Открывший «внутреннего врага»

О книге великого православного мыслителя Игоря Шафаревича «Русофобия» и его термине «Малый народ»

Основные труды Игоря Ростиславовича Шафаревича (3.06.1923 – 19.02.2017) были посвящены алгебре и теории чисел, он считается основоположником советской школы алгебраической геометрии. Одновременно Шафаревич был ярким православным мыслителем, который оставил заметный след в истории Русской патриотической мысли.

Игорь Ростиславович Шафаревич родился в 1923 году в Житомире, в семье университетского преподавателя теоретической механики, которая довольно скоро переехала в Москву. Еще школьником он увлекся математикой. 

«Математика меня поразила каким-то чувством необыкновенной красоты, довольно скрытной, – вспоминал он позже. – Один величайший математик написал даже на эту тему книгу: что в математике есть некая красота конструкции, которую если не почувствовать, то этого всего не усвоить. И это такое же эстетическое чувство, как в музыке, рисовании». 

Уже в девятом классе Игорь Шафаревич написал свои первые работы по теории чисел. Ознакомившись с ними, математик Борис Делоне посоветовал мальчику поступать на мехмат МГУ. Закончив школу в 1940 году, подросток сдал экзамены экстерном и был зачислен сразу на последний курс. В 17 лет он окончил МГУ, в 19 – защитил кандидатскую диссертацию, в 24 – докторскую. С 1944 года Шафаревич начал преподавать на механико-математическом факультете МГУ, с 1946-го работал в Математическом институте имени В.А.Стеклова Академии наук СССР. В 1958 году был избран членом-корреспондентом АН СССР, в следующем году получил Ленинскую премию по математике за открытие общего закона взаимности и решение обратной задачи теории Галуа.

В 1977 году во Франции вышла книга Игоря Шафаревича «Социализм как явление мировой истории». Примерно в то же время он написал свою знаменитую «Русофобию». Появившись в самиздате в 1983 году, она была раскритикована большинством советских диссидентов, в том числе Андреем Сахаровым. Математика обвинили в антисемитизме. Совет Американского математического общества выступил с осуждением «антисемитских работ Игоря Шафаревича». Национальная академия наук США, у которой не существует процедуры исключения членов, обратилась к нему с просьбой добровольно покинуть организацию. Более 400 математиков опубликовали открытое обращение к ученому с требованием пересмотреть изложенную в работе позицию.

В декабре 1991 года Шафаревич был избран академиком РАН по секции математики, механики, информатики. С начала 1990-х стал участвовать в работе разнообразных патриотических организаций, в итоге принял решение сосредоточиться на литературной и публицистической работе. 

В 2003 году он подписал обращение деятелей науки и культуры «В связи с организацией кощунственной выставки в центре Сахарова», осуждающее выставку «Осторожно, религия!». В том же году вышел из Академии наук США, протестуя против войны в Ираке.

Важно отметить, что Игорь Ростиславович был православным человеком, который в своих трудах с присущей ему основательностью отстаивал традиционные ценности России. Его книги, вскрывающие истоки самых трагических событий нашей современной истории, вошли в золотой фонд Русского национального наследия.

В одной статье все творчество Шафаревича охватить невозможно. Поэтому для того чтобы показать, насколько актуальны сегодня его работы, остановлюсь только на самой известной книге – «Русофобия» (1982 г.).

Россия дважды за ХХ век переживала катастрофу, ставившую под вопрос само существование страны и Русской нации. Причем оба раза в результате удара не извне, а изнутри – от внутреннего, а не от внешнего врага. Книга «Русофобия» и посвящена изучению природы тех сил, которые борются не за преобладание в обществе, не за ту или иную линию развития страны, а ведут борьбу на уничтожение нации, ее культуры и государственности. В ней дано наиболее полное и целостное изложение теории «Малого народа», раскрывающей причины появления такого общественного слоя, его свойства и характер воздействия на окружающую жизнь. (Сам термин «Малый народ» в научный оборот ввел французский историк Огюстен Кошен, описавший аналогичное русофобии явление во французской жизни XVIII в.).

«Фундаментальное свойство Малого народа, которое иногда пропагандируется, чтобы привлечь сторонников, а иногда скрывается, яростно отрицается, как страшная тайна всей концепции, а именно – что единственной движущей силой любого Малого народа является стремление к уничтожению и ненависть к существующей жизни», – пишет Шафаревич.

Ученый на огромном фактическом материале всемирной истории показывает, как чувство ненависти к окружающему миру в целом или к стране проживания и своему народу рождает мощные социальные силы разрушения, определяет их неизменные черты независимо от времени и места действия.

Открытие Шафаревичем родовых свойств «внутреннего врага» позволило ему доказать, что в истории России и большевики с коммунистическими лозунгами, и либералы с антикоммунистическими – две формы проявления Малого народа: «Совершенно несомненно, что переворот 1917 года был подготовлен и произведен возникшим тогда Малым народом. <...> Большевизм составлял наиболее радикальное течение тогдашнего Малого народа. Он и пришел к власти в 1917 году. Но вот в 1991 году мы видим новый переворот. Т. е. собственно "Русофобия" и была написана в предчувствии того, что готовится какой-то новый переворот и образуется какой-то новый Малый народ. Это и был как раз тот новый вариант Малого народа, о котором я писал в работе. Он подготовил, и он же осуществил переворот 1991–93 годов, и под его властью мы живем до сих пор».

По образному выражению Шафаревича, при этих переворотах менялся лишь солист, исполнявший одну и ту же мелодию. В то время как народу преподносилась борьба «двух антагонистов, двух путей, друг друга принципиально исключающих»: капитализма с социализмом. Неизменным оставалось одно – ненависть к России и всему Русскому, русофобия: «Если отжать основное ядро литературы современного "Малого Народа" (написано в начале 90-х гг., – примеч. И. Ш.), попытаться свести ее идеи к нескольким мыслям, то мы получим столь знакомую концепцию "проклятого прошлого", России – "тюрьмы народов"; утверждение, что все наши сегодняшние беды объясняются "пережитками", "родимыми пятнами" – правда, не капитализма, но "Русского мессианизма" или "Русского деспотизма", даже "дьявола Русской тирании". Зато "великодержавный шовинизм" как главная опасность – это буквально сохранено».

Важнейшим вкладом в исследование общественных процессов, связанных с деятельностью Малого народа, было открытие Шафаревичем явления неформализованного заговора: «Представьте себе группу людей, действующих целенаправленно, тесно согласованно, но не потому, что они об этом договорились, без единого штаба или центра, а на основании каких-то других координирующих механизмов» («Шестая монархия»).

Теория Малого народа сразу после публикации «Русофобии» вызвала волну возмущения «передовой общественности», шквал публикаций на Западе, а после 1991 года и в России. Библиография откликов на «Русофобию» колоссальна. Но что интересно, в них практически никогда не обсуждается сама теория. И это понятно: по установленным в современном западном мире правилам каждый автор, если не хочет оказаться на обочине жизни, должен не сомневаться – никакого внутреннего врага нет, потому что его не может быть никогда по определению. Табу есть табу. Но и оставить без ответа теорию Шафаревича Малый народ никак не мог. Поэтому главная, если не единственная, тема всех этих откликов – обвинения Шафаревича в антисемитизме. Якобы под Малым народом он имел в виду евреев. Такие обвинения у Игоря Ростиславовича, абсолютно чуждого самоцензуре, всегда вызывали недоумение: «Некоторые читатели приняли термин в излишне четко этническом смысле, то есть сочли это эвфемизмом, иначе говоря, решили, что я не рискую назвать имя "евреи", а намекаю на их роль вот таким окольным путем. <…> В работе взаимоотношение этих двух понятий явно обсуждалось, и когда речь шла именно о еврейском влиянии, я так четко и писал, не прикрываясь никакими иными терминами». В «Русофобии» этот вопрос действительно раскрыт всесторонне, и всякий добросовестный читатель может в том убедиться.

Продолжая тему, уже в 2007 году мыслитель раскрыл «ахиллесову пяту» Малого народа, объяснил, что его появление при всей опасности не является смертным приговором для нации: «Малый народ часто побеждает и приходит к власти. Власть оказывается в руках его представителей, революционеров, профессионалов-разрушителей. Но они действуют в многомиллионной стране, у жителей которой основная цель – не уничтожать, а как-то жить, воспитывать своих детей так, чтобы они, в свою очередь, тоже могли бы жить. В результате представители Большого народа постепенно выходят из своего подчиненного положения. Даже в правящем слое они в значительной степени занимают места революционеров, совершивших переворот. Т. е. оказывается, что правящий слой слишком обширен, и одними революционерами, совершившими переворот, он заполнен быть не может. Часто эти выходцы из Большого народа, которые туда проникают, чтобы стать своими людьми в среде Малого народа, должны использовать или хотя бы провозглашать его взгляды. Но по своему происхождению они отражают жизненные интересы всего народа».

Шкурники и приспособленцы, а также романтики, искренне поверившие в декламируемые Малым народом светлые идеалы, постепенно национализируют новый правящий слой. В результате вместо тотального разрушения начинается процесс созидания. Однако из этого вовсе не следует, что никакой опасности нет и все само по себе рассасывается.

Для сохранения своего положения во власти представители Большого народа должны играть по правилам, установленным Малым народом, а значит – отрицать свои национальные ценности и традиции, созидать на песке, строить общество без корней: «Малый народ всегда формирует общество, не опирающееся на традиции, выработанные историей, даже общество, враждебное им, как бы пирамиду, поставленную на вершину, то есть неустойчивое общество, подверженное кризису».

Соответственно, в таком обществе, отрезанном от духовных корней, при очередном кризисе Малый народ, оттесненный от власти, как всегда, выступая за самые радикальные способы решения проблем, может вновь возглавить социальный протест и под ликующие крики толпы опять начать крушить все «до основания».

Наглядный тому пример дает наша история ХХ века: утрата Малым народом позиций в СССР, начиная с 30-х годов, кризис советской системы в 80-е и новое торжество Малого народа в 90-е. Произошедшая при этом смена знамен и лозунгов на прямо противоположные для Малого народа была непринципиальна – разрушению ненавидимой им России и всего Русского это не препятствовало.

…Сможем ли мы в третий раз не наступить на те же грабли и не превратиться в материал для новоявленных «благодетелей», будет зависеть только от нас самих. Необходимым для принятия правильных решений знанием Игорь Ростиславович Шафаревич нас вооружил.

Владимир Николаев, подполковник юстиции в отставке

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

3. Re: Открывший «внутреннего врага»

Это просто удивительно. Я рад, что этот человек уже в советское время пришёл к таким выводам. И тем более рад, что этот человек обладал прекрасным и ясным математическим умом. Считаю обязательным для себя познакомиться с его трудами.

Максим Михайлов / 06.08.2019

2. Re: Открывший «внутреннего врага»

Он поистине великий человек.

Даневский Саша / 28.06.2019

1. Важное напоминание

Очень важная работа Игоря Ростиславовича, которая, к сожалению, не всем сегодня под силу ввиду распространения "клипового" мышления. Нельзя не вспомнить Виталия Канашкина, опубликовавшего в СССР первым этот труд в журнале "Кубань". Потом он появился в "Нашем современнике". И "антисемитским" он, конечно, не является. Поднявшие вокруг этого шум деятели имели целью затенить суть концепции. К сожалению, предостережения Шафаревича не были восприняты уже раздробленной читающей аудиторией.

Исидор / 28.06.2019
Владимир Николаев:
О Святителе Михаиле, первом митрополите Киевском
Память 30 сентября/13 октября
13.10.2019
«Мучеников и апостолов купножитель»
О священномученике епископе Григории, Просветителе Армении
13.10.2019
Священномучениче святителе Иоанне – моли Бога о нас!
К 85 -ой годовщине мученической кончины Архиепископа Рижского и всея Латвии
12.10.2019
Опустела без тебя земля…
Памяти Алексея Леонова
12.10.2019
Последняя из могикан
На 96 году ушла из жизни заслуженная артистка РСФСР Надежда Юрьевна Каратаева – супруга Анатолия Папанова
11.10.2019
Все статьи автора
"Русофобия"
Все статьи темы