Что значит быть слепым от рождения

Слово в Неделю о слепом

Христос воскресе!

Понимаем ли мы, что значит быть слепым от рождения, жить всегда в беспросветной тьме? От этого нельзя убежать — нет ничего и никого, и есть только тьма без конца, за которой вечная тьма после смерти.

«Кто согрешил, он или родители его»? — спрашивают с тревогой ученики Господа о человеке, слепом от рождения. Все беды связаны с грехом, даже землетрясения, наводнения и засухи — из-за наших грехов. И есть таинственный закон правды, по которому наказание за грехи бывает до третьего и четвертого рода, а милость Божия праведнику простирается в тысячу родов. Однако закон этот всегда — сокровенный и таинственный, и мы должны остерегаться делать прямолинейные выводы. Разве напрасно сетует Екклесиаст, что столь часто праведники претерпевают бедствия, а нечестивые благоденствуют! Здесь — точка преткновения для очень многих людей, не только для вчерашних профессиональных атеистов, отрицающих существование Бога из-за страшных страданий и несправедливости в мире, хотя в самом их возмущении можно увидеть порой добрую слепоту, неосознанное стремление к Богу. Наше желание совершенства, высшей справедливости есть уже некий свет Божий внутри нас.

«Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии», — говорит Господь. И это не значит, что кто-то из людей рождается безгрешным, а значит, что Бог бесконечно милостив. Высший Промысл Божий — приобщение Богу, и он может касаться пути человека, начиная с самых глубин рождения. «Бог наказал его», — выносят скорый приговор равнодушные окружающие, не видя, что Господь посетил его или, иначе сказать, — с особенной любовью взглянул на него. Как говорит блаженный Августин, мы видим, потому что Бог видит нас. Бог видит нас, и Он хочет, чтобы мы видели Его.

Один тяжелобольной молодой человек рассказывал, как в детстве он был благочестивым мальчиком, часто ходил в церковь, и ему дано было узнать, что такое благодать, как милостив Господь. Но потом с ним случилась беда — он упал с дерева и был навсегда парализован. Вначале это было невыносимо страшно — он был большой и сильный, стыд и гнев закипали в нем. В течение месяцев он оскорблял Бога. То, что с ним произошло, он понял через молитву. Однажды он сказал себе: «До этого несчастного случая я знал, что Бог меня любит, что же изменилось сейчас?» И постепенно начал все осознавать. Ему стало совершенно ясно, что Бог коснулся его лично и хочет что-то сказать ему через эту болезнь. И он молился, чтобы войти в мысль Божию о нем, и увидеть, что он страдает не зря. Тогда ему стали открываться грехи, в которых он жил. Ему надо было их познать — это то, что удаляло его от Бога. Может быть, кто-нибудь скажет: «Какие у мальчика могут быть особенные грехи?» Но мы знаем, что святые, по мере приближения к свету Христову, все более оказываются способными видеть свою греховность. Иногда он говорил Господу: «Если я, исцелившись, вновь начну удаляться от Тебя, я предпочитаю не исцеляться». Даже смерть была ему уже не страшна. В конце концов, она не есть настоящее зло, она дает нам возможность идти к Богу.

Если бы знал человек, говорит преподобный Серафим Саровский, что значит увидеть Бога, то согласился бы идти к Нему через любую тьму. Страдания бывают различные, но самое ужасное — страх, что ты навсегда лишишься Божественного света, потому что уже не чувствуешь связи с Богом. Многие думают, что путь к Богу — весь сияние, мир и радость. Но Бог, дав однажды увидеть свет, испытывает душу. Одно дело — принять Бога в Его личном откровении, с радостью и ликованием, и другое — идти, как Бог ведет, пока душа не научится со смирением отвечать на волю Божию. Сияющий свет, который открыл чудесный мир, тускнеет, несмотря на все наши усилия сохранить верность Господу, и все, что остается, — это вера. Это испытание может быть долгим, иногда перемежаясь с краткими утешениями, после которых душа может погружаться в еще больший мрак. В некоторых случаях эта тьма может быть связана с неблагоприятными внешними обстоятельствами: несчастный случай, разлад в семье, болезни, полная неудача в делах. И здесь возникает соблазн — объяснить нашу тьму внешними трудностями. Мы должны проникнуть гораздо глубже, чем скорби земного существования, если хотим преодолеть тьму души. Только так может открыться тьма богооставленности распятого Христа, без которой нет света Воскресения. Только на этом пути возможно подлинное прозрение души в ее способности оставаться с Господом, какими бы непереносимыми ни были внешние обстоятельства, в ее способности сострадания ко всем во тьме и сени смертной сидящим.

Мы живем в такие времена, когда нам дается узнать особенные скорби: вечная тьма, то есть самое мерзкое зло, которое скрыто угрожает душе, пока она до конца не освободится от греха, совершенно открыто присутствует сегодня во внешнем мире. Наступает ночь — как говорится, «уже позже, чем кажется». Миллионы людей рождаются слепыми — их ли вина или их родителей, что они рождаются и живут всю жизнь во тьме безбожия? И сегодня все делается, чтобы эта самая страшная слепота была как бы естественной для человека.

Видя слепорожденного, Христос не подчеркивает связи между грехом и слепотой, как Он это обычно делал. Он говорит, что это произошло, чтобы явилась на этом человеке слава Божия. Что нам делать, как Бога молить, чтобы быть присутствием Христовым в мире, чтобы слава Божия открылась людям? Когда жизнь наносит нам страшные удары, мы должны показать миру, как христиане могут жить, и как, если надо, — умирать.

Никто не может прозреть, никто не может видеть без света — исцеляет только свет, только любовь. «Доколе Я в мире, Я свет миру», — говорит Христос, и мы должны быть, по дару Его, светом мира, чтобы другие прозрели. Однако никто из нас не может стать светом, пока не пройдет через собственную тьму, силясь одолеть ее — до конца, до тьмы креста, в которой тьма всех от века слепых, до тьмы Креста Христова, и значит — до света Креста Его и Воскресения.

Один взгляд Христа исцеляет — если бы ты только мог посмотреть Ему в глаза! И твой брат, твой ближний — как он прекрасен, если бы ты только мог видеть! Если бы ты мог прозреть, и в каждом лице человеческом узнать Христа святое Лицо!

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Александр Шаргунов:
«Муж желаний»
Слово протоиерея Александра Шаргунова на Рождество святого Иоанна Предтечи
07.07.2020
Власть - это Божие установление
Слово в Неделю 4-ю по Пятидесятнице
04.07.2020
Этот праздник призывает нас увидеть все по-иному
Слово в день празднования Боголюбской иконы Божией Матери
01.07.2020
Не можете служить Богу и маммоне
Слово в Неделю 3-ю по Пятидесятнице
27.06.2020
Хотя Русь была призвана ко Христу последней
Слово протоиерея Александра Шаргунова в Неделю 2-ю по Пятидесятнице. Всех святых, в земле Русской просиявшей
21.06.2020
Все статьи автора
Последние комментарии
Почему победил Путин
Новый комментарий от Kiram
2020-07-06 20:16
Страсти вокруг Софии накаляются...
Новый комментарий от Владимир Николаев
2020-07-06 20:13
Власть - это Божие установление
Новый комментарий от Андрей Козлов
2020-07-06 20:13
Цинизм как принцип жизни
Новый комментарий от Андрей Козлов
2020-07-06 19:52
Народ доверяет Президенту!
Новый комментарий от
2020-07-06 19:03
Если Патриарх утвердит решение, он станет простым монахом
Новый комментарий от Андрей Козлов
2020-07-06 19:02
Станет ли 1 июля Днём победы русской «Славной революции»?
Новый комментарий от Владимир Николаев
2020-07-06 17:44