Образ Иоанна Грозного как источник душевной смуты

Нельзя считать святым убийцу митрополита Филиппа и других истинных священников

На днях мне привелось прочесть одновременно публикации о Иоанне Грозном на РНЛ и в двух книгах, причем почти всех авторов я знаю и отношусь к ним с большим уважением. Это писатель-агиограф, самый читаемый публицист на «Русской народной линии» Валерий Павлович Филимонов; выдающийся православный писатель (годовщина упокоения которого будет в сентябре) Николай Михайлович Коняев и его супруга - соавтор Марина Викторовна Коняева; доктор философских наук, почетный профессор СПб государственного аграрного университета Валерий Леонидович Обухов (автор замечательной книги «Меня воспитала блокада», см. мою рецензию на РНЛ). Не знаю только скульптора Олега Молчанова, автора проекта памятника царю Иоанну Грозному. Всё прочитанное породило боль и смятение в моей душе своей противоречивостью и несовместимостью с православным духом любви.

Суть выступлений В. Филимонова и О. Молчанова четко выражена в самих названиях их публикаций: «Его яростно ненавидят русофобы всех времен и мастей» и «Образ первого русского Царя был демонизирован прозападными политиками». Валерий Павлович прежде всего возлагает вину на иностранцев, посещавших Россию ещё в эпоху Иоанна Грозного, и на тексты известного русского писателя Н. М. Карамзина, подчеркивая его масонство. Молчанов также считает, что русский царь был оклеветан врагами Отечества на основании писем предателя князя Андрея Курбского, «со школьной скамьи нам внушают, что Иван IV - демон, а он - святой человек».

Добавлю, что наших царей старались унизить и наши собственные российские деятели искусств, я это заметил давно. Например, несомненно большой живописец Илья Репин на своей картине изобразил Ивана Грозного совершенно безумным чудовищем, убившим своего сына. Скульптор Паоло Трубецкой создал карикатурный образ Александра III в виде безобразного тучного полицейского, восседающего на коне-тяжеловесе, упёршемся в какой-то тупик на безобразном ящике-постаменте (и это издевательство много лет торчало ещё до революции на площади перед Николаевским (Московским) вокзалом, породив известный гнусный стишок). А чего стоит тот же Иоанн Грозный - беззубый ничтожный душевнобольной маньяк садо-мазохист (артист П. Мамонов) в фильме режиссера-русофоба П. Лунгина (почему-то народного артиста России). В Петропавловской крепости туристов со всего мира встречает, якобы император Петр I c лысой головкой микроцефала и паучьими пальцами персонажа из кошмарного сновидения, сооруженный М. Шемякиным. И наконец в прошлом году режиссер Е. Учитель преподнес нам святого страстотерпца Николая II в обличии неврастеничного любовника балерины Кшесинской, в исполнении немецкого порноактера. И всё это с одобрения высокопоставленных чиновников от российской культуры...

Однако, в данном случае авторы РНЛ святым представляют уже Иоанна Грозного. Первый русский царь - помазанник Божий, при царствовании которого покорили Казанское и Астраханское ханства, в Сибири Ермак победил хана Кучума. Таким образом удвоилась территория Руси, были установлены торговые связи с Англией. Царь очень набожный, ввел земство и книгопечатание, строил храмы, много читал, автор церковной музыки... Но тут же вспоминаются и другая сторона его личности: опричнина, Малюта Скуратов, казни, пытки, семь жен в нарушение всех религиозных правил, расправы над соратниками, убийства священников и простых русских людей. И об этом помимо Карамзина пишут российские историки С. Веселовский, А. Зимин, Н. Костомаров, В. Ключевский, С. Платонов, Р. Скрынников и др. Все они, понимая противоречивость личности Ивана Грозного, приходят к единообразному выводу о том, что главными жертвами опричнины стали не бояре и аристократия, а крестьянство и простые горожане, слой которых ещё только формировался. При этом снижалась обороноспособность страны, ибо ополчение состояло как раз из бояр, «княжат», их слуг и крепостных, а опричники оказались плохими воинами. Более того, разделение государства на земщину и опричнину колебали сами его основы, репрессии вносили анархию и хаос, духовно-нравственную деградацию и, прежде всего, сводились к доносительству, интригам и личной мести. Вроде бы стремясь искоренить непорядки в суде и злоупотребления должностных лиц, царь на практике посеял беззаконие, произвол и насилие. Прекратилось даже летописание. Ученые обратили также внимание на аномальные особенности характера Ивана Грозного, связанные с отсутствием родительской любви, тяжелым детством и врожденными психическими отягощениями, что привело его к «свирепости».

Читаю у Валерия Обухова: «Он мог, обезглавив преподобномученика Корнилия Псково-Печерского, едва ли не в ту же секунду раскаяться и самому нести тело убитого им игумена в обитель. Борясь за могущество России, завоевав Астраханское и Казанское ханства, Иван IV жил в постоянном страхе... Параноидальные страхи и жестокость, обернувшиеся убийством практически всех выдающихся полководцев того времени, привели к тому, что в конце жизни Иван Грозный в страхе бежал от крымского хана Давлет-Гирея, смирился с сожжением Москвы и угоном в рабство многих тысяч москвичей. Кроме того, им были потеряны все завоеванные земли в Ливонии, а также многие исконные русские земли на побережье Балтики» (Обухов В.Л. «Иван Грозный, Петр Грозный, Иосиф Грозный». СПб. 2018. С. 25, 69).

А вот уникальное энциклопедическое издание: Коняев Н., Коняева М. «Русский хронограф» в 2-х томах. Т. 1. М. 2014. Читаю: «1547 год, 3 июня (Грозному 17 лет, он уже самостоятельный царь - В.С.). «Семьдесят псковских людей пожаловались Иоанну IV Васильевичу Грозному на своего наместника И.И. Турунтая-Пронского. Иоанн велел раздеть псковичей и, положив на земле, поливать их горячим вином и палить им свечами волосы и бороды. Во время экзекуции пришла весть, что с колокольни Благовещенского собора упал большой колокол» (с.318)...

«1569 год. 23 декабря. В предпразднество Рождества Христова, будучи в Твери на подходе к Новгороду, Иоанн Грозный послал Малюту Скуратова в Тверской Отрочь монастырь взять благословение у бывшего митрополита Филиппа. Филипп отказался благословить карательный поход, и Малюта задушил его. Память священномученика Филиппа - 9 января, 3 июля и 30 мая. Разгром опричниками Клина и Твери» (с. 340)...

«1570 год. 2 января (Грозному 40 лет - В.С.). Казнь Новгорода. Передовые отряды царской дружины устроили вокруг города заставы, никому не позволяя выезжать. Опечатана казна в монастырях.            6 января. В день Богоявления и крещения Господня с полуторотысячным отрядом стрельцов прибыл в Новгород Иоанн IV Васильевич Грозный.  7 января. Отдан приказ: бить палками арестованных игуменов и монахов, а трупы развозить по монастырям для погребения.     8 января. Днем опричники разорили подворье новгородского архиепископа Пимена, а вечером начали пытать простых новгородцев «составной мудростию огненной». Затем обвиненных привязывали к саням и сбрасывали в Волхов. Тех, кому удавалось выплыть, опричники кололи с лодок рогатинами». 13 февраля. Насытившись казнью Новгорода, Иоанн Грозный выехал в Псков. 20 февраля. Казнен настоятель Псково-Печерского монастыря Корнилий, просивший не разорять Псков, и ученик его Вассиан-муромец. Память преподобномученников - 20 февраля.           Встреча Иоанна Грозного в Пскове. Царь не принял хлеба-соли, и тогда к нему обратился блаженный юродивый Никола: «Иванушка, Иванушка, покушай хлеба-соли, а не человеческой крови». Заступничеству блаженного Николы и приписывается спасение Пскова. Убоявшись Божиего гнева, Иоанн уехал из Пскова. Память блаженного Николы, Христа ради юродивого, Псковского - 28 февраля» (с.340-341)...

 «1571 год. 24 мая. Воспользовавшись несогласованностью действий русских военачальников, крымские татары Девлет-Гирея беспрепятственно подошли к Москве и подожгли посады. Выгорела вся Москва кроме Кремля. По татарским источникам, погибло около 200. 000 человек. Татары увели с собой до 150.000 пленных» (с.342)...

 «1575 год. Август (Грозному 45 лет - В.С.). Посажен на кол окольничий, князь Борис Давыдович Тулупов. Он оставался в живых в течение пятнадцати часов, пока острый кол не вышел у него из горла, и первые часы разговаривал со своей матерью, которую заставили смотреть на эту казнь» (с. 345)...

Что тут можно сказать? Или, все наши русские историки - лжецы? Или, как в драме Александра Пушкина «Борис Годунов» (кстати, посвященной «Драгоценной для россиян памяти Николая Михайловича Карамзина»), словами юродивого Николки: «Нет, нет! нельзя молиться за царя Ирода - Богородица не велит»? Всё-таки, нельзя считать святым убийцу митрополита Филиппа и других истинных священников.

Подводя итоги, можно сказать: Да, цель не оправдывает средства. Вера без любви - фанатизм. Всякое зверство, палачество, ненависть вместо христианской любви приводят к негативным последствиям. Что толку в удвоении территории, если души людей, дух народа изуродовали. Вот и породило царствие Ивана Грозного возмездие в скором времени - гибель царевича Дмитрия, конец династии Рюриков, бунты, убийство царя Фёдора Борисовича (сына Бориса Годунова) и его матери царицы Марии, по сути гражданская война, Лжедмитрий I и II, поляки в Москве, в Кремле. В общем, «Смутное время».

Валентин Евгеньевич Семёнов, доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки России, председатель совета Собора православной интеллигенции Санкт-Петербурга

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

237. Ответ на 215., Инна Михайловна:

Новгородские летописи 16 века могут говорить только о страшном разгроме Великого Новгорода, о массовых мучительствах и убийствах невинных жиьелей, от руки царя с его разбойниками.

Только с цифрами лажа получается. Что-то там убитых больше чем всего населения на порядок.

"Так пал непобеждённым великий пастырь Русской Церкви"(Соловьёв)

Точно. Его задушил Малюта Скуратов прямо на глазах историка Соловьева.

236. Ответ на 233., Русский Сталинист:

Что бы там не плели про Грозного, но при нём не было ни Раскола, ни Разинщины, ни медных-соляных бунтов...

А также засилья иностранцев и крепостного права.

Ув.Писарь, эти Ваши басни на чём то основпны, или это Ваше сочинение на тему..?Простите Писаря, он действительно сказал правильно, там есть, в новгородских и тверских летописях 15 века.Не знаю почему 15 века. У писаря безосновательный оговор св.митр.Филиппа и перевод стрелок с деспотизма обезумевшего от страха Ин Грозного, на какие-то непорядки в монастырях. Новгородские летописи 16 века могут говорить только о страшном разгроме Великого Новгорода, о массовых мучительствах и убийствах невинных жиьелей, от руки царя с его разбойниками. Что и обличал св.митрополит Филипп и за что и был убит. "Так пал непобеждённым великий пастырь Русской Церкви"(Соловьёв)За 37 лет царствования Грозного было казнено не более 4-5 тыс. чел.Для сравнения, в одну Варфоломеевскую ночь в Париже было убито 2 тыс.чел., а в последующих погромах по всей Франции- 30 тыс.чел.Так что по меркам той кровавой эпохи Грозный был вполне заурядным правителем по части казней.

Нет, по таким меркам он был исключительно милостивым правителем. Ведь преступники были? Убийцы, разбойники?

235. Ответ на 215., Инна Михайловна:

Ув.Писарь, эти Ваши басни на чём то основпны, или это Ваше сочинение на тему..?Простите Писаря, он действительно сказал правильно, там есть, в новгородских и тверских летописях 15 века.Не знаю почему 15 века. У писаря безосновательный оговор св.митр.Филиппа и перевод стрелок с деспотизма обезумевшего от страха Ин Грозного, на какие-то непорядки в монастырях. Новгородские летописи 16 века могут говорить только о страшном разгроме Великого Новгорода, о массовых мучительствах и убийствах невинных жиьелей, от руки царя с его разбойниками. Что и обличал св.митрополит Филипп и за что и был убит. "Так пал непобеждённым великий пастырь Русской Церкви"(Соловьёв)

За 37 лет царствования Грозного было казнено не более 4-5 тыс. чел. Для сравнения, в одну Варфоломеевскую ночь в Париже было убито 2 тыс.чел., а в последующих погромах по всей Франции- 30 тыс.чел. Так что по меркам той кровавой эпохи Грозный был вполне заурядным правителем по части казней.

234. Re: Образ Иоанна Грозного как источник душевной смуты

Что бы там не плели про Грозного, но при нём не было ни Раскола, ни Разинщины, ни медных-соляных бунтов... Алексей Михайлович Тишайший был одним из самых выдающихся Царей Династии Романовых, однако сравните внутренее состояние Русского Царства при нём, и при Грозном.

233. 229.Инна Михайловна."К чему это вообще".

Уважаемая Инна Михайловна. Вы задали два вопроса,я на них ответил. Есть ли у Вас возражения по существу ответов? Нет. А за совет спасибо,тем более что без тщательного изучения трудов Св.Феофана Затворника и Св.Игнатия Брянчанинова, человек,по моему глубокому убеждению, ничего не поймет в современных событиях. Изучение их трудов крайне важно и не только потому, что они ближайшие к нам учителя церковные-продолжатели святоотеческой традиции,но и прежде всего потому,что они наблюдали зачатки духовных явлений, которые ныне вошли в полный рост и с той лишь разницей,что Святители жили при рождении капитализма в России,а мы живем при его смерти. Однако,природа явления осталась неизменной,только "гроб" подштукатурили и перекрасили,не так ли?

Писарь / 08.09.2019

232. Ответ на 212., Инна Михайловна:

Как ни крути, Швецов, с житием - полнейшая муть. Значит кому-то это было выгодно ) А в службе нет ни одного слова про убийство свт. Филиппа Иваном Грозным. Так что все твои доводы - полное фуфло.Смысл понятен. Было бы слово "убил", Вы бы ещё что-нибудь придумали, типа"не сказано как убил" Вы просто всё готовы назвать фуфлом, что Вам лично не нравится."Не сотвори себе кумира"-это по этой теме. Также сталинисты защищают своего кумира-"не виновен","оговорили", "поднял страну""монахом был".Фантазии, в данном случае про слово «убил», абсолютно не уместны. Кстати, как и в иных областях, кроме области собственно «фантастики» и творческой деятельности. Андрей, ну если зафиксированное свидетельство Церкви(ком.80)отвергается, то о чём это говорит? О том что человек просто не смиряется перед Церковью. А это значит, что чтобы не было обозначено в Церковном тексте, он по своему усмотрению, будет оспаривать и придираться. Нечестно, следуя своим политическим убеждениям отворачиваться от правды, и пытаться обелить то, что черно.

Я ни словом не обмолвился ни о каком отвержении чего-либо, хотя именно по этому поводу здесь очень хорошо и убедительно говорили, помимо Яблокова, еще как минимум два раба Божиих, Алексий и Дмитрий, и наш софорумник с ником Писарь. Я говорил всего лишь о том, что метод предположения чего-либо с последующими выводами, основанными на данном предположении, в точности относится к методам, про которые сказано, что история не имеет сослагательного действия. А потому подобное не допускается в качестве основы дискуссии. И прием, когда в реальный текст вдруг ни с того ни с сего вводится какое-то слово, которого там нет, а потом на этом основании делаются какие-тот выводы, просто странен. Это я и назвал фантастикой или творческой деятельностью. Уверен, Вы меня понимаете и совершенно согласны со мной.

231. Ответ на 227., Писарь:

Уважаемая Инна Михайловна.Будут Вам документы.Митрополит Макарий(Булгаков)Вас устроит?"...в опричину и царский домовой обиход не вступаться а по поставлении из за опричины и царского домового обихода митрополии не оставлять" К чему это вообще? "«Спасаяй да спасет свою душу» (Быт.19:17), – сказано остатку христиан, сказано Духом Божиим. Себя спасай! Блажен, если найдешь одного верного сотрудника в деле спасения: это – великий и редкий в наше время дар Божий.Остерегись, желая спасти ближнего, чтоб он не увлек тебя в погибельную пропасть. Последнее случается ежечасно. Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись от него сам: и этого с тебя достаточно. Ознакомься с духом времени, изучи его, чтоб по возможности избегнуть влияния его." Еще раз подумайте над словом Свт.Игн.Брянчанинова.

230. 223.Инна Милайловна.

Уважаемая Инна Михайловна. Вопрос был такой. КАК КНЯЗЬЯ ДОШЛИ ДО ТОГО,ЧТО ВЕРУ ПРИШЛОСЬ ИСПОВЕДОВАТЬ НА РАЗБОЙНИЧЬЕМ КРЕСТЕ? Князей в ту пору было много и все или почти все,ездили к татарам на поклон. Ответ-собственным произволением. Не знаю как в других странах,но в России,власть Богом дается,хоть Царю,хоть генеральному секретарю и если люди об этом забывают,так Господь всегда найдет способ напомнить,в том числе и о том,что, для человека, жизнь этим светом не заканчивается и непременно спросится за исправность в службе, к которой человек, не людьми,Богом приставлен,тем более если речь идет о людях власть придержащих и причастных Тела и Крови Христовых. Человеку даны способа спасения и в сем веке и в будущем. Первый. "Прожить тихое и безмолвное житие,во правоверии,во всяком благочестии и чистоте". Второй. "Как бы из огня"(Св.Апостол Павел). Воля человеческая свободна,в том числе и в выборе способа спасения. Михаил Черниговский и Михаил Тверской выбрали "как бы из огня" и только потому что попирали свой служебный долг и просили о помиловании одновременно,но попирали так и просили верно так,что Господь их помиловал,но под условием Креста. И что? Люди оказались достойны милости,мало того-награды. Господь прославил князей как Святых,упразднив их тяжкие преступления своего служебного долга перед Богом и людьми. Это урок. Не надо упорно попирать свой служебный долг и одновременно упорно просить Бога о милости. Помилует,но через Крест,как Михаила Черниговского и Тверского. И кто возьмется сказать,что выдержит? Так стоит ли искушать Господа Бога своего?

Писарь / 08.09.2019

229. 220.Инна Михайловна.

Уважаемая Инна Михайловна. Будут Вам документы. Митрополит Макарий(Булгаков)Вас устроит? "...в опричину и царский домовой обиход не вступаться а по поставлении из за опричины и царского домового обихода митрополии не оставлять". Напомню,это СЛОВО КЛЯТВЫ ПЕРЕД БОГОМ. ДА. И что потом? Выходит так что клятву преступил. Может еще документы нужны? Уважаемая Инна Михайловна. Вы пардон, "ломитесь в открытые двери". Где я выступил против церковного почитания митр.Филиппа как СВЯТИТЕЛЯ,КАК УЧИТЕЛЯ ЦЕРКОВНОГО? Но вот против того "почитания" что пытаются навязать и Церкви и людям,от князя Курбского до нынешних,-выступил, о чем не жалею. К слову сказать,потому не удается составить похвальное слова ДЛЯ ОБЩЕЦЕРКОВНОГО ПОЧИТАНИЯ,так чтобы и "мiру" угодить и Богу,так чтобы и в мученики за "веру боярскую" возвести и в учителя церковные. И последнее. Как надо понимать слова Св.Патриарха Кирилла и слова Св.Игнатия Брянчанинова,а они одного духа,однако Вы берете их и разделяете,на каком основании? А понимать надо так,что человек и не только православный ОБЯЗАН знать общество в котором живет,а не только прогноз погоды на завтра и курс валют. Светские люди, конечно, могут и произволом-хочу знаю хочу не знаю... Это Андропов мог себе позволить: "Мы не знаем общества в котором живем". Мы-нет. Здесь помогает все- и история и политэкономия и обществоведение. Для кого Патриархия,по Божиему Благословению, публикует документы,где самым подробным образом изложена историческая ПРАВДА о том,как Киевская митрополия стала частью Московского Патриархата? Для людей,чтобы уберечь их и таким образом,в том числе,от лютых волков,что приходят в овечих шкурах. Знание Истины всегда спасительно. Впрочем,воля человеческая свободна-одни ищут повода чтобы не искать истины,другие -ищут ее.

Писарь / 08.09.2019

228. Писарь

Уважаемый Писарь! Время будет читайте Священное Писание! Какой вы мерой меряете, такой и вам отмеряно будет! (Матф.7:2). И что было в Москве в 1571 году после опричного разгрома Великого Новгорода! Вот - вот!

СТРОИТЕЛЬ / 08.09.2019
Валентин Семенов:
Счастье нашей Победы!
Памяти моих родителей-фронтовиков Евгения Ивановича и Нины Ивановны Семёновых
06.05.2020
Расти и мудрей, «Русская народная линия»!
Заметки к десятилетию РНЛ
08.04.2020
Настоящий поэт и настоящий гражданин!
Выступление профессора Валентина Семёнова на Юбилейном творческом вечере известного поэта Бориса Орлова
12.03.2020
Все статьи автора
"Иоанн Грозный и Григорий Распутин"
Тайна молчания Государя
Ещё раз о загадке «отречения» Николая II
19.05.2020
«Он был сыном своего века»
Характер правления и вклад царя Ивана Грозного в развитие Прикамья
14.05.2020
Император Николай II как историческая личность
Нужно очистить образ Государя от лжи и клеветы
24.02.2020
Все статьи темы
Последние комментарии
Игра в Церковь закончилась
Новый комментарий от Нюра Скептичная
2020-06-02 00:52
«Чипирование через шприц»: возможно ли оно технически?
Новый комментарий от Коротков А. В.
2020-06-01 23:04
Рыночный социализм – это ложный социализм
Новый комментарий от Vladislav
2020-06-01 21:34
Бафомет – идол постмодерна
Новый комментарий от Юрий Светлов
2020-06-01 21:20
Упрямая поступь к тотальной обязательной вакцинации?
Новый комментарий от Брат
2020-06-01 21:14
Бабы ещё нарожают?
Новый комментарий от романтик
2020-06-01 20:48
Манипулирование и управление
Новый комментарий от Брат
2020-06-01 20:43