Литература в школе: жертвоприношение

Преодолев пошлость коммунистическую, неужели не справимся с пошлостью «рыночной»?

То, что происходит с преподаванием литературы в сегодняшней нашей школе, напоминает жертвоприношение. Литература приносится в жертву реформам - идолу Революции: что-то вроде духовного всесожжения. Ведь литература в школе – это то, что напрямую влияет на состояние русского самосознания. 

Так у нас сложилось с самых давних времён. Можно сказать, изначально – с тех пор, как мы стали народом. 

Летописный эпизод о выборе веры при князе Владимире Святославовиче показывает, какими мы были в то время, когда разрозненные славянские племена становились русским народом. Можно считать его мифом, легендой, но только это ничего не меняет: в 12 веке, когда этот фрагмент был вписан в летопись преподобным Нестором Киево-Печерским, истина была для нас, русских, немыслима вне красоты. Именно красотой мы поверяли подлинность того, что имело значение в нашей жизни. Мы не приняли латинский стиль веры (а значит и стиль жизни, ведь сознание было у всех тогдашних людей религиозное, теоцентрическое), потому что не заметили в нём красоты: латиняне смутили нас своим неизящным, холодным рационализмом. Само Евангелие, апостольские послания, всё святоотеческое наследие должны были утверждать нас в правильности нашего предпочтения в пользу поэтического греческого православия: священные христианские тексты являли собой художественно выразительные словесные иконы, где живой образ личностной истины важнее абстрактного знания о ней.

Школы на Руси появились сразу после крещения, и изначально в них преподавали, если пользоваться нынешней терминологией, одну только литературу. Главным учебником была Библия. Более лёгким жанром были жития христианских святых. Вне школы с детства приобщались к литературе через устное народное творчество. Сейчас в представлении многих фольклор – это кем-то записанные в крестьянской среде анонимные тексты, на самом же деле он был действительно всенародным творчеством, не соучаствовать в котором считалось сродни немоте. Так, как мы всем народом творим язык, мы творили в древние времена и народную литературу: там, где все до единого были авторы, никто себя автором не ощущал. Как нельзя авторски творить слово для языка, так никому не приходило в голову индивидуально творить для общего употребления текст. Легендарный Боян, как и Гомер в Греции, был знаменитым сказителем, но не автором в нынешнем понимании, и талант его наши предки ценили не за авторское новаторство, а за то, что он умел петь так, как пели во времена отцов. В этом старались ему подражать, таким образом отфильтровывая культуру от бескультурья.

«В начале было Слово, и Слово было у Бога…» И Бог передал его народам и сказал им: «Каждый да будет чутким к слову поэтом.  Кто не поэт, тот не имеет части со Мной». Что-то такое расслышали наши средневековые предки в проповеди христианства. И после этого появился на свете русский народ.

Кто-то называет такой безавторский и не очень практичный строй мысли «общинным сознанием», но на самом деле это и есть соборность – та, в которой мы, христиане, клянёмся в символе веры и без которой немыслима наша культура. Эта соборность не тождественна коллективизму. Коллективизм – объединение авторских эгоизмов ради общего дела. Соборность – растворение моего авторского Я в авторском Я народа. Для того чтобы раствориться в соборности, надо иметь жертвенную поэтическую любовь. Удел теплохладных рационалистов – унылая научность коллективизма.  

Русский человек до ХХ века сопротивлялся коллективистскому минимализму. Он упорно не принимал порождённую латинянами схоластику, прообраз «объективной науки», именно потому, что она минималистски, упрощая жизнь до рациональных формул, нарушала единство истины и красоты. Сердце человека способно полюбить только то, в чём ему открывается личность. Истина красива, потому что она личностна. Нельзя испытывать нежность к силлогизму, таблице умножения или формуле. И мы отвергали науку, из которой выхолощено тёплое, умильно-любовное отношение к личностному образу истины. 

«Архаический синкретизм»? Ну да, выражаясь терминологически, в духе восторжествовавшей «объективной науки», можно сказать, что мы утвердились в истории как самобытный народ с абсолютизированной «синкретической» идентичностью. Другие европейские народы «синкретизм» в себе преодолели, оставили в средневековье, русский же народ перешёл с ним и в новое время. 

Хоть горшком назови: архаика так архаика. 

Мы по-прежнему «архаичны» в молитве. Рациональное сознание европейца подсказало ему: Богу безразлично, на каком языке ты молишься, Ему одинаково внятны все языки, а потому молись на том, на котором комфортнее, например на бывшем своём разговорном. «Синкретическое» сознание русских такого отношения к общению с Богом не допускает: Бог – это «добрута (красота) неизреченная», как же можно с Ним говорить на языке, преисполненном скверны? Только что я ругался на нём, а теперь обращаюсь к Богу: науке, может быть, всё равно, но поэт во мне протестует. Для него такая молитва сродни кощунству. 

В ХХ веке в революционном азарте мы разгромили Церковь, объявили языковой стиль молитвы внешним для нас языком, церковнославянизмы назвали заимствованиями, но занявший в иерархии стилей место церковного художественный стиль продолжал сохранять верность церковнославянской стихии. Он до сих пор отвергает как ересь парные латинизмы и новоевропейские неологизмы, наводнившие все остальные стили, в том числе разговорный. Убери сегодня из школы русскую литературу – и пропадёт в сознании русского человека этот спасительный фильтр. И сделается он подобен «сознательному новоевропейцу» - украинцу или белорусу, с их нарочитыми идеологическими идентичностями. И станет его поводырём по истории не Поэт, а нигилист. 

Надо понимать: «наше всё» - это не экзальтированная, преувеличенная похвала большому таланту, это констатация жизнестойкости нашего «синкретизма», возрождённого Пушкиным после столетия ученического подражательства Западу. В пушкинской линии литературы русский народ заявил на весь мир: я в состоянии и в одиночку идти своим собственным, самобытным путём, преобразуя на свой «синкретический» лад опыт других цивилизаций.    

«Малая закваска заквашивает всё тесто» (Гал. 5, 9). Пушкинский реализм повлиял на развитие других видов искусства, русской культуры в целом. Как оказалось, «синкретическое» сознание совершенно не мешает развитию науки и философии. Художественное любомудрие Ф.М.Достоевского и других наших мыслителей, истину отыскивавших не в плетении абстрактно-логических кружев (наподобие Канта, Гегеля, других европейских философов), а в столкновении художественных образов, было оценено во всём мире как одно из вершинных достижений человеческой мысли. От такой философии, проникнутой «необъективным» поэтическим состраданием и любовью, где истина была на стороне не того, у кого более совершенная «чистая логика», а того, кто красивее и нежнее, веяло первозданной свежестью Шестоднева. Она внушала надежду на исцеление в том числе и иссушённому рационализмом латинскому уму: он тоже, в лице своих совестливых носителей, по достоинству оценил «синкретическое» величие русской реалистической литературы. 

Девятнадцатый век показал: благодаря своему «синкретизму» русские способны явить миру первичную культуру высочайшего качества, которой станут наследовать самые выдающиеся таланты Запада и Востока. 

Победившая в России в начале ХХ века революционная власть, считавшая «синкретизм» в сознании русского человека «пережитком прошлого», не посмела посягнуть на русскую классическую литературу в школе. Хоть и преподносились произведения русских классиков в сухо-научной, социологической манере, советские школьники были высоко мотивированы к чтению, ведь письменный экзамен – сочинение, обязательное не только в выпускном классе школы, но и при поступлении во все без исключения вузы, требовал хорошего знания литературных источников. Преследуя свои узко революционные, идеологические цели, советский режим парадоксально поддерживал в русском народе угасающую потребность в высокой культуре, отрицающей революцию как патологию духа.  

Новая революция – «рыночная», уже откровенно антикультурная, - в «совковой» ителлигенции больше всего не терпит как раз остатки невытравленного «синкретического» самосознания. Поэт в России больше, чем поэт? А с какой, собственно, стати? Что это за провинциализм такой – считать себя инаковыми, не такими, как другие народы? Во всём мире поэт – всего-навсего птичка певчая, не более того. Судьбы же мира вершат совершенно другие люди – юристы, экономисты, политики – не легкомысленные соловьи-иволги, а рассудительные, многоумные вуроны и воруны. Именно «вороньей» страной должна стать Россия в результате «рыночных» преобразований. Такова была логика и школьных реформ девяностых, отменивших обязательное выпускное школьное и вступительное вузовское сочинение, сокративших количество часов на изучение русской литературы и, по сути, обесценивших этот предмет до уровня полуфакультативных дисциплин, вроде ОБЖ. 

Правда, несколько лет назад выпускное сочинение в школу вернули, но экзамен этот, в отличие от советского, очень слабо мотивирует учеников к чтению. Темы его, по сути, обнародуются заранее – в виде так называемых «концептов». Собственно экзаменационные темы эти «концепты» конкретизируют, однако даже если экзаменуемый к домашней «концептуальной» заготовке не добавит ни единого слова, экзаменаторы всё равно сочтут, что благодаря изложенным им общим штампам на тройку-то с минусом тема раскрыта. А больше ведь и не нужно: экзамен оценивается по двубалльной системе: «зачёт» - «незачёт». 

Приведу конкретный пример из практики. Большинство писавших экзаменационное сочинение в нашей школе в прошлом учебном году выбрало тему «Что мешает человеку проявлять великодушие?» И все работы, за исключением, может быть, двух или трёх, были похожи настолько, что казалось, будто они написаны под копирку. В них совсем мало говорилось о том, что мешает великодушию, зато было вполне достаточно для оценки «три с минусом» общих суждений на «концептуальную» тему «Месть и великодушие». Везде в качестве литературной иллюстрации приводился один и тот же пример: поведение князя Болконского в госпитале при виде раненого Курагина. И это при том, что роман Льва Толстого «Война и мир» прочло из всего класса максимум два человека. Я сам присутствовал на экзамене и видел, что сочинения не были списаны. Если бы после этого я как экзаменатор стал придираться и ставить «незачёт» за подобные творческие работы, меня никто не понял бы и не одобрил – ни коллеги, ни родители учеников, ни «общественное мнение». 

Ни для кого не секрет, в том числе и для самих реформаторов: сейчас и относительно небольшие тексты мало кто из учеников читает в оригинале. Услужливый интеренет каждому предлагает сжатые пересказы. По идее, педагогам с этим следовало бы бороться, но зачем им, тоже уже набравшимся «рыночного» практицизма, стегать плетью по обуху? 

С сентября по декабрь учителя, преподающие литературу в 11 классе, в основном занимаются тем, что надиктовывают на уроках «концептуальные» штампы к экзамену. Нафаршированные ими, учащиеся (в том числе и те, кто не читает даже интернет-пересказов, потому как вообще не интересуется никакими текстами, по объёму больше поста во «ВКонтаке») уверенно отправляются на экзамен. Собственная программа 11 класса так и остаётся невыполненной: после декабря занятия по литературе вообще утрачивают всякий практический смысл для всех, кто не собирается поступать на филологический или журналистский факультеты престижных вузов. Этому малочисленному контингенту придётся усердно работать с репетиторами, а на уроках литературы они, скорее всего, вместе с классом будут готовиться к ЕГЭ по русскому языку.  

Зачем, спрашивается, заранее объявлять темы? Почему экзаменационное сочинение оценивается по двубалльной системе, а не так, как другие ЕГЭ? Почему, наконец, оно пишется в декабре, а не в июне, когда сдаются остальные экзамены? У реформаторов, конечно, найдутся рациональные ответы на эти вопросы. С рационализмом у них всё в порядке. Им не хватает воли что-то реально сделать для повышения статуса литературы в школе. Потому что их русская воля подавлена азартной подражательно-реформаторской страстью. 

Преодолев пошлость коммунистическую, неужели не справимся с пошлостью «рыночной»? Реформаторы всё ещё бодры и полны энтузиазма. Однако, как говорится, человек предполагает, а Бог располагает. То, что в чаду хищного корыстолюбия современным людям кажется безнадёжной архаикой, Он, возможно, готовит нам для вполне назревшего возрождения. Сколько, в самом деле, можно терпеть эту унылое, безвдохновенное, противоестественное для русского человека идолослужение рациональной научности? 

Арсений Родына, учитель, г. Калуга
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

67. Ответ на 66., Андрей Карпов:

Ваша параллель с физикой не очень корректна. Потому как физика (особенно школьная) - это некоторая изначально упорядоченная система знаний, специально подготовленная для понимания.

Но столь ли «несхожи» физические и общественные процессы в смысле того, что и теми и другими «правят» законы – значит, речь надо вести об установлении последних, что, в частности, предпринимал, например, логик-социолог А .А. Зиновьев? И то и другое поддается структурированию-упорядочению, «пропуску» через сознание – другой вопрос – насколько пока удачно в случае общественных…. Физик-инженер-теолог и вообще разносторонний человек Б. В. Раушенбах не сомневался в том, что в достаточно ближайшее время целостная мировоззренческая картинка будет «собрана»… Да, возникает небезосновательный вопрос с «масштабом» ее применения – до всех действительно не «достучишься»… А вот здесь, представляется, все окажется «в руках» Божиих – в рамках Его Замысла… Важно, чтобы «продукт» оказался в нужное время в необходимом «месте»… Создав соответствующую мотивацию. Вообще это явно обозначающаяся тенденция, что «подспудно» заметно даже по некоторым последним публикациям РНЛ… Немаловажный «вскользь» факт – к работам А. А. Зиновьева проявила интерес младая «поросль» КПРФ… А коли возникла практическая потребность – решение обязательно придет! «Склеится»!

Аноним / 09.09.2019

66. Ответ на 64., Александр Волков:

просто нашелся некто

Ну, можно сказать, что, видимо, пока не находится этот "некто". С другой стороны, история хранит множество случаев, когда идеи, Как говорится. "опередили своё время". Почему же опередили? Не нашлось никого, кто бы их "разъяснил"? Думается, всё же ответ в другом: общество не было готово. А что такое - "неготовое" общество? Это - состояние, при котором социальные процессы протекают так, что идея отторгается. Т.е. отсутствие разъяснение вполне может быть характеристикой общества (а не персоналий-разъяс7нителей). Ваша параллель с физикой не очень корректна. Потому как физика (особенно школьная) - это некоторая изначально упорядоченная система знаний, специально подготовленная для понимания. Т.е. проблема не в предмете, а в коммуникации репетитора и ученика. Поэтому эта проблема принципиально решаема. С артикуляцией концепции единства ситуация другая. Мы не знаем, решаема ли в принципе эта проблема... Мне сейчас думается, что - нет. Ни одна, даже очень хорошая идея не будет массово принята. На рациональном уровне это вызывает удивление. Отсюда - и реплики типа "Прошу слова!". Эти милые люди думают. что вся проблема состоит в том, чтобы вбросить какие-то мысли... Ведь хорошие мысли должны найти общественную поддержку! Ан нет. Не находят. Постмодернисткое общество отторгает схемы прошлой эпохи (Модерна). Единственное, что носит сегодня всеобщий характер - это разделение. Вплоть до того. что некоторые задумываются, а нельзя ли разделение приспособить в качестве объединяющей идеи... Но это уж что-то совсем мюнхгаузенское...

65. Ответ на 62., Арсений Родына:

А сценка, Вами описанная, прелестна, достойна художественного воплощения.

Это «мелочь» кою можно «списать» на «издержки» становления учреждения… Встречаются «вещи» похлеще, когда профанируются фундаментальные основы, понятийный аппарат религиозного мировоззрения в появившихся «новых» «науках»… Вот это действительно опасно.

Аноним / 09.09.2019

64. Ответ на 63., Андрей Карпов:

На уровне сознательного описания есть только разноголосица и шум. Единство возникает на уровне "за описанием". ТО есть как раз "вмещаемо" ничего не изложишь.

С одной стороны школьник, готовящийся к поступлению в институт, «чувствующий» необходимость «усилиться» по физике… С другой… вызывается помочь аспирант - сейчас он «кандидат» и, наверное, станет «доктором» «классического» в преподавании фундаментальных наук-дисциплин учебного заведения… «Пара» не один месяц терпеливо-занудно занимается-работает, но… Прибавления «понимания» подготавливаемый не ощущает – разве, что еще большую неуверенность… И это подтверждается на предварительных весенних вступительных экзаменах в ВУЗ – довольно «суровых» по условиям… И вдруг «случайно» - а такового, как известно не бывает, ситуация «пересекает» школьника с хорошо знакомым «одногруппником» того самого репетитора-аспиранта, который сегодня в новом статусе готовит-научает студентов – будущих специалистов… И что? За пару недель физика для школьника стала не набором бессвязных звуков, а понимаемо-родной… И надо же быть такому… Буквально через год в «патовой» ситуации с физикой оказался родственник того школьника – ну здесь ситуация сложилась вообще явно промыслительно… «Родственник» с родительницей и проявивший себя на ниве «преподавательства» тот самый умелый одногруппник оказались в одном вагоне поезда… - О чем грустите? - Да «горим» по физике, сдавать через пару недель, а ничего не понимает! Ведь ты же, помнится, помог в прошлом году «нашим» - сделай хоть что-нибудь»? - Давайте попытаемся, но с условием - режим занятий устанавливаю сам! Сегодняшний строитель ряда московских объектов, получивший в итоге основательные знания в известнейшей и одном из старейших в стране ВУЗов, до сих едва ли не с содроганием вспоминает те жесткие дни подготовки! Получилось! И то было не «натаскивание» - бывшие школьники до сих пор уважают физику ибо стали ПОНИМАТЬ! Разве это не пример «перехода» разноголосицы-шума в Единство - иного качества - понимания? И оно «случилось» от вмещения – просто нашелся некто, кто упорядочил, сделал осмысленным ранее хорошо известное, но «несвинченное»? А вот та же тема главного редактора РНЛ о преодолении расколов и разделения среди патриотов - разве не о том? Или, например, только что поставленная «Прошу слова! Почему между нами, православными, нет единства?» Наверное, чтобы творить «вещи» связанные со «вмещением», кроме разумеется наличия определенного таланта, необходимо еще и понимание предмета коим занимаешься – «местами» «где-то» на уровне сущностного?

Аноним / 09.09.2019

63. Ответ на 61., Александр Волков:

Любая артикулированная идеология сейчас вызывает идиосинкразию. А что «ежели» проще-то? Ведь «свято место пусто не бывает»? Век идеологий «кончился» - значит подошло время возможности («вмещаемо»!) для достаточного большинства описать устройство мира? Получается, что и соответствующий понятийный должен существовать или быть «на подходе»? «Мы все учились понемногу - чему-нибудь и как-нибудь» - и почему бы, например, не в тех же школьных предметах?

Проще? Пожалуйста. Идеология - это голос миллионов, пение в унисон. Сегодня каждый поёт свою мелодию. На уровне сознательного описания есть только разноголосица и шум. Единство возникает на уровне "за описанием". ТО есть как раз "вмещаемо" ничего не изложишь.

62. Ответ на 60., Александр Волков:

Великодушие… Это одно из внутренних состояний человека, связанных с «его» духа? Оно или имеется – или его нет… И если не «липовое» - что может «помешать» человеку явить его?

Ну, например, гордость. Она всему хорошему мешает. И это то, чему негордые взрослые могли бы научить детей.Если же они сами гордые, то лучше бы им не быть учителями. А сценка, Вами описанная, прелестна, достойна художественного воплощения. С эпиграфом из Гоголя: "Время беспутное и сумасшедшее. То и дело, что щупаешь собственную голову, не рехнулся ли сам".

Аноним / 08.09.2019

61. Ответ на 57., Андрей Карпов:

Любая артикулированная идеология сейчас вызывает идиосинкразию.

А что «ежели» проще-то? Ведь «свято место пусто не бывает»? Век идеологий «кончился» - значит подошло время возможности («вмещаемо»!) для достаточного большинства описать устройство мира? Получается, что и соответствующий понятийный должен существовать или быть «на подходе»? «Мы все учились понемногу - чему-нибудь и как-нибудь» - и почему бы, например, не в тех же школьных предметах?

Аноним / 08.09.2019

60. Ответ на 56., Арсений Родына:

Иногда дети так красиво заглядывают... Им бы только не мешать.

_______________ «Устами ребенка глаголет Истина» - взрослые хотят «научиться» у детей? Речь-то вот о чем… Взрослые порой не только детям, но и самим себе «задают» направления, не имеющие решения… Великодушие… Это одно из внутренних состояний человека, связанных с «его» духа? Оно или имеется – или его нет… И если не «липовое» - что может «помешать» человеку явить его? Мутные волны «перестройки» принесли немало «вещей» едва ли не «высасываемых» «из пальца» - как в системе управления, так и в «педагогике»… Один из реальных примеров тестовой вступительной «экзаменовки» взрослых «взрослыми» (вкупе «порослью») в учебном заведении (при президенте Российской Федерации) готовящем управленческие кадры… Билет… Вопрос и… недоуменный полувозглас «специалиста», обслуживающего экзаменационный процесс – чего человеку надо? Вот же тестовые ответы – выбирайте»! «Но это же принципиально невозможно»! – следует возражение… Это «отметку-то «ручкой» поставить»? - «заводится» «специалист»… «Шум» привлекает внимание приемной комиссии в т.ч. в составе нескольких проректоров учебного заведения… Подзывают «специалиста» - что там? Тот невнятно объясняет и тогда к экзаменуемому направляется проректор и… едва ли (по доброте душевной, что ли?) не «пытается» навести экзаменуемого на «правильный» ответ – дескать, смотри - вот же «он»! «Упертый», однако, продолжает стоять на своем – да нет здесь ответа, потому что принципиально не может существовать «нарисованной» «сочинителями» исходной ситуации! Дошло! Проректор возвращается в «президиум»… «Объясняются» друг с другом в комиссии полуодобрительно «улыбаясь»… Ситуация исчерпана – экзамен окончен, но проблема-то - фундаментальная, как вскоре выяснилось – осталась… Качества излагаемого «материала», что «пошел» в отдельных(!) курсах-лекциях, на занятиях и… «откровениях» части(!) преподавателей - мы тоже хотели бы «чему-то» научиться у вас?

Аноним / 08.09.2019

59. Хоть горшком назови: архаика так архаика.

Не стыдно? Советская власть собрала беспризорников и воспитала! Архаика? Лингвисты, ...

58. Преодолев пошлость коммунистическую

Тот, кто это говорит – тупой сердцем! Так же, как в эстетики Др. Египта нет ничего пошлого, так и в советской «девушке с веслом» - нет!

Арсений Родына:
Он всю жизнь боролся со своим двойником-атеистом
Памяти Федора Достоевского (30.10/12.11.1821 – 28.01/10.02.1881)
11.11.2019
Литература в школе: жертвоприношение
Преодолев пошлость коммунистическую, неужели не справимся с пошлостью «рыночной»?
05.09.2019
Разделённые
Русские России и Украины: как вернуть единство?
17.06.2019
Шоу должно продолжаться?
Размышления о Постмодерне и Христианстве
24.04.2019
О советской системе школьного воспитания
Официоз, попса и фольклор - три кита советского коллективизма
12.03.2019
Все статьи автора
"ЕГЭ"
На ЕГЭ нахимичили и с литературой
Может быть, такой формат экзамена себя всё же изжил?
02.09.2020
Владимир Путин: Это откровенная провокация
Президент об ЕГЭ и вбросах о том, что дистанционное образование полностью вытеснит очное
11.08.2020
Ещё раз об онлайн-образовании
Российское образование постепенно переходит во владение гобсеков-ростовщиков
14.07.2020
Все статьи темы
"Русская школа"
Воспитание в духе веры, преданности Отечеству и уважения к семье
О системе образования при императоре Николае II
26.09.2020
«Документ фиксирует колоссальный кризис в процессе воспитания»
В Санкт-Петербурге классным руководителям поручили выявлять экстремистов среди учащихся
24.09.2020
О целеустремленности:
«Достигнуть поставленной цели»
22.09.2020
Все статьи темы
Последние комментарии
Учиться у Сталина
Новый комментарий от Сергей Швецов
2020-10-01 07:16
«Всё указывает на то, что Трамп выборы проиграет»
Новый комментарий от monarhist
2020-10-01 07:06
Крестовый поход на ветряные мельницы
Новый комментарий от monarhist
2020-10-01 06:52
Воспитание в духе веры, преданности Отечеству и уважения к семье
Новый комментарий от Андрей Козлов
2020-10-01 06:23
Нацизм в Европе ждёт своего часа и готовится
Новый комментарий от Русский Сталинист
2020-10-01 06:02
Все ждали чипизацию, а оно вот как вышло!
Новый комментарий от Андрей Козлов
2020-10-01 05:56
Кому не терпится сжечь Азербайджан и Армению в огне междоусобия?
Новый комментарий от Русский Сталинист
2020-10-01 05:52