«Страну готовили на роль "сырьевой сверхдержавы"»

Церковь в своих «Основах социальной концепции» была вынуждена высказаться не только за православных верующих, но и за преобладающую часть общества

На официальном сайте Московской Патриархии опубликована статья «Право Церкви на прямое высказывание» первого заместителя председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, заместителя главы Всемирного русского народного собора, доктора политических наук, декана Социально-гуманитарного факультета Российского православного университета Александра Щипкова. Статья посвящена 20-летию утверждения Архиерейским собором уникального церковного документа – «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви».

Статья рассказывает о важнейшем событии в новейшей истории Русской Православной Церкви: двадцать лет назад, 15 августа 2000 года, на Юбилейном Архиерейском соборе митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, ныне Патриарх Московский и всея Руси, выступил с докладом, который был посвящен представлению «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви». Документ с этим названием был подготовлен Синодальной рабочей группой и впоследствии оказал огромное влияние на жизнь не только самой Церкви, но и страны в целом.

По его словам, «необходимость выработки церковной социальной концепции была признана Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 1994 году. В то время становилось все более очевидным, что отказ от обозначения социальной позиции нередко даёт повод для попыток внешнего навязывания Церкви тех или иных не свойственных ей ролей. Собор поручил митрополиту Кириллу, будущему Святейшему Патриарху возглавить Синодальную рабочую группу по подготовке Социальной концепции. Таким образом, Собор формализовал ту работу, которую митрополит Кирилл начал двумя годами ранее - зимой 1992 года, чему автор этой статьи был непосредственным свидетелем».

«1 февраля 1992 года Председатель Отдела внешних церковных связей пригласил на встречу лидеров нескольких конкурировавших между собой христианско-демократических партий и союзов, которых тогда в России насчитывалось около десятка. Из тридцати приглашенных беспартийным оказался только я один. Дело в том, что мне в ту пору довелось собирать и анализировать документы, связанные с христианской политической деятельностью на Западе и в России, эта работа сопровождалась публикациями, что, очевидно, повлияло на моё приглашение», - отметил он.

«Часовое выступление митрополита Кирилла, запись и стенограмма которого хранятся в моем архиве уже 28 лет, было содержательным и концептуальным, именно в нём впервые прозвучала мысль о необходимости сформулировать социальную концепцию Русской Православной Церкви. Подготовка проекта православной социальной концепции потребовала междисциплинарного анализа наиболее актуальных в тот момент общественных вопросов. Само создание этого текста было чрезвычайно актуальным, поскольку он представлял собой живое динамичное осмысление и толкование Церковью современной, окружающей нас социально-культурной реальности», - рассказал автор статьи.

Он отметил, что «прежде в мировом православии не существовало подобного церковного документа».

«Примечательно, что в российской секулярной публичной сфере за последние 30 лет, несмотря на разнообразную риторику на тему "новой России", не было принято ни одного документа такого же концептуального уровня и такого же значения, как "Основы социальной концепции", если, конечно, вынести за скобки Конституцию 1993-го года, которая в свое время откровенно отразила процессы стирания идентичности нашего общества и утраты национального суверенитета. Подобные документы призваны обозначать долгосрочную стратегию развития страны, но как раз такой стратегии и не предполагалось. Страну готовили на роль "сырьевой сверхдержавы", которой не нужен суверенитет, не нужны национальная идеология, национальная культура, фундаментальная наука, не говоря уже о нравственных нормах. Отсюда демонстративное, но симптоматичное молчание секулярного истеблишмента», - пояснил Александр Щипков.

«На фоне этого молчания Церковь в своих "Основах социальной концепции" была вынуждена высказаться не только за православных верующих, но и за ту, явно преобладающую часть общества, чьи взгляды, идеалы и нравственные нормы в значительной мере совпали с содержанием положений данного документа, - подчеркнул автор статьи. - К числу таких базовых мировоззренческих позиций относятся: идея справедливости, неприятие "права сильного", нравственная обусловленность права и правовых институтов, разумный этатизм, приверженность традиционным ценностям, внимание и сочувствие к социально незащищенным людям».

«Глубинная связь "Основ" с мировоззрением народа выразилась в том, - пояснил он, - что даже те, кто далек от Церкви, имеют общественные взгляды, близкие к положениям Основ Социальной концепции...».

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Александр Щипков:
Сектантов впрягут в оппозицию
Американцы не жалеют средств и на религиозное лобби
21.10.2020
«Нет "цифрового общества" — есть диктатура "цифровой власти"»
В обозримой перспективе нас ждёт новая философская эпоха
04.09.2020
Все статьи автора
Последние комментарии
Неутихающий огонь ненависти в Нагорном Карабахе
Новый комментарий от Валерий Медведь
2020-10-25 02:42
Учиться у Сталина
Новый комментарий от Валерий Медведь
2020-10-25 02:35
Коммунизм, социализм и Церковь
Новый комментарий от Валерий Медведь
2020-10-25 01:43
День скорбной памяти
Новый комментарий от электрик
2020-10-24 17:31
Сталин против «бухгалтеров». Как нужно играть
Новый комментарий от электрик
2020-10-24 17:25
Таруса: на пути возвращения Руси
Новый комментарий от Константин В.
2020-10-24 17:21