«Учитель нравственно, духовно формирует личность»

В Кремле прошло заседание, посвященное вопросам формирования системы воспитания подрастающего поколения

Вчера в Екатерининском зале Московского Кремля состоялось заседание Совета при Президенте по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей на тему «Вопросы формирования системы воспитания подрастающего поколения», сообщает сайт Кремля.

Со вступительным словом на заседании выступила председатель Совета, спикер верхней палаты российского парламента Валентина Матвиенко.

По мнению Валентины Матвиенко, пробелы в воспитании подрастающего поколения вселяют тревогу за настоящее и будущее страны, а потому имеется серьезный общественный запрос на обсуждение этой темы, сообщает сайт Совета Федерации.

Председатель СФ напомнила, что в текущем десятилетии принят комплекс документов, где нашли отражение вопросы воспитания подрастающего поколения, защиты семьи и детей. Среди них — Национальная стратегия действий в интересах детей, Концепция государственной семейной политики, государственная программа «Патриотическое воспитание граждан» и Стратегия развития системы воспитания в Российской Федерации, принятая в 2015 году.

«Общая стратегия разработана, но есть весомые основания полагать, что эти документы не действуют в полной мере», — считает председатель СФ. По ее мнению, необходимо добиться, чтобы эти стратегии и программы заработали в полную силу и были увязаны с национальным проектом «Образование» и мероприятиями программы «Десятилетие детства».

Как отметила Матвиенко, ребенок воспитывается непрерывно, но в настоящее время нельзя бездумно использовать методики и подходы, разработанные в прошлом, когда мир был другим и общество жило по другим законам.

«Конечно, воспитывая маленького человека, многое из отечественного культурного и педагогического наследия нам следует сохранить. Воспитание человека было и остается средой существования непреходящих истин и принципов, без реализации которых немыслимо существование общества», — сказала Матвиенко.

«Сегодня всесторонняя поддержка семей с детьми – национальный приоритет России. Мы должны шаг за шагом стремиться к тому, чтобы каждая семья в нашей стране чувствовала уверенность в будущем, а дети росли в атмосфере любви и заботы», — подчеркнула председатель СФ.

Вместе с тем, касаясь школьной проблематики, глава верхней палаты парламента напомнила, что в действующем законодательстве под образованием подразумевается «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения». «Учитель – это не только "предметник". Он нравственно, духовно формирует личность. Общение ученика с учителем — важнейший элемент социализации и воспитания личности», — сказала Матвиенко.

Она затронула некоторые аспекты общих для всей системы школьного образования воспитательных и учебных программ, которые, по ее мнению, еще не до конца сбалансированы с новыми задачами жизни и вызовами времени.

«Эффективная система воспитания – это полноценная, современная инфраструктура воспитания, в том числе учреждения дополнительного образования, культуры, спорта. Важно сформировать такую воспитательную среду, которая будет способствовать всестороннему полноценному развитию каждого конкретного ребенка, будет учитывать его предпочтения и интересы, а не среду, где учат ходить строем».

Валентина Матвиенко отметила положительные результаты на этом направлении. В частности, успешные проекты в области выявления и поддержки талантливых детей, как на федеральном, так и на региональном уровнях: «Большее значение имеет вовлечение детей, подростков, молодежи в общественную жизнь, деятельность, в которой они могут раскрыть, реализовать себя».

Валентина Матвиенко призвала грамотно использовать социализирующий, обучающий и воспитательный потенциал цифровых технологий.

«В современном мире преимущества имеет та страна, которая располагает лучшим человеческим капиталом. А это не только интеллект, знания, но и духовность. Вот почему сейчас в глобальном масштабе идет борьба не только за умы, но и за души людей, в первую очередь — молодежи. Сильная Россия это не только могучая экономика, мощная армия. Не в меньшей мере это люди — интеллектуально развитые, инициативные, деятельные. Знающие и принимающие систему нравственных, духовных ценностей, лежащих в основе нашей истории, нашей культуры, нашего общественного строя. Это и есть то, что принято называть национальной идеей», — считает председатель СФ.

«Мы достигли национального консенсуса в том, что касается наших базовых ценностей. Они закреплены в Конституции России. Задача воспитательной работы – доносить их до детей, молодежи, передавать от поколения к поколению», — заключила Валентина Матвиенко.

Министр просвещения Ольга Васильева представила доклад о реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Она рассказала о ходе национального проекта и федеральных программ в сфере образования.

Васильева, в частности, сообщила, что с 1 сентября Министерство запускает просветительский портал для семей, где будет содержаться информация для родителей, касающаяся воспитания и обучения детей.

В своём выступлении министр подчеркнула, что воспитание и развитие личности – одна из ключевых задач нацпроекта «Образование», на реализацию которого до 2024 года выделено почти 785 млрд рублей. Вопросы воспитания также включены в план основных мероприятий до 2020 года в рамках Десятилетия детства, сообщает сайт Министерства просвещения России.
 
«Вместе с тем основная работа по построению эффективной системы воспитания с 2015 года ведётся в рамках реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Документ сформулирован достаточно обобщённо, что позволяет на основании Стратегии вести деятельность в сфере воспитания с высокой степенью вариативности», – сказала министр.
 
О.Ю. Васильева сообщила о начале апробации в 11 регионах примерных программ воспитания учащихся, разработанных Минпросвещения совместно с институтами Российской академии образования. С сентября 2019 года к их апробации присоединятся все регионы страны.
 
По словам министра, примерные программы представляют собой модульное описание возможных форм и способов работы с детьми, с помощью которого школы могут разрабатывать собственные программы воспитания. Внедрение примерных программ воспитания во все школы России запланировано на 2020/2021 учебный год.
 
Глава Минпросвещения также информировала о том, что в рамках реализации федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» нацпроекта «Образование» создается портал для информационно-просветительской поддержки родителей, который будет запущен 1 сентября 2019 года.
 
О.Ю. Васильева уточнила, что портал будет содержать информацию по оказанию методической, психологической помощи, а также воспитанию и развитию детей.

По словам заместителя председателя Правительства России Татьяны Голиковой, новые санитарные правила и нормы (СанПиН), связанные с питанием в школах и детских коллективах, могут появиться уже в 2019 году. «Роспотребнадзор завершает подготовку документа, который связан с иными подходами к питанию в школе и детских организованных коллективах».

Заместитель председателя Государственной Думы Ирина Яровая полагает, что должны появиться образовательные программы с дополнительным общеразвивающим компонентом и программы воспитательной работы в организациях для детей-сирот: «Предлагаю на законодательном уровне оперативно решить данные вопросы».

Председатель Счетной палаты России Алексей Кудрин считает, что в школах нужна усиленная психологическая поддержка. В каждой школе должно быть несколько детских психологов. Сейчас на 42 тысяч школ приходится только одна тысяча психологов, добавил он.

Об итогах деятельности рабочей группы по теме «Вопросы формирования системы воспитания подрастающего поколения» информировала руководитель рабочей группы, телеведущая Арина Шарапова.

Члены Совета и приглашённые на заседание представители органов исполнительной власти и общественных организаций, руководители высших учебных заведений и общеобразовательных учреждений, педагоги обсудили различные аспекты воспитания детей и молодёжи.

Совет сформирован в ноябре 2018 года в целях реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей, подготовки предложений по её совершенствованию, осуществлению общественного контроля за выполнением планов мероприятий в рамках Десятилетия детства.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
"Русская школа"
«Профессия — это пророческое свойство человека»
Общее образование, оторванное от христианских корней, провоцирует ложное восприятие слова «профессия» и морочит голову родителям
19.10.2019
О критике системы высшего образования
Чиновники и предприниматели не понимают, что выпускников нужно обучать на рабочем месте и адаптировать к конкретному труду
15.10.2019
«Культурный норматив школьника» - благо или зло?
Стартовавший 1 октября межведомственный проект Минкультуры и Минпросвещения вызвал неоднозначную оценку
03.10.2019
Все статьи темы