Трепов - «наше все»?

Или Полемика с Романом Алексеевичем Илющенко

Внимательно, и не один раз, прочитали статью уважаемого Р.А. Илющенко «Берегущий свою честь и совесть». Невооружённым взглядом видно, что автор несколько односторонне рассмотрел события первой русской революции. И, соответственно, возникли неизбежные вопросы к автору и уточнения с нашей стороны.

В чём причина событий, происходивших в период с января 1905 г. по июнь 1907 г. в Российской Империи?

Россия нуждалась в изменении системы управления государством. 

Требовалось введение института законодательной власти. 

Чем же это было обусловлено?

Промышленный спад (в период 1900–1903 гг. промышленное производство в России сократилось на 5,7 %, закрылось около 3 тысяч предприятий, число безработных превысило 200 тысяч человек, а начавшееся в 1903 г. некоторое оживление производства быстро проглотила война), расстройство денежного обращения, неурожай и огромный государственный долг, в разы выросший со времён русско-турецкой войны, влекли неизбежные осложнения в политической сфере. 

Недовольство властью вызывали и военные неудачи (русско-японская война), и низкий уровень жизни значительной части населения страны, и неудовлетворённость существовавшим уровнем гражданских прав и свобод, и попытки правительства полумерами решать насущные политические и экономические вопросы, и засилье бюрократии. 

Постоянное снижение размеров земельных наделов («малоземелье») из-за демографического прироста населения привело к тому, что общим лозунгом российского крестьянства в революции 1905 года было требование земли за счёт перераспределения в пользу крестьянских общин земли частновладельческой (в первую очередь помещичьей).

К сожалению, Николай II не сумел, в отличие от Петра I, своевременно провести политическую реформу в стране и, тем самым, предотвратить революцию.

Уже тогда «заинтересованными кругами» в России была опробована простая, но надёжная революционная технология, вполне «оранжевая», по современным взглядам: спровоцировать недовольство, вывести людей на улицы, устроить неповиновение, массовые беспорядки, создать условия для появления «сакральной жертвы» и, наконец, апогей – свержение правительства и захват власти.

Проблема в том, что Дмитрий Фёдорович Трепов, посвятив всю свою жизнь борьбе с революционной «крамолой», опасности в либералах для самодержавия в упор не видел. Как справедливо отмечает Роман Алексеевич, «взгляды генерала даже несколько трансформировались, и он вполне разделял убеждения либерала С.Ю. Витте – главного протеже Манифеста 17 октября, давшему народу большие свободы». Иными словами, под закат жизни, сам «переобулся» в либерала. 

Как известно из воспоминаний А. Герасимова (в 1905-1909 гг. – начальник Петербургского охранного отделения): ему Д. Трепов сообщил о подписании манифеста в следующих словах: «Простите, что заставил вас ждать. Только что звонил Сергей Юльевич. Слава Богу, манифест подписан. Даны свободы. Вводится народное представительство. Начинается новая жизнь». 

Безусловно, политические свободы для народа – это значительное социальное завоевание. Только российским либералам нужно было, мягко говоря, не только это, или даже – совсем не это. Их интересовало политическое господство класса буржуазии в государстве. Царский режим тогдашней олигархии – не то, чтобы мешал, наоборот, он защищал от революционеров и возмущённых масс, – но стеснял. Хотелось несравнимо большего!

Что же, государственные мужи, пришедшие на смену г-ну Трепову в МВД, если и не готовили, в союзе с думскими деятелями и крупной буржуазией либеральный переворот февраля 1917 года, то, по крайней мере, не препятствовали им готовить. Вполне разделяла либеральные взгляды и верхушка армии и флота. 

Жаль только, что не сумели разделить передовые общественные взгляды полицейские Питера, которых ранней весной 1917-го толпа сбрасывала с колоколен, и те офицеры, которых восставшие убили в Петрограде и Кронштадте. Эти служивые всего лишь были «принесены в жертву» молоху либерализма.

Р.А. Илющенко пишет: «В интервью, данном английскому публицисту Стэду для «Review of Reviews», Трепов так объяснял свои успехи: «До введения системы Зубатова Москва клокотала от недовольства; при моём режиме рабочий увидел, что симпатии правительства на его стороне и что он может рассчитывать на нашу помощь против притеснений предпринимателя. Раньше Москва была рассадником недовольства, теперь там — мир, благоденствие и довольство»…». Как ни странно, но именно в «островке спокойствия» – в Москве, – полицией которой почти десять лет руководил Д. Трепов и где, вроде бы, процветал «зубатовский социализм», созрели условия для самого кровавого эпизода первой русской революции – декабрьского вооружённого восстания 1905 года. Власть была весьма удивлена наличием хорошо вооружённых и обученных отрядов боевиков, по-военному грамотным и организованным руководством их боевыми действиями в городских условиях. Восстание смогли подавить только регулярные войска с применением артиллерии. Пусть наши читатели сами сделают выводы, насколько эффективны были эти почти десять лет предреволюционного руководства со стороны Трепова московской полицией. Впрочем, на момент восстания наш герой уже почти год, как занимал иные государственные посты.

«После Кровавого воскресенья высочайшим приказом от 11 января 1905 года Трепов назначается Санкт-Петербургским генерал-губернатором с весьма широкими полномочиями», – отмечает Роман Алексеевич. А в мае 1905 года всесильный царедворец был назначен товарищем министра внутренних дел, заведующим полицией, и командующим отдельным корпусом жандармов, с оставлением в должности Санкт-Петербургского генерал-губернатора. После этого вся политика правительства направлялась, в значительной степени, именно Треповым.

Да, известная фраза Трепова: «Патронов не жалеть», – безусловно, сыграла свою роль в профилактике революционных боёв в северной столице. Кровопролития в Санкт-Петербурге, в отличие от Москвы, после 9 января 1905-го больше не было. Но она же и стала приговором впоследствии режиму самодержавия. Ибо штыки - вещь надёжная, только не в том, случае, если на них власти предлагается сидеть. А выполняющие государственную волю солдаты и полицейские должны чувствовать не только защиту Закона, но и сочувствие большей части своего народа.

«Ведь он, не пролив ни капли крови, спас не только много жизней, но и не позволил начаться революции. Это хороший урок не только нынешним революционерам, но и опыт их оппонентам во власти», – утверждает Роман Алексеевич. 

Всё так. Но, на наш взгляд, намного важнее признание генерала А.А. Мосолова, женатого на сестре Д.Ф. Трепова, высказанное им в своих воспоминаниях: «Основная мысль Трепова была та, что раз Император дал известные свободы и их узаконил, всякое с его стороны отступление от них явилось бы опасностью для династии. При этом он мне пояснил, что был таким противником манифеста Витте только потому, что предчувствовал, что государь не будет в силах исполнить всё, дарованное им в этом манифесте».

В том-то вся и соль, что Манифест оказался ничем не подкреплённым актом социальной демагогии, приведшим страну к 1917 году, в которой для защитников власти места уже не было. Только два лагеря: власть – и народ. И Дмитрий Фёдорович Трепов, нам кажется, это понимал. Но далеко не всё тут зависело от командира отдельного корпуса жандармов.

Ещё одна ремарка. Газеты-то легальные («Наша жизнь», «Сын Отечества») на период беспорядков Дмитрий Фёдорович закрывал, а вот подпольное «газето/листовкопечатание» при нём процветало вовсю. Тем самым, генерал, может быть, конечно, и неосознанно, но расчищал поле деятельности для революционной агитации, и она, не встречая противодействия со стороны проправительственных и просто лояльных СМИ (идея побеждается только идеей, но никак не запретами!), успешно и без какой-либо конкуренции стала овладевать народными массами.

Сегодня в пресечении неолиберальных протестов в Москве всё-таки значительная часть симпатий населения пока ещё на стороне полиции и ОМОНа. Да и пресечение осуществляется не с оружием в руках, как свыше 100 лет назад.
 
Валерий Медведь, полковник в отставке, Сергей Доценко, подполковник запаса, ветераны боевых действий
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

39. Ответ на 36., Писарь:

Уважаемый Писарь. Бог создал человека по своему образу и подобию. Значит не принижать человека надо, а возвышать - всей системой обучения и воспитания. В безбожное советское время за этим следили, начиная со школы, детского кружка, Дворца пионеров, пионерского лагеря, спортивной школы. И Вы понимаете, что это было ДЕЙСТВЕННО. Сейчас лепят безмозглого и бездушного потребителя, тоже получается достаточно ЭФФЕКТИВНО.

Аноним / 27.09.2019

38. Ответ на 37., Писарь:

Уважаемый Валерий Медведь. Вы, извините, сами документ читали?А ведь там ясно сказано о преобразований прогимназий и гимназий в технические учебные заведения,точнее- реальные училища из которых потом можно поступить...МВТУ Вас устроит? Стране были нужны инженеры,а в армии-офицеры в войска и много, но не юристы и экономисты и не "кавалеры", в конвой его Царского Величества и только потому что в стране развивался ПРОМЫШЛЕННЫЙ капитализм. Вы можете себе представить Трепова начальником станции Москва-Сортировочная? А князя Голицина министром путей сообщения? Нет. Хотя бы потому, что нужно, для начала, научиться водить паровоз,а научившись провести тяжелый состав. Без этого знания и умения, ни при каких обстоятельствах, человек не мог претендовать на место министра. Есть и еще одно обстоятельство. Князь Голицин, мог бы конечно, научиться водить паровоз и "общество" конечно, приняло бы это занятие, но только в качестве "спортивного увлечения" аристократа. Однако, пойди он на эту службу-руки бы никто не подал, если они Толстому так и не простили, - отказали в Нобелевской премии. "Мужицкий граф". Уважаемый Валерий Медведь. Пока в обществе, хоть в какой то мере, сохраняются классовые и национальные РАЗЛИЧИЯ И ТРАДИЦИИ, - "дети генерала никогда не станут маршалами, потому что у маршалов есть свои дети". Попробуйте поступить в нынешнюю консерваторию назвавшись Петром Ивановичем, а не Арнольдом Апполинариевичем. Можно конечно и князя Голицина на транспортного инженера выучить, только толку от него, в этом деле, пардон, как от козла молока. Потому Царь и Правительство решали- к чему употребить Транспортную Академию - аристократию перевоспитывать или готовить инженеров и из кого. Они этот вопрос решили и решили на пользу развития производительных сил, но теми средствами, которыми располагало тогдашнее правительство и сообразно тогдашним понятиям о вещах-СОСЛОВНЫМ или надо было объявить свободы и всякий кто желает может поступить в МГУ на...географический факультет, т.е. банально наврать?

Уважаемый Писарь, да, читал, и не раз. Внимательно, что называется "с карандашом". Я против кастовости в обществе. Общество лишь тогда имеет шанс на развитие и успех, когда просеивает всё подрастающее поколение в поисках талантов различной направленности, не замыкаясь в рамках конкретных социальных групп. Идея «циркуляра» - полярно противоположная, она состояла в том, чтобы ограничить возможность представителей «неблагородных» слоев населения перемещаться в разночинцы и студенты. Но для чего? Всё очень просто. Разночинцы и студенты рассматривались как основная движущая сила революционного движения. Но горе правительству, которое боится собственному народу дать образование (вот Сталин, к счастью, не боялся, хоть его и величают «тираном»). Доклад «О сокращении гимназического образования», более известный как «Циркуляр о кухаркиных детях» (хотя кухарки там и не упоминались!), был издан 18 июня (1 июля) 1887 г. министром просвещения России графом Иваном Давидовичем Деляновым. Как иронично заметил бывший при Александре II военным министром Д.А. Милютин: «Между прежним режимом и будущим будет различие только в подкладке: у Толстого подкладка была желчь; у Делянова будет идиотизм» (Милютину же русское общество обязано основанием женских врачебных курсов, которые в Русско-турецкую войну 1877—1878 годов оправдали возлагавшиеся на них надежды; это учреждение закрылось вскоре по выходе Милютина из министерства. Он знал, о чём говорил!). Тем не менее, несмотря на уничижительные характеристики, которые давали министру современники, Делянов оставался на своем посту до самой смерти в конце декабря 1897 г. Отношение общественности к этому циркуляру было, скорее, негативным. Даже близкие к власти консерваторы, не подвергавшие сомнению сословный принцип в образовании, критиковали бестактность и непродуманность действий министра просвещения, подорвавших престиж верховной власти. Например, князь В.П. Мещерский полагал, что стоило ограничиться секретной инструкцией попечителям учебных округов, что позволило бы избежать похода газет против правительства. Шум вокруг циркуляра был вызван и тем, что он противоречил действующему закону (!!!) от 30 июля 1871 г., провозглашавшему отсутствие сословных и вероисповедных цензов для обучения. Для русской общественности полным вздором звучали обвинения детей из низших слоев в испорченности. Да, и ещё. Вскоре страну поразил первый кризис индустриализации, при котором обнаружилась нехватка управленцев. Не просто различного рода технических специалистов, а именно организаторов производства. Их нужно было откуда-то взять, причём в достаточно большом количестве. Циркуляр о «кухаркиных детях», призванный сократить широкий доступ именно к гуманитарному гимназическому образованию, к той самой сфере обучения, которая могла дать управленцев широкого профиля. Не технарей или мастеров, а специалистов, умеющих ясно ставить задачи производства перед рабочими, свободно излагать свои мысли, то есть работать с людьми. За тринадцать лет действия циркуляра о «кухаркиных детях», отказывающего в среднем образовании большой социальной группе населения, привёл к ощутимому дефициту грамотных управленческих кадров на производстве. На социальную дискриминацию откликнулись народники, отправившиеся «в народ» (частные деревенские школы, воскресные школы для взрослых и детей, воскресные чтения). Недовольство росло и в городах, его поддерживали и направляли в нужное русло революционеры разных политических направлений. Протестные устремления общества сформулировал В.И. Ленин в тезисах: «Мы требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники». В итоге за 13 лет своего действия циркуляр принёс невероятный вред, и, по сути, подготовил революцию 1917 года. С уважением – Валерий Медведь.

Аноним / 27.09.2019

37. 30.Валерий Медведь."Политика-искусство достигать возможного".Отто фон Бисмарк.

Уважаемый Валерий Медведь. Вы, извините, сами документ читали? А ведь там ясно сказано о преобразований прогимназий и гимназий в технические учебные заведения,точнее- реальные училища из которых потом можно поступить... МВТУ Вас устроит? Стране были нужны инженеры,а в армии-офицеры в войска и много,но не юристы и экономисты и не "кавалеры", в конвой его Царского Величества и только потому что в стране развивался ПРОМЫШЛЕННЫЙ капитализм. Вы можете себе представить Трепова начальником станции Москва-Сортировочная? А князя Голицина министром путей сообщения? Нет. Хотя бы потому, что нужно, для начала, научиться водить паровоз,а научившись провести тяжелый состав. Без этого знания и умения, ни при каких обстоятельствах, человек не мог претендовать на место министра. Есть и еще одно обстоятельство. Князь Голицин, мог бы конечно, научиться водить паровоз и "общество" конечно, приняло бы это занятие,но только в качестве "спортивного увлечения" аристократа. Однако, пойди он на эту службу-руки бы никто не подал,если они Толстому так и не простили,-отказали в Нобелевской премии. "Мужицкий граф". Уважаемый Валерий Медведь. Пока в обществе, хоть в какой то мере, сохраняются классовые и национальные РАЗЛИЧИЯ И ТРАДИЦИИ,-"дети генерала никогда не станут маршалами,потому что у маршалов есть свои дети". Попробуйте поступить в нынешнюю консерваторию назвавшись Петром Ивановичем,а не Арнольдом Апполинариевичем. Можно конечно и князя Голицина на транспортного инженера выучить,только толку от него, в этом деле,пардон,как от козла молока. Потому Царь и Правительство решали- к чему употребить Транспортную Академию- аристократию перевоспитывать или готовить инженеров и из кого. Они этот вопрос решили и решили на пользу развития производительных сил,но теми средствами,которыми располагало тогдашнее правительство и сообразно тогдашним понятиям о вещах-СОСЛОВНЫМ или надо было объявить свободы и всякий кто желает может поступить в МГУ на...географический факультет,т.е. банально наврать?

Писарь / 26.09.2019

36. 34.Валерий Медведь.

Уважаемый Валерий Медведь. Надо ли Вас понимать так-кто не "народник",так тот и России не любит и народ презирает. Вы знаете,я грешным делом и Россию люблю и полагаю себя далеким от презрения к народу,но в "народники" записываться не собираюсь,как и в "любители России" и "непризиратели народа",потому что глубоко убежден- человек не Бог и не может творить из ничего и все это было уже в нашей истории и всегда, все, без исключения, "любители России и народа" начинали с заверений о любви к ним до гробовой доски,а заканчивали разорением страны и этого самого народа уничтожением,-"поелику ни любви к России у него нет,ни любви к самому себе-темен еси и не разумеет счастия своего".

Писарь / 26.09.2019

35. 30.Валерий Медведь."Политика-искусство достигать возможного".Отто фон Бисмарк.

Уважаемый Валерий Медведь. Вы, извините, сами документ читали? А ведь там ясно сказано о преобразований прогимназий и гимназий в технические учебные заведения,точнее- реальные училища из которых потом можно поступить... МВТУ Вас устроит? Стране были нужны инженеры,а в армии-офицеры в войска и много,но не юристы и экономисты и не "кавалеры", в конвой его Царского Величества и только потому что в стране развивался ПРОМЫШЛЕННЫЙ капитализм. Вы можете себе представить Трепова начальником станции Москва-Сортировочная? А князя Голицина министром путей сообщения? Нет. Хотя бы потому, что нужно, для начала, научиться водить паровоз,а научившись провести тяжелый состав. Без этого знания и умения, ни при каких обстоятельствах, человек не мог претендовать на место министра. Есть и еще одно обстоятельство. Князь Голицин, мог бы конечно, научиться водить паровоз и "общество" конечно, приняло бы это занятие,но только в качестве "спортивного увлечения" аристократа. Однако, пойди он на эту службу-руки бы никто не подал,если они Толстому так и не простили,-отказали в Нобелевской премии. "Мужицкий граф". Уважаемый Валерий Медведь. Пока в обществе, хоть в какой то мере, сохраняются классовые и национальные РАЗЛИЧИЯ И ТРАДИЦИИ,-"дети генерала никогда не станут маршалами,потому что у маршалов есть свои дети". Попробуйте поступить в нынешнюю консерваторию назвавшись Петром Ивановичем,а не Арнольдом Апполинариевичем. Можно конечно и князя Голицина на транспортного инженера выучить,только толку от него, в этом деле,пардон,как от козла молока. Потому Царь и Правительство решали- к чему употребить Транспортную Академию- аристократию перевоспитывать или готовить инженеров и из кого. Они этот вопрос решили и решили на пользу развития производительных сил,но теми средствами,которыми располагало тогдашнее правительство и сообразно тогдашним понятиям о вещах-СОСЛОВНЫМ или надо было объявить свободы и всякий кто желает может поступить в МГУ на...географический факультет,т.е. банально наврать?

Писарь / 26.09.2019

34. Ответ на 29., Писарь:

Уважаемый Валерий Медведь."...не либерал,но народник по убеждениям".Вы знаете,не то чтобы удивлен,но оставляю за собой право считать,- Вы отдаете себе отчет в том,что представляет из себя народничество как политическое движение НА САМОМ ДЕЛЕ и какова его истинная роль в истории России и цели, которых это движение добивалось и добилось.

Всё не так. Не важно, что было в 19 веке. Народник сегодня - это человек, осознавший простую истину: НЕВОЗМОЖНО ЛЮБИТЬ РОССИЮ, ПРЕЗИРАЯ ЕЁ НАРОД. Ибо Господь сказал: «Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона?» (Лук.11:11–12).

Аноним / 26.09.2019

33. Ответ на 32., р.Б. Алексий:

...Своей команды Николай Александрович за 23 года правления, увы, так и не создал..."Команда" Николая II - это все русские святые - это Святая Русь, это все кто Ему был верен тогда, это все кто Ему желает быть верен теперь, это все кто с чистым и открытым сердцем почитает Его святость, Его свидетельство о Христе до смерти, Его жертвенный подвиг ЦАРСКОГО служения, недоступный для понимания многих.

С этим никто и не спорит. Мы про земной путь императора, точнее, про тот отрезок жизни, что он стоял во главе России, и не для того, чтобы камень кинуть, и на этом самоутвердиться. Мы самодостаточные люди, и исследуем тему только с точки зрения того, чтобы не наступать столетие спустя на те же самые грабли. После отречения - подлинного ли, мнимого - открылся ящик Пандоры, началась гражданская война, которая до сих пор идёт в наших сердцах. И нет гражданского мира - уже второе столетие!

Аноним / 26.09.2019

32. Ответ на 31., Валерий Медведь:

...Своей команды Николай Александрович за 23 года правления, увы, так и не создал...

"Команда" Николая II - это все русские святые - это Святая Русь, это все кто Ему был верен тогда, это все кто Ему желает быть верен теперь, это все кто с чистым и открытым сердцем почитает Его святость, Его свидетельство о Христе до смерти, Его жертвенный подвиг ЦАРСКОГО служения, недоступный для понимания многих.

31. Ответ на 27., р.Б. Алексий:

Не надо петь "хвалебных гимнов" господам социалистами и СССР. Если б основа для этих гимнов была - строй бы устоял..." (с) Так что ли?"

Как в 1917-м, так и в 1991-м, большинство населения были пассивными зрителями верхушечных переворотов. Прямо по Александру Сергеевичу Пушкину: "Народ безмолвствует". Потом - кто-то приспособился, кого-то - перемололи жернова истории.

Поскольку абсолютное большинство нас люди служившие и воевавшие, мы придерживаемся абсолютного постулата: армия, полиция, государственная безопасность, другие силовые структуры как несущие конструкции Российского государства не могут быть объектом обличительной критики..."Для светлой памяти нашего Государя Николая II, принявшего на Себя в свое время верховное главнокомандование, для Трепова Вы сделали исключение. Понятно, сердцу не прикажешь...

Своей команды Николай Александрович за 23 года правления, увы, так и не создал. Трепов, действуя по-солдатски прямо, не смог соломой сломать силу - именно потому, что не понимал её природы.

Касательно остальных пунктов Вашей программы, так я тоже за все хорошее, против всего плохого.

Спаси Бог - на добром слове.

Аноним / 25.09.2019

30. Ответ на 29., Писарь:

Указ о "кухаркиных детях",резко ограничивал прием в Высшие учебные заведения выходцев из мелкобуржуазной среды и ТОЛЬКО ИЗ НЕЕ.К чему сюда приплетать рабочих и крестьян?В этом была логика,поелику эти люди подвизались на КАПИТАЛИСТИЧЕСКОМ РЫНКЕ УСЛУГ,а этот вид деятельности воспитывает в человеке ЭГОИЗМ- холуйство и склонность к предательству,мало того- человек который растет и воспитывается в этой обстановке,считает вышеприведенные качества нормой.Рабочие и крестьяне могли и поступали в технические вузы,на мед. факультет, в армию-пехоту и артиллерию.Мало?

Привожу текст документа без своих комментариев. Извольте, уважаемый Писарь, прочесть лично. "О сокращении числа учеников в гимназиях и прогимназиях и изменении состава оных На подлинном рукою Министра Народного Просвещения написано: «Высочайше разрешено». Вследствие предположения, состоявшегося в совещании при моем участии, из Министров Внутренних Дел, Государственных Имуществ, Управляющего Министерством Финансов и Обер-Прокурора Святейшего Синода, я имел счастие испрашивать соизволение Вашего Императорского Величества на внесение в Комитет Министров представления о допущении впредь в гимназии и в прогимназии детей лишь некоторых сословий не ниже купцов 2-й гильдии. Ваше Императорское Величество, всесторонне обсудив это предположение, изволили на всеподданнейшем докладе моем 23 мая, выразить мысль, что, признавая эту меру несвоевременною и неудобною, Вы полагали бы за лучшее достигнуть цели отвращения наплыва в гимназии и прогимназии детей лиц, не соответствующих по домашней их обстановке среднему образованию, другими какими-либо способами, и изволили Всемилостивейше повелеть мне войти в новые по этому вопросу соображения. Проникаясь мыслью Вашего Величества, я счел нужным посоветоваться с означенными выше лицами, за исключением находящегося ныне в отсутствии действительного тайного советника графа Толстого, и мы, ввиду замечания Вашего Величества, предположили, что независимо от возвышения платы за учение, было бы, по крайней мере, нужно разъяснить начальствам гимназий и прогимназий, чтобы они принимали в эти учебные заведения только таких детей, которые находятся на попечении лиц, представляющих достаточное ручательство в правильном над ними домашнем надзоре и в предоставлении им необходимого для учебных занятий удобства. Таким образом, при неуклонном соблюдении этого правила гимназии и прогимназии освободятся от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детям коих, за исключением разве одаренных гениальными способностями, вовсе не следует стремиться к среднему и высшему образованию. С тем вместе, не находя полезным облегчать на казенные средства приготовление детей в гимназии и прогимназии, совещание высказало, что было бы необходимо закрыть приготовительные при них классы, прекратив ныне же прием в оные. На приведение сей последней меры в исполнение уже последовало, по всеподданнейшему докладу моему 11-го апреля, предварительное высочайшее Вашего Императорского Величества соизволение. Если Ваше Величество соизволит окончательно одобрить вышеизложенные предположения, то теперь предстоит только войти в Комитет Министров с представлением: 1) об ограничении известным процентом приема в гимназии и прогимназии детей евреев, к которым может быть с пользою применена и предположенная особою комиссией под председательством статс-секретаря графа Палена мера о недопущении в гимназии и прогимназии детей евреев из низших сословий, и 2) о предоставлении Министру Народного Просвещения, в изменение ст. 129 устава университетов, 23 августа 1884 г. права определять плату за слушание лекций, не стесняясь ныне установленной 50 р. нормой. На приведение сих предположений в исполнение приемлю долг всеподданнейше испрашивать высочайшее Вашего Императорского Величества соизволение. Что же касается до сокращения числа гимназий и прогимназий, с преобразованием некоторых из них в реальные и промышленные училища, то имею счастие всеподданнейше доложить, что, в виду выраженного на докладе моем, 29 марта, Вашего Императорского Величества повеления, мною собраны уже сравнительные статистические данные о числе учеников, количестве параллельных классов и средствах содержания гимназий и прогимназий, а также сделано соображение о возможности закрытия или преобразования оных, смотря по местным условиям и средствам, на них отпускаемым из казны или от земств и городских обществ; но дальнейшие по сему предположения ныне приостановлены впредь до разрешения вопроса о преобразовании реальных и открытия промышленных училищ, так как без сего невозможно ни преобразовывать гимназии и прогимназии, ни закрывать оные, потому что ученики сих заведений, по закрытии гимназии или прогимназии в какой-либо местности, были бы лишены возможности продолжать свое образование, за неимением соответственного учебного заведения, что поставило бы местные общества в крайне затруднительное положение. Впрочем, можно надеяться, что с приведением вышеизложенных мер в исполнение значительно сократится число учеников в гимназиях и прогимназиях и улучшится состав их, что особенно важно потому, что дурное направление учащихся зависит не от количества гимназий и прогимназий, а от качества учеников и переполнения каждой из них в отдельности. Источник: Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. Том десятый. Царствование Императора Александра III. 1885-1888 годы. СПб., 1894. http://doc.histrf.ru/19/tsirkulyar-o-kukharkinykh-detyakh/

Аноним / 25.09.2019
Валерий Медведь:
Остро отточенный инструмент
Или Залог Победы - разведка
19.05.2020
Чему нас учит Чехия, или Школа пассионарности
К 75-летию успешного завершения Пражской наступательной операции
08.05.2020
Уроки Польши
Находятся силы, которые хотели бы переписать, забыть или вычеркнуть ключевые исторические факты, принизить вклад СССР или вообще лишить нас нашей Победы
02.05.2020
«За четыре дня до Пасхи…»
Огненный Бамут, или К 25-летию специальной операции
21.04.2020
Надежду на светлое будущее мира он связывал с Россией
О бывшем немецком эсэсовце, беззаветно работавшем на КГБ СССР
10.04.2020
Все статьи автора
Сергей Доценко:
Остро отточенный инструмент
Или Залог Победы - разведка
19.05.2020
Чему нас учит Чехия, или Школа пассионарности
К 75-летию успешного завершения Пражской наступательной операции
08.05.2020
Уроки Польши
Находятся силы, которые хотели бы переписать, забыть или вычеркнуть ключевые исторические факты, принизить вклад СССР или вообще лишить нас нашей Победы
02.05.2020
«За четыре дня до Пасхи…»
Огненный Бамут, или К 25-летию специальной операции
21.04.2020
Надежду на светлое будущее мира он связывал с Россией
О бывшем немецком эсэсовце, беззаветно работавшем на КГБ СССР
10.04.2020
Все статьи автора
Последние комментарии
Значение воли в деле спасения
Новый комментарий от София7
2020-05-29 16:46
Кончайте пенсионные «игры»!
Новый комментарий от электрик
2020-05-29 16:38
ПАСЕ, или Не её это собачье дело
Новый комментарий от Владимир Петрович
2020-05-29 16:34
Бафомет – идол постмодерна
Новый комментарий от Игорь Бондарев
2020-05-29 16:19
Не ожидал
Новый комментарий от Наблюдатель
2020-05-29 16:15
«Екатеринбургские останки» вновь на повестке дня
Новый комментарий от Русский Иван
2020-05-29 14:58
Ахиллесова пята России
Новый комментарий от Kiram
2020-05-29 14:55