Январские Сочельники

О необходимости приобщения народа к православной традиции

Сейчас в стране больше половины людей крещены, но не ведут православную жизнь, не следят за обычаями своего народа, не знают их, редко бывают в церкви. Но душа порой тянется к корням, разум – к Истине. Благо, есть к тому все условия, а ещё – особые дни.

Вот и в канун Рождества или Крещения, заслышав редкое красивое слово «Сочельник», многие из этого большинства хотят достойно приобщиться к традиции. Если посмотреть по телевизору про Рождественский сочельник, то уже почти на всех каналах снова «отмечают» и масса разнородной противоречивой информации. В «туристической русской деревне» готовят в печи кашу прямо в тыкве со срезанной верхушкой, под заливку молоком и щедро сдабривая сливочным маслом, приговаривая: «Настоящее, деревенское! Специально к Сочельнику!» Но где-то проходит информация, что это ещё день строгого поста. Заглянув в Интернет, и там чаще всего совсем уже запутавшись, некоторые звонят «знающим». С естественными для себя вопросами:

Можно ли уже отмечать и как?

Что делать в таинственную Ночь перед Рождеством или Крещением? Какие приметы, гадания?

Что можно есть, вроде пост ещё? Где взять это самое сочиво?

И, так далее…

Ответим максимально кратко, с одним полезным рецептом.

Да, ещё пост, причём в Сочельник – хоть под Рождество, хоть под Крещение – самый строгий. Так, что «до первой звезды» не едят вовсе, а с наступлением сумерек, впрочем, сейчас ранних, едят сочиво – почему и день так называют.

В строгом смысле сочиво – это кутья, приготовленная холодным способом, то есть зёрна пшеницы, других злаков вымачивают, под конец ещё и с добавлением мёда, сдабривают изюмом и другими сладкими плодами – как вялеными, так и свежими. Иногда с некоторым отходом от первоисточника для ускорения приготовления зёрна заливают кипятком, но всё равно надо будет слегка повозиться, даже если вооружиться надёжным рецептом. Можно и освятить готовое блюдо после утреннего богослужения – Царских часов, литургии. После утренней литургии Крещенского сочельника – уже освящена вода. Если повезёт взять новую крещенскую воду, ведь за ней столпотворение, то ею и начинают дома скромную трапезу.

Но на «подвиги», прямо скажем, не всякий современный человек может быть готов. Тем более, главный смысл поста – всё-таки не «подвиги» в сфере еды и уж тем более какого-то её сверхспециального приготовления.

...Бывая в домах «рядовых граждан», приходилось мне не раз видеть подзачерствевшие просфоры – то на иконостасе, а то в холодильнике.

Просфора, как известно – специальная маленькая булочка, выпеченная из пшеничного дрожжевого постного теста. Используется для приготовления причастия, когда хлеб и разбавленное водой вино превращаются в Тело и Плоть Христовы – в оставление грехов нас, земных людей, приобщающихся на причастии этих светлых и страшных Христовых Таин.

Так что церковная просфора – святыня, во время литургии из неё священником изымаются частички, каждая из них – с молитвенным поминовением имён православных христиан, поданных в записках: об их здравии – кого поминают живым, или о упокоении – за кого подавали как за усопшего. Частички эти, погруженные в чашу для последующего причащения и становятся потом чудесно Плотью Христовой. Сами же просфоры после литургии, на которой совершалось причастие, раздаются прихожанам для домашнего употребления с поминовением.

И, вот, оказался некий редкий гость в церкви на богослужении, подошёл «как все» после за просфорой, принёс её с гордостью домой, положил на почётное место среди икон, или на хранение в холодильник. А потом, хоть и получил в церкви подробные инструкции употреблять ежедневно утром с молитвой, отламывая кусочек (никак не откусывая!), как-то сразу с непривычки – забыл первый день. Второй день – замотался, третий – не собрался, так она бедняга и засохла совсем. Ладно, ещё, если не выкинул, грех не взял на душу. Но что потом с такими просфорами делать?

А, вот, что. Берёшь такую просфорку в сочельник, кладёшь в тарелку с щепоткой изюма и ложкой мёда, и заливаешь водичкой, хорошо – святой, лучше Крещенской, если такая тоже есть дома. Через какое-то время получается хоть и не совсем сочиво, а своего рода тюря, но еда, вполне допускаемая в сочельник. Только верхнюю часть – крышечку просфоры отделяешь в первую очередь по мере размокания – так быстрее всё раздробить и за десять минут будет готово. Святыня – пошла во благо перед великим праздником. С положенной молитвой «Отче наш…» с поминовением всех живых и всех усопших, смело потребляем!

Да и у постоянных прихожан, кто знает просфоры, может оказаться подсохшая, и в храме не всегда получается обеспечить кратчайший путь «из печки» до верующих, например, после наплывов народа в праздники, разные ситуации бывают.

Как-то на одном рынке в Казани разговорился я с благочестивой православной женщиной. Её иногда приходилось здесь видеть. Собирает пожертвования на храм, принимает записки на «сорокоуст» для передачи в монастырь. После недлинного разговора, поняв что-то для себя, спрашивает:

– Возьмёте просфорки помянуть? Только они слегка подсохли, – извиняясь, спрашивает она, впрочем, уже щедро отсыпает мне с десяток в чистый пакетик. Я и так, не сомневаясь, тянусь за внезапным «домашним заданием», но она, уже не давая даже надежды на отказ, вдогонку:

– Батюшка благословил!

Было это уже поздней осенью, наступал Рождественский пост, думаю, постом помянем и слегка подсохшими просфорами, тем более, улыбаюсь, батюшка благословил. Но характеристика «слегка» оказалась явно завышена, так что эти каменные просфорки ни по какому благословению так просто не одолеть. Вот и сподобил меня этот случай «изобрести» сей простейший рецепт для подобающего дня в канун Рождества.

Вечером – в храм на Рождественскую или Крещенскую службу.

А в канун Крещения – опять Сочельник, крещенский! Остались просфоры – значит, готовы и к нему.

А что же всё-таки главное в постные дни, и в день самого строгого поста в канун Рождества, Крещения?

Как учит нас Церковь, главное – стать ближе к Богу, самому лично изменившись к лучшему. Как? Решайте сами. Спросите совета у священника, даже у себя самого – посетите для этого Храм Божий, здесь получить ответ вернее. А можете заодно и еду освятить – как постную, так и следующего дня, праздничную.

Гадать в чулане или в бане в ночь накануне праздников – сущее безумие, как и объядение и пианство, да и после окончания поста голову терять не следует, ведь после Рождества – Святые Дни – Святки!

И вроде только вот пропели «Христос рождается – славьте! Христос с небес – встречайте!...» А тут уже – Крещение. По Евангелиям – Сам Бог является во всех Трёх Лицах. Сын стоит в водах Иордана, Дух Святой нисходит на него в виде голубя, а голос Отца с небес свидетельствует о Нем как о Сыне Божием. Об этом и в праздничном тропаре поётся во время Великого освящения воды, после которого на водоёмах самые смелые православные дерзают погрузиться с головой в освящённую иордань «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!»

Вот, и решайте, православные, какие праздники в январе самые главные, и как их достойно встретить.

Михаил Юрьевич Щеглов, председатель Общества русской культуры Республики Татарстан, председатель Казанского отдела «Русского Собрания», доцент Международной Славянской Академии наук, образования, искусств и культуры

Фото автора

 

 

 

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Михаил Щеглов:
Казань как зеркало войны с коронавирусом в России
Из Казани эпохи коронавируса репортаж и рассуждения нашего постоянного автора Михаила Щеглова
03.04.2020
Чистый лист Путина?
«Обнуление сроков» надо рассматривать в контексте общей ситуации
20.03.2020
Калязинские послевкусия
Почему «Калязинские чтения» будут всегда актуальны. Размышления после конференции
12.03.2020
Православная Казань – грустная глубинка?
По материалам выступления на седьмых Калязинских чтениях 11 февраля 2020 г.
14.02.2020
Почему до сих пор публикуется хамство в отношении России от адептов «парада суверенитетов»?
Размышления по поводу одной публикации Рафаэля Хакимова из Казани
31.01.2020
Все статьи автора
Последние комментарии
На нас всех наложено Богом прещение
Новый комментарий от Яков Яковлевич
07.04.2019
Апокалипсис на наших глазах?
Новый комментарий от электрик
07.04.2019
Если б я был евреем, то…
Новый комментарий от tomilin
07.04.2019
«Русской народной линии» 10 лет!
Новый комментарий от Коротков А. В.
07.04.2019
Не надо спасать деревню – это утопия!
Новый комментарий от Юрий Светлов
07.04.2019
Какая линия победит?
Новый комментарий от Ксения Балакина
07.04.2019
Врата ада и коронавирус не одолеют Церковь Христову!
Новый комментарий от электрик
07.04.2019