Стриптиз и война по-белорусски

Что показал и что рассказал «взыскательному» московскому зрителю Артдокфеста режиссер Андрей Кутило?

14.12.2019 1224

Формат фестиваля авторского документального кино, каким является «Артдокфест», прошедшего с 5 по 12 декабря в Москве и в Санкт-Петербурге, возможно, более всего интересен тем, что позволяет зрителям задать после премьеры фильма вопросы режиссеру и получить на некоторые из них ответы.

Кто-то из присутствующих во время просмотра не поймет деталей картины и тут же, буквально не отходя от кассы, восполнит пробел восприятия, кто-то, напротив, откроет какой-то свой смысл и свое содержание ленты, не известное до сего момента самому автору. Автор же сможет оценить публику, понять, чего она от него ожидает, и учесть это, так сказать, на будущее. Не особенно искушенный в подобном общении молодой кинорежиссер может открыть взыскательному зрителю и некоторые, как говорят деятели кино, «вкусные» подробности, приоткрыть занавес, «подсветив» финансовую и идеологическую составляющие производства фильма.

Фильм «Стриптиз и война» молодого, но уже достаточно известного белорусского режиссера-документалиста Андрея Кутило, участвующий в конкурсной программе «Артдокфеста», строго говоря, не совсем новый. Достаточно сказать, что еще осенью прошлого года его хотели представить в конкурсе документального кино на белорусском «Листопаде», однако, по словам самого автора, тогда фильм не был отобран по идеологическим причинам и был показан на том же фестивале в октябре 2019-го после смены руководства министерства культуры Беларуси, предварительно победив в апреле на немецком «go East Film». Позволим себе небольшое отступление и скажем, что кинофестивали делятся на те, которые берут только не участвовавшие в других конкурсах и не демонстрировавшиеся ранее картины и те, отбор на которые происходит по другим критериям. «Артдокфест» – это, безусловно, второй вариант (о критериях будет сказано чуть ниже).

Два главных героя фильма – двое Анатолиев Моисеевых, дед и внук. Первый – пожилой военный в отставке, руководитель ветеранской организации одного из районов Минска. Второй – достаточно успешный стриптизер. Каждый находится, что называется, на своем месте и живет в гармонии с собой, но живут они в одной квартире, поэтому иногда дискутируют о смысле жизни: стоит ли, например, копать картошку. Дед и внук любят друг друга. Конфликт между ними заключается лишь в разнице жизненных ориентиров и ценностей.

В видеоряде фильма «Стриптиз и война» преобладает, как нетрудно догадаться, стриптиз. Режиссер и сам признался на пресс-конференции, что он нравится ему больше, чем война, и мы здесь не можем с ним не согласиться. Тема же войны в фильме не раскрыта. Можно догадываться, что под этим словом подразумевался некий милитаристский уклон в современной Беларуси. На это намекают постоянно проходящие по улицам Минска колонны военной техники и кадры с телевизором, в котором транслируются выступления президента республики Лукашенко, в военной форме. На этом особенном приеме современной «изобличительной» документалистики хочется остановиться более подробно. И, кстати, о критериях...

После просмотра фильмов, участвующих в фестивале «Артдокфест», сложилось впечатление, что существуют определенные каноны жанра, и, вместе с тем, изобретательностью в выборе художественных средств авторы не отличаются. «Канон», а он использовался и в «Школе соблазнения», и в «Маме для Юли», и в «Стриптизе и войне», заключается в следующем: лента рассказывает о какой-нибудь человеческой истории, которая могла происходить в любое время и в любом месте, герои попадают в некую сложную или кажущуюся тупиковой жизненную ситуацию и вдруг, как бы совершенно неожиданно, появляется кадр с телевизором, в котором президент страны делает какие-то заявления. Читается мысль авторов: смотрите, мол, куда Путин (Лукашенко, кто-то третий) заводит наше общество, нашу страну. Такой же видеоряд (с Путиным, разумеется) содержится и в проморолике фестиваля.

Если это лишь художественный образ, служащий для изображения эпохи, приметы времени, то разве, в таком случае, это не является штампом? Ну, согласитесь, что если бы отрубленная голова лошади появлялась во всех гангстерских сагах и после «Крестного отца», это выглядело бы достаточно странно. Следует, однако, отметить, что на «взыскательную» и подготовленную к подобного рода трюкам публику кадры с «телевизором-в-котором-президент-что-то-говорит» производили такое благоприятное впечатление, что возникала ассоциация не с головой лошади, а с тортом в лицо из немого кино – несмотря на избитость художественного приема всем, что называется, заходит.

Зрителей «Артдокфеста» именно на разрекламированном в качестве одного из главных фаворитов фестиваля «Стриптизе» присутствовало достаточно много, и вышедшему к публике после показа режиссеру Андрею Кутило задавались вопросы, ответы на которые позволили дополнить впечатление о картине.

После первой реплики из зала «Жыве, Беларусь!» колоритный зритель, обернутый каким-то экзотическим флагом, представившийся не зависимым от российской власти продюсером, поинтересовался, кто выступил спонсором фильма. Режиссер рассказал, что начал снимать кино за собственные средства самостоятельно, так как со школьной скамьи знаком с главным героем. Фильм снимался в течение 4 лет, начиная «примерно с 2015-го». Но мы то помним, что кино было снято уже в 2018-м. Особенно внимательный зритель фестиваля даже заметил, что в комнате дедушки висит отрывной календарь с датой апреля 2014 года.

Дальше Андрей Кутило стал еще больше путаться в показаниях. Сказал, что примерно в середине съемок финансовое участие в проекте приняли некие продюсеры из Польши. Однако, как вы понимаете, обмануть «взыскательную и подготовленную» у режиссера вряд ли получилось бы. Проассоциировав время начала съемок с событиями на Украине (война ведь, у каждого своя, верно? Тема памяти Великой Отечественной тоже каким-то образом в фильме была представлена, а Украина в нем не упоминается вовсе, хотя есть Минск, Вильнюс, Варшава и даже Москва), пытливый зритель задался еще более сакраментальным вопросом: а почему девушка, которая, якобы, есть у главного героя, не присутствует в кадре, а вместо нее с ним постоянно находится коллега-стриптизер? Уж не хотел ли автор этим что-то сказать?

Автор тут заметил, что еще до начала съемок консультировался с продюсерами из Польши, которые считали, что девушку непременно следует показать, это была бы красивая история, но вот у режиссера другой взгляд… Стоп! То есть как?.. Ведь поляки же появились году в 2016-м?! Оказывается – не так. Андрей Кутило признается, что спонсором изначально выступал «Европейский фонд в поддержку демократии» – ну очень известная неправительственная организация.

- Как удалось уговорить министерство обороны Беларуси снять проезд военной техники? Во сколько Вам это обошлось? – новый поворот от взыскательного и искушенного из соседнего тоталитарного государства.

- Да, я их привлек, я им заплатил, – шутит автор, - но на самом деле два раза в год: 9 мая и 3 июля (день независимости Беларуси, приуроченный ко дню освобождения ее столицы от немецко-фашистских захватчиков) в Минске проходят военные парады и репетиции к ним, поэтому снять военную технику в городе было несложно.

- Давайте вместе с Вами снимем еще одно кино про стриптиз. У меня даже есть для него название «Стриптиз спасет Peace»? –снова обращается к режиссеру колоритный продюсер. - Оказывается, нет. Тема уже исчерпана.

В дальнейшем меня не покидало ощущение некого сюра от происходящего.

- Скажите, а голый торс стриптизера как символ беззащитности не противопоставлен ли в фильме войне как инструменту агрессии? – вопрошала дама.

- Я об этом не думал, но рад, что Вы прочитали по-своему.

Если Андрей Кутило подумал, что ему удастся отделаться от вопросов про второго стриптизера, но он явно недооценивал требовательного московского. Еще один интервьюер подошёл прямо на спуске со сцены и задал прямой вопрос: «А они, случайно, не геи?».

«Если было это бы так, то мне было бы легче найти финансирование в Европе», - опять пытается отшутиться режиссер.

Отметим, однако, что финансирование в Европе найти все-таки удалось. И если избежать одной популярной темы при этом удается, то обойти другую обязательную – борьбу с тоталитаризмом никак не получается. Хотя в принципе кино могло называться «Стриптиз и марксизм», «Стриптиз и освоение космоса», «Стриптиз и картофан», ну и так далее.

Вообще после просмотра ряда картин фестиваля «Артдокфест» появилась мысль о том, что снять действительно независимое кино в этом жанре сегодня, скорее всего, проблематично. А что поделать, если с одной стороны западные спонсоры, а с другой стороны… Ну, вы поняли: взыскательный (он же требовательный, искушенный и подготовленный) московский зритель фестиваля, который хочет видеть именно такое кино.

Немного о хорошем: уже на выходе из зала один из зрителей сказал режиссеру: «Большое спасибо Вам за дедушку!». Отвечая на вопрос из зала о дедушке, Андрей Кутило сказал, что он после четырех лет съемок передал Анатолию Моисееву-старшему этот фильм на флэшке, тот его посмотрел и передал флэшку внуку со словами: «Все, заберите это».

Куртис Юргенс, публицист

 

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Куртис Юргенс:
Игрец на дуде
Юрий Дудь уже заработал на антироссийской пропаганде на две квартиры в элитных московских ЖК
20.02.2020
Почему США рассекретили информацию о Бандере?
Это сигнал не только Киеву, но и другим героизаторам гитлеровских прихлебателей
25.01.2020
Шоколадки для Олечки
Очередная выходка Мисик закончилась нытьем псевдолибералов
11.01.2020
О польском лицемерии
Факты о сотрудничестве Польши с гитлеровской Германией
30.12.2019
Стриптиз и война по-белорусски
Что показал и что рассказал «взыскательному» московскому зрителю Артдокфеста режиссер Андрей Кутило?
14.12.2019
Все статьи автора
Последние комментарии
На нас всех наложено Богом прещение
Новый комментарий от Яков Яковлевич
07.04.2019
Апокалипсис на наших глазах?
Новый комментарий от электрик
07.04.2019
Если б я был евреем, то…
Новый комментарий от tomilin
07.04.2019
«Русской народной линии» 10 лет!
Новый комментарий от Коротков А. В.
07.04.2019
Не надо спасать деревню – это утопия!
Новый комментарий от Юрий Светлов
07.04.2019
Какая линия победит?
Новый комментарий от Ксения Балакина
07.04.2019
Врата ада и коронавирус не одолеют Церковь Христову!
Новый комментарий от электрик
07.04.2019