Алексей Валерьевич Артемьев и тайна четырех царств

К полугодию кончины русского художника и мыслителя

28.05.2020 188

В четверг, 28 мая 2020 года, в День Славного Вознесения Господа нашего Иисуса Христа, исполняется полгода со дня кончины Алексея Валерьевича Артемьева, одного из замечательных людей нашего времени ‒ художника-монументалиста, иконописца, искусствоведа, историка, писателя. И просто большого русского человека, из тех, что встречаются, увы, реже и реже.

Знакомство мое с Алексеем Валерьевичем, к великому сожалению, было недолгим, последние полтора года его жизни. А «творческо-историософское содружество» – из нескольких телефонных разговоров, и недолгих бесед на вечерах Лины (Елены Владимировны) Мкртчян, – и того меньше, где-то с ноября 2018 года.

Тем не менее, пред Богом могу сказать (а в себе ощущаю это сильнее, чем слова могут выразить), что в его лице ушел в вечность один из самых близких мне людей и единомышленников.

Бывает ведь, что люди вдруг начинают понимать друг друга с полуслова, причём, сказанного не на примитивно-бытовые темы, а на те самые, что «с точки зрения вечности». Темы, самые важные, по сути, для всех живущих на Земле. Хотя для подавляющего большинства «землян» представляющиеся вполне вздорными, или, во всяком случае, маловажными.

Не могу не рассказать об обстоятельствах нашего первого «осознанного» знакомства. На вечере в Белом зале Дома кино весной 15 марта 2018 года, посвященного 101-й годовщине предательского свержения с прародительского престола Государя Императора, мне выпала честь сидеть в числе «героев вечера» на сцене, и выступить с неё с кратким словом о Цусимском бое.

Уже по окончании «торжественной части», когда «герои» спустились со сцены, ко мне подошёл очень симпатичный старый джентльмен – как я про себя характеризовал его. Он сказал мне несколько теплых слов о моем сегодняшнем слове, о том, что «Вас, Борис Глебович, всегда интересно слушать». И добавил, что неплохо бы мне написать статью в «Покров».

На следующий день мне позвонила сама Елена Владимировна, пригласила «почётным гостем» на следующий вечер по теме «Серебряного века», и также попросила статью в «Покров». Я ответил, что охотно, и что ещё вчера говорил об этом «с одним симпатичным дядечкой». Лина рассмеялась и сказала: «Этот симпатичный дядечка – мой супруг, – Алексей Валерьевич Артемьев».

Сразу по разговоре я позвонил своему доброму другу, известному всем и знающего всех Виктору Александровичу Саулкину: «Витюша, а ты не знаешь часом, кто такой и чем славен муж Лины?»

А он мне: «Да это же знаменитый Алексей Валерьевич Артемьев, – иконописец, искусствовед и историософ. Один из самых глубоких умов, что я знаю. И вдобавок благодаря ему в 1970-е годы пол-Москвы исторической удалось сохранить».

– Понял, – говорю. И уже с нетерпением и интересом стал ждать следующей встречи.

Но за следующие полгода удалось лишь несколько раз перемолвиться по телефону. Сама же встреча случилась только осенью 8 ноября 2018 на открытии «Пушкинского года» сезона 2018-2019. В своём «слове с места» Алексей Валерьевич провел очень нетривиальную аналогию между «Словом о полку Игореве» и «Евгением Онегиным». Вообще он считал, что «Слово» в своём существе, – это «отчёт о собрании князей на тему о замене Великого Князя Святослава Киевского на Всеволода Большое Гнездо». А все, что о походе князя Игоря, – «киноэпиграф» к главному. Мягко говоря, – не банально!

В конце вечера, «за чаем», мне удалось всё же сказать с ним несколько слов. Ему понравилось мое историческое эссе «Стоход» – о гибели Русской Императорской Гвардии. А я преподнёс ему историко-богословский этюд «В защиту Римской Армии», о том, кто на самом деле участвовал в Страстях Христовых. На следующем вечере 13 декабря он обещал мне подарить свою статью о «философии всемирной истории».

Но по состоянию здоровья на вечер прийти он не смог, и только удалось через Лину проговорить с ним немного по телефону. Он сказал, что точка зрения, изложенная в «Римской Армии», ему очень близка, будто сам писал. Я ответил: «Это потому, что наши души синтонны!»

На следующем вечере «Пушкин и монархия» 24 января 2019 года мы сидели с ним вместе в «президиуме». Помню высказанную им мысль, что понять историю можно только в её целом: от сотворения мира до апокалиптического финала. И это так.

Несколько раз говорили мы в феврале с Линой о возможности встречи, например, после вечера 28 февраля 2019 в память Царевича Димитрия, где мне довелось вновь быть в числе «героев».

Алексею Валерьевичу тогда очень понравился мой ответ на вопрос: «Почему Ивана Грозного нет на памятнике Тысячелетия России?».

Ответ: «Потому же, почему мы сейчас и сидим на ее (России) обломках. Есть позиции, которые армия не может сдавать без риска быть разбитой окончательно [за Волгой для нас земли нет!]. Применительно к Государству Российскому: без Ивана Грозного России нет! Отсутствие Ивана Грозного на памятнике Тысячелетия России – это отступление Власти перед “мнением общественности”, ставшее для Власти роковым. Первым шагом в никуда».

[Из близких к нашему дню примеров – буквально зеркальная по отношению к Ивану Грозному и тысячелетию России – сдача Патриархией позиций по хотя бы косвенному запечатлению облика Верховного Главнокомандующего в Великой Отечественной войне Иосифа Виссарионовича Сталина в храме Воинской славы.

Почти мгновенная сдача пред мнением нашей столь мелкой численно, но столь крикливой и вредоносной для России и ее судеб либеральной общественности, ‒ неважно с «православно-монархическим отливом» или и вовсе без оного ‒ в руках которой, по странному стечению судеб, уже сотни лет находится подавляющее большинство средств массовой «информации».

А мнение миллионов нормальных русских православных людей – как всегда «вменили в ничто». Видно считают, что, когда наступит час «икс» за Церковь вступятся храбрые либералы].

К сожалению, ‒ как часто приходится повторять это слово ‒ и после вечера Царевича Дмитрия наша встреча не состоялась по состоянию здоровья Алексея Валерьевича. По этой же причине его не было на вечере 4 апреля 2019, посвященного Моцарту и Сальери. Вечер запомнился тем, что на нём впервые присутствовал наш общий друг каперанг Сергей Семёнович Шестопалов в своей новой форме отца Сергия.

Лично я удостоился от Лины, за чтение «с места» отрывка из монолога Сальери, слов: «Вам, Борис Глебович, не историей заниматься, а прямо во МХАТ идти!». И еще Лина подарила мне тогда «Покров» с той самой историософской статьей Алексея Валерьевича «Тайна четырех Царств». [Текст есть на РНЛ ‒ очень рекомендую всем ознакомиться! Весьма, весьма актуально, и становится все более актуальным, особенно, если обернуться вокруг].

К следующему заключительному вечеру цикла «Пушкин и Вечность» я прочел эту статью и мне она так понравилась, что я сразу скопировал ее в рабочий стол. Некоторые мысли автора и тогда показались мне просто гениальными:

«Еще совсем недавно многим казалось, что человечеству грозит опасность истощения жизненных ресурсов на планете. Но сегодня реальность показывает иное: человечество может погибнуть вследствие перерождения собственного сознания на почве глобального потребительского психоза и содомски-противоестественного образа жизни. … Человечество оказалось в апокалиптической воронке, из которой никакого выхода для него не существует. Многомиллиардное человечество, да еще в условиях так называемой демократии, не сможет преодолеть собственную саранчево-ненасытную потребительскую жажду. От ее смертоносного зуда, опошляющего все и вся, помрачающего ум, порабощающего волю, есть лишь одна защита – познание Бога. Однако оно дает только личную защиту. А вселенскую победу над этим последним апокалиптическим зверем по силам одержать только Самому Спасителю».

Очень на то похоже!

На майском заключительном вечере я выразил ему своё восхищение, но поговорить толком опять не удалось, так как он был очень слаб, и при этом ему ещё пришлось выступать, как «герою» вечера. И здесь он вновь наглядно явил свое историософское вéдение, связав «вечность Пушкина» с «вечностью Рима». По его словам, Третий, а значит и Вечный Рим, пал окончательно в 1991 году.

Это значит, что в символике Четырех Царств [приведённой, в частности, святым иконописцем Андреем Рублевым в его вѝдении Второго славного Пришествия Господа, запечатленном на стенах Успенского собора Владимира] – Вавилонского, Македонского, Римского и заключительного «антихристова», – в 1991 году завершилась эпоха Римского Царства, и началась заключительная, с вышеприведенными особенностями. Очень полезно осознавать это и нашим монархистам.

Сказанное не отрицает наличие последней Битвы Конца, так называемой End Kampf.

В связи с последним, я в своём «слове с места» выразил, – неожиданно для себя, – мнение, что в этой Битве Конца на помощь нашим ядерным ракетоносцам «по равнинам океана придёт флот Царя Салтана». А Виктор Саулкин присовокупил: «А спецназу ГРУ – тридцать три богатыря!».

Как говорится: не теряйте оптимизма – всё ещё впереди.

Однако по-настоящему оценил я вклад Алексея Валерьевича в христианскую, более того, в православную историософию, когда решил изложить по возможности кратко своё понимание «круга земной истории».

Это изложение должно стать предисловием к моей книге «Трилистник Русской судьбы». В этом труде отображен своего рода «полукруг» всемирной истории: от Первой мировой войны вниз по оси времён к Расколу и Нерчинскому договору 1689 года «между московскими и пекинскими иезуитами», и далее к Банку Англии, созданному в 1694 году – через пять лет после Нерчинского договора, отрезавшего Третий Рим от Тихого океана. От Банка Англии очерчен путь вглубь времён к первым банкам Вавилона времён «иудейского пленения», а затем, через различные варианты античной глобализации и Римско-пунические войны к Империи Первого Рима, и вверх по реке времени ‒ вновь к Первой мировой, и даже к современной Америке.

Труд этот был в целом завершен еще в 2013 году, но затем, по не вполне зависящим от автора причинам, пролежал до сей поры в издательстве. И, может быть, слава Богу, что пролежал. За это время у меня отчётливо осознался смысл «земной истории», как этапа Божественного Домостроительства – от Адама до Небесного Иерусалима.

Небесный Иерусалим Откровения Иоанна – уникальное творение Божие. Уникальное тем, что это единственное творение, которое всемогущий Господь не может, не властен создать прямым повелением: «Да будет!».

Представьте только, создать нашу Вселенную диаметром тридцать миллиардов световых лет – легко! Да и любое количество таких Вселенных тоже.

Но вот Небесный Иерусалим – нет.

Дело в том, что Небесный Иерусалим «заселён» особого рода людьми: людьми, свободными и при этом свободно выбравшими веру Богу и верность Ему. И доказавшими эту веру и верность всей свое предыдущей земной жизнью и смертью.

А оказывается сотворить свободного и одновременно верного человека даже всевластный и всемогущий Бог не в силах.

Свободного – Адама – пожалуйста. Так этот свободный, – в идеальных условиях Райского Сада и прямого Богообщения – немедленно Богу и изменил, променяв Бога на яблочко, нерекомендованное к вкушению, и навсегда испортив свою богозданную «матрицу». И ставши сам и всем потомством своим непригодным для Царства Небесного.

И Богу Сыну, Богу Слово в лице Иисуса Христа пришлось лично умирать на кресте, исправляя дефекты этой порченной человеческой «матрицы», чтобы дать возможность хотя бы некоторым «верным» стать насельниками Небесного Иерусалима.

Окончательным «заселением» его и замкнётся «круг мировой истории» и «небеса свернутся, как свиток книжный». А в самом Небесном Иерусалиме [это своего рода Другое Бога – в терминах греческой философии Платона-Парменида; Его – «Не-Я» – в терминах философии германской Канта-Фихте, или «зеркало Бога», как, например, предположил Виктор Николаевич Тростников] очень похоже, ‒ начнется новый этап Божественного Домостроительства, в котором уже как сознательные участники этого процесса, примут те наши «земляки», кои сподобятся стать «насельниками» Небесного Иерусалима.

И это грядущее бытие «верных», даже по нашему слабому земному разумению, должно настолько превосходить по своей, скажем так, «интересности» и «творческим возможностям» наше краткое и безтолковое земное бытие, что право, стоит приложить все наши скромные усилия, чтобы при помощи Божией, – уже оказанной нам Голгофской жертвой Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и непрерывно оказываемой (хотя зачастую и неосознаваемой, и более того, часто неприемлемой нами) в нашем повседневии, – всё-таки использовать данный нам шанс войти в число обитателей Небесного Града.

Постараться получить этот высший приз в продолжающейся Олимпиаде «круга земной истории», что нам всем настоятельно советовал, и показывал на личном примере Апостол Павел: «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвизающиеся воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух» (1 Кор. 9: 24-26).

Так что «подвизаться» имеет прямой смысл! Ведь и на олимпиадах бывают «утешительные» призы, а «в Доме Отца Моего – обителей много». Всё же безконечно лучше, чем «в огненном озере, которое – вторая смерть».

Размышляя об этом, мне вспомнилось, что нечто похожее я встречал в «Тайне четырех царств». Действительно в «Тайне царств» отчётливо сказано, что «круг земной истории» – лишь небольшая часть Божественного Домостроительства, что уже много веков назад было ясно православному человеку ‒ на примере того же Андрея Рублева с его «кругом земной истории» на фреске Страшного Суда: «В этой изобразительной мистерии окончившейся земной истории отводится не столь уж значительное место. Это всего лишь некий круг с изображениями в нём четырех зверей, символизирующих четыре царства, через которые должна пройти, а на иконе уже прошла вся наша история».

Тогда же, к сожалению, выяснилось, что в Москве не много собеседников, готовых и способных обсуждать общий смысл истории и варианты нашей жизни в «пакибытии».

Но один такой собеседник нашёлся, и им и стал Алексей Валерьевич. Преданная супруга его Лина, оберегая от утомительных для здоровья внешних контактов, не возражала, слава Богу, против наших телефонных разговоров. И в октябре прошлого года ‒ за месяц до его кончины, ‒ мне удалось донести до него рассказанное выше.

Должен подчеркнуть, что Алексей Валерьевич весьма живо воспринял идею, что «там» мы отнюдь не будем «вечно» гулять по дорожкам Райского Сада, что-нибудь «райское» напевая, а станем (те из нас станут, кто сподобится) – соработниками Бога. Идею, что история человеческая не только не заканчивается с финалом земной, но только по-настоящему и начинается.

– Конечно, – сказал он, – должно и там быть развитие. Вита – это жизнь. А основное свойство Бога –Сущий, значит – Живой. Недаром ведь апостол говорит: страшно впасть в руки Бога Живого. Стало быть, развитие «там» неизбежно.

Мы еще обсудили с ним различные аспекты различных этапов Домостроительства, и договорились ещё раз обсудить их, когда окончательный текст будет готов.

Господь призвал своего верного соратника Алексея ранее окончания сего труда, в четверг 28 ноября 2019 года, ровно через две недели после первого вечера 20-го цикла вечеров Лины Мкртчян, посвященного 75-летию Великой Победы и нашим утратам.

На этом вечере Алексей Валерьевич с солдатской стойкостью смог подняться на сцену, что было для него очень непросто, и сказал замечательное слово – духовное завещание всем нам, – сконцентрировав в нём все основные темы своей «Тайны четырех царств». Выступление Алексея Валерьевича стало эпицентром вечера,по единодушному мнению всех, с кем мне довелось обменяться впечатлениями о прошедшем.

В час его отпевания в Воскресение 1 декабря 2019 года в храме Девяти мучеников в Большом Девятинском переулке, облака, окутавшие Московское небо, разошлись, и в окна храма глянуло зимнее солнце.

Алексей Валерьевич лежал в последней своей постели, как живой, просто заснувший после трудов. И мне почему-то вспомнились строки, сказанные про усопшего воина еще той – Первой мировой войны:

В белом раю лежит богатырь:

Пахарь войны, пожилой мужик.

В серых глазах мировая ширь:

Великорусский державный лик,

Только святые умеют так

В благоуханном гробу лежать:

Выпростав руки, блаженства в знак,

Славу свою и покой вкушать.

И радуясь пополнению еще одним «верным» Небесного Иерусалима – высшей цели и смысла всего «круга земной истории», приходится с сожалением, и даже скорбью признать, что на земле число вéдающих и понимающих необратимо сократилось.

Вечная память верному воину Господню – Алексею.

Борис Глебович Галенин, военный историк, 28 мая 2020 года, Вознесение Господне

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Борис Галенин:
Секретная Цусима
Часть 3
13.07.2020
Секретная Цусима
Часть 2
08.07.2020
Адмирал Федор Васильевич Дубасов. Труды и дни
К 175-летию со дня рождения выдающегося военного и государственного деятеля
03.07.2020
Секретная Цусима
Часть 1
02.07.2020
Секретная Цусима
Введение
30.06.2020
Все статьи автора
Последние комментарии
«Мы приближаемся ко времени антихриста»
Новый комментарий от Советский недобиток
2020-07-12 18:52
Прошу защиты
Новый комментарий от Андрей Козлов
2020-07-12 18:35
«Карфаген должен быть разрушен!»
Новый комментарий от В.Р.
2020-07-12 18:25
«Люди в таком виде и в таком количестве не нужны»
Новый комментарий от Советский недобиток
2020-07-12 18:24
«Грядущего ко Мне не изжену вон»
Новый комментарий от Василий+
2020-07-12 15:12
Рождественские стихи
Новый комментарий от Василий+
2020-07-12 14:43
Правдование души
Новый комментарий от Василий+
2020-07-12 14:26