Короновирус как милость Божия к Русской Церкви

Время золочёных колесниц прошло – пришло время исповедничества

Многие, очень многие (и не только «малосмысленные миряне» и «самочинные старцы») критиковали Русскую Церковь в последние годы. Не будем говорить о церковных блогерах и заштатных богословах, комсоставе соответствующих идеологий и общечеловеках на содержании, даже о гонимых архиереях умолчим. О второй по древности профессии (недалеко ушедшей от первой) и вовсе – в ничтоже вменим.

Просто – в самом церковном народе чувствовался некий ропот. Недопонимание. Кухонная дискуссия.

Говорили, что как-то очень быстро Русская Церковь после десятилетий гонений и исповедничества сникла перед золотом мира сего. Стушевалась пред лаской властей придержащих. Пред внезапным виантизмом приёмов и государственным чином целований, суеславным светом экранов и душегревным звоном пожертвований.

Нет, не то чтобы вопияли: где, мол, новый святитель Иоанн Златоуст, умерший в ссылке за обличение пороков и роскоши императорского двора? Конечно, нет. За каждой литургией поминали, пасхальное слово его зачитывали… а обличения? Ну, к чему? Установилась же такая симфония властей. Можно сказать, созвучие…

Однако до конца не выпевалось.

Оболганный и ободранный в девяностые-двухтысячные русский народ жался к Матери Церкви – куда ж ещё? Вздрагивал иногда – от непотребной роскоши и раздутых скандалов. Но – смирялся.

На него жаловались. Мол, мало воцерковлённых. После «второго крещения Руси» в 1990-е… многие охладели. Иные отшатнулись. Некоторые даже ожесточились.

Между тем пришло новое поколение священников: не ради Иисуса, а ради хлеба куса. Так говорили батюшки постарше. Не про всех. Про тенденцию.

Характерно, что это животолюбивое поветрие практически не коснулось Донбасса – там святые отцы как несли свой исповеднический крест под бомбами и минами, так и несут.

К сему и сыны фарисейской закваски и саддукейской графы в паспорте тоже не коснели: внуки комиссаров истово крестились и неистово рукополагались, начиная уже с 80-х. Алкали, дивили простой люд церковным риторством и гераклитовым многоумием. Учили уму. Иерусалимскому благочестию.

Но вдруг,  по милости Божией, всё это повапленное благолепие содрогнулось. В тот самый миг, когда уже невдали замаячило совместное иезуитское богословие с «церковью сестрой» и другими «христолюбивыми» меньшинствами. В тот самый момент, когда в мире заколебался «поздневашингтонский консенсус», а в Православии надтреснул «новостамбульский дискурс».

Пришёл мор. И Русская Церковь исцеляется. Священство и священноначалие выходят из золотых клеток и обитых дорогой кожей колесниц, идут к страждущим от короновируса – не красным словцом на воскресных проповедях – а больными и уязвимыми ногами. Беззащитныее перед мором. Но исповедующие Христа пред лицом болезни и смерти.

Переболевший короновирусом викарий Святейшего Патриарха, епископ Звенигородский Питирим (Творогов), ректор Московской духовной академии, свидетельствует у себя на странице в Фейсбуке:

«Меня очень критиковали за то, что я выступил с призывом не посещать храмы во время эпидемии. Даже потребовали "железобетонных доказательств", что заразился я именно в храме, а не где-нибудь в другом месте. На данный момент анамнез заболевания точно установлен, попробуем проследить генезис. Весь прошедший великий пост я по обыкновению служил все литургии. Со мной вместе в последние недели поста служили иеродиаконы Иннокентий и новопостриженный в монашество Михей - самые ревностные. Иннокентий заболел первым, за ним я, потом Михей. Самым первым ковид-больным в академии оказался студент магистратуры, который пел в лаврском хоре. Больше всего студентов заразилось именно в хорах, где идеальные условия для распространения заразы. Священники очень рисковали и рискуют, принимая исповедь. Заражаются те, кто больше всех рискует, кто не бежит от народа, кто смиренно приносит себя в жертву болезни в слабой надежде, что больные прихожане остались дома. Но надежды не оправдались. Великий понедельник. Утро. Врата Троице-Сергиевой Лавры закрыты. Перед ними разгоряченная толпа, требующая открыть Лавру. Протестующие ведут себя очень агрессивно, матерятся. Владыка Парамон открывает Лавру на всю Страстную Седмицу и на Пасху. Мор начался в Великую Пятницу. Самые лучшие священнослужители заболели, некоторые в тяжелой форме. Заболел владыка Парамон, заболел я, заболели лаврские старцы и один наш, академический. В Страстную Пятницу, как и положено, все мы были пригвождены ко кресту. А внизу, как и положено, толпа, требующая чуда. Чуда не произошло. Нас упрекают, что мы бросили людей. Это неправда. Мы могли ответить только одним образом - сами заболеть, чтобы люди, видя наши мучения, пожалели тех, кто еще здоров, пожалели своих епископов, священников, певчих. Находясь в реанимации, умирая от боли и удушья (я сегодня видел этих тяжело больных, стонущих от боли и задыхающихся), мы безмолвно просим наших прихожан: пожалейте нас, пожалейте тех кто еще жив, еще здоров. Пожалейте врачей - они умирают прямо на службе, не жалея себя. Вы их пожалейте! Кто вами будет духовно руководить, кто будет причащать вас, лечить, кто будет услаждать вас дивным церковным пением, если часть из нас умрет, а часть станет инвалидами с поврежденными фиброзом легкими. У меня была легкая форма, но сегодня КТ показало частичный фиброз легких. А что будет с тяжелыми? Мы, священно- и церковнослужители заболеваем чаще всех - пожалейте нас! Ведь и Господь обращается ко всем: "Милости хочу, а не жертвы!"».

P.S. Это не значит, что навсегда ушло время бизнесджетов на Святую Землю и сребролюбивых лобызаний с благотворителями. Но это значит, что пришло то самое драгоценное время, которое милосердый Господь даёт Русской Церкви – вернуться к Сергию Радонежскому, игумену-плотнику, и к Иоанну Восторгову – протоиерею священномученику; святителю Алексию, заложнику Литвы на Западе и Орды на Востоке, и митрополиту Иоанну Снычёву, обличителю тысячелетнего интернационала христоненавистников и животолюбивого теплохладия апостасии.

«Нет в мире более народного духовенства, как в России. Таким его сделала история», - сказал священномученик Иоанн Восторгов. Этому особенно учит пример Святителей Московских. А посему «все, что не народно и не патриотично, должно оставить ряды служителей Церкви, уйти из ее священной дружины, чтобы не смущать боголюбивого и царелюбивого народа Русского».

И сегодня (впервые за многие десятилетия!) простые священники и монахи наряду с правящими архиереями и наместниками монастырей не токмо «едиными усты» (иносказательно и метафорично), а едиными стопы – буквально и действительно идут к своему болящему стаду. Как исповедники. Помолимся за них!

Алексей Алексеевич Шолохов, заместитель главного редактора журнала «Отечественные записки», поэт и писатель

На фото: изображение «Божия Матерь у постели больного коронавирусом» из Ватопедского монастыря на Афоне.

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

9. Ответ на 7, поп Андрей:

Когда ко Христу с таким предложением (отказаться от страданий и смерти) подошёл апостол Пётр, то услышал: "отыди от мене сатана"...

Вот это, по мне, как раз псевдобогословское рассуждение.

Страдания Спасителя были предназначением Его земной жизни - неужели Вы считаете, что заразиться и заболеть, это земное предназначение Ваших сослужителей и паствы, и что не надо этого избегать?

Вероятно, Вы скажете: "смотря какой ценой избежать". Да, свв. мученики отказывались от земной жизни потому, что у них была только одна альтернатива (неприемлемая) - отречься от веры. А в нашей ситуации ни пастырям, ни пастве не предлагается никаких отречений и предательств. Всякая риторика типа "это равноценно предательству", "это завуалированное отречение" - это... лишь риторика. Отречение - это отречение, чёткое и недвусмысленное; а в данном случае никто ничего подобного, слава Богу, от нас с Вами не требует. Пастве предлагается мирно молиться по домам своим. Пастырям и части причта предлагается более трудная доля - продолжать служить. Все остаются в единой вере, одною Церковью, и надо не "стыдить" своих единоверцев, а желать всем помощи Божией.

Сергей / 27.04.2020

8. Ответ на 5, Андрей Карпов:

Диакону-то никто не говорит сидеть дома. Диакон в храм ходит. В Таинствах участвует. Благодать его в храме овевает.

А мip сидит по квартирам. Благодати не получает...

Андрей, стены квартир не имеют "экранирующего действия", препятствующего благодати. Они не мешают благодати овевать жителей этих квартир.

Взгляните и с другой стороны - мы с Вами имеем возможность сейчас сидеть в квартирах. Не в камерах - а в квартирах с теплом, водой и пищей; с иконами, книгами и временем на молитву. А священник, дьякон и регент такой возможности не имеют. Они , независимо от карантинной ситуации, идут на служение. В храм, а после (что касается священников) ещё и по домам исповедовать-причащать.

Т.е. у нас с Вами - относительный покой и безопасность; у них - труд и риск. Я бы искренне желал им того же, что есть у нас. Но это зависит от решений священноначалия. А им желаю Божией помощи.

Сергей / 27.04.2020

7. думают два века прожить

Пастыри не просто бегут, а бегут отпихивая овец от Источника Жизни - Христа. Подводя, под своё малодушие, псевдобогословские обоснования. Звучат громогласные призывы полюбить людей, признать жизнь человека высшей ценностью. Когда ко Христу с таким предложением (отказаться от страданий и смерти) подошёл апостол Пётр, то услышал: "отыди от мене сатана"..и далее по тексту Евангелия. Но кого волнует Благая весть, кому нужно это вечное спасение. Здесь зацепиться бы на лишнюю минутку, ведь здесь всё "сокровище наше". Очень стыдно.

поп Андрей / 27.04.2020

6. Ответ на 2, диакон:

Дай-то Бог! Веруем и уповаем.Думается, сей мор предупреждение и поучение от Господа. Не мы одни на земле и не только и, может, не столько для нас - православных. русских, - это попущение, сколько для безбожного гендерно-либерального сумасшедшего мира. А наше дело учиться. И работу над ошибками делать. Вот, к примеру, медийное священническое сообщество как возопило, оскорбившись за Господа: нельзя в Церкви заразиться, от причастия - нельзя! Ахти нам! Так, Бог поругаем не бывает, в прочем, все по вере нашей... Ну, стало быть, такова вера. И Причастие, знаем, во осуждение бывает. Вот бы нам чего убояться, не дерзим ли мы пред Господом.? Достойны ли? Сомнений в себе не было - и вот урок! А нет, что бы задуматься, какое там, во все лопатки накинулись на власти, и ругали, и обличали, и противогаз на солее на лицо натягивали... Хотя с негодованием исполняли-то, как правило, распоряжение не властей, а Патриарха и епархиального священноначалия. Вот это въевшееся в "православно-освободительное" медийное сообщество фрондерство, уверенность в том, что рукоположение дает право безапеляционно судить обо всем, да еще и всех учить - надлежит изживать и как можно скорее. Ведь надо же иметь смирение, здравомыслие и осторожность, чтобы не делать скоропалительных выводов и , хотя бы,не ронять престиж. Ну, действительно, смешно из Одессы рассуждать о деталях карантина в Москве или требовать от министров и чиновников поведения синодальных властей. А это все на РНЛ было и есть. Плюрализм? К нему коронавирус также изменит отношение. И добавит здравомыслия и ответственности. Да будет так.

Разрешите подписаться под каждым словом и побдагодарить. Очень печально, что РНЛ выбрала такую некрасивую, извините, тактику: в сложный для всей страны и Церкви момент (ну, не война, конечно, но кризисная ситуация) публиковать буквально все проявления чувств и страстей человеческих (а они сегодня, понятное дело, обострились), как будто под руку началам и властям, которые отвечают за народ, за его здоровье и благополучие, духовное тоже. И это РНЛ, которая годами занимала государственническую позицию, говорила нам колонками своими, материалами о поддержке Путина, о том, что Церковь должна образовывать симфонию с властью государственной, что сильная власть была дана и раньше России от Бога и Церковь не бунтовала супротив, - теперь своими алармистскими (с приставкой "эпи") статьями многих не разобравшихся в ситуации, очень разных по идеологическому исповеданию людей, буквально подставляет Церковь с ее начальством под злобу мира сего, претензии и кляузы внутренних врагов, соблазняет недостаточно воцерковленных, а воцерковленных побуждает к ревности не по разуму - это очень недальновидно и неосторожно, неправильно, короче. В третьем абзаце (2-е предлож)следет писать "прЕдержащих".

София7 / 27.04.2020

5. Ответ на 4, диакон:

Обращаются! Обращаются с призывом сидеть дома

Диакону-то никто не говорит сидеть дома. Диакон в храм ходит. В Таинствах участвует. Благодать его в храме овевает. Дух Святой каждую литургию сходит. Иконы чудотворные или просто намоленные. А мip сидит по квартирам. Хорошо ещё если Ангел Хранитель рядом, не отпугнули... И грехи копит... Благодати не получает... Иные вещи, будучи диаконом. понять трудно...

4. Ответ на 1, Света Ч.:

Обращаются! Обращаются с призывом сидеть дома, пожалеть задыхающихся врачей и не выходить из дома! Не надо передергивать. Конечно, если хочется всеобщего героизма, то можно добровольцем лично много пользы принести.

диакон / 27.04.2020

3. Спасибо,автор!(я так не умею).

Если бы я был казак,то сказал бы: « любо!».

романтик / 27.04.2020

2. "Пришел мор. И Русская Церковь исцеляется"

Дай-то Бог! Веруем и уповаем.Думается, сей мор предупреждение и поучение от Господа. Не мы одни на земле и не только и, может, не столько для нас - православных. русских, - это попущение, сколько для безбожного гендерно-либерального сумасшедшего мира. А наше дело учиться. И работу над ошибками делать. Вот, к примеру, медийное священническое сообщество как возопило, оскорбившись за Господа: нельзя в Церкви заразиться, от причастия - нельзя! Ахти нам! Так, Бог поругаем не бывает, в прочем, все по вере нашей... Ну, стало быть, такова вера. И Причастие, знаем, во осуждение бывает. Вот бы нам чего убояться, не дерзим ли мы пред Господом.? Достойны ли? Сомнений в себе не было - и вот урок! А нет, что бы задуматься, какое там, во все лопатки накинулись на власти, и ругали, и обличали, и противогаз на солее на лицо натягивали... Хотя с негодованием исполняли-то, как правило, распоряжение не властей, а Патриарха и епархиального священноначалия. Вот это въевшееся в "православно-освободительное" медийное сообщество фрондерство, уверенность в том, что рукоположение дает право безапеляционно судить обо всем, да еще и всех учить - надлежит изживать и как можно скорее. Ведь надо же иметь смирение, здравомыслие и осторожность, чтобы не делать скоропалительных выводов и , хотя бы,не ронять престиж. Ну, действительно, смешно из Одессы рассуждать о деталях карантина в Москве или требовать от министров и чиновников поведения синодальных властей. А это все на РНЛ было и есть. Плюрализм? К нему коронавирус также изменит отношение. И добавит здравомыслия и ответственности. Да будет так.

диакон / 27.04.2020

1. .

Слава Богу, что еще врачи (которые тоже все заболевают и умирают) не обращаются к людям с подобным призывом - покинуть клиники и не приходить в них, чтобы не заражать врачей. Пока что все сидят на своих местах.

Света Ч. / 27.04.2020
Алексей Шорохов:
Шумит Катунь
Памяти Василия Шукшина
27.07.2020
Кто следит за полётом Маска?
Старая добрая коррупция на новый лад
31.05.2020
Кино про войну: между колбасой и бесплатной медициной
Дети вредителей, внуки победителей - онлайн
27.05.2020
Черный ворон Горловский
Премьера песни
11.05.2020
Все статьи автора
"Коронавирус — биологическое оружие или эпидемия?"
Крестовый поход на ветряные мельницы
Церковь и церковная жизнь очень сильно пострадали от карантина
01.10.2020
«COVID-19 - дымовая завеса»
Мировая закулиса воплощает в жизнь романы-антиутопии по построению электронного концлагеря
30.09.2020
Мистика планетарной эпидемии
Как она соотносится с установлением в стране «необходимого баланса» между «законом» и «благодатью»
30.09.2020
Все статьи темы
Последние комментарии
Учиться у Сталина
Новый комментарий от Сергей Швецов
2020-10-01 11:05
Крестовый поход на ветряные мельницы
Новый комментарий от Порфирий
2020-10-01 10:10
Нужны ли России окраины Империи?
Новый комментарий от Русский Сталинист
2020-10-01 09:58
Новый памятник Есенину. Нет слов, только матерные...
Новый комментарий от Андрей Карпов
2020-10-01 08:40