Сердце нищего не печалится

Слово в Неделю 12-ю по Пятидесятнице

Эта история касается нас всех каждый день. И особенно, когда мы серьезно молимся, желая предать себя любви Бога и Отца, благодати единого с Ним Сына и кротости Духа Святого. Как и этому богатому юноше, Христос предлагает вечную радость, ту, которую открывает и содержит все Евангелие, — первую заповедь блаженства: «Блаженны нищие духом». Или, иначе говоря, блаженны те, кто имеет одно сердце и одну душу даром Духа Святого, ибо их — это сказано в настоящем времени — есть Царство Небесное.

Постараемся, прежде всего, воспринять вопрос этого богатого юноши как наш собственный: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Вот то, чего он не знал, и то, что мы должны знать, находясь в Церкви Христовой: есть только один Наследник этого Царства — Иисус Христос, Сын Божий, Тот, Кто один благ. Он — Наследник жизни, источником которой является Отец Небесный, а сокровищем — Дух Святой. Чтобы жить этим общением любви, Царством Небесным, надо веровать, что мы усыновлены нашим Отцом в Его Единородном Сыне, и потому мы — сонаследники Христу (Рим. 8, 17). «В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас», — говорит на Тайной Вечери Христос (Ин. 14, 20).

Как этот юноша, но с еще большей настойчивостью, мы вопрошаем: «Что мне делать?» И Господь отвечает, напоминая нам известные заповеди. Да, закон необходим, но он только детоводитель, ведущий ко Христу (ср. Гал. 3, 23—25). Закон не дает жизнь. А этой жизни нам как раз и недостает: не чего-то, а Кого-то — Христа. Это Христос — дверь, тесные врата, это Он — путь, Наследник. Вот почему Он добавляет: «Все, что имеешь, продай и раздай нищим, и приходи, следуй за Мною». Это Он, Возлюбленный Сын, первым совлекся всего, чтобы дать Себя нам. Он подлинно нищий, каким никто никогда не будет. Он предает Себя нам, чтобы стать нашей жизнью.

В Нем мы можем увидеть, что эта нищета не заключается в том, чтобы ничего не иметь, а в том, чтобы все, что имеешь, раздать, разделить с другими. Мы знаем, что охотнее всего делятся с другими те, кто является самым нищим. Быть нищим — это постоянное состояние сердца, добродетель, обретающая смысл в Христовой любви. Таким образом, речь идет уже не о законе, а о любви. Вот почему Спаситель говорит: «Приходи, следуй за Мною». Если мы узнаем нищету Его сердца, она перейдет в нас.

Почему же опечалился юноша? Потому что он воспринял зов Христов как еще один закон, в то время как речь идет о любви. Любовь Христова — дар, и нищета — тоже. Но он «очень богат», он рассчитывает на свои способности, он отказывается признать себя слабым, ни за что не хочет лишиться обретенной им безопасности. Эта печаль богатых присутствует в нашем унынии, наших тревогах и нашей неверности, потому что «невозможно человеку» пройти тесными вратами. А сердце нищего не печалится. Такой человек радуется, что не может сам любить, как Христос заповедует ему. «Ибо без Меня не можете делать ничего», — говорит Спаситель (Ин. 15, 5), но «все могу, — свидетельствует апостол, — в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4, 13). Только Дух Святой может совершить невозможное с нами. Будем просить Его у Отца нищих — Духа любви и истины, чтобы мы не примирялись с тем, что не можем достигнуть собственными силами недостающего нам, но открывались подаваемой Господом надежде. Все возможно, если сердце у нас нищее — настолько, что мы можем надеяться сверх надежды. Одним и тем же словом обозначено в Евангелии «умалиться» и «быть нищим». Обратите внимание, перед самым вопросом богатого юноши Христос сказал: «Кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» (Лк. 18, 17).

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

42. Ответ на 40., Потомок подданных Императора Николая II:

Ваши взгляды о христианском социализмеВаша глухота к русскому языку хорошо объясняет непонимание Вами того, что сказала Ладога.

Их " взгляды о" похожи на " скажите мне за",но последние ...все ж милее)

электрик / 13.09.2019

41. Ответ на 38., Андрей Козлов:

Ваши взгляды о христианском социализме и есть дальнейшее развитие ереси хилиазма..

Тогда первые "хилиасты" были апостолы, строившие Царство Небесное в своей общине. «Кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» (Лк. 18, 17). Из проповеди о.Александра. «Царства.. спасаются только исправлением своего общественного строя, или его приближением к нравственному порядку.» В.Соловьев. "Политические институты могут либо носить на себе образ Царя Небесного и Его Царства, либо копировать прибежище диавола." А.Величко. «Коммунизм является образом и подобием Царства Небесного на грешной земле». Н.Сомин.

Ладога& / 13.09.2019

40. Ответ на 38., Андрей Козлов:

Ваши взгляды о христианском социализме

Ваша глухота к русскому языку хорошо объясняет непонимание Вами того, что сказала Ладога.

39. Ответ на 24., Даневский Саша:

Ну кто Вы такой - вас убеждать. Хотел немного информировать.

Так убеждать-то, Саша, не в чем. Любой адекватный человек подтвердит, что в текстах отца Александра никаких проклятий нет. А за информацию, конечно же, спасибо. Хотя и совершенно излишне было, по причине того, что любые, попадающиеся мне на глаза тексты, за подписью протоиерея Александра Шаргунова, я и так завсегда читаю с превеликим вниманием ибо нахожу в них дюже много для спасения души полезного и нужного, незаменимого.

Алёша / 13.09.2019

38. Ответ на 37., Ладога&:

ереси хилиазма..Не утруждаете себя аргументацией? - значит, сбрехнули (Козлов сказал бы - "ловко подменили смыслы")).Учение о 1000-нем царстве и идея христианского устроения общества - это разные вещи.

Ваши взгляды о христианском социализме и есть дальнейшее развитие ереси хилиазма. Да Вы бы тоже наверняка хотели бы 1000 периода для бытия своей «истории»? Коммунизм, по крайней мере, замахивался на не меньший срок.

37. Ответ на 36., М.Яблоков:

ереси хилиазма..

Не утруждаете себя аргументацией? - значит, сбрехнули (Козлов сказал бы - "ловко подменили смыслы")). Учение о 1000-нем царстве и идея христианского устроения общества - это разные вещи.

Ладога& / 13.09.2019

36. Ответ на 34., Андрей Козлов:

Шиндлеры и швондеры пытаются взять реванш. Причем не гнушаются абсолютно ничем! Даже свв. отцов, которые никогда и нигде не разделяли убеждений ереси хилиазма, пытаются на свою сторону притянуть. Они и будут на них свидетелями на Страшном Суде...

М.Яблоков / 13.09.2019

35. Ответ на 32., Даневский Саша:

Нравится мне, как Вы ловко и непринужденно слова о. Александра с противобожьей характеристикой коммунизма, домыслили, а точнее, подменили смыслы его речи, — заменили Бога предложением формирования идеологии, и повернули в защиту коммунизма, против которого о. Александр в принципе и произносил их. Зачем пытаться убедить людей глупых и беспринципных? У них своя маленькая правдочка.

Дело в том, что не мы одни читаем здесь переписку друг с другом. Статьи и наши комментарии читаемы многими, самыми разными людьми. Потому и идет раскрытие смыслов (в том виде, как каждый участник умеет это делать).

34. Ответ на 31., Ладога&:

есть, где упражняться в переиначивании смыслов для их подгонки под Ваши коммунистические..Подгонкой занимаетесь вы, сторонники нынешнего (капиталистического!) уклада. Нам же достаточно чтения Святых Отцов:Прп. Симеон Новый Богослов в Девятом «Огласительном слове»:«Существующие в мире деньги и имения являются общими для всех, как свет и этот воздух, которым мы дышим, как пастбища неразумных животных на полях, на горах и по всей земле. Таким же образом все является общим для всех и предназначено только для пользования его плодами, но по господству никому не принадлежит. Однако страсть к стяжанию, проникшая в жизнь, как некий узурпатор, разделила различным образом между своими рабами и слугами то, что было дано Владыкою всем в общее пользование. Она окружила все оградами и закрепила башнями, засовами и воротами, тем самым лишив всех остальных людей пользования благами Владыки. При этом эта бесстыдница утверждает, что она является владетельницей всего этого, и спорит, что она не совершила несправедливости по отношению к кому бы то ни было ».В другом месте Девятого «Слова» еще более резкое осуждение частной собственности:«Дьявол внушает нам сделать частной собственностью и превратить в наше сбережение то, что было предназначено для общего пользования, чтобы посредством этой страсти к стяжанию навязать нам два преступления и сделать виновными вечного наказания и осуждения. Одно из этих преступлений — немилосердие, другое — надежда на отложенные деньги, а не на Бога. Ибо имеющий отложенные деньги... виновен в потере жизни тех, кто умирал за это время от голода и жажды. Ибо он был в состоянии их напитать, но не напитал, а зарыл в землю то, что принадлежит бедным, оставив их умирать от голода и холода. На самом деле он убийца всех тех, кого он мог напитать»

И что с того? Имеют отложенное. И что нам с этого дальше? Это их проблемы, не наши. Они знают про голод и холод в ином месте. Да сейчас все всё знают. Но мы же не пойдем у них отбирать, как это уже было раньше. Мы лучше сами поможем голодному и умирающему, чем будем пенять кому-то. Вы мне напомнили фильм «Список Шиндлера». Тот его эпизод, когда оставшиеся в живых и освобожденные из лагеря пленные решают отблагодарить Шиндлера за свое спасение и для этого вырывают золотой зуб у своего товарища и переплавляют его в печатку и дарят. У меня такое ощущение, что это и есть классика христианского марксизма.

33. Ответ на 32., Даневский Саша:

Зачем пытаться убедить людей глупых и беспринципных? У них своя маленькая правдочка.

Так вы и не убеждаете - потому что нечем. Вот и проклинаете - от бессилия. Или можно назвать оппонента глупым - тоже убедительно.)

Ладога& / 13.09.2019
Александр Шаргунов:
Почему Господь доверил нам эту молитву?
Слово в Неделю 7 по Пасхе
30.05.2020
Какое будущее уготовано человечеству
Слово в праздник Вознесения Господня
28.05.2020
Пасха будет длиться всегда
Слово в день отдания праздника Пасхи
27.05.2020
Что значит быть слепым от рождения
Слово в Неделю о слепом
23.05.2020
Праздник доброты
Слово протоиерея Александра Шаргунова в день памяти святителя Николая
22.05.2020
Все статьи автора
Последние комментарии
Кто подлинный автор «Евангелия от сатаны»?
Новый комментарий от Разработчик РНЛ
2020-06-04 16:53
Ахиллесова пята России
Новый комментарий от учитель
2020-06-04 16:51
«Чипирование через шприц»: возможно ли оно технически?
Новый комментарий от Сергей Абачиев
2020-06-04 16:36
Судный день Христианской Америки
Новый комментарий от Разработчик РНЛ
2020-06-04 16:34
Признание ошибок - свидетельство силы
Новый комментарий от Олег В.
2020-06-04 16:08