«Грядущего ко Мне не изжену вон»

О главном вопросе изоляции

Лишение возможности приступать к Таинствам на протяжении двух месяцев стало серьезным испытанием для многих верующих. Особенно болезненным оно было для наиболее воцерковленных и осознанных христиан, для которых Исповедь и Причастие – не некий «долг», от которого может освободить благословение молиться дома, а потребность сердца. Пережив этот духовный голод, хотелось бы с сыновним и дочерним смиренным доверием обратиться к Священноначалию с просьбой продумать меры, которые обезопасили бы нас от него в дальнейшем.

За последнее время появилось немало публикаций и проповедей, посвящённых урокам, преподнесенным нам пресловутой пандемией. Но, кажется, ни одна из них не затронула вопроса первостепенной важности: ответственности духовенства и Священноначалия за обеспечение мирянам возможности приступать к Таинствам Церкви. В прожитый нами период прихожане более чем половины российских епархий были насильственно лишены главного, чего ищет в Церкви верующий, – единения со Христом через Святое Причастие. И если вопрос умственно-эмоционального участия в богослужениях решать худо-бедно удавалось с помощью трансляций или вычитывания текстов служб, то участие онтологическое, таинственное, было для нас закрыто. А эту потерю нельзя восполнить ничем. И уж точно беспомощно, при должном осознании значимости причащения, звучат радостные восклицания благонамеренных кумушек о том, что с экранов гаджетов им наконец-то удалось рассмотреть происходящее в алтаре и понаблюдать за службами, совершаемыми в удалённых от их домов храмах.

Можно сколько угодно говорить о том, что «в эпоху гонений было тяжелее» и «этим попущением Господь призвал нас к покаянию». Это – хорошие и правильные аргументы для мирян, призванные помочь им (то есть нам) не упасть духом, избежать ропота и уныния и получить от случившегося духовную пользу, которую приносит каждое переносимое со смирением и стойкостью испытание. Но это всё – для прихожан. Перед другой же частью земного колена Церкви – духовенством во главе со Священноначалием и облечёнными властью верующими, короновирус поставил иной вопрос: как избежать повторения случившегося, если нагрянут новые эпидемии? Без ответа на него речи о смирении и уповании на Бога напоминают слова из послания апостола Иакова: «Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы» (Иак. 2: 15). А ведь Таинства Церкви – это не менее насущная потребность, чем питание тела! И в то время, когда магазины и аптеки были открыты, стоило бы обеспечить и доступ к духовной пище.

Оговорим заранее, что этой публикацией автор ни в коей мере не осуждает и не оценивает принятых духовными и светскими властями мер. Речь идёт лишь о том, какие выводы стоило бы сделать и какие действия предпринять в дальнейшем.

Мы не знаем, ожидает ли нас осенью «вторая волна» или, может быть, несколько лет спустя Землю накроет новая зараза, перед которой «корона» покажется детской игрушкой и которая засадит нас в изоляцию не на 2 месяца, а, скажем, на полгода. Бизнес по окончании карантина продолжает развивать цифровые форматы, чтобы новые вызовы не стали для него убийственными. Здравоохранение принимает меры, чтобы встретить то, чего не хотелось бы ожидать, во всеоружии. Вероятно, врачам духовным следует делать то же. Тем более что новая изоляция от Таинств, скорее всего, окажется для мирян ещё более травмирующей и смущающей. В этот раз всё было «экспромтом», «на живую нитку», и вызывающие сомнение меры было относительно легко понять и простить. Если же они повторятся – их нельзя будет назвать иначе, нежели осознанно принятым образом действий.

Закрытие храмов для многих стало неожиданностью. Люди до последнего не верили, что в России это возможно. И когда на Страстной седмице вход в храмы преградили полицейские патрули, многие обвинили в этом государство, но не Церковь. Мол, ВОЗ (а кто за ним стоит, мы знаем…) «продавил» наши власти, власти надавили на Патриарха, а Его Святейшество, во избежание худшего, приказал духовенству служить без мирян. Соответственно, все мы терпим поневоле от врагов России и веры, от которых нас не смогли защитить наши добрые, но не всесильные власти и пастыри.

В следующий раз этого утешения у нас не будет. Жизнь показала, что инициатива закрытия храмов исходит не только снаружи. Некоторые монастыри, в том числе и не относящиеся к перегруженным паломниками объектам, не открылись до сих пор. Поскольку другие обители, расположенные по соседству, давно открыты для всех, очевидно, что инициатива сохранения для некоторых «безопасного режима» не продиктована светскими властями. Не делая оценочных суждений, отметим, что в следующий раз миряне будут точно знать, что храмы от них закрыты не внешней силой.

Уповая на то, что Патриарх на самом деле не поддерживает закрытия от прихожан храмов, некоторые посещали богослужения в приходах, пастыри которых взяли на себя риск не закрывать путь к Святой Чаше для алчущих. Теперь, когда мы точно знаем, что решение о закрытии действительно принято Священноначалием, а не навязано ему, этой лазейки больше нет. Соответственно, в случае повторения ситуации люди окажутся перед выбором, страшнее которого для воцерковленного православного, пожалуй, и не найти: остаться без общения со Христом в Причастии или нарушить духовное единство со Священноначалием, что также грозит лишением благодати.

Карантин заставил всех нас задуматься об ответственности за других. Нам многократно говорили о том, что мы должны бояться заразить священнослужителей. Что ж, с этим не поспоришь. Безусловно, никто не имеет права требовать от другого мученичества, а тем паче обрекать на него. И прихожане не должны толкать своих пастырей на риск заражения. Правда, невольно возникает вопрос о том, стоило ли осуждать и карать тех священников и мирян, кто был искренне готов вслед за апостолом Павлом сказать: «Для меня жизнь – Христос и смерть – приобретение» (Филип. 1: 21) и рискнуть своим физическим бытием, но… не будем об этом. Однако может быть, всё же есть возможность найти средний путь, когда и пастыри будут целы, и словесные овцы духовно сыты?

Что же можно предложить? Хотелось бы, чтобы этот вопрос решал Святейший Синод, а еще лучше – Архиерейский Собор.

Может быть, следует возродить первохристианскую практику, когда в экстремальных ситуациях верные (то есть проверенные постоянные члены христианских общин) держали Святые Дары в своих домах и приобщались самостоятельно? Но тогда следует, наконец, провести черту между прихожанами и «захожанами».

Может быть, в случае новой изоляции священники возьмут на себя труд причащать на дому всех желающих, а не только тяжело больных, как это на практике имело место в этот раз, во всяком случае, в Москве? В минувший период все решения принимались в условиях спешки и неизвестности, поэтому понятно, что и светские, и церковные власти были вынуждены выбирать самые простые пути. Не только миряне, но и многие священники – клирики больших приходов – оказались в изоляции. Вероятно, в следующий раз будет разумно позволить пастырям навещать верующих в их домах, исповедуя и причащая их – полагаем, это можно было бы сделать с соблюдением необходимых мер предосторожности. Помимо прочего, это отчасти помогло бы решить проблему финансового обеспечения храмов.

Наконец, настолько ли невозможно было обеспечить безопасность пребывания в храмах? Даже если этого нельзя сделать везде, ввиду малых объемов церковных зданий и недостаточной дисциплинированности прихожан, можно было бы выделить в каждом районе большие храмы (или приспособить светские помещения, те же выставочные центры), где соблюдение социальной дистанции не составило бы труда. И служить или хотя бы причащать, строго следя (при необходимости – с участием светских наблюдателей и полиции) за соблюдением санитарных норм. В крайнем случае, можно было бы пускать в храмы по записи – не до жиру, всё лучше, чем месяцы без Чаши.

Ситуация с короновирусом в очередной раз показала склонность людей к крайним мнениям. Одни обвинили тех, кто не готов с умильной улыбкой заменить Литургию стоянием перед монитором, едва ли не в расколе. Других смутил сам факт дезинфекции лжицы – мол, это оскорбляет Христа. Но не большей ли (дерзну предположить) болью для Спасителя стал отрыв от Него тысяч тех, о которых Он сказал: «Грядущего ко Мне не изжену вон» (Ин. 6: 37)?

Когда острый момент остался позади и храмы вновь открыли свои двери, проще всего, перекрестившись, забыть минувшее, словно страшный сон. Но предусмотрительнее будет заранее принять меры по слову «готовь сани летом, а телегу зимой».

Алина Борисовна Сергейчук, литератор, публицистка

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

18. Ответ на 17, Андрей Козлов:

...он потомок стремянного князя Дмитрия Донского, участника той битвы, получивший за свое бесстрашие в ней в дар от князя многие земли и основавший на них монастырь, принявший постриг, ставший в нем первым игуменом и положивший начало потомственному роду священников, что за все прошедшее с тех пор лихолетье так и не прервался ни разу.

Спаси Вас Христос! Счастливый Вы человек, что у Вас такой духовник! Искренне и от души! С НАМИ БОГ!

Валерий / 14.07.2020

17. Ответ на 16, Валерий:

Хорошо, что у Вас есть духовник. Плохо то, что сегодня многие духовники не знают, как действует та или иная страсть, как с каждой из них в отдельности всем нам нужно бороться. И это не вина этих духовников, потому что их этому давно уже никто не учит в семинариях. Можно всю жизнь проходить в церковь, исповедоваться и причащаться и попасть в ад. Перед революцией старцы говорили, что к концу времен Бог отнимет от нас духоносных духовников.

Ну, спасибо Вам, «открыли мне глаза» на моего духовного отца. То-то он чувствую ведет меня не туда. Ему бы в сторону иеговистов путь держать, поближе к гидрам грехов, а он все-то к Православию меня подталкивает да подталкивает. Так ведь куда же еще может меня вести потомственный со времен Куликовской битвы в 1380 году священнослужитель? Особенно если учесть, что он потомок стремянного князя Дмитрия Донского, участника той битвы, получивший за свое бесстрашие в ней в дар от князя многие земли и основавший на них монастырь, принявший постриг, ставший в нем первым игуменом и положивший начало потомственному роду священников, что за все прошедшее с тех пор лихолетье так и не прервался ни разу.

16. Ответ на 15, Андрей Козлов:

У меня есть пастырь, мой духовный отец, который помогает мне не заплутать по пути к Господу. Но за советы Вам спасибо. Добрый совет это всегда хорошо. Однако Вы может и не сектант в том смысле, что описали (замкнутая группа, жесткие требования), но уклонист, — это точно.

Возможно с моей стороны и есть перегибы, но они никоим образом не затрагивают Символа Веры и Заповедей Божиих. Хорошо, что у Вас есть духовник. Плохо то, что сегодня многие духовники не знают, как действует та или иная страсть, как с каждой из них в отдельности всем нам нужно бороться. И это не вина этих духовников, потому что их этому давно уже никто не учит в семинариях. Можно всю жизнь проходить в церковь, исповедоваться и причащаться и попасть в ад. Перед революцией старцы говорили, что к концу времен Бог отнимет от нас духоносных духовников. Поэтому люди будут спасаться СОВЕТАМИ друг другу, опираясь при этом на Заповеди Христовы и священные предания! С НАМИ БОГ!

Валерий / 14.07.2020

15. Ответ на 14, Валерий:

У меня есть пастырь, мой духовный отец, который помогает мне не заплутать по пути к Господу. Но за советы Вам спасибо. Добрый совет это всегда хорошо. Однако Вы может и не сектант в том смысле, что описали (замкнутая группа, жесткие требования), но уклонист, — это точно.

14. Ответ на 13, Андрей Козлов: Уважаемый Андрей, простите меня многогрешного!

Да только что-то Ваша лекция сильно на сектантские уклонения похожа, с гидрами-то.

Уважаемый Андрей, а в чем сектантство? Что я для простого понимания сравнил смертельные страсти со змеями? В Библии праматерь нашу, Еву, искусил змей, впрыснув в ее сердце яд из восьми страстей. Так вот если гадюка ужалит, и если во время не вколоть сыворотку, то можно умереть!В христианстве под сектантством понимается принадлежность человека к секте, под которой понимается отделившаяся от вселенской Церкви замкнутая группа, где как ложное отрицается всё относящееся к жизни и вере во внешнем мире, имеет место жёсткое требование к членам признать правильность внутреннего вероучения, а также связанных с ним образом жизни и морали. О гидрах. А Вы попробуйте начать борьбу со своими страстями, тогда прочувствуете, как начнут Вас жалить в самое сердце эти твари, к стати то же Божии создания, которые без Его Воли и шагу не могут ступить. Вспомните из Евангелия гадаринского бесноватого, когда легион бесов просил Сына Божьего отправить их в свиней. О Церкви. То, что я озвучил, об этом в церкви не учат, а все больше обходятся общими фразами о покаянии и любви к Богу, а еще, как можно чаще несите пожертвования в храм. Господь, что сказал; "Милости хочу, а не жертвы"(Мф.12.7). А нас священство призывает всех любить. Но нужна ли такая любовь Богу, когда в сердцах наших кишат змеи поганые - страсти?! Св. Игнатий Брянчанинов такую любовь к Богу называет страстной, плотской и бесовской! Очисти сердце свое покаянием и взамен получишь ДОБРОДЕТЕЛИ!!! С НАМИ БОГ!

Валерий / 13.07.2020

13. Дополнение к ответу на 10, Валерий:

Да только что-то Ваша лекция сильно на сектантские уклонения похожа, с гидрами-то.

12. Ответ на 10, Валерий:

Вы мне лекцию прямо прочитали. Спасибо.

11. Ответ на 9, Юрий Светлов:

БЛАГОДАТЬ НЕ МОЖЕТ ВОЙТИ В СЕРДЦЕ, КОГДА В НЕМ КИШАТ ЗМЕЕВИДНЫЕ СТРАСТИ! И не надо забывать, что Иуда, тоже принял Иисуса Христа и в него вошел сатана! Валерий, а есть ли здесь противоречие?

Здесь нет противоречия. "И во время ВЕЧЕРИ, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его"(Ин.13:2). "Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову. Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все.Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: НЕ ВСЕ ВЫ ЧИСТЫ.(Ин.13:11). Не о всех вас говорю; Я знаю, которых избрал. Но да сбудется Писание: ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою.(Ин.13:18.). Соединение кающегося со Христом происходит, когда сердце его очистилось от страстей. Как это происходит, нам смертным не ведомо знать, поэтому оно и называется ТАИНСТВОМ ПОКАЯНИЯ, ЕВХАРИСТИИ. Как только христианин совершает ошибку в виде греха, то Благодать тут же от него отходит.Если он тут же сердечно покаялся,то Благодать может ему вернуться. О священстве. Чем отличается священник от мирянина?. Он такой же грешник, также грешит, и так же отрывается от Христа, но через его руки все равно снисходит Благодать. Почему? Да потому что во время его рукоположения, этому священнику дается особый Дар Хиротонии в виде ангела, т.е. когда священник совершает ошибку в виде греха, то он автоматически отрывается от Христа, как и мирянин. Но этот ангел, данный при хиротонии, всегда будет покрывать нерадивого священника и Таинства будут совершаться, независимо от духовного состояния священника. Поэтому Православная Церковь, ни патриарха, ни епископа. А эта Церковь -ХРИСТА! И простоит она до скончания века. Если священник трижды прелюбодей, нерадивый в молитве и службе, или даже заражен какой-нибудь ересью, ТО все равно Таинства будут совершаться и Благодать будет нисходить на всех нас. И это до тех пор, пока этого священника не извергнут из сана через суд! Вот такая безграничная ЛЮБОВЬ Христа ко всем нам, которые еще хотят СПАСТИСЬ! С НАМИ БОГ!

Валерий / 13.07.2020

10. Ответ на 8, Андрей Козлов:

А что такое «змеевидные страсти»? А какие еще виды страстей Вам известны?

Первая гидра - это страсть чревоугодия, которая свободно может переползать в страсть гнева и раздражительности. Каждый из-нас особенно в начале поста замечал когда христианин начинал бороться с чревоугодием, как эта страсть неожиданно проявляла себя в гневе и раздражительности, потому что удар был нанесен по гидре - самолюбию, которая и переползла незаметно в гнев и печаль. Страсть печали может переползти в страсть уныния, а эта в свою очередь, подпитать страсть гордыни. Первые три страсти: чревоугодие, прелюбодеяние (блуд), сребролюбие - проявляются на физическом состоянии человека. А гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордыня - на более тонком, духовном уровне человека. Если мы хотим спастись, то мы должны вести постоянную борьбу с этими змеевидными страстями, свойство которых - умение переползать из одной страсти в другую. А логово, которое себе свили эти змея - наше с Вами сердце. Эти поганые твари изгоняются через пост, постоянную молитву, через покаяние (кротость и смирение), через сокрушение сердца и покаянный плач о своих грехах, через трезвение ума - постоянное внимание к себе и окружающим (ближним твоим), через отсечение от своей (бесовской) воли. С НАМИ БОГ!

Валерий / 13.07.2020

9. Ответ на 7, Валерий:

БЛАГОДАТЬ НЕ МОЖЕТ ВОЙТИ В СЕРДЦЕ, КОГДА В НЕМ КИШАТ ЗМЕЕВИДНЫЕ СТРАСТИ! И не надо забывать, что Иуда, тоже принял Иисуса Христа и в него вошел сатана!

Валерий, а есть ли здесь противоречие?..

Алина Сергейчук:
«Грядущего ко Мне не изжену вон»
О главном вопросе изоляции
08.07.2020
Коронавирусный апокалипсис
Следствием страха и паники может стать агрессия в отношении православных христиан
20.03.2020
Сентябрь 1917
Стихи
30.10.2017
Все статьи автора
"Проблемы церковной жизни"
Каждый за себя, а все вместе – за Родину
О небезобидных жалобах «всепропальщиков»
12.08.2020
Кесарю – Божие
Начались разговоры о необходимости установить контроль за Церковью
07.08.2020
«Внеконфессиональный богослов» Давыдов уволен из МДА
Руководство Московской духовной академии избавилось от одиозного экумениста и модерниста
06.08.2020
Все статьи темы
"Коронавирус — биологическое оружие или эпидемия?"
Кировский тупик
Митрополита Вятского Марка вынуждают запретить Великорецкий крестный ход
29.05.2020
«Проблема мошенничества в сети стала особенно актуальной»
Опубликован список собирающих пожертвования ресурсов, которые не имеют официального отношения к Русской Православной Церкви
12.08.2020
Молитва о Беларуси
Александр Лукашенко всему миру показал, что с глобалистами можно бороться
12.08.2020
Западные СМИ не смогли вынести «укол» вакциной
Россия создала действующую вакцину против коронавируса и этим расстроила Запад
12.08.2020
Все статьи темы
Последние комментарии
Все это уже было и известно, чем закончится
Новый комментарий от prot
2020-08-12 23:00
Доигрался Батька в «многовекторную религиозную политику»
Новый комментарий от Владимир Николаев
2020-08-12 22:51
Что происходит в Белоруссии
Новый комментарий от Агафон
2020-08-12 22:35
Всенародное покаяние и Русский Царь
Новый комментарий от Андрей Козлов
2020-08-12 21:25
Взрыв в Бейруте — предупреждение России
Новый комментарий от Андрей Козлов
2020-08-12 21:08
О монархистах XXI века
Новый комментарий от Андрей Козлов
2020-08-12 20:59