Институт диаконисс в Древней Церкви

Почему в России так и не был возрожден чин диаконисс

В ранней церкви (1-2 в.н.э) не существовал институт диаконисс. Он появился лишь в 3 веке. Из древних источников видно, что диакониссы рассматривались как помощницы диаконов по церковному богослужению. Почему ввели диаконисс в Древней Церкви? Потому что необходимо было наладить взаимодействие между мужским клиром и женской частью общины.

Что совершали диакониссы в Храме? Прежде всего, они помогали при крещении женщин; после помазания священником елеем лба крещаемой остальные части тела помазывала диаконисса; она же становилась восприемницей крещаемой. Диакониссы ухаживали за больными христианками, являлись руководительницами вдов, сирот и дев. Во время правления императора Юстиниана в каждом храме полагалось функционировать определенному числу диаконисс. Диакониссы входили в состав низших священнослужителей Древней Церкви, не имевших канонического права совершать богослужение. 

Их не рукополагали, а возводили, посвящали в чин, но не в сан, путем возложения рук.

В России вопрос восстановления чина диаконисс возник в начале 20 века, незадолго до революции 1917 года в связи с образованием Марфо-Мариинской обители.    

Преподобномученица Великая княгиня Елисавета Феодоровна пожелала присвоить своим сестрам статус диаконисс, не восстанавливая древнего чина. Великая святая рассматривала только форму возрождения диаконисс, но только адаптировано к новым реалиям жизни Церкви.
 
Вопрос о возрождении института диаконисс обсуждался на заседании Святейшего Синода 9 декабря 1911 года. Несмотря на то, что большинство членов Синода одобрили инициативу Елисаветы  Феодоровны, однако к общему мнению они не пришли. Более того, первенствующий член Синода и его председатель митрополит Санкт-Петербургский Антоний заблокировал обсуждение вопроса до соборного восстановления древнего чина диаконисс. В связи с этим присвоение чина диаконисс сестрам Марфо-Мариинской обители возбранялось до Соборного решения.
  
Вопрос о возрождении чина диаконисс был поставлен на Поместном Соборе 1917-1918 гг., но так и не был решен.

Владимир Николаев, историк, публицист
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

4. Искаженная церковно-историческая картина

Институт диаконов-служителей или деканов - распорядителей церковной десятины (дека-десять) - был в веден в Церкви в первоапостольские времена. В Новом завете Апостол Павел упоминает и диаконисс - служительниц: "Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской" (Рим. 16: 1). В конце IV века Святитель Епифаний Кипрский свидетельствовал о том, что, хотя «в Церкви существует чин диаконисс, он [установлен] не для священнодействия и не для поручения [диакониссам] чего-либо подобного, но [лишь] ради охранения чести женского пола или во время Крещения, или при надзоре за страданием или болезнью, [да] и [просто] во [всех] случаях, когда обнажается тело женщины, дабы оно не было видимо мужами священнодействующими, но только диакониссой, которая в необходимый момент получает повеление от священника заботиться о женщине при обнажении ее тела, каковое надежно охраняется установленным в Церкви в соответствии с мерой канона строгим чином [диаконисс]. Ибо слово Божие не позволяет женщине ни «в церкви глаголати», ни «властвовати над мужем»» (Epiph. Adv. haer. 79. 3). Но уже патриарх Феодор IV Вальсамон, визант. канонист 2-й пол. XII в., в толковании на IV Всел. 15 сообщает, что в его время чин поставления Д. «совершенно вышел из употребления» (соответственно этому из новой редакции к-польских чинов хиротонии (согласно, напр., ркп. РНБ. Греч. № 823, XIII в., к этой редакции относится и древнейший сохранившийся слав. перевод чинов рукоположений - см.: Желтов. 2005) молитвы на поставление Д. уже исключены), а в своих ответах патриарху Александрийскому Марку III говорит, что, хотя «в древности каноны знали чины диаконисс, имевших [свою] ступень в алтаре», в его время Д. храма Св. Софии не имели права входить в алтарь (PG. 138. Col. 988). Окончательный запрет служения Д. содержится в постановлении, изданном К-польским патриархом Афанасием I (1303-1309) (RegPatr. Vol. 1. Fasc. 4. P. 526. N 1747, 1). Визант. канонист XIV в. Матфей Властарь свидетельствует, что в его время о том, «какое служение исполняли... диакониссы... уже почти никому не [было] известно...» (буква Γ, 11-я гл.), а блж. Симеон Солунский в своем толковании на визант. чины хиротоний (PG. 155. Col. 361-470) обходит Диаконисс молчанием. Сообщение Автора заметки: "Вопрос о возрождении института диаконисс обсуждался на заседании Святейшего Синода 9 декабря 1911 года. Несмотря на то, что большинство членов Синода одобрили инициативу Елисаветы Феодоровны, однако к общему мнению они не пришли..." - не соответствует действительности. Большинство членов Синода высказались против восстановления чина диаконисс, но из уважения к личности - к представителю Императорской Фамилии - Великой Княгине Елисавете Феодоровне - формулировки были предельно дипломатичными. Подробно события осени-зимы 1911 года описаны в 4 и 5 томе томе Сергея Фомина "Григорий Распутин: Расследование" - "Судья мне Господь" (4) и "Лож велика, но правда больше" (5).

3. Re: Институт диаконисс в Древней Церкви

"Потому что необходимо было наладить взаимодействие между мужским клиром и женской частью общины."- Довольно сомнительный и даже опасный тезис. Никаких проблем между мужским клиром и женской частью общины нет, кроме надуманных.

2. Институт диаконисс

Значит, не было на то воли Божией.

Алина / 16.09.2019

1. Re: Институт диаконисс в Древней Церкви

«Диакониссы входили в состав низших священнослужителей Древней Церкви» Никогда диаконисы не были священнослужителями. Они даже в алтарь не входили. Церковнослужителями - да, были. Но если отцы отказались от этого института, значит на то были соотвествующие основания. Лучше бы для начала озаботились поиском этих оснований...

М.Яблоков / 16.09.2019
Владимир Николаев:
О Святителе Михаиле, первом митрополите Киевском
Память 30 сентября/13 октября
13.10.2019
«Мучеников и апостолов купножитель»
О священномученике епископе Григории, Просветителе Армении
13.10.2019
Священномучениче святителе Иоанне – моли Бога о нас!
К 85 -ой годовщине мученической кончины Архиепископа Рижского и всея Латвии
12.10.2019
Опустела без тебя земля…
Памяти Алексея Леонова
12.10.2019
Последняя из могикан
На 96 году ушла из жизни заслуженная артистка РСФСР Надежда Юрьевна Каратаева – супруга Анатолия Папанова
11.10.2019
Все статьи автора
Последние комментарии
Сорос лоббирует закон «о семейном насилии»
Новый комментарий от Александр Копейкин
11.12.2019
Возбудить дело против депутата Оксаны Пушкиной
Новый комментарий от Александр Копейкин
11.12.2019
«Ржев»: о священной войне с мерзавцами, которые позорят фронтовиков
Новый комментарий от Русский Сталинист
12.12.2019
«Памятник будет символом всеобщего покаяния»
Новый комментарий от PRO
12.12.2019
Россия и государственные услуги
Новый комментарий от Света Ч.
12.12.2019