Утверждение веры Церкви

Слово протоиерея Александра Шаргунова в день памяти отцов шести Вселенских Соборов

Сегодня Церковь совершает память святых отцов шести Вселенских Соборов и святого равноапостольного великого князя Владимира. Шесть Вселенских Соборов — утверждение веры Церкви, которую принял при святом крещении святой благоверный великий князь Владимир, и которую мы исповедуем. Всего было семь Вселенских Соборов. Седьмой был созван для осуждения еретиков, не почитающих святые иконы. Этот Собор явился как бы печатью всех остальных Соборов.
 
Первый и Второй Соборы, Никейский и Константинопольский, отвергли ересь, посягавшую на Божество Господа нашего Иисуса Христа. Если Христос — просто выдающийся Человек, то почему мне нужно следовать за Ним? Почему не идти за Буддой, Кришной или еще каким-нибудь великим духовным учителем? Но если Он — Бог, тогда все должно измениться в моей жизни. Я должен только Его слушать и Ему одному внимать. Каждое слово, которое Он говорит, должно иметь для меня решающее значение. Мы должны сегодня спросить себя, как мы исповедуем нашу веру, как воспринимаем слово Христово. Не привыкаем ли к этой тайне веры, что Христос — истинный Бог?
 
Особое значение имели так называемые Халкидонские — Четвертый, Пятый и Шестой Вселенские Соборы, которые говорили о соединении двух природ в личности Богочеловека. Никео-Цареградские и Халкидонские Соборы созвучны друг другу. На Первом Вселенском Соборе в Символе веры даже была такая формула исповедания: «последуя святым отцам».
 
То есть Церковь не говорила что-то новое о тайнах веры, а лишь утверждала то, что она всегда знала, приняв от Бога. Но тайны веры надо было оградить от нападок безумных еретиков, от попыток гордого человеческого ума, проникнуть в непостижимое одним своим падшим ограниченным разумом. Церковь поставила меч херувимский — святые догматы — у входа во Святое Святых.
 
Суть Никео-Цареградских Соборов сводится к тому, что Господь наш Иисус Христос единосущен Богу Отцу, а смысл Халкидонских Соборов — к тому, что Господь наш Иисус Христос единосущен нам, роду человеческому. И ту, и другую тайну они соединяют.
 
Мы знаем, что и в наше время появляется много еретиков. Сатана не может расшатать Церковь путем отмены Символа веры. Это невозможно, потому что Символ веры — недвижимый камень, как и заповеди Божии, и отказывающийся строить на нем, сразу обнаруживает себя. Враг Церкви избрал другой путь: попытаться соединить несоединимое. 
 
Святитель Афанасий Великий говорит, что главное в духовной жизни и в богословии — чувство равновесия. Когда забывают о том, что Христос — это Человек из Назарета, историческая личность, когда мало уделяют внимания человеческому естеству Христа, тогда с неизбежностью теряется это таинственное равновесие. И образ Христов становится не таким реальным, каким он должен быть для внимающих Ему и следующих за Ним. Он становится немножко мифом. Отсюда множество ложных учений и проистекающие от них бедствия. Там, где совершенный человек — абстракция, человечество ищет такой идеал, который отвечал бы его представлениям. Отсюда — гуманизм, который в свою очередь развивается в утопию коммунизма. И наконец — то, чему мы становимся свидетелями, — происходит отказ человека от своего человеческого достоинства.
 
Так происходит нарушение равновесия не только в мире, который постепенно отделяется от Церкви, от тайн человека и Бога и вырабатывает свои, отделенные от нее учения. Это все более проникает и в Церковь, по крайней мере, в те христианские общества, которые продолжают именовать себя таковыми. Мы знаем, что эти лжеучения получают широкое распространение не только у протестантов.
 
А у нас — когда нарушается это равновесие? Мы можем быть православными по имени. А практически мы — своего рода монофизиты, если не хотим видеть страдания людей, их грехи и заблуждения. Нам кажется, что вся духовная жизнь заключается только в молитве. А забота о других людях, с естеством которых Христос соединился в Своем таинственном Воплощении, нас не касается. По существу, мы не видим Самого Христа — именно так Он скажет нам на Страшном Своем последнем Суде. Вот к чему приводит это ложное богословие, которое входит не прямо через дверь — через ложные исповедания, — а через ложное осуществление в нашей жизни той тайны, которую исповедует Церковь шести Вселенских Соборов.
 
И наоборот, мы можем чрезмерно сосредотачиваться на земных заботах, забывая о том, что смысл Воплощения Божия, — соединить человека с Богом. Чтобы мы стали подобными Ему по дару Его крестной любви. Чтобы нам открылось, что значит исповедовать веру святых отцов, узнавая ее тайны «не плотью и кровью».
 
Мы помним, как преподобный Серафим Саровский исцелил М. В. Мантурова от хромоты чудом исповедания веры. Преподобный спросил: «А веруете ли Вы в Господа Иисуса Христа, что Он есть Богочеловек и в Пречистую Его Божию Матерь, что Она есть Приснодева?» «Верую», — ответил тот. По сути вопрос был о том самом Символе веры, который мы читаем каждое утро и поем за каждой Божественной литургией. «Если веруете от всего сердца, то чего Вы еще хотите, — сказал преподобный, произнося вместе с ним это исповедание, — Вы уже здравы! Господь для того и пришел, чтобы верующим в Него дать здравие и спасение». И Мотовилов получил чудесное исцеление.
 
Вера в то, что Бог стал человеком и что неслитно и нераздельно соединились в Нем два естества, — целительна, а отступление от этой веры приводит к болезни и вечной гибели.
Мы слышим в этот день за литургией Евангелие об исцелении расслабленного. Оттого что он сам не в состоянии придти ко Христу, его друзья приносят его к Нему. Для него и очевидно для них это вопрос жизни и смерти. Господь испытывает их веру. Он как бы говорит: «Веруете ли, что Я могу это сделать?» Видя веру их и расслабленного, Господь говорит: «дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои». Таково ли наше исповедание веры, или мы, как у нас это часто бывает, одними устами произносим Символ веры? Самое главное — исцеление духовное, чтобы мы увидели, как увидел этот расслабленный, не просто чудо Богом сотворенного мира, но Самого Господа Иисуса Христа, истинного Бога и истинного Человека.
 
Будем также помнить о том, что одни, видя чудеса Христовы, радостно удивляются: «Никогда не бывало такого явления в Израиле!» А другие — замышляют убить Того, Кто совершил это чудо. Другие — это богословы, которые жизнь свою посвятили изучению тайн веры, и являются религиозными учителями народа. Но когда тайна веры является самим делом — исцелением расслабленного — происходит такое их страшное помрачение. Если мы на самом деле хотим стать исцеленными, если наше исповедание имени Господня нелицемерно, мы должны сострадать несчастьям, болезням и расслабленности других людей вместе с Господом нашим Иисусом Христом, Богом, ставшим человеком ради спасения каждого человека.
 
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

6. Ответ на 5., электрик:

Твои «святые» отцы - это Маркс, Энгельс и Ленин.

М.Яблоков / 30.07.2019

5. Ответ на 1., Ник Ликашин:

Мои убогие размышления.Разве восшествие на Голгофу совершилось бы, если не предательство Иуды? Разве можно считать подвигом своё согласие на Распятие того, кто знает о своем будущем воскрешении? Не соглашусь с анафематствованием Ария на В. С.: собственно, вся Европа при принятии христианства арианствовала, в том числе и Русь, т. к. речь у Ария не шла о тонких взаимоотношениях Св. Троицы, а о житейском почитании сыновьями своих отцов, в том числе и клириков.

Я же тебе не раз говорил - что ты тут делаешь? Чего тебя сюда тянет? Ты хочешь что то узнать? Но на этом форуме это невозможно. Тут ...какофония, особенно в духовном смысле. Очень легко найти ответы на вопросы ,читая св. Отцов ,обращаясь к ним сердцем.И Евангелие. А если ты пришел что то сказать,что то утверждать - что же,имеешь право,ентерьнет,все таки. Но знай - ничего в этом случае не приобретешь.

электрик / 29.07.2019

4. Ответ на 1., Ник Ликашин:

«Не предательство Иуды соделало нам спасение, но мудрость Христа, дивно обращавшая злодеяния других в нашу пользу.» (Свт. Иоанн Златоуст). https://clck.ru/HKmzL

М.Яблоков / 29.07.2019

3. Ответ на 1., Ник Ликашин:

Это пример гуманитарной веры! ))

М.Яблоков / 29.07.2019

2. Ответ на 1., Ник Ликашин:

Мои убогие размышления.Разве восшествие на Голгофу совершилось бы, если не предательство Иуды? Разве можно считать подвигом своё согласие на Распятие того, кто знает о своем будущем воскрешении? Не соглашусь с анафематствованием Ария на В. С.: собственно, вся Европа при принятии христианства арианствовала, в том числе и Русь, т. к. речь у Ария не шла о тонких взаимоотношениях Св. Троицы, а о житейском почитании сыновьями своих отцов, в том числе и клириков.

Круто! Как-то не ожидал от Вас арианства. Неожиданно.

1. Re: Утверждение веры Церкви

Мои убогие размышления. Разве восшествие на Голгофу совершилось бы, если не предательство Иуды? Разве можно считать подвигом своё согласие на Распятие того, кто знает о своем будущем воскрешении? Не соглашусь с анафематствованием Ария на В. С.: собственно, вся Европа при принятии христианства арианствовала, в том числе и Русь, т. к. речь у Ария не шла о тонких взаимоотношениях Св. Троицы, а о житейском почитании сыновьями своих отцов, в том числе и клириков.

Александр Шаргунов:
«Сам Господь даст вам знамение»
Слово протоиерея Александра Шаргунова в праздник иконы Божией Матери «Знамение»
10.12.2019
В этом смысл всех наших праздников
Слово в Неделю 25-ю по Пятидесятнице
08.12.2019
Екатерина значит «чистая»
Слово протоиерея Александра Шаргунова в день памяти святой великомученицы Екатерины
07.12.2019
Благодатная связь поколений
Слово протоиерея Александра Шаргунова на Введение во Храм Пресвятой Богородицы
03.12.2019
Есть ли место для Бога в нашей жизни?
Слово в Неделю 24-ю по Пятидесятнице
01.12.2019
Все статьи автора
Последние комментарии
Россия и государственные услуги
Новый комментарий от Света Ч.
12.12.2019
Когда можно делать аборты?
Новый комментарий от максим поляков
08.10.2019
Возбудить дело против депутата Оксаны Пушкиной
Новый комментарий от NNNN
11.12.2019
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от Александр Сивков
05.12.2019
Панос Камменос: Элладская Церковь совершила преступление
Новый комментарий от Алекс1968
12.12.2019