Народное восстание в Кванджу – как демократический феномен корейского регионализма

В Южной Корее 40 лет тому назад произошло становление демократии через протесты горожан

Так что произошло в Кванджу 40 лет назад? Сделаем краткий обзор мировой прессы. Восстановим хронику событий. И только после этого подведем итоговую черту…

I. События в Кванджу начались с убийства диктатора Южной Кореи Пак Чжон Хи. После смерти Пака в Кванджу начались массовые студенческие выступления против диктатуры. Но власть в стране была захвачена генералом Чон Ду Хваном, который угрожал применением силы, если протесты будут продолжаться. По всей Корее, за исключением Кванджу, люди оставались дома. Тогда правительство с одобрения США бросило против студентов отряды десантников, чтобы преподать Кванджу урок. В городе начался правительственный террор. Людям пробивали головы, топтали им спины, били ногами по лицам. Когда солдаты заканчивали, их жертвы выглядели как груды одежды в мясном соусе. Тела складывали в грузовики, где солдаты продолжали бить и пинать оставшихся в живых. Студенты сопротивлялись. Солдаты использовали против них штыки… Поведение людей в городах, освобожденных от власти, показало способность людей к самоуправлению и взаимопомощи. Власти, подавляющие восстание, напротив, демонстрировали нечеловеческую жестокость. Официальная позиция Памятной Организации имени 18 мая настаивает на том, что события 1980 года следует воспринимать не как печальную страницу в истории страны, а как отправную точку развития демократического движения, которое положило начало активной борьбе за права человека.

В городе можно было услышать, как скандировались лозунги: «Освободите Ким Дэ Чжуна! Отмените военное положение! Уходи Чон Ду Хван!».

Правительство поставило перед собой задачу подавить восстание как можно скорее, чтобы оно не распространилось на соседние регионы; было принято решение провести операцию под кодовым названием «Великолепный отпуск»: к утру следующего дня в город были стянуты войска. Все магазины в центре были закрыты, а движение транспорта запрещено. В стране почти не осталось сопротивляющихся; повсеместно, где действовало военное положение, улицы были пустыми. Только на тротуаре можно было заметить следы крови. Кванджу оставался единственным городом, где люди все еще надеялись на положительный исход своей борьбы. Полиция использовала слезоточивый газ; приняла подкрепление в 1140 военных. Все начали атаковать демонстрантов и мирных жителей без разбора, не обращая внимание на пол и возраст…

Образовались огромные очереди в местных больницах; на всех не хватало медикаментов и медсестер. Те, кто не могли участвовать в демонстрации, сдавали свою кровь. И даже проститутки, встав у здания больницы «Красного креста», кричали: «Возьмите и нашу кровь! Она чистая!». Уже ко второй половине дня толпа перешла от защиты к наступлению и начала атаковать позицию солдат.

В Южной Корее сотни семей, члены которых погибли 40 лет назад, призывая к демократическим переменам и отмене военного положения, сегодня проводят мемориальную службу. Как сообщило южнокорейское правительство, более двухсот человек были убиты в результате восстания в Кванджу, начавшегося 18 мая 1980 года. Хотя семьи погибших утверждают, что жертв гораздо больше и очень многие до сих пор числятся пропавшими без вести.

Восстание в Кванджу стало ключевым событием в борьбе Южной Кореи за демократию. Почти 20 лет назад участники проходившей в этом городе демонстрации призвали к окончанию военного управления. Схожие протесты проходили по всей Корее, но именно в Кванджу армия решила показать свою силу. Этот город – родина видного диссидента того времени Ким Дэ Чжуна, нынешнего президента Южной Кореи. Акция, начавшаяся, по сути, как студенческая демонстрация быстро охватила весь город. И по мере того, как жители города бастовали против жестокости военных, вооружаясь тем, что попадалось под руку, восстание было жестоко подавлено войсками и элитными частями специального назначения; в этих столкновениях погибли сотни человек. Военное правительство тогда заявило, что действия военных были обоснованными и назвало демонстрантов уличными бунтовщиками и сочувствующими южнокорейским коммунистам. Но почти десять лет спустя при гражданском правительстве тогдашний лидер страны, в том числе два бывших президента были приговорены к длительным тюремным срокам за роль, которую они сыграли в этой резне. Позднее в их отношении был принят специальный закон об амнистии. Сегодня повсеместно признается важность тех событий для установления законного демократического режима в стране. Однако в самом Кванджу многие считают, что некоторые вопросы так и остались без ответов, в том числе точное число жертв и то, кто отдал приказ убивать…

Пак Чон Хи был застрелен в октябре 1979 года, и его убийство связывалось корейцами с либерализацией режима и проведением демократических реформ, но в декабре военный генерал Чон Ду Хваном был совершен государственный переворот и вся надежда народа на смещение режима канули в лету. Логическим продолжением политики насилия стала реакция населения, которое, наблюдая за тем, как одно военное правительство сменяется другим, не могло больше сидеть сложа руки: по всей стране начали проходить студенческие митинги и демонстрации. Главным требованием протестующих стала отмена военного положения, которое было распространено почти на всю страну. Восстание в южнокорейском городе Кванджу, находящимся в провинции Южная Чолла, в мае 1980 года по праву считается самым трагическим и постыдным, как его называют сами корейцы, событием в современной истории республики Корея.

Центр восстания сообщает, что в ходе майских событий было убито более 150, ранено более 3000 жителей; в настоящее время называют цифру – 600 человек убитых, а ВВС настаивает на цифре от 1000 до 2000 человек.

Долгое время в официальных источниках восстание называлось «бунтом», «Делом Кванджу» и даже «событием, носящим коммунистический характер, целью которого было свержение законного правительства». Не признавалась демократическая направленность восстания. Но уже к июню 1988 года, когда состоялось слушание по делу о восстании, корейский народ по-настоящему оценил всю судьбоносную роль майских событий, которые получили название «Демократическое восстание в Кванджу».

После Корейской войны (1950-1953гг.) и создания военного правительства в Южной Корее, население жаждало демократических перемен, но страна в течение 18 лет находилась под властью военного диктатора Пак Чон Хи. Пак Чон Хи – одна из самых противоречивых фигур во всей истории Кореи. Несмотря на его успешную экономическую политику (развитие тяжелой и химической промышленности), пренебрежение правами человека и становление диктатуры, делали его правление одной из самых трагичных страниц в корейской истории.

Экономическая модель, созданная Пак Чон Хи, включала в себя систему семейных бизнес-конгломератов. Название системы – Чеболь, которое не давало Белому дому иметь желаемое влияние на капиталы в республики Корея. Идейный смысл подавления восстания в Кванджу для США состоял в попытке делегитимизировать власть Чон Ду Хвана и с его помощью разрушить систему Чеболь, создать возможность для американских банков и страховых компаний занять ключевые позиции в экономике Южной Кореи.

В 1989 году начались слушания по делу о восстании в Кванджу. Чон Ду Хван был приговорен к смертной казни, но помилован; он пожизненно находится под домашним арестом.

В 4 часа утра 28 мая раздались выстрелы – за полтора часа подавили десятидневное восстание горожан с помощью оружия. У людей не было путей отступления. Мэрия была сдана 20-ой дивизии, а все, кто продолжал борьбу, были арестованы. Восстание было подавлено…

А 31 мая президент США Картер в интервью CNN заявил, что «…для восстановления порядка иногда приходится жертвовать человеческими правами».

Известный оппозиционер, ярый противник военной диктатуры Пак Чон Хи и борец за права человека, лауреат Нобелевской премии мира и будущий президент Ким Дэ Чжун был арестован в своей резиденции по приказу правительства по ложному обвинению сотрудничества с коммунистами с севера. Но это только стало катализатором, ускорившим начало мощного восстания в Кванджу – в столице провинции Южная Чолла, из которого был Ким Дэ Чжун. Этот фактор стал решающим. Потому что в Корее регионализм традиционно играл и играет определяющую роль в формировании политики. И жители этой очень слаборазвитой провинции связывали свое будущее и надежды на лучшую жизнь именно с Ким Дэ Чжуном, который был единственным политическим игроком из провинции Южная Чолла.

18 мая студенты национального университета Хонама, находящегося в Кванджу, не смогли подойти к зданию библиотеки, у которого договорились встретить заранее…

18 мая 1980 года военное положение было объявлено на всей территории страны, а Декрет №10 запретил любые демонстрации и митинги, носящие политический характер и установил жестокую цензуру в СМИ; университетам было приказано приостановить работу, а неявка на работу жестоко каралась; было решено распустить парламент и создать особую организацию – экстренный комитет безопасности.

Демократы перешли к более продуманным действиям: они подожгли здание налогового органа, так как было очевидно, что налоги населения идут не на удовлетворение социальных нужд, а на закупку оружия и стимулирования военного режима в стране. Утром 21 мая солдаты были снабжены патронами. Тела двух убитых в Кванджу днем ранее были обернуты корейским флагом и были положены на носилки, с которыми толпа медленно двигалась к центру города. 21 мая начала формироваться Народная армия, центром сбора которой стал парк в Кванджу. Горожане, имевшие за спиной военный опыт, организовали самые примитивные и самые базовые физические тренировки, поскольку не могли больше смотреть на то, как неопытные студенты получают ранения или погибают в стычках с полицией. Были сформированы небольшие группы добровольцев, которых Народная армия расставила на ключевых позициях в городе.

По всему городу маленькие группы людей, часто возглавляемые бывшими военными, продолжали демонстрации. Несмотря на то, что у них не было надлежащего оружия. Они использовали всё, что могли найти. К концу дня даже таксисты и уличные торговцы, которые обычно равнодушны к социально-политическим движениям, начали столкновения с войсками. Около семи часов вечера таксисты двинулись по городу на машинах, включив фары в знак протеста. Полиция громила машины ружьями и била водителей. Толпа сожгла телестанции двух телеканалов, потому что они не транслировали реально происходящие в городе события. ТАК ТОЛПА СТАЛА НАРОДОМ!           

А это и есть демократия.

II. Объединение Кореи как высшая фаза корейского регионализма. Продолжение следует...

Владимир Александрович Сурин, директор Центра изучения общественно значимых проблем, автор доктрины «Корейский Манифест», Москва

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Владимир Сурин:
«Постхристианский мир» стал глобальным абортарием
На вороном коне едет чёрный всадник по имени бездетность…
10.06.2020
Путин — это наше национальное достояние
За глаза Путина в России давно называют царём. И не только «за глаза», и не только в России
04.06.2020
Армагеддон: повсюду здесь и сейчас
Идеологи «золотого миллиарда» опоздали: миром уже давно правят два голиафа, - Индия и Китай («три золотых миллиарда»)
13.05.2020
Так кто убил Иоанна Крестителя?
О губительности женского бунта против основ бытия
10.04.2020
Коронавирус; и полное крушение мифа «свободный» мир
Именно западный мир, именно свободный мир дал юридическое право на глобальную оккупацию
21.03.2020
Все статьи автора
Последние комментарии
Воцарение коронабеса
Новый комментарий от Георгий
2020-07-05 01:06
Если Патриарх утвердит решение, он станет простым монахом
Новый комментарий от Георгий
2020-07-05 00:47
Почему победил Путин
Новый комментарий от
2020-07-04 18:42
На обломках России и за счет России?
Новый комментарий от Андрей Козлов
2020-07-04 18:34
Является ли симфония властей ложной концепцией?
Новый комментарий от Игорь Бондарев
2020-07-04 18:32
В чём причина спора о поправках?
Новый комментарий от
2020-07-04 18:09
Власть - это Божие установление
Новый комментарий от Игорь Бондарев
2020-07-04 17:36