Святорусское единство Достоевского

Писатель почитал Христа даже выше Истины

12 ноября 2020 года исполняется 199 лет со Дня рождения великого русского писателя Ф.М. Достоевского. Ни для кого не секрет, что Достоевский предопределил ход многих исторических событий в нашем Отечестве. В первую очередь это касается Октябрьской революции 1917 года. В основе идей Достоевского лежит мощный религиозный стержень – Христос, которого писатель, как известно, почитал даже выше Истины. Именно христоцентризм, т.е. любовь ко Христу вывела писателя на образ единства в лоне Святой Руси.

Святая Русь – то не просто какая-то абстракция, а конкретный образ, картина мира, в которой живет русский человек. Эту картину хорошо проиллюстрировал художник Михаил Нестеров, где в центр помещен образ Христа с угодниками Божьими и простым народом. Мировоззрение Достоевского также лежит в плоскости такой картины мира. И это подтверждается тремя фактами.

Факт первый – биографический. Историк литературы И.Л. Волгин отмечает, что о величии любого писателя свидетельствует не только само творчество автора, но и его биография. А поскольку на Руси «поэт – больше, чем поэт» и, соответственно, писатель – больше, чем писатель. Поэтому биография русского писателя есть также больше, чем просто история жизни.

Общеизвестным фактом уже является то, что род Достоевских происходит из д. Достоево Ивановского р-на Брестской области. Это Полесье – территория современной Беларуси. Дмитрий Андреевич Достоевский, дед писателя, был греко-католическим (униатским) священником и рукоположен в д. Войтовцы в Липовецком районе Винницкой области (территория современной Украины). Ряд тогда служивших в его окружении священников, видя зверство и жестокость униатского духовенства, в конце XVIII в. постепенно переходили в православие. Воссоединился с православием и Андрей Григорьевич, причем, как предполагает исследователь Н.Н. Богданов, вполне осознанно. Так именно Андрей Григорьевич начинает русскую православную ветвь рода Достоевских.

В 1802 году Андрей Григорьевич оказывается на территории Российской империи в результате разделов Речи Посполитой, и у него рождается сын Михаил, который отказывается от учебы в семинарии и становится военным врачом. Вскоре Михаил Андреевич женится на Марии Федоровне Нечаевой, будущей матери писателя, бросает военную службу и начинает работать в той самой Московской больнице для бедных напротив которой 11 ноября 1821 года суждено было родиться великому писателю.

Так история рода и биография Достоевского осознанно выбирают путь Святой Руси.

Факт второй – религиозный. О религиозности Достоевского немало написано и сказано. Сам писатель не только почитал Христа выше истины, но как «гениальный читатель», был хорошо знаком не только с произведениями мировой литературы своего времени, но и с творениями христианских учителей Церкви.

В основе философии Достоевского лежит христианская идея почвенничества, согласно которой сердце человека должно стремиться ценить и любить то, что имеет. Что называется, где родился – там и пригодился. В центре этой идеи находится простой человек, вроде крестьянина мужика Марея, который живет и трудится «на родной ниве», т.е. на своей земле. За этого простого трудящегося человека перед Христом ходатайствуют Божьи угодники, такие как Феодосий Печерский, Сергий Радонежский, любимый писателем Тихон Задонский и другие. Все они были также обычными людьми, но в чем-то достигли святости жизни, что дает им право молиться Богу о простых людях. И, трудясь на своем месте, служа Богу, людям, своей семье и молясь этим угодникам, человек получает «золотой век в кармане», т.е. Царство Небесное.

На народной вере простого человека, по словам Достоевского, строится все русское общество и вся русская культура. Вот, что он пишет в этом смысле о белорусах: «Эта народная вера в себя и в собственные силы – вовсе не застой, а, напротив, залог жизненности и энергии жизни и отнюдь не исключает прогресса и преуспеяния. Без этой веры в себя не устоял бы, например, в продолжение веков белорусский народ и не спас бы себя никогда».

Думается, что, рассматривая белорусов в контексте святорусского единства, Достоевский видел христианскую культуру как основу жизни белорусского народа. Писатель в одной емкой фразе будто показал всю историю этого многострадального субэтноса, который, оказавшись на геополитическом перепутье, действительно выстоял во всех воинах благодаря своей же неиссякаемой энергии к жизни. Достаточно вспомнить Великую Отечественную войну, в которой погиб каждый третий житель Беларуси.

Эта народная вера с желанием быть хозяином своей земли, по словам Достоевского, и есть то, что сближает белорусов с народом русским и украинским. Именно об этом Достоевский писал в «Дневнике писателя» за 1876 г.: «Хозяин земли русской – есть один лишь русский (великорус, малорус, белорус – это всё одно)». Так писатель рассматривает единство русского народа в том числе и с духовной точки зрения.

Достоевский был последним русским писателем XIX века, открыто выступающим за святорусское единство.

Фактор третий – литературный. К святым молитвенно могут обращаться все: богатые, и бедные; здоровые и больные; крестьяне и интеллигенция. Особую миссию в этом смысле Достоевский видел возлагал на художников слова – поэта или писателя, который, будучи сам родом из простого народа, прославляет народного героя и тем самым обеспечивает единство власти, интеллигенции и простого человека: «всё, что есть в ней истинно прекрасного, то всё взято из народа, начиняя с смиренного, простодушного типа Белкина, созданного Пушкиным. У нас всё ведь от Пушкина. Поворот его к народу в столь раннюю пору его деятельности до того был беспримерен и удивителен, представлял для того времени до того неожиданное новое слово, что объяснить его можно лишь если не чудом, то необычайною великостью гения, которого мы, прибавлю к слову, до сих пор еще оценить не в силах».

Достоевский считал, что величие художника слова заключается в том, что писатель на духовный пьедестал возводит простого человека, с одной стороны, и тем самым призывает не отдаляться интеллигентов от народа, с другой стороны. Ведь именно из-за этой пропасти между народом, власть имущими и интеллигенцией, к которой принадлежат в том числе поэты и писатели, произошла Октябрьская революция 1917 года.

Призвание писателя в этом смысле заключается в том, чтобы каяться в содеянных грехах, строить свою внутреннюю духовную жизнь в единстве с Богом и призывать к этому покаянию народ. «Смирись, гордый человек», – говорит писатель в своей знаменитой речи на открытии памятника Пушкину в Москве в 1880 г.

Это единство, к которому призывал Достоевский, на какой-то момент произошло на похоронах писателя, на которых присутствовали представители всевозможных классов и сословий тогдашней России, всевозможных философских взглядов и течений – от либеральных до консервативных. Будто вся страна хоронила писателя, который объединил весь народ накануне предстоящей катастрофы.

Таким образом, святорусская идея Достоевского – это почвенническая идея, в основе которой лежит христианское мировоззрение, любовь ко Христу, почитание святых Божьих угодников и любовь к простому русскому человеку.

Именно поэтому Достоевский до сих пор является одним из самых читаемых писателей на планете.

С Днем рождения, дорогой Федор Михайлович!

Александр Вадимович Бабук, публицист, Минск


Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

1. даже!!! выше Истины???

не знаю, как и охарактеризовать сочинителя этого подзаголовка.... постараюсь быть сдержанным... Истина - есть Христос, а то, что Фёдор Михайлович называл "истиной"(везде с маленькой буквы!) - есть "мудрость века сего", "в роде сем прелюбодейном и грешном", том агрессивном атеизме, против которого и вёл свою брань Великий Писатель - "против духов злобы поднебесной"... - очень надеюсь, что те, от кого это зависит, уберут этот подзаголовок, опошляющий творчество Ф.М.Достоевского

Георгий(Юрий) / 12.11.2020 08:27
Александр Бабук
Святорусское единство Достоевского
Писатель почитал Христа даже выше Истины
12.11.2020
Кому мы всё-таки служим – Богу или дьяволу?
О том, стоит ли православным праздновать Хеллоуин
30.10.2020
Основы цифровой гигиены и кибер-безопасности
Нужно срочно вводить преподавание такого предмета в школах и вузах
26.10.2020
Все статьи Александр Бабук
Последние комментарии
Тульский Ордена Ленина Императорский оружейный завод
Новый комментарий от Андрей Козлов
27.01.2021 11:21
Прививка — жертва ради нашего народа и нашей страны
Новый комментарий от Андрей Козлов
27.01.2021 10:54
Кагальный-Провальный и Промысл Божий
Новый комментарий от потомок тамбовского сапожника
27.01.2021 10:06
Дворцы и их обитатели
Новый комментарий от NNNN
27.01.2021 09:57
«Мы имеем консенсус всех ветвей власти»
Новый комментарий от Коротков А. В.
27.01.2021 09:40
В США назначается новый начальник России
Новый комментарий от Коротков А. В.
27.01.2021 09:26
Спасём ли умирающее отцовство?
Новый комментарий от Русский Иван
27.01.2021 09:13