Девятый вал накатывается на преподавателей высших учебных заведений

О сложной ситуации в сфере науки и образования

Конечно, на фоне отставки правительства, произошедшего пятнадцатого января сего года, и появившихся, вследствие этого, надежд на улучшение общей социальной ситуации (в стране), можно ожидать и некоторого улучшение этой самой ситуации и в сфере науки и образования (тема подотчетна министерству науки и высшего образования).

Однако «улита едет, когда-то будет». А знать предмет исследования (анализа), с тем, чтобы  вовремя  принять соответствующие меры (синтеза) – всегда полезно.

В течение десяти-пятнадцати последних лет в вузах страны неуклонно проводилась линия на вымывание грамотных и компетентных преподавателей – кто-то уезжал за рубеж, кого-то не удовлетворяла маленькая зарплата, другая часть преподавателей, доцентов, ученых, докторов наук отсеивалась по сокращению штатов ППС (профессорско-преподавательского состава).

Почему так происходило?

Дело в том, что бюджетные расходы на содержание учебного заведения, зарплаты учителям и обслуживающего их персонала – распределялись командирами науки и производства – ректорами этих самых вузов. Поскольку им в этом вопросе предоставлялась абсолютная прерогатива, т.е. - власть.

В какой-то момент времени, поняв, что власти этой нет никакого предела, командиры производства забыли о прямом предначертании задач, возложенных на то или иное высшее учебное заведение, и начали перекраивать все шаблоны и лекала, оставшиеся в наследство от советской «старины».

Короче говоря, штат учителей начал неуклонно сокращаться – как шагреневая кожа, а штат вспомогательных работников – администрации, вспомогательных отделов, контролирующих, учитывающих, юридических, архивных и т.д. подотделов – расширяться.

В технических вузах появилось неисчислимое количество специалистов политических наук (точнее – доктора политических наук), психологических, экономических, «управленческих» и т.д. наук.

Однажды автор данной статьи спросил одного своего соратника (почтенного заведующего лабораторией): - «Скажи-ка мне, Леонидыч, кто у нас в вузе является самым главным человеком?»

Конечно, вопрос был немного провокационным – тестовым; и ответ был таков: - «Сантехник?». (В вузе частенько ломались краны в туалете).

- Нет!

- Лифтер? ( В вузе полгода не работал лифт).

- Нет!

- Леонидыч, спрошу тебя через неделю, вопрос остается открытым.

Вот так! Ответа: «Учитель» - автор так и не дождался.

В таких случаях обычно говорят: «Туши свет». Да, свет высшего образования, конкретно в этом вузе – можно тушить. Если в других  высших учебных заведениях картина выглядит поприличнее, надежда еще не потеряна. Те преподаватели, кто еще удерживается на обломках (образовательного) корабля, может быть и спасутся от идущего на них сейчас «девятого вала» (см. одноимённую картину Айвазовского).

Ко всему вышеописанному следует добавить, что в предыдущие двадцать, двадцать пять-тридцать лет в вузах больших мегаполисов страны скопилось большое количество неприкаянных специалистов «гуманитарных» - т.е. непроизводственных профессий.

Непроизводственных – это еще полбеды. Но - получивших сертификаты, дипломы и учёные степени либо за деньги, либо с помощью плагиата или самоплагиата - как показали последние интернетовские исследования публицистов, работающих по этой теме.

И теперь эта масса успешно вытесняет из учебных заведений преподавателей профилирующих предметов, имеющих свои, наработанные традиции, свой опыт, свои понятия о преподавании предмета студентам. А вуз теряет как свой престиж, так и свою какую-никакую - эффективность процесса обучения, еще, может быть, оставшуюся от былых времен.

Господи, спаси люди Твоя …!

Уткин Юрий Герасимович, публицист

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

1. Знакомая картина!

Во что превратилось преподавание в российских вузах блока обшемировоззренческих и общегуманитарных наук? В РИТУАЛЬНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ УСЛУГУ! Вместо закладки фундамента из базисных знаний. По инерции советской традиции преподавания этих дисциплин в идеологически опошленной и вульгаризованной марксистско-ленинской версии. (Не смешивать с ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ советским обществоведением и философией!) Вот уж где в наших вузах комфортно устроилась "серятина", "резко" ставшая невостребованной и неприкаянной после 91-го года! (Вернее, та её часть, которая вообще не оказалась "вынесенной за скобки".) Положение с вузовскими общественными и философскими науками катастрофическое. Тематический хаос. "Плюрализм" мнений и концепций по принципу "все говорят и никто никого не слушает". Это несравненно злее деспотии любой тоталитарной идеологии!

Юрий Уткин:
«Секретный фарватер» русской цивилизации
Святая Русь берет свое начало за полтора-два тысячелетия до рождества Христова
26.02.2020
«Согласие» или сертификат «легитимности»?
Гражданское согласие нам сейчас нужнее, чем бесплодные дискуссии о государственной преемственности и «легитимности» государственного строя
21.02.2020
Блеск и нищета цифровой фанаберии
Искусственный интеллект нужен тому, который своего не имеет
14.02.2020
«Конституция – это жена императора?»
Православный народ должен относиться к поправкам в Конституцию спокойно и взвешенно
10.02.2020
О безопасности информационной и безопасности духовно-нравственной
О создании механизма добровольной цензуры
03.02.2020
Все статьи автора
"Обсуждаем закон об образовании"
Наказание за издевательство над учителями предлагают ужесточить
За оскорбление учителя хотят ввести штраф в пять тысяч рублей, а за нанесение побоев - тюремное заключение на срок до шести лет.
26.02.2020
Закон о семейно-бытовом насилии и другие формы расчеловечивания
Как Россию уже не первый год заставляют уничтожить семью
24.02.2020
России необходимо иметь лучшее образование в мире
Беседа с одним из разработчиков Концепции развития образования в РФ
17.02.2020
Закрепить в отечественном праве нравственные императивы!
Предложения ко второму чтению законопроекта о поправках в Конституцию РФ
16.02.2020
Нынешнее без-образование
В учебных материалах для третьеклассников содержится идеология квалифицированных потребителей
11.02.2020
Все статьи темы