Десятина, жирные попы и Чечня

Обращение к критикам, «правдоискателям» о десятине

Обсуждение вопроса установленных пожертвований - десятины происходит не только в религиозной среде, но и выходит далеко за церковную ограду. Эта тема будоражит и вызывает интерес, споры и негодование. Насколько это жизненно, этично и нравственно обсуждать? Кому и как? Какие примеры мы видим в других культурах?

Подоплекой вызванного бурного интереса к данной теме послужили недавние слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «Десятина, которую в России начал впервые применять князь Владимир, - это традиция нашего народа. Ведь на протяжении долгих лет государство в целом, а до этого отдельные княжества, действительно платили церкви десятину... общество, которое платит церкви десятину - это общество справедливое и солидарное». 

 

Откуда это все взялось? Но чтобы не быть профаном и человеком, обворованным информацией, стоит обратиться к первоисточнику и понять, откуда это все взялось?

Заглянем в Библию (книга Левит 27: 30-32): «И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня (...) Это устав вечный в роды ваши; среди же сынов Израилевых они не получат удела; так как десятину сынов Израилевых, которую они приносят в возношение Господу, Я отдаю левитам в удел...».

Десятина должна была пойти на нужды Священников и Левитов - служителей в скинии собрания, а позже - Храма Божия. Об этом же свидетельствует пророк Иезекииль (Иез. 44: 29-30). Каждый 3-й год десятина передается не в храм, а левитам, пришельцам, сиротам и вдовам (Втор 14: 27-29).

Суть и значение десятины для верующих - это служение Богу (Втор 14: 23). Главный посыл такого действия - отдать из добытого десятую часть - это убежденность в том, что все на земле принадлежит Богу и благодаря только Ему мы все имеем здесь на Земле (Пс. 23: 1). Исполнение десятины - это прямое повеление Бога своему созданию - человеку!

 

Итак, обращение главы религиозной организации к пастве со словом о десятине это в первую очередь обращение к верующим о виде служения Богу в обществе, а не лично иерарху. Ведь церковь в современных условиях обладает не только штатом духовенства и храмами, но и сетью учебных и социальных заведений: семинарии, академии, различные реабилитационные центры, приюты для бездомных и престарелых, хосписы, садики, гимназии, воскресные школы, различные детские кружки, клиники. Церковь осуществляет активную деятельность на культурном, спортивном, образовательном и научном поле, воплощая различные долгосрочные проекты, что дает быть нравственным обществу.

Но в итоге мы видим непонимание тех людей, которые называют себя верующими и отрицают очевидную необходимость исполнения повеления Божия.

Вот что об этом говорит Святое Писание (книга пророка Малахия гл.3 ст. 8-16): «Со дней отцов ваших вы отступили от уставов Моих и не соблюдаете их; обратитесь ко Мне, и я обращусь к вам, говорит Господь Саваоф. Вы скажете: "как нам обратиться?" Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: "чем обкрадываем мы Тебя?" Десятиною и приношениями. Проклятием вы прокляты, потому что вы - весь народ - обкрадываете Меня. Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и, хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка? Я для вас запрещу пожирающим истреблять у вас плоды земные, и виноградная лоза на поле у вас не лишится плодов своих, говорит Господь Саваоф. И блаженными называть будут вас все народы, потому что вы будете землею вожделенною, говорит Господь Саваоф. Дерзостны предо Мною слова ваши, говорит Господь. Вы скажете: "что мы говорим против Тебя?" Вы говорите: "тщетно служение Богу, и что пользы, что мы соблюдали постановления Его и ходили в печальной одежде пред лицем Господа Саваофа? И ныне мы считаем надменных счастливыми: лучше устраивают себя делающие беззакония, и хотя искушают Бога, но остаются целы". Но боящиеся Бога говорят друг другу: "внимает Господь и слышит это, и пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его"».


Насколько этична критика вопроса исполнения воли Божией о десятине неверующему и верующему человеку? Как с точки зрения законов светского государства, так и религиозной группы, это вопрос, в первую очередь, внутренний конфессиональный, это вопрос той внутренней традиции, уклада существования общины. В богоборческом государстве, когда уничтожалась Церковь, возможность осуществления десятины было невозможно, тогда появились прейскуранты «добровольных пожертвований» за требы вместо десятины. Поэтому уместно говорить о десятине,как о пожертвованиях и о явлении в целом.

Критика практики десятины (пожертвований) заключается в следующих вопросах:

1) Вопрос в недобросовестности их использования, на какие цели уходят эти пожертвования?

2) Обвинение Церкви в экономических преступлениях.

3) Из-за «жирных» попов я не буду давать пожертвования. Вопрос безнравственности служителей.

 

1. Итак, куда уходят пожертвования? Частично ответ уже был дан на этот вопрос выше: на штат, социальные и образовательные проекты учреждения, а также на церковную утварь и ЖКХ.

Но теперь возникает вопрос этичности, насколько нравственно критиковать и кому критиковать дано? Ведь у нас свобода слова!

Чтобы критика имела нравственное право на свое существование, стоит делать больше благородных поступков, чем тот объект, который критикуешь. Например, Московская епархия, собрала пострадавшим от наводнения в Иркутской области более 10 млн. руб., не говоря о том, что другие епархии РПЦ также сотворили сбор пострадавшим. Так вот дорогие критики, сделайте более убедительный поступок благотворительности, чтобы тогда вы нравственно оправданно смогли сказать: «Я по сравнению с вами намного больше сделал, чем вы».

 

Почему-то эти поступки Церкви не замечены «правдолюбивыми» СМИ и «критиками» Церкви. Свобода слова, это не свобода клеветы и циничной лжи, это не свобода оскорбления чувств верующих.А ведь Церковь благодаря вашим пожертвованиям осуществляет проекты благотворительности.

2. Обвинение Церкви в экономических преступлениях. Обвинения в адрес Церкви сводятся в том, что она не платит налоги, обирает население, и еще попрошайничает, все это сводится к обвинению в экономических преступлениях.

Однозначно, что Церковь это составное и неотделимое гражданского общества и граждане государства имеет полное право на осуществление своего религиозного образа жизни.

Итак, все экономические преступления, которые совершаются в стране это преступления на 99,99% совершаются вне стен храма! Но желание создавать образ врага народа, навязывание террористических и безбожных штампов - Церковь опиум для народа, это мнение подавляющего меньшинства. Кто эти люди в нравственном плане?

 

Давайте посмотрим на этот вопрос как непредвзятый атеист, просто из объективных статистических фактов. Если мы возьмем взаимоотношения преступлений 0,01% и 99,99%, то очевидно видна несоразмерность претензий и обвинений. Это сознательная ложь, нападки НРАВСТВЕННЫХ УРОДОВ и глубоко невежественных людей, всей душою не отстаивающих правду и справедливость, а на 99,99% ненавидящих правду и справедливость.

3. «Жирные» попы со своей роскошью мне не дают покоя. Безнравственность пастырей. Не хочу и не буду оправдывать безнравственность пастырей, образ которых должен являть образ Христа. И оценка, нами людьми, пастыря с его немощами, также может быть глубоко субъективная. Мы можем любить Христа, когда Он исцелил или воскресил человека, а если Он вас погонит плетью, как это сделал в храме? Как Его после этого любить? Тоже самое относится и к пастырям в оценках.

Еще раз повторяю, не хочу оправдывать безнравственность, и нам пастырям, нарекание со стороны говорит о том, чтобы мы не подавали повод соблазна. Я знаю многих состоятельных священников. Поверьте, источник обладания богатством, это совсем не пенсии прихожан и не доход храма. В большинстве случаев это состоятельные родственники, знакомые, попечители. На основании этого создаются лживые обвинения.

 

Если мы говорим о Церкви в аспекте поступков безнравственных пастырей, то почему бы не говорить о высоконравственных священниках и о их поступках? Зачастую о священниках говорят, как о самолетах, когда они падают, а когда летают возвышенно, «правдоискатели» и «правдивые» СМИ о них молчат.

Незаслуженное осуждение пастырей исходит от испорченной нравственной природы человека. Когда человек не может и не хочет жить нравственно, самому быть примером благочестия, тогда возникает «потребность» обгадить кого-то, чтобы на этом созданном для себя фоне кучи дерьма выглядеть лучше.

 

Если мы действительно сталкиваемся с несоответствием образа пастыря, с его призванием и нам это служит соблазном для пожертвований, то всегда найдётся место, где вас очень ждут.

Как и кому должно давать десятину в современных условиях? Исполнять волю Божию - давать десятину это правильно, но нужно смотреть по обстоятельствам. Если вы беспокойны по поводу ваших пожертвований, не уверены в рентабельности и правильности освоения средств, то лучше самому принять участие в жизни прихода-общины, когда вы, например, сможете сами оплачивать ЖКХ, сделать ремонт, купить необходимую церковную утварь и т.д. Если вы сможете помочь и своим трудом восстановить экономику прихода это будет еще лучше.

 

Как на мой взгляд, самое востребованное финансирование, это вкладывать в деятельных людей, занимающихся миссионерством, просветительской деятельностью, зачастую это жертвенные люди, которые свое личное время, а иногда даже в ущерб семейным интересам, отдают на служение Церкви. Занимайте активную социальную православно-общественную позицию. Принимайте участие в разных молодежных проектах.

Я священник, который имел первый приход в сельской глубинке, где автобус ходил раз в неделю, знаю, что такое нищета людей не понаслышке. Моей месячной зарплаты не хватало чтобы поехать в областной центр. Несмотря на «жирных попов», о которых часто говорят в СМИ, благодаря чему создан миф о жирной поповской жизни, реальная статистика - 70% духовенства, а тем более сельского, это люди живущие за чертой бедности, жертвенно служат ради Бога и паствы. А есть те, которые трудятся практически бесплатно. Ваши пожертвования, десятина, будет всегда кстати в поддержку сельских священников и развитие таких приходов. «Доброхотно дающего любит Бог» (2 Кор. 9: 7).

Почему у нас не так как в Чечне? Я ехал как-то автостопом из Москвы в Ростов-на-Дону, водитель, который меня подобрал, ехал в Грозный, оказался чеченцем, глубоко верующим мусульманином, работающим в правоохранительных органах республики. Завязался жаркий разговор на религиозную тему, нам обоим было интересно. В разговоре поднялся вопрос и оплаты священнослужителей. Оказывается, все муфтии Чечни на государственном окладе, получают зарплату как чиновники, и кроме того, они получают на республиканском уровне поддержку в получении жилья и автомобиля. Когда я рассказал нашу ситуацию, все выше перечисленное, то он весьма удивился, после чего сказал: «Если бы ваши президенты, чиновники, меры, верили и любили Бога, не на словах и не на показ в храм ходили, а любили и верили так как наш Рамзан Кадыров, то у вас у русских так же было бы».

 

Теперь мне хочется обратиться к критикам, «правдоискателям» о десятине, а не хотите вы поехать в Чечню в главную мечеть, и там рассказать муфтию, прихожанам, что он не должен получать от государства зарплату? Почему-то там вас нет и не слышно. А вот нам, православным русским священникам и прихожанам, трубите, что десятина - это не нужно. А ведь до революции Православная Церковь была на обеспечении государства.

В заключение этой статьи хочу снова обратиться к словам Патриарха: «Общество, которое платит церкви десятину - это общество справедливое и солидарное».

Это вытекает из природы самого человека, мы организм - род человеческий, и каждый из нас как клеточка в этом организме, и, если нет обмена между клетками, нет веры в Бога, исполнения Его воли, общество становится безнравственным и вымирает.

Протоиерей Олег Трофимов, доктор богословия, магистр религиоведения и философских наук, публицист

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Загрузка...
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

10. У нас есть уже база для Православного социализма!

Так что, дорогой батюшка, уж коль влезаете в социальные и государственные вопросы, затрагиваете их, то надо делать это компетентно и грамотно. Надо быть в них специалистом. И иметь серьезную подготовку. Тут дяди из ГД и правительства уже не знают, как налог с народа содрать за сортир на даче или за какую-нибудь лишнюю висюльку на бампере автомобиля(!), а он тут начал распинаться за ветхозаветную десятину. Нашел время. 2) [qoute]Я ехал как-то автостопом из Москвы в Ростов-на-Дону

Скажите, а семьи с детьми могут проехаться автостопом?

70% духовенства, а тем более сельского, это люди живущие за чертой бедности

Знаем. Но это как, вообще? Может быть, МП надо встряхнуться и поиметь совесть? Есть же какие-то разумные пределы, нормы, есть же социальная концепция РПЦ. Оставим в стороне дискуссию о ней. Но просто даже сия концепция уже изрядно подзабыта. 3) Или, может быть, со своей любовью к экуменизму МП поинтересуется, что такое христианский социализм? О, да! У нас же есть база для Православного социализма! И что? 4) И еще. О мусульманах. Каков наш авторитет у них? Вот, почитайте, пожалуйста. Каким должен быть духовный авторитет: https://tinyurl.com/y2a6s4at Иначе грош цена. Миллион раз уже сказано, что для русского народа, для славянского народа идея справедливости является определяющей. А где "печалования за народ" нашей Церкви, которые всегда были? Увы...

Углич / 28.07.2019

9. Re: Десятина, жирные попы и Чечня

В разговоре поднялся вопрос и оплаты священнослужителей. Оказывается, все муфтии Чечни на государственном окладе, получают зарплату как чиновники, и кроме того, они получают на республиканском уровне поддержку в получении жилья и автомобиля.

Согласен. Богатейшая республика. Но за все это платит Россия. За счет России все это.

Углич / 28.07.2019

8. На: "Десятина, жирные попы и Чечня"

Немедленно сообщите, какие суммы РПЦ переводит во всемирный совет церквей? И объясните, почему оттуда до сих пор не вышли? Приведенные замечательные примеры - это капля в море ...

Углич / 26.07.2019

7. Откуда это все взялось?

Взялось от евреев. Батый ведь тоже брал десятину, десятину брало и духовенство, князь тоже не дурак и себе десятину откусывал. Всем было хорошо, кроме трудового народа, да вот только три десятины не выдерживает ни одна экономика, не выдержал тогда и русский народ - в упадок пришла земля русская. Два с половиной века провала.

Hyuga / 23.07.2019

6. Ответ на 3., охтенский обыватель:

разширить

изкушение

Зкверно пизать незущезтвующие злова.

Коротков А. В. / 23.07.2019

5. Re: Десятина, жирные попы и Чечня

Если мы возьмем взаимоотношения преступлений 0,01% и 99,99%, то очевидно видна несоразмерность претензий и обвинений. Это сознательная ложь, нападки НРАВСТВЕННЫХ УРОДОВ и глубоко невежественных людей, всей душою не отстаивающих правду и справедливость, а на 99,99% ненавидящих правду и справедливость. (с) Эта логика лишь льёт воду на мельницу критиков. 1 - вас могут спросить: откуда взята пропорция 99,99% на 0,01%? Может, там 99,64 на 0,36? А вдруг 98 на 2? 2 - вам могу сказать, что 0,01% от 1 миллиарда - это сто тыщ. А сто тыщ - это тоже деньги. 3 - вам могут сказать, если считать даже от 1 трлн, то получается 100 мильонов, а особняков-мерседесов-смартфонов сомнительного происхождения у священнослужителей гораздо больше (один злосчастный центр под геленджиком - помните, как его мусолили лет 6 назад?) стоит больше. Так что ваша пропорция, скорее всего, неверна — и смотри пункт 1. 4 - если представить, что речь идёт не о деньгах, а, скажем, о смертях, то... Вы раскрыли 99,99% убийств, но ещё 0,01 раскрывать почему-то принципиально не хотите, а тех, кто хочет, называете капслоком нравственными уродами и ненавидящими правду людьми. Нормально ли это? А ориентироваться на Чечню - это вообще бред. Во-первых, там имамы получают копейки, причём не за утренние завывания на минаретах, а, скажем так, за поддержание порядка и пресечение ваххабитской пропаганды. Есть сильное подозрение, что сейчас в Москве или Казани проще найти ваххабита, чем в Грозном.

рудовский / 22.07.2019

4. Re: Десятина, жирные попы и Чечня

Кроме того, каждый мусульманин платит обязательный ежегодный налог с доходов и имущества - закят.

М.Яблоков / 22.07.2019

3. Ответ на 1., Советский недобиток:

Любопытно. Это-то в "светском" государстве? Или оно уже светско-исламское?

Со светскостью государства пора кончать. Всё это - суть либералистические выдумки, на изкушение и погибель нам силами тьмы порожденные. А Церковь, отделенная от Государства - то же, что Душа, отделенная от тела. Как сказано было, "читающий да разумеет"... Русь Святая, храни Веру Православную!

охтенский обыватель / 22.07.2019

2. Re: Десятина, жирные попы и Чечня

занятно, что о десятине так любят разсуждать атеисты. Хотя, казалось бы, какое им до того может быть дело? Или боятся, что спросят с них всё-таки за всё, что они натворили? Предъявят счета, да попросят компенсировать хотя бы в денежной форме нанесенные ими разрушения? Не от того ли атеисты так пытаются разширить свою секту (кстати, как и содомиты), - они же как бесы, лучше чем кт-либо знают о правоте Православия, что Бог есть, что спрос с них будет, вот и пытаются побольше соблазнить в свою "секту". Хотят. чтобы когда с них спрос был, чтоб побольше их было, разсчитывают, неугомонные арифмометры, что тогда каждому из них меньше платить придется... Русь Святая, храни Веру Православную!

охтенский обыватель / 22.07.2019

1. Re: Десятина, жирные попы и Чечня

Оказывается, все муфтии Чечни на государственном окладе, получают зарплату как чиновники, и кроме того, они получают на республиканском уровне поддержку в получении жилья и автомобиля

Любопытно. Это-то в "светском" государстве? Или оно уже светско-исламское?

Советский недобиток / 22.07.2019
Олег Трофимов:
Мир без войн и «кафиров»
Правящая династия Саудовской Аравии разорвала союз с ваххабитами
10.10.2019
Открытое обращение к старообрядцам
Неужели разделением мы будем дальше радовать дьявола?
09.10.2019
«Фашизм – прямое порождение дикого капитализма»
О V Международном съезде антифашистов «Будущее без нацизма и терроризма» в Севастополе
06.08.2019
Внедрение Ватиканом фашистской идеологии на Украине с целью ее религиозной экспансии: история и современность
Доклад на V Международном съезде Международного Союза Антифашистов на тему «Будущее без нацизма и терроризма»
04.08.2019
Бесстрашный Святой, а потому и бессмертный «ВДВшник»
Сегодня Церковь празднует Ильин день
02.08.2019
Все статьи автора