Православное образование

О контурах грядущей Православной Державы России в разгар пандемии

 

Преамбула: о востребованности идеологии Православной Соборности

 

Грядущая Православная Держава Россия, о которой некогда и помечтать мало кто решался, стала вдруг в условиях кризисных перемен, в разгар пандемии, обретать свои явные очертания. Контуры этой Державы всё отчетливее начинают проявляться в нашем мире, поставленном пандемией на грань бедственного существования, или даже полного исчезновения. Перед лицом кары Господней – наказания за грехи всеобщей глобальной паразитической цивилизации – идеологи Православной Соборности задолго до пандемии призывали к покаянию, изменению образа жизни, в соответствии с замыслом Божием о человеке. Началом такого изменения является прежде всего осознанное уяснение истин Православного образа жизни, Православного общежития, как Православной Державы Россия.

Православное образование, о необходимости и возможности которого размышляли Православные мыслители, педагоги и государственные деятели, как в дореволюционной, так в послереволюционной (зарубежной, эмигрантской) России, в настоящее время превратилось в насущную задачу. Русский философ, богослов, педагог, протоиерей Василий Зеньковский (1881-1962) немало сил уделял проблемам христианского воспитания и образования в своих работах: «Психология детства», «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии», «Русская педагогика в XX веке», «Основы христианской философии» и др. Зеньковский пишет, что для «разрешения проблемы религиозного воспитания» главное – это «смыкание зрелых людей в религиозные общины и построение всей жизни в христианских тонах», что означает, что сначала необходимо создать в нашей культуре «островки христиански устрояемой жизни и только тогда возможно плодотворное христианское воспитание». Нельзя воспитать дитя, держа его вне жизни, ибо воспитывают ребенка не только мать или отец — но «вся полнота жизни играет свою роль, и проблема христианского воспитания разрешится легко, если будут существовать островки христианской культуры».

Руководством в создании таких «островков христианской культуры» могут для нас стать наставления православного богослова-мыслителя Феофана Затворника (1815-1894). Верный продолжатель святоотеческой традиции, святитель Феофан призывает взять и запечатлеть в уме своем «Богооткровенные истины» и лишь потом о всём судить и всё познавать «так, как требуют указанные основные понятия как исходные начала». «Мир ли хочешь узнавать, или человека, – поучает Святитель, – всюду проводи Богооткровенные истины и всё ими поверяй, – согласное принимай, несогласное отвергай». Следствием этого «вся область нашего ведения будет проникнута Божиею истиною, которая сообщит ему единство, стройное согласие во всех частях и отсюда непоколебимую твёрдость».

Формирование стройного мировоззрения о мире в целом, опирающееся на учение Православной Церкви, у любого учащегося, вне зависимости от возраста, сталкивается с реалиями светского безрелигиозного образования, которое является современным идеологическим стандартом глобализированного социума. Как найти себя, как обратиться к своей православной душе, простому человеку, посаженному на карантин, при котором почти единственным связующим его со всем миром звеном остаются средства массовой информации: телевидение, радио, интернет? – Однако, для православного христианина просмотр телепередач (за излишнее увлечение которыми ему некогда, быть может, приходилось каяться) становится, казалось бы, необходимостью, чтобы знать заранее предписываемые государством нормы поведения в этой кризисной ситуации, и испытанием той нечистью, которая продолжается непрерывным потоком литься с экрана. Можно ли уже сейчас найти для себя и своей семьи Православные СМИ, которые помогут сохранить душевное и телесное здоровье?

Контуры Православного телевещания, как первые шаги в построении Православной образовательной среды, душеполезной для христианина, тема постоянных размышлений Православного сообщества. Единственный телеканал, в котором нет рекламы, это православный канал «Союз», который для своего выживания вынужден всё время просить о материальной поддержке от своих зрителей. Телеканал «Спас» без рекламы уже не обходится, о других телеканалах, унижающих человеческое достоинство рекламой и антиобщественными передачами, говорить не приходится. По сути государствообразующее православное сообщество, которое по определению не смотрит рекламу, если только, не зазевавшись, не успеет отключить звук, вынуждено всё время оберегать себя и своих детей от тлетворного влияния фальшивых СМИ. Но и в этих условиях всемогущий вирус внёс свои коррективы. – Телеканал «Культура», наконец то, вспомнил о своем предназначении нести культуру в массы и стал транслировать спектакли ведущих театров страны, а заодно и «уроки рисования»; «ОТР» запустило общеобразовательные занятия для школьников; на «беспардонных» разговорных игрищах (ток-шоу) стали появляться православные публицисты.

Дистанционное обучение как альтернатива для создания качественного образовательного контента (содержательного наполнения) в высокотехнологичный век, требующий постоянного образования и самообразования, чтобы «шагать в ногу со временем». – Неужели в условиях вынужденного дистанционного обучения детей и отсутствия устойчивого интернета нельзя выделить отдельный государственный образовательный канал для школьников и студентов с трансляцией высокопрофессиональных лекций, прошедших предварительный конкурсный отбор пользователей на различных интернетовских площадках? Расширить школьные программы лекциями ведущих специалистов из серии «Academia», а также документальными научно-популярными видео отечественного производства, которые в избытке представлены в Рунете? [Не успели просохнуть чернила… Просочились сведения о том, что вопрос о создании отдельного общеобразовательного телеканала «обсуждается»].

Слёзы умиления наворачиваются на глаза, когда видишь архаично-древние, по способу подачи материала, уроки для школьников «с доской и мелом» (хотя и в современном магнитно-маркерном исполнении), – совсем как в школе, когда «училка» что-то пишет на доске, загораживая собой всю свою «писанину». И это в то время, когда давно отработаны эффективные формы подачи учебного материала, интерактивные лекции и рабочие тетради, многомерные презентации с системой гиперссылок и т.д., многократно сокращающие время изложения. А занятия для школьников старших классов, полностью нацеленных только на сдачу ЕГЭ, с вопросами типа «какого калибра понадобятся пистолеты Джону, чтобы убить муху» должны вызвать беспокойство не только у родительского сообщества.

Переход на временное дистанционное обучение высветил для всей страны издержки современного образовательного процесса, перестроенного в угоду западным кураторам по образцам бессмысленных тестов, задуманных для искоренения отечественного профессионального образования, доставшегося нам от доперестроечных времен и признанного всеми лучшим в мире. Не случайно дети, перебивавшиеся в советских школах с двойки на тройку и переехавшие с родителями в хваленую Америку, там становились круглыми отличниками, превосходящими своих сверстников по всем дисциплинам.

Самоизоляция для ЕГЭ – мечта о будущем. Страна вздохнет с облегчением, если в результате пандемии повсеместно будет отменен ЕГЭ. Школьники, наконец, начнут получать глубокие знания на протяжении всех лет обучения, а не натаскиваться на тестовую имитацию проверки уровня подготовки, чтобы в дальнейшим продолжить свое образование в вузе. – [Не успели просохнуть чернила… после написания этих строк, а на просторах вездесущего интернета появились броские заголовки сначала о возможности отмены для девятиклассников основного государственного экзамена (ОГЭ). Затем стали всё настойчиво звучать предложения и о переносе на осень ЕГЭ, подготовка (или скорее натаскивание) к которому в течение двух последних годов обучения в школе отнимает последние проблески творческого освоения знаний и умений у школьников и учителей.] С Днем Победы вас, всех тех, кто посвятил свою жизнь борьбе с этим пережитком глобальной капиталистической экспансии – оглупляющей системы тестирования!

Искренним защитникам ЕГЭ казалось, что такой подход уравнивает шансы всех школьников на получение высшего образования вне зависимости от региона проживания. Однако «стобальники» по русскому языку из Дагестана не владеющие элементарными навыками государственного языка заставили пересмотреть результаты таких школьных экзаменов введением дополнительных собственных вузовских испытаний и собеседований. В противном случае все бюджетные места на филфаке МГУ могли бы быть заняты абитуриентами, не владеющими азами русской грамматики, а псевдоспециалисты медики с купленными дипломами заполнили бы все «хлебные места» в московских поликлиниках и начали бы «лечить» больных в теперешних критических условиях. Интересно, как бы изменилась в этом случае статистика тяжелых случаев жертв пандемии, не пошла бы она по «итальяно-испанскому» сценарию? Не исключено, что в условиях пандемии придётся заново пересмотреть и отборочные испытания для получения диплома вузовского образца.

Всеобщее высшее дистанционное образование. Прием на первый курс колледжей, институтов и университетов, вообще можно было бы проводить без ограничения всех желающих, благо эти занятия будут проводиться дистанционно. А зачисление в ВУЗ и переход с уровня абитуриента или соискателя на уровень студента и к частично-очному обучению осуществлять после освоения фундаментальных знаний конкретной специализации. На первом дистанционном курсе соискатель должен продемонстрировать саму возможность обучения и желание осваивать именно эту профессию. Предварительная статистика записавшихся на дистанционное обучение и дошедших до его конечных результатов показывает, что не у всех соискателей хватает волевых качеств получить завершающий сертификат (тогда как при очном, и особенно платном обучении, вузы порой выдают «дипломы» об окончании обучения скорее по инерции, чтобы не портить «статистику» или не потерять соответствующую «плату»).

При этом, по результатам дистанционного обучения абитуриенту должен выдаваться классификационный сертификат, позволяющий начать самостоятельную трудовую деятельность в различных сферах народного хозяйства. Это может привести вообще говоря к определенному симбиозу школьного и вузовского образования, поскольку школьный курс вполне может быть ограничен 9-10 годами, а последние годы станут временем вузовского обучения на местах под руководством, в том числе, родных школьных учителей. Более того, скорость освоения школьных дисциплин должна иметь, конечно, индивидуальный характер, предоставляя одаренным детям ускоренно осваивать ряд дисциплин в зависимости от творческих успехов, проявляемых в конкретных областях научно-технических и гуманитарных знаний. Например, специалисты в области IT-технологий, информационно-коммуникационных технологий, во всем мире формируются к 15 годам и болезненно воспринимают невозможность углубляться в профессию на фоне успехов своих зарубежных сверстников.

Образование и воспитание творческой личности. Существование и в наше время различных форм школьного обучения, как-то: физмат школ, спецшкол, православных гимназий и кадетских корпусов, демонстрирует возможность более эффективных способов освоения знания в век высоких технологий. Одним из таких примеров является школа-интернат в поселке Текос под руководством М.П. Щетинина, которая первоначально создавалась как школьный экспериментальный агропромышленный комплекс, сочетающий учёбу с получением различных профессиональных навыков. В прошлом году деятельность школы была приостановлена из-за невыполнения ряда требований, среди которых были, в частности, «отсутствие учебников» с оглупляющими тестовыми заданиями, а сам основатель школы не выдержал свалившихся на школу напастей. Не вникая в полемику, возникшую вокруг школы-интерната Щетинина и претензий на участок морского побережья, на котором расположен школьный комплекс, обратимся к сути его методологических новшеств, к которым видимо в условиях пандемии придётся так или иначе прислушаться.

Главным в подобной методологии является отказ от стандартизированных установок образования, нацеленных на усредненного ученика, лишенного индивидуальных особенностей восприятия. Вместо последовательно-фрагментарного освоения школьных дисциплин, растянутого на годы, предполагается системный метод целостного концептуального обучения с конкретизацией отдельных элементов целого по мере углубления в суть предмета. Так работает любой учёный, перед которым поставлена определённая исследовательская проблема, а в случае школьника, к этому процессу творческого постижения неизведанного, более всего приближается метод «погружения», в котором изучение различных предметов разделено по дням или неделям, с периодическим возвращением к теме на более высоком уровне осмысления. Традиционная поурочная регламентация в этом случае становится неуместной, а чередование интеллектуальных и физических нагрузок связано с естественным отвлечением на гимнастические упражнения, танцы, воспитание волевых качеств, физический труд, сопровождаемый освоением практических ремесленных навыков. С внешней стороны эта система обучения будет выглядеть довольно непривычно: разновозрастные группы учащихся, отсутствие классов, заранее прописанной установки проведения уроков, отсутствие отдельных учебных кабинетов и конкретного места занятия…

Одной из самых интересных находок методологии воспитания творческой личности является отсутствие формальных оценок, которые заменяются реальными педагогическими навыками по объяснению усвоенного материала группе таких же учащихся не знакомых с данным предметом. Переход от надуманных абстрактных заданий к решениям реальных проблем, пусть и самых простых, разбитых на серию подзадач, может дать учащемуся гораздо больше, чем все новомодные регламентации. При неустойчивой связи интернета проверочные задания в гуманитарных науках, сведенные к написанию рефератов, превращаются в бессмысленное надёргивание цитат из интернета. Куда эффективнее предложить студенту написать оригинальную статью, по любой из проблем обсуждаемой в данной дисциплине, и в качестве реального результата представить её публикацию в одном из электронных изданий. Или, например, уникальные 16-ти часовые языковые курсы Д.Ю. Петрова из серии «Полиглот» можно было бы приспособить для школьной аудитории; сокращая время на освоение базисных структур и лексических единиц иностранного языка тем более (вплоть до недельного «погружения»), чем на более младших школьников будет рассчитываться конкретный курс, в результате прохождения которого учащиеся не только заговорить бы, но и начать читать первые книжки на незнакомом для них языке.

Домашнее православное воспитание. По сути более всего этот подход напоминает домашнее дошкольное обучение ребенка в полноценной семье с разновозрастными братьями и сестрами, дедушками и бабушками, близкими и дальними родственниками. А сам отбор в школу происходит по критериям личностного характера поступающего: самостоятельности, желании учиться, а также способности влиться в коллектив, который на долгие годы станет его второй родной семьей. В случае с пандемией и переходом на удалённое получение знаний и обучение в семье, эта методология станет всё более востребованной, при этом на семью и ребёнка будет возложена необходимость составления индивидуального плана обучения в зависимости как от семейных обстоятельств и предпочтений, так и личных увлечений ребенка. Как ни странно, этот же подход, в силу своей естественности, характерен и для формирования любых исследовательских коллективов, направленных на решение определённых проблем, в том числе и научно-технических, где важную роль играет не только первоначальный уровень специальных знаний и умений, но и личность учёного, способного к коллективному творчеству и обладающего волевыми качествами для достижения поставленной цели.

Дистанционное обучение и творчество, казалось бы, несовместимые понятия. Однако, подобные информационные технологии всего лишь инструмент, использование которого может носить как творческий, так и рутинный характер. Иногда можно услышать такие возражения, что мол дистанционное преподавание технических и гуманитарных предметов имеет большую разницу, ибо в гуманитарной сфере важны эмоции, чувства преподавателя, «а их не всегда можно передать через компьютер». Смысл которых сводится к тому, что технические дисциплины, насыщенные построением математических моделей, можно без труда представить с помощью соответствующего видеоряда, а гуманитарные науки… – Помилуйте, господа! А телевидение вам с утра до вечера, неужели преподает технические дисциплины? Конечно добавление в лекцию по литературе, истории, педагогике и т.д., не просто картинок с портретом, того или иного деятеля, а включение видеоклипов, создающих определенный эмоциональный фон, требует несравненно большего мастерства. Вспомним в качестве вдохновляющего примера 4-х серийный фильм И.П. Золотусского «Русский мир Ивана Тургенева», показанный на телеканале «Культура» в связи с 200-летнием юбилеем великого русского писателя.

Как много педагогических находок представляют нам новые возможности дистанционного обучения, но сможем ли мы включить их в повседневную практику, будет зависеть и от наших собственных усилий. Одной из таких находок может быть совместное творчество учителя и учеников по созданию дистанционного курса по данной дисциплине, в котором каждый ученик, получивший первые навыки информатики, вносит посильный вклад в общее построение серии «анимационных презентаций» таким образом, чтобы наиболее непонятные для конкретного ученика темы оформлялись именно им самим. Ещё одним сдерживающим фактором может оказаться психологический мотив самого преподавателя, посчитавшего что, если он запишет свой видеокурс, то его труд по обучению может быть более невостребованным и его уроки в сетки часов заменит видео-робот. – Как раз этого надо менее всего опасаться, поскольку развитие информационных технологий предоставляет всё новые возможности обучения и каждый следующий учебный год с учетом предыдущих наработок будет движением вперёд с новой группой учащихся к освоению все более усложняющейся реальности. С одной стороны, фактологический, информационный материал предоставляет нам безрелигиозный социум, а с другой, интерпретация этого информационного массива может проходить, следуя заветам православных мыслителей.

Пандемия не окончилась... Расслабляться рано… Выход из самоизоляции – вынужденная мера, диктуемая экономическим проблемами, психологической усталостью от заточения, медицинскими соображениями о хронических больных и т.д. Казалось бы, можно было бы изначально не вводить режим карантина, как и поступили некоторые страны, но всё дело в гигиенической культуре народонаселении, в его сознательности. Наша страна вводила самоизоляцию при одном уровне самосознания, а выводит при другом, при котором каждый начинает понимать, что единственный способ не заболеть это «помнить себя», ежесекундно осознавать любой свой поступок. Православному христианину на каждой проповеди твердят о таком самопамятовании, об ответе за каждый свой поступок перед Всевышним. Теперь и далёкий от религии человек также должен отдавать себе отчет об ответственности перед своими близкими, перед обществом, перед природой. Неизбежность расселения крупных мегаполисов, которые прежде всего пострадают от возможных разрушительных эпидемий, может дать шанс измениться не только в соответствии с экологическими, но и в согласии с духовными требованиями.

Исполнение проекта «Радикального спасения России», развиваемого М.Я. Лемешевым, с его главной идеей расселения по всей России в «экологических деревнях», могло бы даже при частичной его реализации сохранить нас от всеобщей пандемии. Экологическая деревня предусматривает воспроизведение «традиционного уклада сельской жизни, обеспечивающего здоровые условия труда, отдыха и быта их обитателей. Прихрамовые поселения, образованные многодетными семьями, построившими для своего постоянного проживания благоустроенные дома усадебного типа сведением огородно-плодового и животноводческого хозяйства, полностью обеспечивающего себя полноценными продуктами питания, могут стать продолжением того общинного мироустройства испокон веков присущего земледельческому укладу России. Уже сейчас при монастырях, пустынях, скитах возникают образцовые православные школы-интернаты, перечисление и описание которых могло бы занять не одну страницу, стоит лишь поинтересоваться, может быть совсем рядом с вами трудятся такие же единомышленники

Православный педагогический опыт подвижников на ниве просвещения. В Санкт-Петербурге на Кабинетской улице до революции существовала лучшая в городе гимназия для девочек, созданная неустанными трудами и частично на личные средства М.Н. Стоюниной. Вначале XX века гимназия превратилась в большой семейный дом с детским садом, непосредственно гимназией и высшими женскими курсами, объединяющим в себе все уровни образования, по окончании которого выпускницы имели солидный багаж знаний для самостоятельной педагогической деятельности. Последний классик русской философии Н.О. Лосский (1870-1965), преподававший в гимназии логику и психологию, имевший с семьей Стоюниных самые тесные родственные связи, писал в своих «Воспоминаниях», что «душой всего дела всегда была сама Мария Николаевна. Она постоянно посещала классы, принимала родителей, знала каждую девочку в лицо и каждую могла назвать уменьшительным именем не только во время учения, но и много лет спустя, когда бывшие ученицы, выйдя замуж, являлись уже в гимназию, чтобы отдать в нее своих дочерей».

Примечательным является педагогический опыт русской эмиграции, досконально представленный в книге В.А. Шевченко «Русская школа в эмиграции. От Белграда до Харбина» (2017), который является успешной попыткой сохранения в иноязычной и инокультурной среде островков русской православной цивилизации. Если русская зарубежная философия стала значительным явлением в мировой философии, то не меньший вклад внесли и православные педагоги, которые могут стать для современных учителей образцами выживания в гораздо более сложных условиях рассеяния цвета русской нации. Создавая православные русские школы по всему миру они надеялись, что рано или поздно их дети и внуки, сохранившие вокруг себя очаги «русской православной цивилизации», вернутся в Россию, носительницу заветов Православия. Теперь только от нас самих и от воли Божией зависит, смогут ли их потомки вернуться в ту Державу о которой мечтали подвижники Земли Русской, и самое главное, сможем ли мы возродить на ниве просвещения то величие, которое было предписано Святой Руси изначально.

Ольга Даниловна Куракина, доктор философских наук, информационно-Аналитический Центр «Ноосферная Синархия»

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Ольга Куракина:
Православная медицина исцеления
В условиях перманентной пандемии, конца и края которой пока не предвидится, необходимо обращение к медицинскому наследию священномученика Серафима (Чичагова)
13.07.2020
Православная организационная наука созидания
На фоне пандемии, когда весь мир повёлся на китайскую карантинную уловку, мы вновь приходим к необходимости Православного жизнедействия
17.06.2020
Православное социальное хозяйство
Если мировое производство будет восстановлено на прежних докоронавирусных основаниях, мир рискует погрязнуть в пандемии на долгие годы
01.06.2020
Православное образование
О контурах грядущей Православной Державы России в разгар пандемии
18.05.2020
Контуры грядущей Православной Державы России в разгар пандемии
Преамбула: о востребованности идеологии Православной Соборности
07.05.2020
Все статьи автора
"ЕГЭ"
Ещё раз об онлайн-образовании
Российское образование постепенно переходит во владение гобсеков-ростовщиков
14.07.2020
Четвёртая информационная революция
Как не превратить её в очередное «кидалово» российского образования?
22.06.2020
Рейтинги университетов: рекламный трюк или объективная оценка?
Или почему российские вузы на Западе считаются недоуниверситетами
17.06.2020
Подальше от Болонской системы и внешнего диктата
Предложения профессора Олега Сергеевича Сухарева по выходу высшего образования из перманентного кризиса
16.06.2020
Все статьи темы
"Русская школа"
Все статьи темы
"Коронавирус — биологическое оружие или эпидемия?"
Все статьи темы
Последние комментарии
О нравственной терпимости
Новый комментарий от Kiram
2020-07-14 08:50
Среди нас сеют ядовитые зёрна раскола, отрыва от России
Новый комментарий от Наблюдатель
2020-07-14 08:45
Кому служат «оборотни в рясах»?
Новый комментарий от Kiram
2020-07-14 08:43
«Грядущего ко Мне не изжену вон»
Новый комментарий от Валерий
2020-07-14 08:41
«Люди в таком виде и в таком количестве не нужны»
Новый комментарий от NNNN
2020-07-14 08:32
Православная медицина исцеления
Новый комментарий от Валерий
2020-07-14 08:26
Где место Ленину в России?
Новый комментарий от Валерий
2020-07-14 06:01