«Испытания помогают ясно понять, что значит быть настоящими христианами»

По словам митрополита Житомирского Никодима, гонения на каноническую Церковь на Украине подтвердили истину о том, что настоящая сила христианства проявляется в те времена, когда Церковь внешне слаба

Митрополит Житомирский и Новоград-Волынский Никодим выступил на конгрессе Общины Святого Эгидия (секция на тему «Между силой и слабостью. Христианские мученики нашего времени и мир» (15 – 17 сентября 2019 года, Мадрид)), сообщает Синодальный Информационно-просветительский отдел УПЦ МП. 

«Приступая к размышлениям над темой нашей секции, полагаю, что сначала следует вспомнить о том, какие силы в истории были причиной гонений на христиан. Очевидно, что большая часть христианских мучеников во все времена страдала от государственных властей – начиная от Римской империи и заканчивая Советским Союзом. Даже сегодня в мире есть государства, в которых христиане подвергаются гонениям», - отметил докладчик.

«Каковы были причины гонений на христиан? Очень часто это были политически вполне обоснованные причины. Иными словами – христиан гнали вполне законно с точки зрения государственной власти. Например, в Римской империи христиан гнали за то, что они не разделяли религиозной политики государства, не боготворили персону императора. Фактически, их гнали за то, что они боролись за свободу вероисповедования, как это мы назвали бы сегодня и, что ныне для нас является абсолютно естественным, но это право было выстрадано и полито кровью христианских мучеников», - продолжил владыка.
 
По его словам, «нередко на христиан воздвигали гонения под совершенно надуманными предлогами». «В СССР христиан часто несправедливо обвиняли в контрреволюции, в противостоянии советскому режиму, в иных политических грехах, хотя на самом деле все понимали, что христиане страдают именно за свою веру, которая в Советском Союзе была официально разрешена, но в реальности вся государственная система и идеология была направлена против Церкви и веры. Таким образом, все христианские мученики сталкивались с внешней силой – будь то репрессивная сила государства или же агрессия каких-то фанатичных групп. Но этой внешней силе они противопоставляли христианское смирение, непротивление злу и выходили победителями. Они следовали словам Христа: "А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую" (Мф. 5:39)», - цитирует слова Евангелия митрополит.
 
«Ни в Римской империи, ни в Советском Союзе христиане не пытались поднимать восстания, не пытались изменить государственный строй, а жили согласно словам Спасителя: "итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу" (Мф. 22:19). Когда в Римской империи христиан гнали, они терпели и писали апологии императору, где объясняли свою веру и свою позицию», - продолжил он.

«Почему христиане вели себя так? – задается вопросом владыка. - Во-первых, и главным образом потому, что так заповедовал Спаситель. А во-вторых потому, что одно внешнее изменение обстоятельств или структур, без внутреннего изменения самого человека, не приносит ни мира, ни спокойствия, ни благополучия для общества. Сто лет тому назад большевики в нашей стране тоже думали, что изменив государственный строй, они изменят людей и построят идеальное общество на земле. Однако всем известно сколько было пролито крови и погублено человеческих жизней в этом политическом эксперименте, который не привел к желаемому большевиками результату».
 
«Мы живем в мире, где существует грех, зло, агрессия, ненависть, а соответственно нет мира между людьми. И мы ничего с этим не можем поделать. Всё это объективно существует в мире. Но Господь через апостола Павла показывает нам способ как вести себя в этом мире, где царствует грех. "Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем" (Рим. 6:11). Этими словами апостол Павел призывает нас не реагировать на грех подобно тому, как мертвый человек не в состоянии реагировать на внешние раздражители. Вместе с тем, мы призваны "быть живыми" или реагировать только на те месседжи, которые исходят от Бога», - продолжил он.

В качестве примера владыка поделился опытом Украинской Православной Церкви последних лет.
 
«С началом войны на Востоке Украины в 2014 году... в нашей стране началась пропагандистская кампания против нашей Украинской Православной Церкви. Основным обвинением стало то, что наша Церковь имеет каноническую и духовную связь с Русской Православной Церковью, а соответственно якобы и с Россией как враждебным государством. То есть налицо политические обвинения, которые к Церкви не имеют никакого отношения. Это привело к насильственным захватам храмов нашей Церкви со стороны радикальных группировок и представителей некоторых конфессий. Я описываю это положение в нашей стране не с целью кого-то обвинить, а для того, чтобы вы понимали общий контекст ситуации в стране, и чтобы дальше показать, как наши верующие восприняли эти испытания и отреагировали на них. Ведь на самом деле не столько важна причина гонений или испытаний, сколько наша, христианская, реакция на них», - отметил архиерей.
 
«Так вот, - продолжил он, - в тех селах, где можно было с помощью диалога и без насилия отстоять наши храмы, мы отстаивали их. Однако в тех местах, где наши общины не могли отстоять свой храм, они во избежание насилия отходили в сторону и начинали совершать богослужения в сельских домах или иных приспособленных помещениях, а некоторые из них впоследствии приступали к строительству нового храма. Здесь мне вспоминаются слова Спасителя: "и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду" (Мф. 5:40). Поверьте мне, эти евангельские слова легко читать, но непросто принять. Но когда ты принимаешь эти слова и проявляешь смирение, то на сердце становится спокойно и радостно, а Господь показывает много трогательных и даже чудесных событий».

Он привел несколько примеров. «После захвата храма в одном селе в Ровенской области (с. Дмитровка, Гощанского района, это западная часть Украины), наша община оказалась на улице. Тогда одна женщина передала под храм помещение собственного нового дома, который она строила для своей семьи, а сама вместе с семьей осталась жить в старом доме. Представьте себе человека, который долго мечтал построить дом и эта мечта почти реализовалась. Какую веру надо иметь, чтобы подарить свою мечту Богу! Богу в лице христианской общины. В той же области, но в другом селе (с. Судобичи, Дубенского района), где захватили наш храм, был человек, который помогал в захвате храма. Но через некоторое время Господь коснулся его сердца, и он осознал свою ошибку. Этот человек пришел, покаялся и отдал принадлежавший ему участок земли под строительство нового храма для нашей общины и даже сам стал активным прихожанином этой общины. Звучит как история с Савлом, ставшим апостолом Павлом! И таких историй много», - подчеркнул митрополит.
 
«Возможно, для многих из вас наша реальность может показаться очень странной, но это наша реальность. И мы благодарны Богу за эти испытания, потому что они помогают нам ясно понять, что значит быть настоящими христианами. Один греческий священник, после посещения 12 таких наших общин, которые были лишены своих храмов и сегодня молятся в приспособленных помещениях, сказал своему епископу такие слова: "Владыка, я пережил первохристианские ощущения!". Таким образом, настоящая сила христианства проявляется в те времена, когда Церковь внешне слаба и переживает испытания или даже гонения. Кроме этого, мы чувствуем силу христианства еще и тогда, когда мы вместе служим слабым мира сего, я имею в виду бедным и нуждающимся. Этим занимается ваша Община Святого Эгидия во многих странах мира, в том числе очень успешно и у нас в Киеве», - отметил он.

«Несомненно, основа мира между людьми и народами лежит в сердце каждого человека. Если сердце человека мирно, то такую же атмосферу он будет создавать вокруг себя. Когда же в сердце человека живет агрессия, злоба, ненависть, то он будет выплескивать всё это наружу. А мир в верующем сердце воцаряется только тогда, когда туда входит Христос. Как говорит апостол Павел: "И мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе" (Фил. 4:7)», - заключил митрополит Никодим.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Загрузка...
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
"Нападения на священнослужителей Русской Православной Церкви"
Все статьи темы