Власть - это Божие установление

Слово в Неделю 4-ю по Пятидесятнице

Сегодня мы слышали Евангелие об исцелении слуги сотника Господом Иисусом Христом. Сотник — римский офицер — приходит ко Христу и говорит, что слуга его болен. «Я приду и исцелю его», — сказал Господь. На эти слова сотник отвечает: «Господи! Я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой». И Христос с удивлением говорит о том, что и в Израиле не нашел Он такой веры. «Иди, и, как ты веровал, да будет тебе». И исцелел слуга сотника в тот же час.

Вот такое простое повествование, которое Христос завершает словами о том, что многие народы придут с востока и запада — язычники, не знающие Бога, — и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царствии Небесном, а сыны царства будут изгнаны вон, во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.

Нас поражает смирение римского офицера — язычника, который принимает то, что книжники и фарисеи — учители Израиля — не могут принять: власть Христа. «Ибо я и подвластный человек, — рассуждает сотник, — но имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает». На основании этого сотник делает вывод о том, что власть Христа распространяется очень широко. Он понимает, что власть, которую имеет он, римский воин, дана ему от римского кесаря, и он не своей властью исполняет то, что с такой готовностью в свою очередь исполняют его подчиненные. Слыша о чудесах Христовых, о Его власти над болезнью, разрушительными стихиями, над самой смертью, этот человек задумывается о том, как велика должна быть власть Того, Кто силой Божией совершает невозможное. Он простирает эту власть до тех пределов, где действует власть Самого Бога.

Сегодняшний рассказ об исцелении слуги сотника заставляет нас задуматься, как должны вести себя те, кто находится под властью, и как должны вести себя те, кто облечен властью. Это Евангелие говорит о значении власти, государства — о чем непрестанно напоминает нам Священное Писание.

Как мог этот сотник-язычник понять то, что не постигли учители Израильские? Почему Христос говорит: «И в Израиле не нашел Я такой веры»? Как понимает римский офицер то, о чем пишет апостол Павел: власть государственная, в частности римская власть, установлена, чтобы быть орудием в руках Промысла Божия, чтобы спасти мир от хаоса (Рим. 13, 1—6). «Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано» (Кол. 1, 16). Если бы не было государственной власти, учит апостол Павел, то мир разлетелся бы вдребезги. Это очень хорошо знают те, кто хочет разрушить какое-нибудь государство, а затем погубить народ. Разрушить власть — значит допустить в мире хаос.

Священное Писание учит нас, что всякая власть установлена Богом. Противящийся власти противится Самому Богу и навлекает на себя гнев Божий. То есть независимо от того, кто находится у власти, христиане призываются к послушанию этой власти как Божию установлению. И неважно, сознательно или бессознательно действует власть в исполнении этой Божественной функции — хранении мира от хаоса — христиане призваны помогать ей в этом очень важном служении. Даже если у власти Нерон — гонитель христианской Церкви.

Когда же власть заставляет христианина поступать против веры и правды, справедливости и совести, то подобает нам услышать слово Божие, которое говорит, что мы должны слушать более Бога, нежели человека. В подобных случаях послушание власти становится непослушанием Богу. Во всех остальных случаях мы призваны быть послушными. Когда это послушание подлинно, Бог открывает Самого Себя за исполнение Его заповеди. Именно это произошло с простым офицером-язычником — за его глубокое понимание и смирение.

Евангелие об исцелении слуги сотника заставляет нас задуматься также и об ответственности тех, кто у власти, потому что офицер-сотник сам облечен властью и понимает, как распространяется эта власть. Все мудрецы говорят о том, что прежде чем управлять другими людьми, нужно научиться управлять своими собственными страстями. Это понимают даже язычники. Христиане же говорят об этом более глубоко: «Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны» (Гал. 5, 24—25). Кто Христов, тот должен плоть свою распять со страстьми и похотьми, если он хочет исполнять власть по-настоящему, в Боге, по-христиански.

Совершенно ясно, что недостаточно высокой личной нравственности, чтобы облеченный властью (например, в Церкви) мог ее осуществлять. Недостаточно священнику или епископу быть просто благочестивым. Он должен иметь еще другие дары, потому что от него зависят пути других людей. Требуется и рассудительность, и такое послушание Божией власти, знание воли Божией, которое обретается подвигом.

Велика ответственность облеченного властью за то, что происходит с народом. Святые отцы говорят, что правитель даст ответ перед Богом за то, что, например, он не защитил свой народ во время опасности по малодушию или еще по каким-либо причинам. Он даст ответ перед Господом, если вовлечет свой народ в несправедливую войну. Как страшно бывает наказание за пролитие невинной крови даже одного человека! Сколь более страшное наказание бывает, когда льется кровь многих и целого народа, именно потому, что несправедливо, безответственно поступает правитель этого народа! Власть, данную ему Богом, он обращает против Бога и против людей, которые вверены ему. За злоупотребление властью приходит новое зло, по этой причине бывают восстания, взрывы народной ярости. Даже сама природа иногда, кажется, восстает пожарами, землетрясениями, бурями и предупреждает о том, что власть попирает основы жизни, справедливости, порядка, на которые она должна опираться.

Безбожный правитель причиняет зло не одному только человеку, а целому народу. Этим злом может быть попустительство пропаганде разврата — уготовление вечной гибели для миллионов человеческих душ. И здесь ответственность правителя возрастает в еще большей степени, чем когда льется невинная кровь.

Святитель Тихон Задонский пророчески говорил, что не только власть, но и те, которые подвластны, ответственны за все, что происходит в отечестве и в мире. Приходит время, говорит он, когда не только каждый человек должен молиться о своих личных грехах, принося Богу покаяние, но весь народ должен сказать: «Мы согрешили пред Тобою, Господи. Все мы совершили беззаконие. Все мы виновны пред Тобою». В чем виновны? В убийстве царя — помазанника Божия. Именно поэтому мы получили власть, которая попирает все основы правды и справедливости. Вместо помазанников Божиих мы получили помазанников сатанинских, которые сменяют друг друга. Пока не будет в нас осознания тех простых истин, которые осознал язычник-сотник, пока не будет в нас никаких перемен, мы не приблизимся к Богу.

Власть — это Божие установление. И дай нам Бог молиться о том, чтобы Господь просветил наш ум и нашу волю. Чтобы мы, молясь святому царю-страстотерпцу, принося покаяние вместе с нашими отцами, как говорит святитель Тихон, с которыми мы согрешили, получили от Господа великий дар исцеления и помилования многих наших страдающих от болезней отроков и всего нашего народа.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

9. Ответ на 3, Пётр:

...потусторонняя составляющей нашей жизни...потусторонняя реальность Правды Божией...

Это о чем речь?

8. Ответ на 6, Игорь Бондарев:

Проверим на примере. Отряд фашистов расстреливает мирных граждан, совершает воинское преступление. То есть применяет власть, но нарушает закон, по которому фашизм осуждается судом Нюрнбергского трибунала. Фашизм осужден не за то, что у него была власть, а за то, что им был нарушен закон. Власть это сила,а закон - его правила. Закон всемирного притяжения юридически не обсуждается лишь потому, что сила и его правило совпадают как неразделимое. Если же правило может повредить силе, то говорить надо не о силе, а об этом правиле. То есть о законе, который дает направление силе. Власть дана была Адаму над миром, по образу Бога. Но Адам нарушил закон Бога. Закон на применение этой власти. По прежнему, остается открытым вопрос о законе. Как возникает закон ? Ведь Бог сотворил мир абсолютным. А потом появляется закон. Как? Для чего? Что есть закон, вообще?

Изучайте Православие и у Вас не останется вопросов подобного рода.

7. Ответ на 1, Сант:

Вы протестант,задающий наиглупейший вопрос и смешивающий мокрое с твёрдым или просто лишь бы что брякнуть? Евангелие почитайте,и Святых Отцов,тогда и глупые вопросы задавать не будете.

monarhist / 06.07.2020

6. Ответ на 4, Андрей Козлов:

Проверим на примере. Отряд фашистов расстреливает мирных граждан, совершает воинское преступление. То есть применяет власть, но нарушает закон, по которому фашизм осуждается судом Нюрнбергского трибунала. Фашизм осужден не за то, что у него была власть, а за то, что им был нарушен закон. Власть это сила,а закон - его правила. Закон всемирного притяжения юридически не обсуждается лишь потому, что сила и его правило совпадают как неразделимое. Если же правило может повредить силе, то говорить надо не о силе, а об этом правиле. То есть о законе, который дает направление силе. Власть дана была Адаму над миром, по образу Бога. Но Адам нарушил закон Бога. Закон на применение этой власти. По прежнему, остается открытым вопрос о законе. Как возникает закон ? Ведь Бог сотворил мир абсолютным. А потом появляется закон. Как? Для чего? Что есть закон, вообще?

5. Ответ на 1, Сант:

Господь Своей Собственной рукой преподал апостолам хлеб и вино. Потому и мы причащаемся из рук священника, а не сами по себе из некоего термоса или холодильника, взятого загодя и носимого с собой. Отсюда и появляется необходимость присутствия священника. И местом причащения является храм, потому что это обычное место службы священства. И Господь действительно может исцелить «на расстоянии», и причащаться Преждеосвященными Дарами мы можем в любом месте, но действительно только из рук священника.

4. Ответ на 2, Игорь Бондарев:

Правильнее будет сказать не власть, а - закон. Правильнее для понимания. Ведь власть может нарушить закон. А закон не может ничего, сам по себе, но только посредством власти. Законная власть от Бога. А власть насильника над жертвой - незаконная власть. Закон может применить силу. Что есть закон? Имеется ввиду закон от Бога. Критерий закона от Бога и есть критерий истинной власти. А юридические тонкости законов могут противоречить закону. Но принцип закона Бога и принцип власти - одно и то же. Но, - что есть закон? Власть есть сила, - так можно сказать. А что есть закон от Бога? Что это такое - Закон?

Нет, не так. Речь в Священном Писании и Священном Предании идет именно о власти. О законе нельзя говорить, потому что законы пишутся людьми, а власть — она от Бога, по Его благословению или попущению. Законы Господа представлены в Писании и они незыблемы.

3. Катастрофа ХХ века - расчеловечение человека. //

Человечеству недостаёт лишь справедливости: исполнения своих обязанностей и осуществления своих прав по Божьему законодательству. // Вспомним гекатомбы двадцатого столетия как кровавый итог противостояния ВЛАСТЕЙ. (Власть у Бога) // Раскаяться - это не значит покаяться в грехах. Раскаяние - это изгнание бесов из души. Для примера вспомним Серафима Саровского. // "Неважно, что вокруг беснование, разбой , разврат, тотальное поругание всех святынь, мы же православные, посещаем службы, нам ли обличать недобросовестную власть?" Не эти ли "дела Николаитов" Он ненавидит? // Без знания потусторонней составляющей нашей жизни (кто мотивирует нашу волю, что там производится нашей земной деятельностью) правилен лишь блаженный. // Блаженный интуитивно действует в согласии с потусторонней реальностью Правды Божией, и мы, если стремимся к его состоянию бескорыстия и бесстрашия и всех девяти "блаженств" Нагорнего Завета. "Бомж – Блаженный, отвергший мелочную жизнь." //

Пётр / 05.07.2020

2. Точнее говоря.

Правильнее будет сказать не власть, а - закон. Правильнее для понимания. Ведь власть может нарушить закон. А закон не может ничего, сам по себе, но только посредством власти. Законная власть от Бога. А власть насильника над жертвой - незаконная власть. Закон может применить силу. Что есть закон? Имеется ввиду закон от Бога. Критерий закона от Бога и есть критерий истинной власти. А юридические тонкости законов могут противоречить закону. Но принцип закона Бога и принцип власти - одно и то же. Но, - что есть закон? Власть есть сила, - так можно сказать. А что есть закон от Бога? Что это такое - Закон?

1. Очень интересно...

Сотник — римский офицер — приходит ко Христу и говорит, что слуга его болен. «Я приду и исцелю его», — сказал Господь. На эти слова сотник отвечает: «Господи! Я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой». И Христос с удивлением говорит о том, что и в Израиле не нашел Он такой веры. «Иди, и, как ты веровал, да будет тебе». И исцелел слуга сотника в тот же час.

Как-то вне толкований остался вопрос: - "Если всемогущий Бог может НА РАССТОЯНИИИ исцелить человека по вере, то кто же и почему запретил Ему причащать любого достойного человека в любом месте? Почему считается, что кроме как в Храме /и по Требам/ Причащение невозможно? Акцент на этом утверждении делается священством постоянно, а возможность Причащения по воле Божией вне храма и вне непосредственного присутствия свящненника так же постоянно замалчивается"? Почему? * Вопрос корректен?

* Извините...

Сант / 04.07.2020
Александр Шаргунов:
Продолжение Евангелия о милосердном самарянине
Слово протоиерея Александра Шаргунова в праздник иконы Божией Матери «Одигитрия» («Путеводительница»)
10.08.2020
Продолжение Евангелия о милосердном самарянине
Слово протоиерея Александра Шаргунова в праздник иконы Божией Матери «Одигитрия» («Путеводительница»)
10.08.2020
О сегодняшних бурях
Слово в Неделю 9-ю по Пятидесятнице
09.08.2020
Церковь никогда не молится просто о здравии
Слово протоиерея Александра Шаргунова в день памяти святого великомученика и целителя Пантелеимона
08.08.2020
След от стопы Божией Матери
Слово в день празднования иконы Божией Матери «Почаевская»
05.08.2020
Все статьи автора
Последние комментарии
В чём неправда «православных антисоветчиков»?
Новый комментарий от Олег В.
2020-08-12 23:25
Все это уже было и известно, чем закончится
Новый комментарий от prot
2020-08-12 23:00
Доигрался Батька в «многовекторную религиозную политику»
Новый комментарий от Владимир Николаев
2020-08-12 22:51
Что происходит в Белоруссии
Новый комментарий от Агафон
2020-08-12 22:35
Всенародное покаяние и Русский Царь
Новый комментарий от Андрей Козлов
2020-08-12 21:25
Взрыв в Бейруте — предупреждение России
Новый комментарий от Андрей Козлов
2020-08-12 21:08