Исключительный дар видеть Христову красоту

Слово протоиерея Александра Шаргунова в день памяти святого апостола и евангелиста Луки

Апостол Иоанн Богослов говорит о Христе: «Пастырь Добрый». «Добрый», по-гречески «калос», — так же и «прекрасный». Добро и красота — неотделимы друг от друга. Блаженный Августин пишет: «О Красота, Красота, древняя и всегда новая, слишком поздно познал я Тебя». В праздник Воздвижения Церковь поет: «Крест — красота Церкви». Размышления святых отцов в «Добротолюбии» (по-гречески «Филокалия») — о добре и о красоте одновременно. Прежде чем говорить о любви и об истине, надо понять, что красота, в свою очередь, по-настоящему открывается только благодатному познанию и что она неотделима от любви и истины.

Согласно церковному преданию, апостол Лука был художником, иконописцем. Ему принадлежит первое изображение Пресвятой Богородицы. И это весьма символично. Христос в Евангелии от Луки явлен в красоте. Эта красота видна прежде всего в красоте письма апостола Луки. Чтобы лучше войти в те или иные повествования его Евангелия, надо довериться красоте их построений. Повествование о Благовещении, о встрече Божией Матери с праведной Елисаветой, о Рождестве, о Сретении, о паломничестве в Иерусалимский Храм двенадцатилетнего Отрока Иисуса, о Закхее, о Добром Самарянине, о Марфе и Марии, о блудном сыне, о разбойнике благоразумном, об эммаусских путниках, о Вознесении, о Пятидесятнице и многие другие — шедевры, которые затрагивают скрытую в каждом из нас струну красоты.

Не потому ли художники в течение веков пытались постоянно изобразить эти события, как они показаны в Евангелии от Луки? Нам памятны полотна, вдохновленные его повествованиями, — прежде всегоРождества Христова, изображения Господа среди учителей Закона или Марии Магдалины у ног Христа, или отца блудного сына.

Эта красота писания святого Луки выражается и в том, какое место занимают женщины в его Евангелии — прежде всего Божия Матерь, затем праведная Елисавета, Мария Магдалина, Марфа и Мария, группа жен, сопровождающих Христа и Его учеников. То же самое мы можем обнаружить в книге Деяний, в повествованиях о Тавифе и Лидии. Это может быть связано также с особой чуткостью апостола Луки к страждущим людям.

Но совсем не из-за красоты писания апостола Луки, Христос — Красота. Оттого что Христос для апостола Луки — Красота, он говорит о Христе с такой красотой. Разумеется, не следует искать в его Евангелии написанный им физический портрет Христа. Но, читая это Евангелие, мы начинаем понимать, почему столь великое множество людей побеждаются Христом, тем сокровенным сиянием, исходящим от Него, когда Он обращается к кому-нибудь. Ибо красота Христа, открываемая нам Евангелием от Луки, не соответствует принятым сегодня нормам красоты. Эта красота заключается в Божественной любви, которую она излучает. Оттого что Христос — воплощенная любовь Отчая, Он — воплощение Божественной красоты. Христос Евангелия от Луки — особенно близок к нищим, мытарям и грешникам. Он — человеческое лицо Бога, Который склоняется к меньшим, приходит в гости к мытарям, прощает грехи рыдающей блуднице. Его красота — не холодная, отдаляющая от Него, но горячая, влекущая к Нему. Более всего она проявляется, когда Он — на Кресте. И когда Он говорит: «Отче, прости им!» и «Истинно говорю тебе: сегодня со Мной будешь в раю». И «Отче, в руки Твои предаю Дух Мой». Вместе с сотником мы можем сказать о Нем: «Истинно человек этот был праведник». Апостол Лука изображает Христа как бы с трех углов зрения. Христос — Милосердный Самарянин, близкий всем людям. Христос — Тот, Кто является в Слове. Христос — Сын Божий, ищущий привести всех блудных детей к их Отцу.

Наконец, Христос в Евангелии от Луки — сияние Божественной красоты, потому что Он освящен Духом Святым, и находится в постоянном общении с Отцом Небесным. Евангелие от Луки чаще, чем все остальные, показывает нам Господа молящимся и пребывающем в Духе Святом.

Будем читать и перечитывать это Евангелие, приобщаясь красоте Христовой любви и исполняясь благодарности апостолу Луке за его исключительный дар видеть эту красоту и передавать ее другим. Миллионы и миллиарды христиан приняли на своих сердцах и лицах печать Христовой красоты и сделались способными сказать о Нем: «Это более чем прекрасно!» Ибо красота Христова превосходит то, что может сказать о Нем один человек, пусть он и иконописец и евангелист Лука, и даже все люди, вместе взятые. Это Евангелие зовет нас попытаться передать всем ценящим красоту, как несравненна красота Того, в Кого мы уверовали. Говорить о Христе как о Красоте — может быть, именно такое благовестие будет услышано нашим временем, все более теряющим любовь и истину?

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Александр Шаргунов:
«Сам Господь даст вам знамение»
Слово протоиерея Александра Шаргунова в праздник иконы Божией Матери «Знамение»
10.12.2019
В этом смысл всех наших праздников
Слово в Неделю 25-ю по Пятидесятнице
08.12.2019
Екатерина значит «чистая»
Слово протоиерея Александра Шаргунова в день памяти святой великомученицы Екатерины
07.12.2019
Благодатная связь поколений
Слово протоиерея Александра Шаргунова на Введение во Храм Пресвятой Богородицы
03.12.2019
Есть ли место для Бога в нашей жизни?
Слово в Неделю 24-ю по Пятидесятнице
01.12.2019
Все статьи автора
Последние комментарии
Сорос лоббирует закон «о семейном насилии»
Новый комментарий от Александр Копейкин
11.12.2019
Возбудить дело против депутата Оксаны Пушкиной
Новый комментарий от Александр Копейкин
11.12.2019
«Ржев»: о священной войне с мерзавцами, которые позорят фронтовиков
Новый комментарий от Русский Сталинист
12.12.2019
«Памятник будет символом всеобщего покаяния»
Новый комментарий от PRO
12.12.2019
Россия и государственные услуги
Новый комментарий от Света Ч.
12.12.2019