«Ну, как ты спасаешься, деточка?»

Поминая благочестивых старца Киево-Печерской и Почаевской лавр схиархидиакона Илариона (Дзюбанин) и рясофорную послушницу Раису

Золотой осенью в будничный день 21 октября 2019 года в Спасо-Преображенском женском монастыре в Стеблёве было многолюдно. В 2007 году в этот день здесь отошёл ко Господу старец Киево-Печерской и Почаевской лавр схиархидиакон Иларион (Дзюбанин). И в этот же день, через пять лет, в 2012 году в монастыре скончалась рясофорная послушница Раиса.

Стеблёв – это центральная Украина; стоит посёлок на реке Рось, в 20 километрах от г. Коруснь-Шевченковский, в 160 км от Киева.

Полагают, что в 1036 году великий князь св. Ярослав Мудрый построил здесь пограничную крепость Боровград, разрушенную татарами. Документальная история Стеблёва прослеживается с начала XVII века. Она ярка и кровава. В известном труде Лаврентия Похилевича «Сказания о населенных местностях Киевской губернии», отпечатанном типографией Киево-Печерской лавры в 1864 году, даётся заманивающее описание местности: «Стеблев замечателен своим местоположением. Рось течет здесь между высокими лесистыми скалами, по дну усеянному огромными камнями и порогами, по которым в нескольких местах вода стремится в виде водопадов. В самом местечке в Рось впадают два ручья: Боровица и Хоробра. Первая бежит в таком углублении, что нависшие по обеим сторонам скалы и деревья совершенно скрывают ее от глаз».

Местность человеческого обитания древняя, кровью пропитанная, намоленная, а монастырь возник в нашем ХХI веке.

Возникновению монастыря предшествовало то, что в начале 1980-х дивеевская старица монахиня Митрофания (Быкова, в схиме Манефа; + 2000) предсказала молодому человеку с хорошим образованием Николаю Прикотенко, что станет он священником. Тот не поверил: есть работа, семья, трое детей, жильё. Священником стал в 1988 году, будучи ещё семинаристом Троице-Сергиевой лавры. В тот год он получил в Стеблёве приход, который, как и во многих других местах того времени, впору бы назвать «расходом». Служить предстояло в кладбищенской церковке, переделанной из сторожки. Дивеевская старица сделала первый взнос в строительство нового храма, пожертвовав 50 рублей. Она же перед своей кончиной благословила о. Николая строить в Стеблёве монастырь. В возможность возникновения монастыря тоже поначалу не очень-то верилось. Насельницы в Стеблёве появились в 2001 году, а к зиме 2002 года был возведён общежительный корпус…

Неся подвиг молчания, матушка Манефа (Быкова) однажды передала о. Николаю Прикотенко записочку: «Мы с ним одного духа» - о старце Иларионе. О. Иларион многих людей, приходивших к нему в лавру, встречавшихся в других городах, направлял в монастырь. В том числе направил и нынешнюю настоятельницу Спасо-Преображенской обители, игуменью Манефу (Герасименко). А за год до кончины, в 2006 году, о. Иларион и сам переехал в Стеблёвскую обитель – навсегда. Сказал: «Я приехал, детки, к вам умирать. И похороните меня в Стеблёве».

Он прожил большую жизнь. Рассказывал о себе: «Я родился в 1924 году в городке Щигры Курской области. Рос и учился "босяком", как большинство сверстников, в окружении богопротивников и атеистов… Первые семена веры в моей душе посеяла моя тётя – ещё "царская" монахиня Нектория…» Перед отправкой на фронт она дала ему поясок с 90-м псалмом. Он, участник Курской битвы, освободитель Киева и Европы, вспоминал об особом случае во время войны: «Было страшно: снаряды рвались, земля разрывалась, железо плавилось, лопались барабанные перепонки. И я дал обет Матери Божией: если я выживу, буду служить Господу всю жизнь». Он был контужен и ранен. Вернулся с фронта воином Христовым. В монастырь поступил послушником в 1950-м, через семь лет в Киево-Печерской лавре принял монашество с именем Игнатий. Раненую ногу ему исцелил известный в СССР прозорливый старец игумен Иосиф (Головатюк), прославленный Церковью преподобный Амфилохий Почаевский, – помазал маслами и настойками: «Все, iди, Iгнатiй. Будеш бiгати й лiтати, як на крилах, ще 30 рокiв». После закрытия Киевской лавры и гонений в Почаеве 15 лет служил в харьковском Свято-Озерянском храме Божией Матери. Потом вновь вернулся в Киев. Рассказывал, что 35 лет воздерживался от принятия священного сана. А когда братия Духовным собором постановила рукоположить его, он написал митрополиту прошение о принятии схимы. Схимник не рукополагается во священника. Рассказывал: «Я уже был в пожилом возрасте, а боялся исповедовать, особенно женщин...» Говорит: «Я принял схиму и был рукоположен в сан схииеродиакона, затем возведён в сан схиархиеродиакона. После этого впервые посетил Иерусалим и Афон…» Митрополит Киевский Владимир в 2001 году благословил о. Илариона служить в Пантелеимоновом монастыре на Афоне. Но сложилось иначе. Вновь вернулся в Киев. Его посещали до двухсот человек в день. В келье стоял гроб. В последние годы ослеп. Когда ноги не держали, служил в алтаре, стоя на коленях. Он светился любовью. Все вспоминают его исключительную доброту, готовность помогать всем.

В день 12-й годовщины кончины старца в окрестностях Стеблёва «случайно» оказались три монаха Киево-Печерской лавры, в том числе благочинный лавры архимандрит Антоний. После торжественной литургии и панихиды о. Антоний во время поминального обеда вспомнил, как о. Иларион 25 лет назад, увидев впервые архимандрита Павла (Лебедя), сказал: настоятель Лавры идёт. Это врезалось в память.

Когда большая часть гостей после обеда разъехалась, небольшая группа мирских и два священника отправились на кладбище, там, где и поныне стоит первый храм-сторожка, к могиле рясофорной послушницы Раисы.

Отслужив литию, все сошлись у большого стола близ могилы, под большое абрикосовое дерево, ставшее золотым. Гости выставили торты и закуску. И потекли воспоминания о послушнице Раисе… Она была подлинная мученица за Христа и исповедница. О ней, наверное, напишут книгу. Верно сказано: «Эта Рая – не простая».

В молодости она была красива, была матушкой – её мужем был священник по имени Алексей. Он писал иконы. В годы гонений они спасались в пространстве между Харьковом и Белгородом. У неё в те годы открылся дар проповеди, и она, получив благословение, отважно проповедовала. За это её сорок раз (!) арестовывали. Её мучили, буквально пытали, требуя отречения от веры. Кисти её рук до конца жизни остались в шрамах, исколотые острым. Арестовывали её мужа о. Алексея. Его били в соседней камере. Он кричал: «Раиса, меня убивают!» Она молилась… Дошло до того, что её отправили в психиатрическую больницу, где на неё натравливали больных, где санитары били её скрученными мокрыми простынями, не оставляющими следов…

В благоприятные годы двенадцать лет она подвизалась во Флоровском монастыре в Киеве. Начальство на неё сердилось, запрещало ей общаться с людьми, собственно, проповедовать. Она не унывала… И её однажды выгнали.

Вспоминают. Шла Раиса со знакомой по церковному делу, вдруг оглядывается, говорит:

- Прошёл мужчина, его зовут Михаил, он в церковь не ходит, а по ночам молится.

- Ну что это вы такое говорите!?

Догоняют человека:

- Вы Михаил?

- Откуда знаете?!

- Вы в церковь не ходите, а по ночам молитесь?

- ???

- Вам надо причащаться...

Однажды Раиса встретила молодую женщину, совершенно больную, которая понимала о себе, что умирает, как в Киеве говорят – «её запечатали». Раиса посмотрела на неё и на её мужа, сказала: у тебя хороший муж, вы не венчаны, вам нужно повенчаться. И организовала, подсказала. Да не всё просто. Повезла их в Покровский монастырь. Трамвай – битком. Раиса, уже сама не молодая, с больными ногами, обратилась к пассажирам: уступите место женщине, а той ей плохо. Все с разных сторон с воодушевлением зашумели: всем плохо! Раиса: «А знаете, милые, какой сегодня день? А сегодня день Архистратига Божия Михаила, 21 ноября. А Михаил без чудес не бывает!»

И вдруг трамвай загорелся, дым повалил. Все выскочили, места освободили… А женщина после венчания (венчал их батюшка в своей келье, сами венцы над собой держали) пошла на поправку. Сама об этом под золотым абрикосовым деревом и рассказала.

Вспоминают, как уже в Стеблёве, в больнице, Раиса вразумила причаститься прежде неверующую женщину, соседку по палате. Священник пришёл причащать Раису, а она со своей дальней койки закричала:

- Батюшка! Вон ту женщину причастить надо. Меня можно не причащать…

Вспоминают, как в Киеве она привела к священнику негра – креститься: он хочет.

Рая – не простая.

Золотой денёк. Один из самых лучших в жизни.

Станислав Ворон, Киев

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Станислав Ворон:
Порошенко страдает
Кто и как делает из барыги «мученика за веру»?
29.06.2020
Диверсия Стрелкова
Взгляд из Киева
20.05.2020
Коронобесие украинских «патриотов»
Новая волна гонений на Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата в связи с Covid-19
25.04.2020
А малявочке поклонилися, а козявочке покорилися?
Православных вновь испытывают на прочность
14.04.2020
Коронация вируса
Или как Зеленский Пасху отменил
27.03.2020
Все статьи автора
Последние комментарии
Учиться у Сталина
Новый комментарий от Туляк
2020-10-01 13:05
Новый памятник Есенину. Нет слов, только матерные...
Новый комментарий от Русский Иван
2020-10-01 12:53
Нас делают добровольными каннибалами и вводят в Иудин грех!
Новый комментарий от Ксения Балакина
2020-10-01 12:36
Нужны ли России окраины Империи?
Новый комментарий от Александр С. Трифонов
2020-10-01 11:57
Крестовый поход на ветряные мельницы
Новый комментарий от Порфирий
2020-10-01 10:10