«Ведь не могут же все стать ослами»

Современное начетничество в наших школах и ЕГЭ как его вершина сделали и продолжают делать русскую школу домом утешения для дураков

В университете от нас требовали знание латыни. Одной из форм тестирования была проверка знания студентами наизусть определенного количества крылатых фраз и поговорок. Выучил я их быстренько, сколько смог, и проскочил на зачете без заминок. Всю жизнь пользовался ими и особенно «Repetitio est mater studiorum». И когда какой-нибудь не очень успевающий студент спрашивал меня, как ему запомнить предложенный объем знаний, то я бывало включал умного и цитировал эти записи моей студенческой юности.

Но, почему-то в универе нас учили именно этой форме данной поговорки и все? Но мы же продолжаем читать и как-то корректировать свои знания, и тут оказывается, что полностью эта блестящая мысль звучит в переводе так: «Повторение - мать учения и прибежище ослов (утешение дураков)». Вот именно в такой форме и при такой смысловой нагрузке Овидий произнес это изречение. При этом прочтении сразу многое пониматься иначе. Получается, что эллинистическое образование было очень разным по технологическим подходам и между этими подходами была интеллектуальная конкуренция, которая и выразилась в смысле данного выражения очень хорошо.

Получается, что был в образовании тех времен апробированный временем интуитивный подход к воспитанникам, который подразумевал познание посредством познания (игры, работы, конкурсов и пр.) и начетнический подход, основанный на зубрежке и палочной дисциплине. Разумно будет заметить, что при тогдашних планках в статусах, при тех нормах этики и морали, люди, как и сегодня, были разными (одаренными и нет, трудолюбивыми и не очень), а потому обе технологические линии образования нормально сосуществовали, что позволяло выдавать на-гора и высоких интеллектуалов, и дотошных исполнителей.

«Suum cuique» - всякому своё, каждому по его заслугам. И в этом древние видели понимание классического стрежня справедливости во всем. И то, что Патриций позволял себе это, с позволения сказать, «оскорбление», как нам сейчас кажется, на самом деле делало патриция только лишь хранителем древней справедливости в понимании того времени, а не врагом плебса.

Абстрагируясь от Эллинистического периода и перенеся идею на русское средневековье и Новое время, при сравнении с эллинской древностью, нам открывается циничный вывод - Университет и школа - разные технологические линии. И то, что большая школа с ее чисто начетническим принципом образования появилась на Руси сильно раньше Университетов, определило Русскую ментальность на века. Если бы не наши природные дарования, стремление к воле вольной и наше гениальное разгильдяйство ( - Китайский-то сдадите? - А когда экзамен?), то не бывать бы нам Великой державой и не преодолеть бы нам технологическое отставание от Запада, где школы появились, чаще всего, именно как дочери Университетов - рассадников самостоятельной учености. Все бы сожрала, как свинья, тупая муштра.

Университет с его методологией преподавания есть Дом, где живут Интуиция и опыт - родители конкретного открытия и движения вообще. Итак, доводя мысль до логического абсурда, мы приходим к выводу, что современное начетничество в наших школах и ЕГЭ как его вершина сделали и продолжают делать русскую школу домом утешения для дураков для того, чтобы дураки в конце концов стали ослами (что чаще всего бывает очень даже нужно и полезно для корней социума, но не для его роста). Но так же нельзя! Ведь не могут же все стать ослами и тянуть одну единственную лямку, которая приводит в действие нефтеперегонный насос. Если все будут ослами, это не избавит нас от погонщиков и наездников, они появятся со стороны и будут жестче и требовательнее доморощенных.

Вот вам, дорогие мои читатели, и результат вдалбливания в наше русское сознание «Repetitio est mater studiorum», которая является синонимом германского девиза для жизни народа при фашистах «Arbeiten, arbeiten und disciplinen meine soldaten». От работы при таком подходе кони дохнут, не то чтобы высоким материям высоко в Небе парить. Нельзя оставлять страну без познания через познание - без интуитивно-прикладного метода с одним только начетничеством! Спорить нет смысла - ослы, даже дрессированные, всегда останутся ослами, главное, чтобы те, кто хочет и может быть ЛЮДЬМИ, не попали в этот красиво налакированный буржуями капкан - «Repetitio», а имели бы в самой школе, от первого класса и до выпускного, безвозмездную возможность прорваться - исполнить это свое законное стремление.

Р.S. Вернемся к нашим баранам. Учили мы латынь, учили, а все более во вред себе и получается, что фраза «scientia potentia est» (лат. Знание - сила) тоже чаще всего не верна и даже по-разному опасна. Так что выходит, что скажи я и сейчас другому студенту, как и раньше говаривал, этой латынью, то могу по меньшей мере очень обидеть человека, если он, конечно же, знает эту самую латынь, что вряд ли может быть в анналах наших ослиных ясель.

Протоиерей Вячеслав Пушкарев, руководитель Миссионерского отдела Иркутской епархии

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

8. Ведь не могут же все стать ослами

Батюшка, есть ещё одна "линия образования", которая привела "отсталую" Россию к серебряному веку - познание Бога. Поэтому плодами "отсталой" России пользуется весь мир от фотографии, телевизора, ..., до полёта в космос первого человека Юрия Гагарина. Так называемым "цивилизованным" странам никогда не догнать "отсталую" Россию, если только не уничтожить православие, что они и пытаются сделать, сами того не понимая, что погибнут сами. Но, как говорится, это будет уже другая история.

7. Re: «Ведь не могут же все стать ослами»

Уважаемый отец Вячеслав, а как же молитвы-то и Псалтирь нам учить? )

6. Ответ на 2., электрик:

Поэтому вы с яблокиным и Евангелие зубрите,да толку)

:))

5. Ответ на 4., София7:

Если позволите, уважаемый отец Вячеслав: полностью адекватен уровням знаний школьника, т. е. слабый не может получить слабую оценку, а сильный обязательно получит сильную,

Ошиблась, извините: "слабый не может получить ХОРОШУЮ оценку", и уточнение: "сильный получит хорошую оценку при основательной подготовке".

София7 / 02.10.2019

4. Уважаемому автору

Если позволите, уважаемый отец Вячеслав: эта полная версия пословицы "повторенье - мать ученья", которую Вы привели, очень остроумна и означает, как мне кажется, что повторение (но не "начетничество") является необходимой основой обучения (базой), а для тех, кто туповат, - утешением, то есть в их случае не приводит к дальнейшему развитию и познанию предмета, а просто есть утешительное занятие:) В обоих случаях повторение, если истинна эта пословица, как минимум полезно. Интуиция научная может возникнуть только на базе немалых знаний, я думаю. А уж опыт, совершенно точно, берется из изучения азов предмета, движения от элементарного к более сложному. Что касается ЕГЭ, могу Вам только об экзамене по математике засвидетельствовать: экзамен этот НЕ в формате теста, очень грамотно и компетентно составлен (главный там - академик И. Ященко), содержит все разделы элементарной математики, задания заключительной, более сложной, части, взяты из вступительных экзаменов в МГУ прошлых лет (с параметром, на целые числа), полностью адекватен уровням знаний школьника, т. е. слабый не может получить слабую оценку, а сильный обязательно получит сильную, можете даже не сомневаться. Проблема не в ЕГЭ, а в падении уровня преподавании математики в современной школе (это падение началось не сейчас, но прогрессирует). СпасиБо за внимание.

София7 / 02.10.2019

3. "Кого боги хотят покарать того они делают педагогом".

"Повторение мать учения... прибежище ослов( утешение дураков)",никакого отношения, как кажется, к школьной науке включая высшую не имеет,тем более ее вторая часть. Если точно перевести по смыслу так можно пожалуй так:"Век живи век учись дураком помрешь" или так-"Дурака учить,что мертвого лечить" и наконец:"Дурака учить только портить". Собственно поговорка об этом и не более того,в современном смысле и вовсе не опровергает необходимость учить многое наизусть,стихи того же Овидия и много чего человек без банальной зубрежки не одолеет. Это база-фудамент,самые элементарные вещи,однако чтобы ими свободно владеть их надо зазубрить,как таблицу умножения или алфавит и нынче спроси кого, до конца которого редко кто доберется. Теперь о чем вторая часть поговорки,которая действительно привносит смысл,но этот смысл политический,воспитательный. Речь идет о тех кто "наступает на одни и те же грабли"-например идет на Россию войной. Из века в век,настырно нарывается на неприятности,раз за разом получая одни и те же уроки которые служат к "утишению дураков"(на кладбище) и "как говорят(прибежищем ослов)",отличающихся, как известно, упрямством. Так выразился сам Овидий - "как говорят". Тогда речь шла и Митридате,который развязал с Римом три войны и все три проиграл. Внук печально известного всем, читавшим Писание, Епифания Антиоха,владевший 22 языками.

Писарь / 02.10.2019

2. Re: «Ведь не могут же все стать ослами»

Поэтому вы с яблокиным и Евангелие зубрите,да толку)

электрик / 02.10.2019

1. Re: «Ведь не могут же все стать ослами»

У меня было много учителей, каждому из которых я очень благодарен. И одна из них (Царствие ей Небесное, вечная память) всегда мне говорила: «Андрей, школа не для «парения на крыльях», у тебя еще и «крыльев» нет таких, чтобы воспарить. Сначала учи требуемое, узнавай, запоминай и научайся применять знаемое, а уж потом воспаришь, как и куда захочешь». И еще она же говорила: «Поступишь в институт, займешься тем, что будет по душе, а пока учи химию и проч.». И еще: «Не можешь запомнить сразу — повторяй, пока не запомнишь, нужно запомнить, а не подсматривать потом и подглядывать». Так я и поступал в своей жизни и считаю этот совет прекрасным и подходящим для каждого. Именно поэтому убежден, что автор заблуждается в своем суждении о том, что школу нужно сделать домом «Интуиции и опыта». Школа есть база и первооснова для интуиции и последующего опыта, потому что велосипеду надо научить сначала и сразу, чтобы не изобретать его снова и снова.

Вячеслав Пушкарев:
«Ведь не могут же все стать ослами»
Современное начетничество в наших школах и ЕГЭ как его вершина сделали и продолжают делать русскую школу домом утешения для дураков
02.10.2019
Что же они так и не поняли?
Подписанты «письма священников» — мятежники, а не Христовы ходатаи
30.09.2019
Печалование вылилось в тотальную критику и угрозы
В чем проблема священников, подписавших обращение к властям предержащим?
19.09.2019
Актуальное мнение настоятеля
Критика реплики протодиакона Андрея Кураева, возмутившегося тем, что для китайских туристов в некоторых храмах, памятниках старины, приходы поставили таксу на вход по 50 рублей с человека
17.07.2019
Обращение к православным поедателям гематогена
Верующим категорически нельзя есть кровь и продукты из крови
03.04.2019
Все статьи автора
"ЕГЭ"
Как противостоять разрушительной силе Интернета
Святейший Патриарх Кирилл выступил на пленарном заседании II съезда Общества русской словесности
06.11.2019
«Ведь не могут же все стать ослами»
Современное начетничество в наших школах и ЕГЭ как его вершина сделали и продолжают делать русскую школу домом утешения для дураков
02.10.2019
Детские комплексы главы Сбербанка
Или с какой целью Греф призвал «убить» экзамены в школе
05.09.2019
Все статьи темы
Последние комментарии
Панос Камменос: Элладская Церковь совершила преступление
Новый комментарий от Алекс1968
12.12.2019
Возбудить дело против депутата Оксаны Пушкиной
Новый комментарий от Андрей
11.12.2019
Голубое лобби за тотальную украинизацию
Новый комментарий от monarhist
12.12.2019
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
05.12.2019
Нельзя осуждать суррогатное материнство
Новый комментарий от Виктор Васильевич
09.12.2019
«Слова "ад", "смерть без покаяния" нас не прошибают»
Новый комментарий от Советский недобиток
11.12.2019