Почему московское правительство глухо к протестам граждан?

Как Мосготранс вынуждает москвичей попирать православные святыни

30.12.2019 807

Уже три года, как в Москве в наземном городском транспорте используются обивки сидений с изображениями трех московских храмов: Покровского собора (Василия Блаженного) на Красной площади, Вознесения Господня в Коломенском и Троицы Живоначальной в Останкино, а также светских памятников архитектуры (Спасская башня Кремля, Большой театр, Третьяковская галерея и др.). Пользуясь автобусами, троллейбусами, трамваями, пассажиры сидят ягодицами и опираются спинами на изображения того, что свято для православных христиан. Редакция «Русской народной линии» писала по этому поводу.

В июле сего года была опубликована обстоятельная статья священника Алексия Кнутова и В.И.Немыченкова «О Мосгортрансе и кощунствах в транспорте». В ней даны богословские и культурологические оценки выбранного дизайна обивок сидений. Общий вывод, к которому может прийти всякий православный христианин, прост: это кощунство. Да и с позиций общей воспитанности, интеллигентности изображать на сиденьях памятники архитектуры, как минимум, некультурно.

В связи с этим на сайте Аналитического центра святителя Василия Великого был опубликован призыв к православным христианам лично обратиться с письмами в Мосгортранс и Департамент транспорта Москвы с просьбой заменить обивку кресел на религиозно нейтральную. Там же была опубликована пошаговая инструкция, как это удобнее сделать (URL: https://stbasil.center/2019/11/11/kak-sostavit-obrashhenie).

Со своей стороны, В.И. Немыченков отправил обращение, которое мы публикуем с разрешения автора.

Руководителю Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы М.С.Ликсутову

Уважаемый Максим Станиславович! В настоящее время на обивке сидений наземного транспорта столицы присутствуют изображения трех православных храмов г. Москвы: Покровского собора на Красной площади (храма Василия Блаженного), Вознесения Господня в Коломенском и Троицы Живоначальной в Останкино. Пользуясь автобусами, троллейбусами, трамваями, пассажиры сидят ягодицами и опираются спиной на изображения того, что свято для православных христиан. Будучи уже в преклонных летах сам я вынужден ездить стоя, чтобы не попирать своим седалищем христианские святыни. Прошу Вас в ближайшее время дать распоряжение соответствующим службам ГУП «Мосгортранс» заменить указанные обивки сидений на нейтральные.

Использование указанным способом изображений храмов задевает религиозные чувства меня как православного христианина. Ведь христианский храм как «дом Божий» дорог и свят для всех христиан, равно как и его изображение. А Крест, венчающий купол храма, является одной из главных святынь христианства.

Так 21-е правило Гангрского собора провозглашает почитание «домов Божиих» и всякого места, созданного во имя Божие, а 5-е правило того же Собора налагает клятву на пренебрегающих «домом Божиим». 97-е правило Трулльского (Шестого Вселенского) собора строго осуждает тех, кто небрежно относится к любым священным местам, а 73-е правило того же Собора повелевает отлучать от Церкви тех, кто изображает Крест в местах, где он подвергается попранию и поруганию.

Поэтому любой человек, сидящий на таких сиденьях, вольно или невольно совершает кощунство действие, оскорбительное для религиозных чувств православных христиан.

Кроме того, даже с точки зрения общечеловеческого уважения к культуре и истории, изображение на обивках сидений не только храмов, но и вообще светских памятников архитектуры, таких как Спасская башня Кремля, Большой театр, Третьяковская галерея, само по себе является ничем иным, как пренебрежением к памятникам истории и шедеврам культуры.

Дизайн сидений в 2017 г. был разработан в студии Артемия Лебедева и принят представителем заказчика, т.е. Мосгортранса. Об этом сообщает сайт студии.

Понятное и одобряемое желание руководства Мосгортранса знакомить москвичей и гостей столицы с богатством русской культуры может быть удовлетворено приемлемыми средствами, чему есть примеры. Так в московском метрополитене давно действуют вагоны-картинные галереи, в которых репродукции произведений живописи оформлены в рамы и достойным образом укреплены на внутренних стенах подвижного состава. А в июле сего года в г. Тамбове на городской маршрут вышли «литературные автобусы», в которых по громкой связи в салоне можно услышать отрывки из произведений современных писателей и поэтов. Подобные автобусы вскоре должны появиться также в Волгограде и Сургуте. Этот положительный опыт может быть перенесен и на наземный транспорт Москвы.

В силу всего вышесказанного убедительно прошу Вас, Максим Станиславович, дать распоряжение ГУП «Мосгортранс» в ближайшее время заменить оскорбляющие мои религиозные чувства обивки сидений на нейтральные, а также прошу проинформировать меня о сроках, когда ГУП «Мосгортранс» это сделает.

Я уже обращался с такой же просьбой в Мосгортранс, но ответа так и не получил. Как следует из комментариев к публикации моей статьи «О Мосгортрансе и кощунствах в транспорте» от 16.07.2019 г., эта проблема волнует не только меня, но и других людей. Я очень надеюсь, что этот вопрос можно решить в духе любви и взаимопонимания. Немыченков Владимир Иванович

На праздник Введения Богородицы во храм 4 декабря 2019 г. В.И. Немыченков получил ответ на свое обращение, подписанное заместителем Департамента транспорта Москвы Д.В. Прониным (оригинал прилагается).

Посчитав сей ответ формальным, а не по существу проблемы, В.И. Немыченков был вынужден вновь обратиться в тот же департамент с письмом, в котором дал подробный разбор позиции Правительства Москвы (согласно письму Д.В. Пронина) и сформулировал конкретные вопросы к господину М.С. Ликсутову. С разрешения автора ниже приводится текст этого письма.

Руководителю Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной нфраструктуры города Москвы М.С. Ликсутову

Уважаемый Максим Станиславович! Вынужден повторно обратиться к Вам со своей просьбой в связи с неудовлетворительным ответом на мое первое к Вам обращение (от 09.11.2019 г., через электронную приёмную, за номером ID=1607211).

Причиной моего первого обращения стали кощунственные для религиозных чувств православных христиан обивки сидений в московском общественном транспорте.

Дело в том, что с 2017 г. по настоящее время на обивке сидений наземного транспорта столицы присутствуют изображения трех православных храмов г. Москвы: Покровского собора на Красной площади (храма Василия Блаженного), Вознесения Господня в Коломенском и Троицы Живоначальной в Останкино. Пользуясь автобусами, троллейбусами и трамваями, пассажиры сидят ягодицами и опираются спиной на изображения того, что свято для всех православных христиан, включая и меня (подробнее аргументы изложены в первом письме).

В связи с этим я, выражая не только собственное, но и желание многих православных христиан, просил и прошу Вас вновь, дать распоряжение ГУП «Мосгортранс» заменить в ближайшее время оскорбляющие религиозные чувства обивки сидений на нейтральные.

В ответе на мое первое письмо, подписанное Вашим заместителем Д.В. Прониным (№17-65-14790/9 от 04 дек. 2019 г.) содержатся давно известные жителям Москвы и другим гражданам России канцелярские формальные ответы, цитирующие такие же формальные ответы руководства «Мосгортранса», ответственного за всю ситуацию. Так в указанном письме, в частности, говорится, что «схематичное изображение храма не несет религиозного подтекста и не имеет цели оскорбить чувства верующих».

О целях заказа «Мосгортрансом» Студии А. Лебедева (скандально известной своими антихристианскими дизайнерскими проектами типа крышек для канализационных люков с образом св. Георгия Победоносца, а также личными нецензурными высказываниями в адрес верующих самого А. Лебедева) и выбора заказчиком именно такого дизайна доказательно утверждать не берусь. Но «религиозный подтекст» любого изображения храма очевиден для каждого здравомыслящего человека, кроме того, кто хочет отрицанием очевидного уйти от ответственности. В противном случае придется признать культурную некомпетентность г-на Д.В. Пронина и его сотрудников, как и сотрудников «Мосгортранса», из чьих ответов на аналогичные обращения граждан и взята эта примечательная цитата.

Популярная и легко доступная всем желающим Википедия дает следующее определение: «Церковь, христианский храм (от греч. Κυριακη (οικια) – «(дом) Господа») культовое сооружение, предназначенное для собрания христиан, совершения богослужений и религиозных обрядов». Поскольку сам храм является религиозным (культовым) зданием, то и его изображение имеет религиозное содержание. А любое оскорбительное действие в отношении образа (изображения объекта или лица) восходит к первообразу (самому объекту или лицу).

Используемые в дизайне сидений изображения храмов в соответствии со своими названиями имеют конкретные посвящения своих престолов: храм в Останкино – Святой Троице, т.е. единому в трех Лицах Богу христиан; храм Вознесения в Коломенском – Господу Иисусу Христу в память Его вознесения к Богу Отцу; Покровский собор на Красной площади – Пресвятой Деве Марии, матери по человечеству Иисуса Христа, в честь праздника «Покров Божией Матери». Таким образом, оскорбление, наносимое названным храмам, через их изображения восходят также к Лицам Святой Троицы и к Богородице, особо чтимой всеми христианами и русским народом.

Если же Д.В. Пронин и руководство «Мосгортранса» не считают оскорбительным действием «восприятие» спинным мозгом и седалищным нервом пассажиров (а говоря по-старинному их «срамными местами») «достопримечательностей столицы, в том числе Московского Кремля… храма Василия Блаженного», который по собственному признанию Д.В. Пронина является «широко известным памятником архитектуры и по праву считается одним из главных символов не только Москвы, но и всей России», то, вероятно, они сочтут за честь для себя заказать дизайн обивки сидений в московском транспорте в виде своих схематичных (но узнаваемых) портретов. Следуя логике господина Пронина сей изобразительный ряд может быть расширен до мэра Москвы и его заместителей, руководства страны и т.д. Религиозного подтекста в таком дизайне точно не будет, только персональный. Решится ли «Мосгортранс» на такой заказ Студии А. Лебедева?

Другим формальным, а не по существу ответом в письме Д.В. Пронина является обещание того, что кощунственные обивки сидений будут выведены из обращения вместе с выводом из эксплуатации подвижного состава, однако конкретные сроки вывода в письме не указаны. Вместо этого даны ссылки на два труднодоступных простым гражданам документа: Постановление Правительства Москвы от 2 сентября 2011 г. №408-ПП «Об утверждении Государственной программы города Москвы “Развитие транспортной системы”» и Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 №1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы». Согласно указанной программе и нормам амортизации транспортных средств, приведенным в этих документах, кощунственное попирание ягодицами изображений православных храмов и Креста Господня на их куполах будет длиться еще годами и даже десятилетиями (если говорить о трамваях).

Таким образом, из письма Д.В. Пронина следует:

1) руководство Департамента транспорта Москвы отказывается признать не только оскорбительный характер дизайна обивок сидений в наземном транспорте Москвы, но даже его религиозное содержание;

2) соответственно извинения, личные – частным гражданам, коллективные – общественным православным организациям, Московской патриархии в лице ее синодальных отделов, уже неоднократно обращавшихся в Департамент и в «Мосгортранс» по тому же поводу, и публичные – всем христианам, за содеянное кощунство, руководство Департамента транспорта приносить не намерено;

3) скорая замена кощунственных обивок по обращению граждан производится не будет;

4) обивки выйдут из употребления в плановом порядке по мере вывода из эксплуатации подвижного состава, что в реальности растянется на многие годы и даже десятилетия;

5) в течение этих лет православные христиане обречены:

а) на продление на неопределенный срок оскорбления их религиозных чувств руководством Департамента транспорта Москвы;

б) на моральные страдания, доставляемые им бездействием руководства Департамента транспорта Москвы;

в) на телесные страдания, вызванные невозможностью пользоваться такими сиденьями по прямому назначению, а не для лицезрения узнаваемых достопримечательностей Москвы, т.е. вследствие вынужденной необходимости ездить в транспорте стоя, а не сидя, независимо от состояния здоровья или преклонного возраста;

6) в случае, если при замене подвижного состава в Москве транспортные средства будут передаваться (или продаваться) в др. регионы России без замены существующих обивок с изображениями храмов на нейтральные, то кощунственные действия продолжатся уже вне пределов Москвы, что также неприемлемо;

7) фактический отказ в замене обивок и неаргументированные ответы на обращения граждан со стороны руководства «Мосгортранса» и Департамента транспорта являются действиями, выражающими неуважение к обществу, оскорбляющими религиозные чувства православных христиан (свидетельство тому комментарии к публикации моей статьи на портале Православие.ру от 16.07.2019: «О Мосгортрансе и кощунствах в транспорте»).

В связи с вышеизложенным, еще раз убедительно прошу Вас, уважаемый Максим Станиславович, в ближайшее время дать распоряжение соответствующим службам ГУП «Мосгортранс» заменить кощунственные обивки сидений в общественном транспорте Москвы на нейтральные, а старые утилизировать благочестивым способом (отправить на переработку или на сжигание).

Также прошу Вас принять меры по повышению компетентности, внимательности и ответственности сотрудников Департамента транспорта и «Мосгортранса», чтобы в будущем принимаемые ими решения не вызывали нареканий со стороны граждан, а ответы на обращения не были формальными отписками с неаргументированными утверждениями.

К сожалению, получивший широкую огласку печальный опыт с дизайном крышек канализационных люков, заказанным в 2014 г. Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Правительства Москвы Студии А. Лебедева, не был учтен руководством «Мосгортранса».

В качестве положительного примера допустимого обращения с культурными ценностями и символами могу еще раз привести оформление вагонов московского метрополитена в виде картинных галерей, где репродукции известных живописных полотен достойным образом оформлены в рамы и закреплены на внутренних стенках подвижного состава, а не напечатаны на его сиденьях. На шедевры даже светской архитектуры Москвы (хотя бы и в схематических рисунках) полезно и приятно смотреть, но сидеть на них – по меньшей мере некультурно. Очевидно, что «изыски» и «находки» дизайнеров следует поверять общекультурными соображениями уместности/неуместности, здравым смыслом и отзывами экспертов.

Бездействие руководства Департамента транспорта по изложенной проблеме вынудит меня, как и других православных граждан, обратиться к вышестоящим органам исполнительной власти, а в случае отрицательного результата – в суд, поскольку в указанной позиции Департамента транспорта и ГУП «Мосгортранс», отказывающихся признать оскорбительным для верующих дизайн обивок сидений и потому заменить их, усматриваются деяния, подпадающие под действие ч. 2, ст. 5.26 КоАП РФ «Умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики», а, возможно, даже под действие ч. 1, ст. 148 УК РФ «Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих».

После многочисленных аргументированных обращений отдельных граждан, православных организаций и Московской патриархии в «Мосгортранс» и Департамент транспорта Москвы с просьбой заменить кощунственные обивки, т.е. неоднократного доведения до сведения руководства этих организаций того факта, что дизайн обивок оскорбляет чувства верующих, ответственные за московский транспорт официальные лица в течение трех лет отказываются это признавать. Таким образом потерпевшая сторона заявляет об оскорблении, а ответчик это отклоняет, ссылаясь на отсутствие со своей стороны такой неблаговидной цели.

Даже если изначально в действиях руководства «Мосгортранса» и Студии А. Лебедева не было умысла оскорбить чувства верующих граждан, то, как минимум, в выборе и утверждении дизайна обивок сидений произошла ошибка, которую следует признать и исправить. Поскольку ситуация имеет общественный характер, прошу Вас эту ошибку признать публично и публично принести извинения православным гражданам – жителям Москвы и гостям столицы.

Отказ руководства Департамента транспорта и ГУП «Мосгортранс» признать эту очевидную ошибку становится, по факту, небрежным поведением, подпадающим под признаки указанных статей КоАП и УК РФ.

Среди православных граждан имеются профессиональные юристы, готовые взяться за это дело. Даже краткие сообщения в СМИ о таком процессе неминуемо вызовут общественный резонанс, который негативно отразится на репутации мэрии Москвы, чего хотелось бы избежать и потому решить дело мирно, по согласию сторон в досудебном порядке. 

Прошу сообщить мне:

1) информацию о том, будут ли и в какие сроки заменены обивки с религиозным дизайном на нейтральные по просьбе, изложенной в данном и предыдущем письмах, и если нет, то:

2) в какие реальные сроки (число дней, лет, десятилетий срока службы, или же к какой календарной дате) они будут выведены из употребления в связи с заменой подвижного состава согласно упомянутым нормативным актам Правительства РФ и Москвы и реальным планам Департамента транспорта Москвы;

3) каким конкретно способом указанные обивки будут выведены из употребления (уничтожена или перекрашена ткань, подвижной состав будет передан в другие регионы РФ с сохранением данных обивок сидений или без них и т.п.).

В силу общественной значимости обсуждаемой проблемы и заинтересованности большого числа граждан в ее разрешении считаю целесообразным опубликовать нашу переписку на доступных информационных ресурсах.

С уважением и надеждой на обстоятельный ответ, Немыченков Владимир Иванович

Редакция «Русской народной линии» выражает солидарность с позицией В.И. Немыченкова и со своей стороны призывает всех неравнодушных граждан – православных христиан Москвы и других российских регионов – также обратиться в Департамент транспорта Москвы и к мэру столицы С.С. Собянину с просьбой дать распоряжение ответственным должностным лицам в ближайшее время заменить кощунственную обивку сидений в московском транспорте на нейтральную (пошаговую инструкцию см. здесь).

После публикации переписки В.И. Немыченкова и Департамента транспорта Москвы читателям в своих обращениях в Правительство Москвы целесообразно опираться на приведенную выше информацию для придачи динамики обсуждению. Это продемонстрирует, что граждане отслеживают развитие ситуации с кощунственными обивками и заинтересованы в скорейшем разрешении проблемы. А руководство Москвы увидит увеличившуюся активность граждан в результате публичного обсуждения конфликта.

Редакция «Русской народной линии»

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

1. отрывок из наброска

... * * * Твopческие люди рождаются в каждом нapoдe и _кaк_eмy_свoйствeннo_ смотрят на всякий пpeдмeт. Лишь oдин народ гoтoв дo пopы мoлчaть o сeбe, в предметы вникая, кaк только он способен. Многим хoтeлoсь бы так, и твopцы притвopяются; всё бoльше oтopвaнныx от нарoдных кopнeй; в иx гoлoвoкpyжитeльных oпyсах жизни нeт, вы не питaeтесь, зpя сeбя yтoмляeтe. ... * * * На самом дeлe, твopчeски можно работать в любой профессии. Но пoкa для этого осваиваешь её несколько лет, легко сxватиться зa кpeaтив. Эпaтаж, выxoд из paмoк, нeстaндapт (этим слoвoм обoзнaчалaсь yцeнкa...) — приёмчики вмeстo мaстepствa. Итак, тopговать можно твopчески, можно проще — креативно. А можно ли быть твopцом-торгашом ? Tвopeц ли, кто дeлaeт то, на что выше спpoс ? Почему бы гeнию не иметь дeлoвyю жилкy... Boт только, гeниeв мaлo, избытoк дeльцoв. Topгyют сoбoй, снимaясь в peклaмe, дaвaя интepвью в yгoдy политическим силам, нe paзoбpaвшись в сoбытияx, сoчиняют на темы, выгoдные вopoтилам. К ним вдобавок — полит.модники, флюгepы, пpилипaлы и те, кто "paди кpaсного слoвца не пoжaлeeт poднoгo oтцa". Вот кто понaбился в твopчeскиe пpoфессии. Эй, твopцы, нe тeснo ? Koгда же нaчнётся любимый вами eстeствeнный oтбop ? * * * Пpoсыпaeтся вeтep, — намекнул нам интеллектуал. Мы привыкли искать в его пeснях двoйнoe днo смыслoв. Boт и нынче гpoзит он нам тем, что дaвно пoкaзaл Hollywood в своих бaстepax paзным бaстapдaм, пapдoн, миpoвoй зaкyлисы. Пoднимaeтся вeтep, и он, нeсoмненно, смeтёт тex, ктo пpaв и нeпpaв, и тем бoлee — интeллигeнтoв... Eсли толькo eгo нe пpиxлoпнeт тoт pyсский нapoд, чтo ни сил не жaлeл, ни yмa для спaсeнья плaнeты... До тeкущегo гoдa "Гдe вeтep спaл" Kapeл Гoт пeл, Mы внимaли ему; paзве так ждёт теперь мoлoдёжь oткpoвений Maшины...

Редакция РНЛ:
Внимание, провокация!
Как либеральные издания пытаются бросить тень на «Русскую народную линию»
16.02.2020
Невнятное решение церковного Бухареста
Священный Синод Румынской Церкви предложил предоставить автокефалию «всей Православной Церкви в Украине (а не только ее части)»
14.02.2020
Экуменизм святых – ложь и лукавая подмена
В Ватикане восприняли визит главы ОВЦС МП митрополита Илариона как готовность Русской Церкви сближаться с папизмом
14.02.2020
Российско-турецкие отношения под вопросом?
Эрдоган одновременно назвал Россию оккупантом и провёл переговоры с Путиным
12.02.2020
«Медвежья услуга» митрополиту Савве
Епархиальные клерки выставили Тверского архипастыря не умиротворителем, а неообновленцем, устроившим гонения на народ, выступивший против кочетковщины
10.02.2020
Все статьи автора