Нам не нужен «Новый Патриарх»

Александр Тимофеев и Павел Тихомиров о голливудских фильмах «Молодой Папа», «Новый Папа», «Два Папы»

В последнее время Голливуд проявляет повышенный интерес к Ватикану и к папству. За несколько лет выпущено несколько фильмов, в том числе в виде сериалов, посвященных католицизму, как то: «Молодой Папа», «Новый Папа», «Два Папы», «В центре внимания» и др.

О природе интереса голливудских кинодеятелей к Ватикану рассуждают заместитель главного редактора «Русской народной линии» Александр Валентинович Тимофеев и помощник главного редактора РНЛ Павел Вячеславович Тихомиров.

Александр Тимофеев: Характерно, что российское кино, напротив, не проявляет никакого интереса к Русской Православной Церкви. Даже «Левиафан», захваленный либералами, имеет весьма отдалённое отношение к жизни Церкви и по сути является карикатурой, представляющей собой плод невежественного и злобного разума.

Приходилось слышать два объяснения. Первое — благородное. Согласно ему, игнорирование нашим кино религиозной жизни и жизни Церкви в частности есть проявление т.н. культуры молчания, свойственной русскому миросозерцанию. Многие проявления русской жизни носят сокровенный характер, отсюда особенность русской исповеди, которая разительно отличается от латинской исповеди, фактически превратившейся в искусную технологию по выбиванию из человека потаённых мыслей. Эту особенность католицизма в своё время обстоятельно проанализировал Мишель Фуко. Русские умеют молчать, им чужды многие западные практики пустословного разглагольствования и праздного интереса к сакральному и интимному. А жизнь Русской Православной Церкви — прежде всего опыт молитвы и покаяния, а не администрирование и отношения господства и подчинения.

Отсутствие вышеназванного интереса объясняют и иными причинами. Мол, русскому кинозрителю религиозная жизнь, тем более, жизнь Церкви безразлична. Деятели кино не создают глубоких религиозных фильмов не потому, что не могут, а потому что нет соответствующего спроса. Налицо действие пресловутого закона спроса-предложения: нет спроса — нет и предложения.

Высказывается и третья точка зрения. Российские кинодеятели разучились создавать такие фильмы. «Левиафан», «Поп», «Раскол» и т.д. и т.п. — предел их возможностей.

Какое объяснение ближе к истине?

Павел Тихомиров: Во-первых, не нужно забывать, что кино существует сейчас по законам рынка. Проблема финансирования. Приведу фрагмент переписки с человеком, близким к «кухне», с которым мы обсуждали вопиющую бездарность продукции т.н. «доброго кино»:

«Никто не рискнёт дать денег на фильм с нешаблонной заявкой, потому что не будет гарантии "возврата средств" (часто повторяющийся термин). В этом смысле топорный социальный ролик в разы выгоднее, - им можно отчитаться. Т.о. любой чиновник сегодня в своих решениях исходит из вопроса "возврата средств", либо "оправданного освоения средств".

Других критериев нет.

Поэтому, когда заходит вопрос о неких программах "культурного влияния", или, особенно, "пропаганды ценностей", первое, о чём он подумает, это о возврате (оправданном освоении) средств.

Причем, это не зависит от уровня интеллекта чиновника, который, теоретически, может где-нибудь оказаться и умным, и даже со вкусом (гипотетически), но сама система продиктует ему эти вопросы.

И тогда максимум, но что он сможет раскошелиться, это ТВ-формат. А там уже есть сложившиеся известные форматы, и ни один телевизионщик не допустит ничего неформатного.

Либо на фестивали "доброго кино". Так рождается "Юшка". Быстро, дёшево и для широкого зрителя. Хотя даже "Юшка" делался на народном финансировании, а не на государственном, но по той же логике».

(«Юшка» - это такая студенческая короткометражка, снятая по известному рассказу Платонова).

Вторая проблема – проблема вкуса. Доводилось общаться с чиновниками разного уровня, искренне считающими себя православными и культурными людьми. Ну, тут, как говорится, «о вкусах не спорят».

Третья проблема – автоцензура. С одной стороны, мы видим христоборчество, которое проявляется не только в клевете, но, подчас, в банальном невежестве; с другой, люди, искренне верующие, полагают, что «как б чего не вышло», «как бы не ввести людей в искушение».

Приведу характерный пример.

Некоторое количество времени мне довелось заниматься изучением культурной и общественно-политической среды Югославского Королевства. (Тема межвоенной Европы у нас не особенно изучена, а зря). В результате появилась книга «Белые пятна на сербском Кресте», которую мой друг Ранко Гойкович перевёл на сербский язык и издал.Я принёс русскую рукопись в одно крупное московское издательство, где работали мои хорошие знакомые, и предложил опубликовать.

Ответ меня просто сразил наповал: «Знаешь, брат, нужно убрать острые места, добавить чудес, акафист или канон святителю Николаю, - и получится отличная книга!»

Я тогда ничего не стал говорить. Впервые в жизни не стал ни спорить, ни чего-то доказывать.Потому что единственной ценностью рукописи были как раз «острые места», которые старательно обходят авторы многочисленных предисловий. А тут предложено выбросить именно их.

Думаю, что в кино происходит нечто подобное.

Подведу итог сказанному.

Сейчас получить деньги на кино можно 3 способами:

1. Чисто коммерческим, тут всё понятно.

2. Госфинансирование на некий пропагандистский продукт.

3. Финансирование от либеральной оппозиции на некий антигосударственный культурный продукт.

Получается так, что получить финансирование на реальный фильм о проблемах духовной жизни не представляется возможным. Коммерсантам это не нужно от слова вообще. Госчиновники захотят чудес и акафистов, ибо это как бы духоносно. А оппозиции Церковь может быть интересна только в качестве союзника по борьбе с системой (как это было в перестройку).

А книги есть хорошие, для сценаристов проблем быть не должно.

А.Т.: Но «Молодой Папа» оказался популярным, коммерчески успешным проектом. Почему? Ведь он не разоблачительский, вроде фильмов «В центре внимания» и «Левиафана», в нём много богословских рассуждений и т.д. Чем ты объясняешь успех этого сериала?

П.Т.: Я не специалист по сериалам, но мне кажется, что люди тянутся к чему-то высокоэстетичному. Устали уже как от гламура, так и от антигламура. Хочется просто красивой картинки, спокойных умных разговоров, демонстрации «высоких отношений». Интерьеры в фильме безукоризненны. Операторская работа прекрасна. Ну, наверное, этого оказалось достаточно, чтобы понравиться публике. Публике, далёкой от католической церкви.

А.Т.: Если я правильно понял, ты связываешь успех «Молодого Папы» исключительно с художественными достоинствами фильма, а не с тем, что западному кинозрителю интересна религиозная жизнь?

П.Т.: Мне трудно назвать «религиозной жизнью» то, что показано в сериале. Экран заполнен людьми, которые рассуждают о Христе, но христиан там немного. Каков бы ни был процент лицемеров в среде высшего духовенства любой конфессии, какими бы ни были еретики-латиняне иезуитами и «юридистами», всё-таки они – христиане. А в сериале действуют просто представители некой политической партии, доктрина которой базируется на религиозной идеологии.

А.Т.: А как на экране показать христианскую жизнь? Ведь подлинная внутренняя жизнь, настоящий духовный опыт сокровенен. Как его вообще можно показать, сделать зрелищным? Ведь даже фильм «Излечить страх» о непростой и, казалось бы, потенциально кинематографичной жизни святителя Луки (Войно-Ясенецкого) оказался скучным и приторно-назидательным. Удивительно, но нашим кинематографистам не удалось переработать столь богатый биографический материал так, чтобы в итоге получилось захватывающее зрелище.

Может, подлинная духовная жизнь в принципе не поддаётся художественному воплощению? Может, выражаясь в произведении искусства, она неизбежно превращается в карикатуру на саму себя?

П.Т.: Можно показать, если очень аккуратно. И если сам режиссёр – человек верующий. Для начала, не нужно упражняться в «срыве шаблона». В демонстрации вещей невозможных. Я говорю не о невероятных вещах, а о невозможных. Помнишь, у Льюиса были рассуждения на эту тему: «Человек может поверить в невероятное. Но никогда не поверит в невозможное».

Невозможно поверить в то, что некто похлопывал английскую королеву по плечу. Как невозможно поверить в то, что некий человек может молиться с сигареткой в руках. Это не значит, что человек не может пытаться молиться во время курения, но невозможно курить во время молитвы.

Вот, привёл анекдот, который озвучивал кардинал Бергольо из кинофильма «Два Папы». Кстати, в этом фильме собственно духовные сцены показаны достаточно убедительно. Я имею ввиду исповедь – где «пропадает» звук и мы не узнаём тайны. Кроме того, меня впечатлил эпизод, когда после возгласа, аналогичного нашему «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы», бывшие враги заключили друг друга в братские объятия.

Можно показать и духовные вещи. Если сам человек, делающий кино, хоть какой-то опыт имеет соответствующий, и если у этого человека есть чувство вкуса и чувство меры.

А.Т.: Если в целом оценивать «Молодого Папу» и «Двух Пап», то ты, как я понимаю, больше склоняешься к мнению, что в этих фильмах показана не духовная жизнь, а скорее нарциссические рассуждения людей, не имеющих религиозного и молитвенного опыта? Другими словами, это фильмы не о христианах, а о людях, играющих в «образцовых христиан»?

П.Т.: Нет. «Два Папы» — это фильм о христианах, там много серьёзных вещей проговаривается обоими собеседниками. Снято с любовью к Церкви. Первую половину фильма я смотрел затаив дыхание. И кардинал Бергольо (будущий папа Франциск), и папа Бенедикт XVI-й в процессе жёсткой полемики проговаривают много вполне православных вещей.

Например, кардинал высказал буквально следующее:

«Таинство Причастия – это не награда для добродетельных, а пища для страждущих».

«Грех – это рана, а не пятно. Его нужно исцелить. Одного прощения мало».

Вроде бы «обновленчество»? А по сути ведь святоотеческое осмысление.

Да и папа Ратцингер тоже показан не такой уж карикатурой. Кто поспорит с таким высказыванием:

«Церковь, что венчается с веком нынешним, овдовеет в будущем».

Или вот фрагмент диалога:

Папа: «Но если не провести грань…»

Кардинал: «…Или не построить стену!»

Папа: «Но дом строят из стен».

В общем, пред тем, как смотреть «Двух Пап», я полагал, что там будут показывать некие прения между схоластиком и так сказать «харизматиком» в духе дискуссий между почитателями Фомы Аквинского и Франциска Ассизского. Дискуссий, которые были обыденностью в католической церкви до «Второго собора».

Но в фильме показана дискуссия умного консерватора с умным реформатором.

Концовка, конечно, пропагандистская, это было ясно с самого начала, что такая будет концовка, но в целом фильм, на мой взгляд, стоящий.

А вот сериал, конечно, просто убийство времени.

Тем более, что он настолько рафинирован, прямо как «Доктор Живаго». Всё развивается строго по схемам. И уже после «первого сна молодого папы» ясно, к чему был снят весь этот сериал. Показать, что каким бы ни был католический князь церкви консервативным, он всё равно должен будет примириться со всем тем, что составляет в совокупности дух мира сего.

А.Т.: Когда в прокат вышел «Молодой Папа», в православной среде возникла довольна интересная дискуссия. Спорщики задавались вопросом, а возможно ли создать подобный сериал о Русской Православной Церкви.

В частности, протодиакон Андрей Кураев тогда заявил, что «в нынешних политических и цензурных условиях невозможно снять похожий сериал о РПЦ»: «Это расколдовывание закулисы. Народ должен видеть епископа только выплывающим в кадильном облаке из глубины алтаря. Это некий небожитель, который только и делает, что молится за всех бабушек по всем деревням своей епархии. Идеал православного епископа в народе — это хворый молитвенник. Ему больно, тяжело, он старше всех прихожан, но, преодолевая свою боль, он заботится о них. Видеть в нем хотя бы менеджера, не говоря уже о чем-то больше, недопустимо».

«Когда я говорю, - продолжает блогер, - что было бы неплохо снять такой же [фильм] про нашу церковную жизнь, то исхожу из того, что наше общественное мнение во многом все еще носит розовые очки, когда глядит на Церковь. И толика трезвости ему совсем не помешала бы. А в западном мире католическая церковь уже несколько столетий подвергается постоянным нападкам со стороны прессы, поэтому такой сериал там воспринимается иначе».

Как ты считаешь, можно ли сделать такой сериал о Русской Церкви, например под названием «Новый Патриарх»? В фильме можно было бы показать последний год правления Патриарха Алексия II, его кончину и слухи о том, что он был убит, затем — выборы нового Патриарха, опять же многочисленные слухи о том, что выборы нечестные и т. д. и т.п., и в заключение первый год правления Патриарха Кирилла. Материал крайне насыщенный и любопытный.

Но нужен ли нам такой фильм? Способны ли наши кинематографисты создать сериал, не уступающий по качеству соррентиновским «Папам»?

П.Т.: Конечно же, нет. К чему? Позволю себе привести анекдотичный случай из своей жизни. Моя лучшая половина нередко подвергает меня остракизму из-за того, что я слушаю музыку. Нет-нет, не Deep Purple, и даже не «Время вперёд» Свиридова. Нечто, совершенно успокоительное, типа «Бранденбургских концертов» или «Хорошо темперированного клавира» Баха. Но она задаёт простой, но очень важный вопрос: «Ты становишься лучше после этого? Тебе становится легче теперь бороться с приступами раздражительности и уныния, а также прочими проявлениями страстей? Или труднее? Если произведение искусства не приносит человеку конкретной духовной пользы, то оно приносит ему вред!»

Вот так, прямо в духе мусульманского шейха, приказавшего сжечь Александрийскую библиотеку под предлогом того, что «всё, чего нет в Коране, может принести только вред!»

А ведь по сути она права.

Ну, какую пользу принесёт детектив о епископах православных?

Неужели о.протодиакон настолько далёк от народа, что не понимает последствий такого рода «снятия розовых очков»?

Хотим снять «розовые очки» — давайте экранизируем произведения великого нашего романиста Дмитрия Балашова. Там есть всё – и святость, и интриги, и изрядный заряд исторической гумилёвщины, небесполезный для идеологов, заинтересованных в формировании российской политической нации на основе русской православной культуры.

А призывать к выносу сора из избы могут только люди, которые несут в себе обиду, жаждут сатисфакции. Какое уж тут «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы».

Если не будет этого духа, то будет дух совершенно противоположный.

И что, кто-то в здравом уме будет потворствовать садомазохизму?

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Александр Тимофеев:
«Отец был православным по праву наследства»
Накануне 95-летия Народного артиста СССР Кирилла Лаврова РНЛ побеседовала с его дочерью Заслуженной артисткой РФ Марией Лавровой
14.09.2020
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Или зачем Дмитрий Киселев вынуждает Русскую Православную Церковь признать суррогатное материнство нормой
27.07.2020
Роботы и спасение души
Дальнейшая роботизация нашей жизни не помешает православным людям спасаться, но ускорит процессы разложения личности
27.07.2020
Конспирологи добавили коронавирус в эсхатологическую картину
В условиях пандемии конспирология вновь вытащена из нафталина
11.04.2020
Сербская Церковь разрывается между русскими и греками...
Визит Патриарха Сербского Иринея в США вызывает радикальные оценки
06.03.2020
Все статьи автора
Павел Тихомиров:
Для русских Гаврила Принцип народоволец, для сербов — мститель за Косово
Или почему российских легитимистов смущает сербский культурный код
22.09.2020
Это изображение прошлого освещает путь в будущее
В Сербии вышел перевод книги Владимира Анищенкова
18.09.2020
«Всё украдено уже до нас!»
Беседа Павла Тихомирова с сербским профессором Зораном Чворовичем о Вашингтонском соглашении Вучича с Трампом
14.09.2020
Духовенство внесло ключевой вклад в победу
Беседа Павла Тихомирова с сербским профессором Зораном Чворовичем о послевыборной ситуации в Черногории
11.09.2020
Сербские либеральные СМИ подыгрывают посрамлённому президенту Черногории
Передовицы Белградских таблоидов встраиваются в информационную повестку сербофобов
03.09.2020
Все статьи автора
"Русская цивилизация и Ватикан"
«Напрасно Ватикан начинает торговлю мученической кровью»
Дарение Римом Болгарской Православной Церкви мощей святых мучеников Климента и Потита является данайскими дарами
22.09.2020
Поляка Кондрусевича сменит белорус Климович?
Госсекретарь Ватикана заявил о подготовке визита Франциска в Белоруссию; пошли разговоры о скорой смене главного католика республики
16.09.2020
Все статьи темы
Последние комментарии
«Тайная» инаугурация Лукашенко как спецоперация
Новый комментарий от Русский Сталинист
2020-09-27 21:46
Воспитание в духе веры, преданности Отечеству и уважения к семье
Новый комментарий от Русский Сталинист
2020-09-27 21:36
Таблетки алчности
Новый комментарий от Сергей Швецов
2020-09-27 16:32
Россия не позволит свергнуть Лукашенко
Новый комментарий от Юрганов
2020-09-27 16:00
По ковид-панике неопровержимыми цифрами и фактами
Новый комментарий от Амариллис
2020-09-26 20:16
Зачем Греф превращает Сбербанк в Сбер?
Новый комментарий от Георгий Н.
2020-09-26 19:06
Какая языковая политика нужна России
Новый комментарий от Координатор
2020-09-26 17:24