги пророка Даниила - это история трех отроков, трех друзей Даниила: Анании, Азарии и Мисаила (они же по-халдейски - Седрах, Мисах и Авденаго) в пещи огненной. Юноши отказываются поклониться золотому истукану, изготовленному по приказу царя, и доверяют свои судьбы Богу, Который силен избавить или не избавить их от сожжения заживо в печи. Жар печи, куда эти трое брошены по приказу царя, не причиняет им никакого вреда: печь остужена нисшедшим Ангелом, в ней выпадает роса. Давайте напомним, каким образом этот сюжет присутствует в нашем богослужении и почему именно ему новозаветное богослужение уделяет такое внимание.

- Песнь трех отроков поется на утрене с древнейших времен, с III-IV веков. Когда появились каноны (а они появились после VII века), песнь трех отроков была разделена на две части, так что первую половину (которая в библеистике называется «молитва Азарии», см.: Дан. 3, 26-56) стали петь с седьмой песнью канона, а вторую хвалебную часть (см.: Дан. 3, 57-88) - с восьмой песнью канона. И потому ирмосы седьмой и восьмой песней практически всех канонов на великие и двунадесятые праздники обращают нас к Книге пророка Даниила: «В пещь огненную ввержени преподобнии отроцы, огнь в росу преложиша, воспеванием сице вопиюще: благословен еси, Господи, Боже отец наших» - канон утрени на Троицу. Еще эта песнь читается как паремия на Рождество Христово и целиком поется на Литургии Великой Субботы. Почему на Рождество? Потому что это частично и прообраз Рождества Христова: «Чуда преестественнаго росодательная изобрази пещь образ» (ирмос восьмой песни). Как пещь не опалила отроков, так огонь Божества не опалил утробу Девы. Кроме того, печь - прообраз Крещения: отроки получили крещение в этой самой печи. Сначала они исповедали, засвидетельствовали свою веру. А потом сошла роса - прообраз крещенской воды. Ликующие отроки выходят из пещи обновленными - совсем другими людьми. Огненная пещь - это еще и прообраз воскресения: отроки должны были умереть, но остались живы.

Интересная историческая деталь: в русских православных храмах до XVII века Рождественским постом, в одну из двух недель перед Рождеством Христовым (в Неделю святых праотец или в Неделю святых отец) совершался такой замечательный чин - пещное действо. Оно воспроизводило библейскую историю трех отроков: строилось подобие печи, над которым вместо паникадила подвешивалось изображение Ангела: в нужный момент Ангел как бы спускался в огонь печи. Кульминация действа была на седьмой песни утрени, когда отроки (молодые люди, их изображавшие) пели тот самый гимн Творцу, песнь отроков в пещи огненной.

Святые отроки Анания, Азария и Мисаил в пещи Вавилонской- Таинственная четвертая глава - второй истолкованный Даниилом сон Навуходоносора - об огромном плодоносном дереве, которое Бодрствующий и Святой велит срубить, оставив в земле лишь корень - залог будущей жизни. Преодолев оторопь (мысли его смущали его - Дан. 4, 16), Даниил объясняет царю, что дерево, могучее, но притом совершенно беззащитное перед властью Всевышнего, - это он сам, и что его ждет беда. Что же происходит далее с царем Навуходоносором? Почему он отлучен от людей, живет с дикими ослами, питается травой?

- Здесь у нас единственный источник информации - сама Библия. Но отсутствие иных источников не говорит еще о том, что история Навуходоносора вымышлена. Летописцы древности писали о победах царей, но не писали об их неудачах, падениях, болезнях: сложно представить себе, что вавилонские летописцы стали бы описывать болезнь царя. Вероятно, Навуходоносор страдал психическим заболеванием. Не исключено также, что он просто видел себя в своем бреду в полях, среди диких ослов, под дождем, что пища, которую ему, больному, приносили, казалась ему травой. Трудно сказать точно; это вопрос нашего доверия к Священному Писанию. Но для нас здесь важен момент обращения царя Навуходоносора от халдейской мудрости к Истинному Богу; обращения, первый шаг к которому великий царь сделал после чуда с отроками в огненной печи (см.: Дан. 3, 98-100). Разум и прежнее положение возвращаются к царю лишь после того, как он признает ничтожество и немощь человека, ничтожность того, что казалось ему величием, и прославляет Единого Бога, перед Которым все живущие на земле ничего не значат (Дан. 4, 32).

- По всей видимости, Навуходоносор, наконец, умирает, и на трон восходит его сын Валтасар. Знаменитая сцена: пир Валтасара, кощунственное использование священных сосудов Иерусалимского храма и грозная надпись, появившаяся на извести стены. Таинственная сцена... На каком языке была сделана эта надпись, почему никто, кроме Даниила, не мог ее прочитать?

- Действительно, как люди не могли понять значение надписи, которая была сделана на арамейском - на том языке, который был их родным? Наверное, здесь та же ситуация, что и с таинственным сном Навуходоносора: когда человек встречается с откровением от Бога, он сам не может понять его, если Господь не откроет знание. Если же касаться материальной стороны проблемы, то здесь такое объяснение: или буквы были написаны не очень разборчиво, или ужас привел всех в замешательство. В этой ситуации никто не мог понять значение надписи, и лишь царица, супруга Валтасара, оказалась в состоянии дать разумный совет царю: она по древней традиции не могла пировать вместе с мужчинами и сама не видела явления Руки Божией, потому была свободна от сковывающего страха. Царица говорит, что именно в Данииле есть высокий дух, ведение и разум, способный изъяснять сны, толковать загадочное и разрешать узлы (Дан. 5, 12). Надпись: Мене мене текел перес (упарсин) - на арамейском языке: это название арамейских мер веса (мина, мина, шекель (сикль, текел) и полмины. «Мене» происходит от глагола «считать» или «назначить», «текел» - от корня, означающего «взвешивать» или «оценивать», «упарсин» - «разделять на части», «дробить». Царство Валтасара было взвешено и оценено; его ожидает разделение между Мидией и Персией (упарсин - тот же корень, что и в слове Персия). Бог дал Даниилу возможность видеть будущее - он не принимает от Валтасара награду и бесстрашно обличает его в том, что он не смирил сердца своего, но вознесся против Господа небес (Дан. 5, 22-23). Царский пир оказывается последним, Валтасар убит, Вавилон захвачен мидянином Дарием.

- Давайте поговорим о пророческих видениях Даниила. Он видит Сына Человеческого, который с облаками небесными идет к Отцу (Ветхому днями) и получает от Него власть (см.: Дан. 7, 13). Само словосочетание «Сын Человеческий» - оно оттуда, из Книги пророка Даниила?

- Да, однозначно. И Сам Спаситель в последние дни Своей земной жизни перед допрашивающим Его первосвященником называет Себя Сыном Человеческим - и напоминает при том Каиафе о Книге пророка Даниила, можно даже сказать, цитирует ее: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных (Мф. 26, 64). Слова о Сыне Человеческом в Книге Даниила были признаны мессианскими. Таким образом, Иисус говорит о Своем мессианском достоинстве. Даже если бы Он назвал Себя Сыном Божиим, это не звучало бы столь сильно, потому что сынами Бога в греческой традиции (а иудеи даже против воли были интегрированы в греко-римскую культуру, будучи около 200 лет под властью греков, потом около 100 лет - в составе Римской империи) нередко называли просто каких-то выдающихся людей, героев. А вот наименование Сын Человеческий имело для слушателей-иудеев огромное значение. Ведь это - одно из наименований Мессии.

- Даниил скорбит о несчастьях Израиля, о его грехах, которыми Израиль эти несчастья заслужил, и Архангел Гавриил сообщает ему о времени прихода Христа Владыки и о том, что Он будет предан смерти: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится [народ], и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос (Дан. 9, 25-26). Архангел сообщает пророку, что после этого Иерусалим будет разрушен, и настанет «мерзость запустения». Эти слова мы находим потом в Евангелии: Спаситель, говоря о судьбе Иерусалима, ссылается на Даниила - Мф. 24, 15. Значит, все сбылось, и даже по непостижимым для нас седминам?

- Есть два толкования этих пророческих слов о седминах. Сторонники одного говорят, что седмина - это просто символическое обозначение некоей полноты. Семь - число полноты: семьдесят семь умножить на десять - еще большая полнота. А семьдесят раз по семь - это полнота испытаний для Израиля. Сторонники этой версии ссылаются на слова Христа о том, что обиду надлежит прощать до седмижды семидесяти раз (см.: Мф. 18, 22) - это же не означает, что на 491-й раз прощать уже не надо. Такой подход, конечно, облегчает объяснение - можно не углубляться в подсчеты. Но есть и другое толкование: оно говорит, что подсчет нужно вести от 458 года до н. э. - года прибытия в Иерусалим Ездры, потому что персидский царь Артаксеркс дал Ездре повеление о восстановлении Иерусалимского храма. И если от этого момента отсчитать 483 года (семь седмин и шестьдесят две седмины), то это будет примерное время Распятия Христа.

- Даниил пережил трех царей - Навуходоносора, Валтасара и победившего эту династию Дария Мидянина; и у всех сумел вызвать уважение. Он находился в плену вместе со всем Израилем, а насколько обосновано предание о том, что Израиль был отпущен домой и Иерусалим был возрожден именно благодаря Даниилу? Прямых указаний на это в Библии нет.

- Нет, но есть другое - несомненное влияние Даниила на царя мидян и персов Дария. Этот Дарий - вообще загадочный персонаж, есть версия, что это - другое имя царя Кира, освободителя евреев. Либо Дарий - его наместник, губернатор. Давайте вспомним: Дарий, которого окружение (князья и сатрапы) вынудило отправить Даниила за молитву Истинному Богу в ров ко львам, страшно переживает это, пытается спасти пророка (одного из его князей). А затем, не будучи в силах нарушить собственный указ (см.: Дан. 6, 15), вверяет судьбу Даниила Богу, а сам ложится спать без ужина и не велит вносить к нему пищи (см.: Дан. 6, 16-18). Даниил во рву со львами остается невредимым, и Дарий, возрадовавшись, издает повеление, чтобы во всякой области царства моего трепетали и благоговели пред Богом Данииловым, потому что Он есть Бог живый и присносущий, и царство Его несокрушимо, и владычество Его бесконечно (Дан. 6, 26). Вероятно, за этим могло последовать и освобождение израильского народа.

- Каково все же место Книги Даниила в пророческой традиции Ветхого Израиля?

- Если великие предшественники Даниила предупреждали Израиль о грядущей расплате за его грехи, то Даниил оказался среди тех, кто пожинал плоды: он в плену вместе со всем народом, но он молится у окна, обращенного к Иерусалиму (см.: Дан. 6, 10). Благодаря Даниилу и подобным ему людям (таким, как Анания, Азария и Мисаил) евреи сохраняют веру отцов и свою, как мы теперь говорим, идентичность - они не растворяются в языческом окружении. И когда царь Кир (об этом рассказывает Первая книга Ездры) издал повеление о возвращении евреев в Иерусалим и о возрождении Иерусалимского храма - это сразу вызвало огромный, всенародный духовный подъем.

Журнал «Православие и современность» № 42 (58)

Алексей Кашкин, Беседовала Марина Бирюкова

Православие и современность
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Марина Бирюкова:
Все статьи автора
Алексей Кашкин:
Все статьи автора
Последние комментарии
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Разработчик РНЛ
04.12.2019
Кто укажет Родниной её место?
Новый комментарий от АБС
05.12.2019
Потерянный выход
Новый комментарий от sasha
20.11.2019
Ничего случайно не бывает
Новый комментарий от Ортодоксос
04.12.2019
Новый способ растления человека
Новый комментарий от Ортодоксос
04.12.2019