Вечная память…

Памяти протоиерея Валерия Бояринцева

12.09.2020 2719

Сегодня в ночи от своего духовного соратника из Братства во имя схимонаха Иннокентия (Сибирякова) Павла Лучникова получил печальное известие:

«Вчера после тяжелой болезни на 79-м году жизни скончался митрофорный протоиерей Валерий Бояринцев — настоятель храма Архистратига Божия Михаила в Алупке (Крым). Прошу молитв о новопреставленном отце Валерии — истовом священнослужителе, прекрасном и великодушном человеке, отце восьмерых детей и более сорока внуков, хирурге, кандидате медицинских наук. Вечная память!»

Вот почерпнутые в Сети достаточно скупые, но вместе с тем весьма выразительные свидетельства о его подвижнической жизни, которая напрямую ассоциируется с духовным путем Святителя Луки Крымского. Отец Валерий явился в своем служении прямым наследником и Симферопольского Целителя и даже Апостола-Врача Луки.

Валерий Сергеевич Бояринцев (5 марта 1942 — 11 сентября 2020) родился в г. Запорожье в простой трудовой семье Сергея и Марии Бояринцевых. В 1959 году окончил среднюю школу в г. Днепропетровске. С 1959 по 1962 год проходил обучение в художественном училище, после чего в 1962 году поступил в Днепропетровский медицинский институт, который окончил в 1970 году.

Мать будущего священника — Мария Бояринцева понесла ребенка незадолго до начала Великой Отечественной войны. Подруги уговаривали ее сделать аборт. Но Мария не пошла на такой грех, уже в германской оккупации на свет Божий явился ее сын Валерий. В 1952 году Бояринцевых постигло несчастье. Главе семейства, токарю по профессии, в глаз попал кусочек металла. Практически ослепший на один глаз Сергей находил утешение в Тихвинском монастыре, там служил иеромонах Стефан (Никитин; 16 сентября 1895 — † 28 апреля 1963), будущий епископ. Благодатный священник стал первым духовным наставником и для сына. Общение с о. Стефаном во многом определило судьбу юноши. Впоследствии среди духовников Валерия был и такой известный старец, как отец Серафим (Тяпочкин).

У Валерия рано пробудились творческие способности. После школы он поступил в Днепропетровское художественное училище, решил стать живописцем. Возможно, так оно бы и случилось, если бы не вмешался случай. Однажды, возвращаясь от о. Серафима из Ракитного, заехал на Литургию в Харьков — город, в отличие от Днепропетровска, открытый для иностранцев. На беду Валеры в тот момент, когда он находился в соборе, заглянули в храм Божий туристы из Америки. Молодой паренек на службе (в начале шестидесятых это было редкостью) заинтересовал иностранных туристов: подошли к нему с переводчицей, предложили во дворе побеседовать. Неискушенный в политике Валерий согласился, и уже на вокзале у него попросили показать документы, а на третий день после возвращения домой вызвали в соответствующие органы. Беседа длилась недолго, но характеристика юного Валерия пополнилась убийственной записью о политической неблагонадежности. Общение с особистами совпало у молодого человека с внутренним кризисом. Неожиданно он осознал, что живопись — не его призвание. Четко понял одно: жизнь, которая его ждет, не будет усыпана розами, скорее всего по своим вероисповедным позициям, не миновать ему лагерей, так что профессия у него должна быть необходимой во всех жизненных поворотах, например, как у его духовника о. Стефана, — врач.

Тягу к рукомеслу Валерий унаследовал от отца. Его привлекали те области жизнедеятельности, в которых можно было поработать не только головой, но и руками. В этом смысле хирургия сочетала и то и другое. Конкурс в мединститут в тот год был 10 человек на место. А у Валерия в характеристике запись о неблагонадежности.

Проблемного абитуриента вызвали на беседу к ректору Николаю Яковлевичу Хорошманенко. Глянул тот на Валеру, на результаты его вступительных экзаменов, на запись в характеристике и сказал:

— А мы сделаем вид, что не заметили.

Первый, второй курс Валерий провел в затворе. Из института почти не выходил. После занятий сразу за альбом — и в анатомичку.

— Ты что, новый атлас надумал создавать? — спрашивали студенты.

А почему бы и нет?! Попутно вел исследовательскую работу на кафедре гистологии. Тема актуальнейшая: гистохимическая окраска тканей. К концу первого курса поговаривали, что его наработки тянут на кандидатскую диссертацию. И хотя все экзамены были сданы на «отлично», Валерий чувствовал — главное испытание его ждет впереди. Знал, что зло не отступило, а затаилось, из поля зрения его не теряет, когда-нибудь напомнит о себе.

— Юноша, а почему вы не комсомолец? — нет-нет да и спросит кто-нибудь вкрадчиво. И вот третий курс, летняя сессия, первая пятерка по анатомии и... «незачет» по атеизму. Что тут началось: комсомольские разборки, доверительные беседы, угрозы и вразумления. Ни о каком переводе на 4-й речь уже не шла, Валерию грозило отчисление.

К счастью, мiр не без добрых людей: новый ректор Инна Илларионовна Крыжановская, очень мудрая женщина, предложила студенту-медику оформить академический отпуск. На этом эпопея с кафедрой марксизма-ленинизма, к сожалению, не закончились. Было много мытарств на старших курсах, и наконец жирный «неуд» на госэкзамене по научному коммунизму подытожил компанию «политической неблагонадежности». Вместо диплома Валерий получил справку, с которой и отправился врачевать по распределению в Таджикистан. Тот год не прошел для Валерия бесследно. В 1969 году он женился на девице Наталье Михайловне Андрияшевой. После институтских госэкзаменов набрался жизненного и больничного опыта в Таджикистане, а год спустя вернулся в альма-матер и, молитвами Святых Целителей, стал наконец дипломированным специалистом.

Супруга Наталия, москвичка, выпускница Высшего технического училища им. Баумана предложила Валерию поискать приложение для его неуемных сил в Столице. Поиски затянулись чуть ли не на полгода. Наконец нашлось-таки место хирурга в 33-й городской Остроумовской клинике, затем устроился детским хирургом в МОНИКИ.

В семье В.Н. и Н.М. Бояринцевых родилось 8 детей: Серафим 1971 года рождения (ныне священник); Михаил 1972 года рождения; Константин 1975 года рождения; Татьяна 1977 года рождения; Валерий 1980 года рождения (ныне священник); Сергей 1981 года рождения; Степан 1985 года рождения; Мария 1987 года рождения. Дети принесли чете Бояринцевых более 40 внуков.

Творчество — это состояние души. Когда-то оставив мольберт и кисти, Валерий Бояринцев сделал объектом приложения своих новаторских идей медицину. Вначале разработал оригинальный метод лечения эмпиемы плевры у детей, позволивший снизить летальность в 10 раз. В 1983 году по теме защитил кандидатскую диссертацию. Защита продолжалась почти два часа, выступило восемь неофициальных оппонентов. Это был настоящий бой, который Валерий Бояринцев с честью выдержал. Затем увлекся лечением гнойных болезней. В процессе подготовки диссертации занялся лечением остеомиелита — тяжелейшего заболевания, которое, превратившись в хроническое, невероятно трудно излечивается. Покойный профессор Алексей Иванович Генералов — величайший мыслитель в медицине, предложил идею аспирации при перитоните и остеомиелите. Бояринцеву в соавторстве с Анатолием Цыбиным удалось эту идею развить до завершения и практического осуществления. Метод Бояринцева получил авторское свидетельство еще в 1990 году. То, что предложил В.С.Бояринцев, преобразило классическую травматологию. Метод позволяет лечить больных практически одной операцией, которая заключается в аспирационном дренировании кости. Больные носят дренаж по два-три года до полного выздоровления. При этом они не теряют трудоспособности, чувствуют себя нормальными, здоровыми людьми. Когда же кость восстановится, дренаж убирают, и уже никаких рецидивов не бывает. Как-то о. Валерий, выступая по ТВ, рассказывал о своем методе. Передачу случайно увидел отец юноши, 8 лет страдавшего тяжелейшей формой остеомиелита. Он сумел разыскать доктора и доставить к нему ребенка, у юноши был практически разрушен плечевой сустав (6 свищей!), тяжелейшие гнойные процессы наблюдались в бедре. Организм был настолько ослаблен, что доктор Валерий не решился подвергнуть его двойной операции. Больному сделали только одну, безотлагательную — на плечевом суставе. Предполагалось, что следующую сделают через год. Но через полгода у юноши на фоне резкого спада иммунитета гнойник с бедра распространился на внутренние органы. Больной оказался на грани гибели. Без особой надежды на благополучный исход доктор все-таки решается оперировать. Успешно!

По благословению и настоянию Духовного Наставника, да и по зову сердца 3 февраля 1991 года Епископом Симферопольским и Крымским Василием (Златолинским) Валерий Сергеевич Бояринцев был рукоположен во диакона, а уже 10 февраля состоялось рукоположение во священника. Менее чем через неделю — 14 февраля священник Валерий Бояринцев был назначен настоятелем храма Архангела Михаила в Алупке, который требовал колоссальных восстановительных работ. 18 февраля 1991 года — в Прощеное Воскресенье в крипте храма прошла первая служба после 60-летнего перерыва.

За время настоятельства отца Валерия был открыт храм Святой Равноапостольной Нины Грузинской в поселке Гаспра, который находился в запустении около 70 лет. С 8 мая 1992 года указом № 36 о. Валерию, наряду со своими обязанностями, благословляется окормлять этот храм, а также храм Целителя Пантелеймона при санатории им. Боброва. 22 апреля 1993 года была создана и зарегистрирована община в пос. Симеиз. Вскоре там был создан храм в честь Покрова Божией Матери. С 1993 года о. Валерием окормляется туберкулёзный интернат и школа № 1 в г. Алугже.

Среди церковных наград Отца Валерия скуфья и набедренник — в 1992 году, наперсный Крест и камилавка (1993), палица (1998), Юбилейная медаль 2000-летия Христианства (2000), Крест с украшениями (2003), орден Преподобного Агапита Киево-Печерского III Степени (2005), митра (19 апреля 2009 года), служение при открытых Царских Вратах (2013), орден Благоверного Великого Князя Ярослава Мудрого (2014).

В архиве «Русской Народной Линии» есть материал об Отце Валерии «В Крыму священник хирург помогает больным остеомиелитом». 

Царствие Небесное душе новопреставленного раба Божия протоиерея Валерия — исповедника и целителя, Вечная ему Память!

Леонид Евгеньевич Болотин, научный редактор информационно исследовательской службы «Царское Дело»

Составил по материалам интернета:

«Храм Архангела Михаила в Алупке. Духовенство». 

Настоятель возрождающегося Свято-Михайловского храма в Алупке протоиерей Валерий Бояринцев: «Привозит меня Владыка и говорит: вот тебе будет храм». Беседовали Александр Андрущенко, Юлия Коминко, Тамара Рябкова, Луганск.

«Людей в храме больше стало» (20 марта 2016 г). С Протоиереем Валерием Бояринцевым беседовала Елена Дорофеева.

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Леонид Болотин:
Частичное «правосудие»
Второй Кассационный суд общей юрисдикции признал «законным» содержание Василия Бойко-Великого в СИЗО
17.10.2020
Мы выстояли!
Поздравление Союзу Православных Братств России
14.10.2020
О правильном понимании синодальности
Замечания к дискуссии, инициированной главным редактором «Русской народной линии»
12.10.2020
Царь-Священник Павел I Петрович
Прославление жизненного подвига Императора является для всех нас необходимым поприщем и достойным приложением наших духовных сил
06.10.2020
Все статьи автора
Последние комментарии
Учиться у Сталина
Новый комментарий от Валерий Медведь
2020-10-25 02:00
Коммунизм, социализм и Церковь
Новый комментарий от Валерий Медведь
2020-10-25 01:43
Неутихающий огонь ненависти в Нагорном Карабахе
Новый комментарий от Валерий Медведь
2020-10-25 00:13
День скорбной памяти
Новый комментарий от электрик
2020-10-24 17:31
Сталин против «бухгалтеров». Как нужно играть
Новый комментарий от электрик
2020-10-24 17:25
Таруса: на пути возвращения Руси
Новый комментарий от Константин В.
2020-10-24 17:21