Институт диаконисс в Древней Церкви

Почему в России так и не был возрожден чин диаконисс

В ранней церкви (1-2 в.н.э) не существовал институт диаконисс. Он появился лишь в 3 веке. Из древних источников видно, что диакониссы рассматривались как помощницы диаконов по церковному богослужению. Почему ввели диаконисс в Древней Церкви? Потому что необходимо было наладить взаимодействие между мужским клиром и женской частью общины.

Что совершали диакониссы в Храме? Прежде всего, они помогали при крещении женщин; после помазания священником елеем лба крещаемой остальные части тела помазывала диаконисса; она же становилась восприемницей крещаемой. Диакониссы ухаживали за больными христианками, являлись руководительницами вдов, сирот и дев. Во время правления императора Юстиниана в каждом храме полагалось функционировать определенному числу диаконисс. Диакониссы входили в состав низших священнослужителей Древней Церкви, не имевших канонического права совершать богослужение. 

Их не рукополагали, а возводили, посвящали в чин, но не в сан, путем возложения рук.

В России вопрос восстановления чина диаконисс возник в начале 20 века, незадолго до революции 1917 года в связи с образованием Марфо-Мариинской обители.    

Преподобномученица Великая княгиня Елисавета Феодоровна пожелала присвоить своим сестрам статус диаконисс, не восстанавливая древнего чина. Великая святая рассматривала только форму возрождения диаконисс, но только адаптировано к новым реалиям жизни Церкви.
 
Вопрос о возрождении института диаконисс обсуждался на заседании Святейшего Синода 9 декабря 1911 года. Несмотря на то, что большинство членов Синода одобрили инициативу Елисаветы  Феодоровны, однако к общему мнению они не пришли. Более того, первенствующий член Синода и его председатель митрополит Санкт-Петербургский Антоний заблокировал обсуждение вопроса до соборного восстановления древнего чина диаконисс. В связи с этим присвоение чина диаконисс сестрам Марфо-Мариинской обители возбранялось до Соборного решения.
  
Вопрос о возрождении чина диаконисс был поставлен на Поместном Соборе 1917-1918 гг., но так и не был решен.

Владимир Николаев, историк, публицист

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

4. Искаженная церковно-историческая картина

Институт диаконов-служителей или деканов - распорядителей церковной десятины (дека-десять) - был в веден в Церкви в первоапостольские времена. В Новом завете Апостол Павел упоминает и диаконисс - служительниц: "Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской" (Рим. 16: 1). В конце IV века Святитель Епифаний Кипрский свидетельствовал о том, что, хотя «в Церкви существует чин диаконисс, он [установлен] не для священнодействия и не для поручения [диакониссам] чего-либо подобного, но [лишь] ради охранения чести женского пола или во время Крещения, или при надзоре за страданием или болезнью, [да] и [просто] во [всех] случаях, когда обнажается тело женщины, дабы оно не было видимо мужами священнодействующими, но только диакониссой, которая в необходимый момент получает повеление от священника заботиться о женщине при обнажении ее тела, каковое надежно охраняется установленным в Церкви в соответствии с мерой канона строгим чином [диаконисс]. Ибо слово Божие не позволяет женщине ни «в церкви глаголати», ни «властвовати над мужем»» (Epiph. Adv. haer. 79. 3). Но уже патриарх Феодор IV Вальсамон, визант. канонист 2-й пол. XII в., в толковании на IV Всел. 15 сообщает, что в его время чин поставления Д. «совершенно вышел из употребления» (соответственно этому из новой редакции к-польских чинов хиротонии (согласно, напр., ркп. РНБ. Греч. № 823, XIII в., к этой редакции относится и древнейший сохранившийся слав. перевод чинов рукоположений - см.: Желтов. 2005) молитвы на поставление Д. уже исключены), а в своих ответах патриарху Александрийскому Марку III говорит, что, хотя «в древности каноны знали чины диаконисс, имевших [свою] ступень в алтаре», в его время Д. храма Св. Софии не имели права входить в алтарь (PG. 138. Col. 988). Окончательный запрет служения Д. содержится в постановлении, изданном К-польским патриархом Афанасием I (1303-1309) (RegPatr. Vol. 1. Fasc. 4. P. 526. N 1747, 1). Визант. канонист XIV в. Матфей Властарь свидетельствует, что в его время о том, «какое служение исполняли... диакониссы... уже почти никому не [было] известно...» (буква Γ, 11-я гл.), а блж. Симеон Солунский в своем толковании на визант. чины хиротоний (PG. 155. Col. 361-470) обходит Диаконисс молчанием. Сообщение Автора заметки: "Вопрос о возрождении института диаконисс обсуждался на заседании Святейшего Синода 9 декабря 1911 года. Несмотря на то, что большинство членов Синода одобрили инициативу Елисаветы Феодоровны, однако к общему мнению они не пришли..." - не соответствует действительности. Большинство членов Синода высказались против восстановления чина диаконисс, но из уважения к личности - к представителю Императорской Фамилии - Великой Княгине Елисавете Феодоровне - формулировки были предельно дипломатичными. Подробно события осени-зимы 1911 года описаны в 4 и 5 томе томе Сергея Фомина "Григорий Распутин: Расследование" - "Судья мне Господь" (4) и "Лож велика, но правда больше" (5).

Леонид Болотин / 16.09.2019

3. Re: Институт диаконисс в Древней Церкви

"Потому что необходимо было наладить взаимодействие между мужским клиром и женской частью общины."- Довольно сомнительный и даже опасный тезис. Никаких проблем между мужским клиром и женской частью общины нет, кроме надуманных.

Владимир Петрович / 16.09.2019

2. Институт диаконисс

Значит, не было на то воли Божией.

Алина / 16.09.2019

1. Re: Институт диаконисс в Древней Церкви

«Диакониссы входили в состав низших священнослужителей Древней Церкви» Никогда диаконисы не были священнослужителями. Они даже в алтарь не входили. Церковнослужителями - да, были. Но если отцы отказались от этого института, значит на то были соотвествующие основания. Лучше бы для начала озаботились поиском этих оснований...

М.Яблоков / 16.09.2019
Владимир Николаев:
О Святителе Михаиле, первом митрополите Киевском
Память 30 сентября/13 октября
13.10.2019
«Мучеников и апостолов купножитель»
О священномученике епископе Григории, Просветителе Армении
13.10.2019
Священномучениче святителе Иоанне – моли Бога о нас!
К 85 -ой годовщине мученической кончины Архиепископа Рижского и всея Латвии
12.10.2019
Опустела без тебя земля…
Памяти Алексея Леонова
12.10.2019
Последняя из могикан
На 96 году ушла из жизни заслуженная артистка РСФСР Надежда Юрьевна Каратаева – супруга Анатолия Папанова
11.10.2019
Все статьи автора