Встреча хранителей Православия в Лысьве

Памятными стали для староверов города два последних дня января, когда в церкви состоялся престольный праздник во имя преподобномучеников Аркадия и Константина

Едва ли всем жителям России известно, чем уникальна Лысьва, город на северо-востоке Пермского края. Помимо богатой истории, ещё сохранившейся промышленности и культуры, в ней находится единственная в стране старообрядческая церковь, названная во имя преподобномучеников Аркадия и Константина, которые в середине девятнадцатого века несколько лет подвизались в окрестностях города, совершая пустынные подвиги. Носили они на теле тяжёлые вериги, зимой и летом скрываясь в лесу. Питались тем, что Бог пошлёт.

Согласно преданию, Аркадий и Константин были родными братьями, грамотными и начитанными. Происходили они из часовенного согласия, но вскоре признали истинность белокриницкой иерархии. После присоединения к ней были рукоположены в священнический сан. Уйдя из окрестностей Лысьвы, братья поселились в лесной чаще Красноуфимского уезда Пермской губернии. Вскоре была готова келья. Весть, что в лесу подвизаются отшельники, разлетелась по округе. Люди стали приходить к подвижникам за благословением, помощью и советом. Приезжали даже издалека. Одни радовались общению с подвижниками, а другие клеветали на них, обвиняя в мздоимстве и сребролюбии.

Аркадий и Константин приняли мученическую кончину 18 января 1857 года по старому стилю (по новому – 31 января), а тела их были найдены через полгода нетленными. Это чудо поразило местных жителей.

Власти начали полицейское расследование. Врач, вызванный для проведения вскрытия, отказался резать тела угодников Божиих, ведь скальпель зазвенел о стальные вериги. Вскоре убийцу нашли. Он признался, что убил священноиноков, думая, что в их келье хранятся золото и ценности, поскольку христиане часто посещали подвижников. Но никаких ценностей в келье преступник не нашёл.

Весной 1996 года делегация Московской Митрополии провела освидетельствование мощей. Когда вскрыли могилу, присутствующие ощутили благоухание. Были найдены хорошо сохранившиеся мощи, полуистлевшая одежда и железные вериги, рассыпавшиеся при прикосновении. Мощи преподобномучеников были погребены на прежнем месте, над могилой воздвигли новую часовню. Часть мощей перенесли в шамарский храм, где они бережно хранятся в раке.

Восемь лет тому назад местом почитания преподобномучеников Аркадия и Константина стал не только Храм в посёлке Шамары, но и церковь в Лысьве, названная именами двух святых. Строительство церкви возглавил священник о.Илия Тиунов при активной помощи лысьвенских староверов да и всех неравнодушных людей, посылавших деньги на стройку. Теперь уже второй год прихожан города окормляет о. Артемий Казымов, приехавший в Лысьву вместе с семьёй по воле Божией, по зову души и сердца. Его жена, матушка Христина, неустанно помогает мужу во всех делах и помыслах. Прихожане скоро полюбили доброго и внимательного к их нуждам молодого священника. Благодаря его стараниям, приход не только не распался, но стал постепенно укрепляться. Радостное событие произошло 14 января сего года, в день Обрезания Господня: лысьвенская церковь обрела частички мощей преподобномучеников Аркадия и Константина, которые размещены в искусно сделанном деревянном резном ковчеге. Теперь все старообрядцы – местные и приезжие – могут приложиться к мощам Святых, обрести душевное спасение и телесное здравие.

Памятными стали для староверов города Лысьва да и всей обширной Уральской епархии два последних дня января нынешнего года, когда в церкви состоялся престольный праздник во имя братьев-чудотворцев. Вечерняя служба в бревенчатой, небольшой по нынешним временам, однако, по-домашнему уютной церкви – это своего рода путешествие в «машине времени». Потрескивание горящих свечей в таинственном полумраке, идущие из глубины сердец молитвенные распевы, мужчины, одетые в строгие чёрные кафтаны, женщины в сарафанах и платках, всё благолепие службы мысленно переносит всех, кто впервые приходит сюда, в минувшие эпохи. Староверы бережно сохранили живые традиции прошлых веков, перенесли их в настоящее, определили будущие пути православного Русского мира.

Торжественная литургия, состоявшаяся 31 января, была по-особому благодатной, благодаря присутствию четырёх священников и трёх диаконов. Возглавили службу протоиерей о.Никола Татауров и иерей о.Георгий Дубровин из Перми, о.Михаил Лоскутов их посёлка Баранчинский и, конечно же, сам хозяин прихода – иерей о.Артемий. Им помогали пермский диакон Иоанн Татауров, его двоюродный брат шамарский диакон Никола Татауров и диакон Антоний Слепушкин из Екатеринбурга. На редкость вдохновенно пели клирошане. Литургия завершилась чином водосвятия и крестным ходом вокруг церкви. За праздничным обедом – тут же, под сводами церкви – было высказано много добрых пожеланий о.Артемию и радушным лысьвенским староверам.

«Изюминкой» этого памятного дня стало открытие передвижной фотовыставки «Хранители» в городском Доме культуры. Проект явился победителем первого конкурса Фонда президентских грантов 2019 году и был приурочен к празднованию 400-летия со дня рождения протопопа Аввакума – события, которое будет широко отмечаться в 2020 году в 60-ти регионах страны. Уникальные фотографии были размещены в фойе и в небольшом зале ДК, авторами фоторабот стали кировчане Туманов Евгений Валентинович и Тригубенко Сергей Вячеславович. Оба они, инженеры по специальности, стремились через документальную информативность каждой фотографии выразить художественный образ, что и удалось осуществить в полной мере. Фотоработы обоих мастеров уже при первом взгляде потрясают воображение: они не просто высокохудожественны, но одухотворённы.

Выставка уже побывала в Кировской области и в Перми, а теперь её привезла в Лысьву прихожанка Вятского прихода Казанско-Вятской епархии, кировчанка Наталья Белёва, рассказавшая заполнившим зал зрителям о её целях и задачах. А задачи эти – знакомство с удивительным миром живущих рядом с нами старообрядцев-христиан, с их высоким религиозным сознанием, уважением к старшим и окружающим, трудолюбием, семейными и нравственными ценностями. На открытии выступили о.Артемий Казымов и протоиерей о.Никола Татауров. В их речах было сказано о том, какой огромный пласт культуры староверов до сих пор незнаком большинству наших сограждан. Создание семьи для старовера – это не утехи, а, прежде всего, продолжение рода: не случайно в староверческих семьях по молитвам родителей и по воле Божией высокая рождаемость. Открытие выставки приветствовали работники Дома культуры, а сводный мужской хор староверов исполнил несколько духовных песнопений на радость собравшимся.

Трудно было оторвать взор от чудесных фотографий, запечатлевших самые разные моменты в жизни староверов: Великорецкий крестный ход, благословление, совершаемое Владыкой Евфимием, епископом Казанско-Вятским и Уральским, просветлённые детские и женские лица, радость отцовства и материнства, зажжение свечей в храмах. Вдобавок к размещённым на стенах фотографиям благодарным зрителям был показан видеоролик под гениальную музыку Георгия Свиридова к повести А.С.Пушкина «Метель». Духовно-нравственный заряд от состоявшегося мероприятия был огромен. Фотовыставка продлится в ДК всю первую декаду февраля, и жители Лысьвы непременно должны познакомиться с ней. А у горожан появится желание стать постоянными прихожанами, умножить ряды созидателей и хранителей Русского мира.

Галина Васильевна Чудинова, кандидат филологических наук, член Пермской краевой организации Союза писателей России, член старообрядческой общины

 

 

 

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Галина Чудинова:
Молитвенное противостояние староверов вирусной пандемии
О поездке в посёлок Боранчинский на престольный праздник Вознесения Господня
01.06.2020
Православие и новый социализм
О достойном будущем России
25.04.2020
О будущем России и русского народа
Пророчества Николая Зиновьева
11.04.2020
Всходы юных талантов
Рецензия на сборник «Всходы» – творчество молодого поколения Луганщины
26.03.2020
Встреча хранителей Православия в Лысьве
Памятными стали для староверов города два последних дня января, когда в церкви состоялся престольный праздник во имя преподобномучеников Аркадия и Константина
04.02.2020
Все статьи автора
Последние комментарии
Почему победил Путин
Новый комментарий от
2020-07-06 18:43
Народ доверяет Президенту!
Новый комментарий от Владимир Николаев
2020-07-06 18:29
Страсти вокруг Софии накаляются...
Новый комментарий от Владимир Николаев
2020-07-06 18:25
Станет ли 1 июля Днём победы русской «Славной революции»?
Новый комментарий от Владимир Николаев
2020-07-06 17:44
Очередная попытка штурма монастыря Эсфигмен
Новый комментарий от Владимир Николаев
2020-07-06 17:39
В чём причина спора о поправках?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
2020-07-06 17:20