Главный храм Российской Империи

Президентская библиотека посвятила Исаакиевскому собору новую коллекцию

26.06.2019 96
На портале Президентской библиотеки представлена новая электронная коллекция «Исаакиевский собор», сообщает пресс-служба библиотеки. В подборку, рассказывающую об архитектуре храма, этапах его строительства и финансирования, включены раритетные книги, документы, карты, планы, фотографии и открытки.

Собор Преподобного Исаакия Далматского, более известный как Исаакиевский собор, – одна из главных достопримечательностей Северной столицы, в наши дни является крупнейшим православным храмом города и государственным музеем-памятником.

Свою историю Исаакиевский собор ведёт с 1706 года, когда Пётр I распорядился построить для работников Адмиралтейских верфей церковь и назвать её в честь святого, день памяти которого – 30 мая – совпадал с днём рождения самого Государя.

В 1717 году взамен обветшавшей деревянной церкви была заложена вторая, каменная. Третий собор был завершён и освящён в 1802 году, но вскоре стало очевидно, что и это здание нуждается в перестройке. Поэтому в 1809 году был объявлен конкурс на строительство нового, четвёртого по счёту храма, освящённого лишь в 1858 году…

Подробно обо всех этапах грандиозного строительства, растянувшегося на полтора века, рассказывает книга священника Исаакиевского собора В.И. Серафимова «Описание Исаакиевского собора в С.-Петербурге, составленное по официальным документам» (1903), доступная на портале Президентской библиотеки.

Интересно, что церковь не раз меняла своё местоположение. Первая находилась «на Адмиралтейском лугу, огороженном для травы, против самых Адмиралтейских ворот, против Гороховой улицы», то есть на территории современного Александровского сада. Она располагалась в одноэтажном здании бывшего чертёжного амбара. В коллекции Президентской библиотеки есть книга строителя четвёртого собора Огюста Монферрана, где он пишет о причинах, почему после решения Петра I построить первую Исаакиевскую церковь прошёл не один год, прежде чем в ней начались службы: «Многочисленные труды, предпринятые сим Государем, не позволяли ему заняться тотчас исполнением такого намерения. Он удовольствовался только назначением вышеупомянутаго здания на сию церковь».

Однако простота архитектуры первой Исаакиевской церкви не помешала будущему российскому Императору Петру I именно в ней в феврале 1712 года обвенчаться с Екатериной.

Заложенная в 1717 году каменная Исаакиевская церковь «переехала» ближе к Неве, на то место, где позже был установлен Медный всадник. Эта «версия» здания серьёзно пострадала от оседания почвы и удара молнии в 1735 году. Поэтому встал вопрос о новом строительстве.

Место для третьей по счёту церкви начали выбирать ещё в царствование Императрицы Елизаветы Петровны в 1761 году, но в конце того же года она скончалась, работы приостановились и продолжились лишь спустя семь лет, уже при Екатерине II. Однако и при жизни этой Императрицы собор по проекту архитектора А. Ринальди не был достроен.

«Недовольный медленностью постройки и желая скорее очистить лучшую часть столицы, загромождённую рабочими материалами, новый Император Павел I поручил архитектору В. Бренна в самоскорейшем времени докончить начатую Ринальди работу. Для этого уменьшили размеры верхних частей храма. И вместо пяти куполов выстроили только один. А также сменили материал строительства на кирпич. В таком виде собор был отстроен и освящён в 1802 году уже при императоре Александре I», – говорится в книге В.И. Серафимова, размещённой на портале Президентской библиотеки.

Однако и эта, третья версия храма не вписывалась в картину парадного центра столицы империи – «несообразность и несвязность частей прежнего мраморного здания с кирпичными достройками по новому плану, дисгармония церкви с окружающими её зданиями были так очевидны, что необходимо было её перестроить совершенно».

В царствование Императора Александра I было проведено несколько конкурсов на перестройку Исаакиевского собора. Победителем в конце концов стал французский архитектор Огюст Монферран. «Он представил Императору 24 варианта будущего сооружения во всех известных архитектурных стилях, включая китайский и индийский», – говорится в записи радиопередачи из цикла «Наша география» на «Нашем радио», размещённой в электронном фонде Президентской библиотеки.

Но Император Александр I выбрал классический вариант. 1818 год можно считать началом строительства четвёртого по счёту Исаакиевского собора, современниками которого являемся и мы с вами.

Кстати, одним из обязательных условий его строительства было сохранение части здания-предшественника, в особенности алтаря. Поэтому, строго говоря, последний собор строился не с нуля.

Ряд изменений в проект, впрочем нерадикальных, внёс и следующий Император, Николай I. К примеру, при нём ревельский белый камень был заменён серым мрамором.

Долгожданное освящение храма пришлось на правление сына Николая – Александра II. Это произошло 30 мая (11 июня по новому стилю) 1858 года, спустя 40 лет после начала последней стройки. А через месяц скончался Монферран. Причём по Петербургу уже давно ходил слух, что архитектор специально не торопился заканчивать строительство, получив мрачное предсказание, что ему суждено умереть сразу, как работы над собором будут завершены…

Что касается непосредственно процесса строительства собора, то на портале Президентской библиотеки можно ознакомиться с такими уникальными документами, как «Дело о рассмотрении замечаний архитектора К. Модюи на проект Исаакиевского собора» (1820) или «Дело о перевозке от Исаакиевского собора купленного гранита с обтёскою оного и положением в дело» (1829).

Информация о том, откуда доставлялись на площадку специфические стройматериалы, заслуживает отдельного упоминания. «112 колонн, украшающих Исаакиевский Собор, добывались, как и прочий гранит для него, в Финляндии. <…> В месте, называемом Пютерлакс, лежит гранитная скала, простирающаяся на довольно большое пространство частью ровными горизонтальными слоями сажени в две и более в ширину, частью наклонными по разным направлениям занимаемой ею местности. Это-та скала избрана была для выломки из неё колонн на портики Исаакиевского Собора», – говорится в книге В.И. Серафимова 1903 года.

Происходило это так: «Как скоро находили на скале место по форме и размеру годное для дела и, сколько возможно было по внешнему обзору, удостоверялись, что в нём нет никаких трещин, жил и других пороков, определяли требуемый для колонны размер и по прямой горизонтальной линии вырубали дорожку или желобок, загибая его на концах прямым углом по направлению к наружной, вертикально очищенной стороне скалы. В этой дорожке просверливали вертикальные скважины. <…> Затем в просверленные дыры вставляли огромные железные клинья и расставляли около них рабочих с тяжёлыми молотами. Рабочие разом ударяли по клиньям, и после нескольких ударов масса откалывалась по направлению просверленных скважин».

Историю финансирования Исаакиевского собора до революции раскрывает книга «Специальные капиталы Святейшего Правительствующего Синода» (1914) и ряд других документов. Из них можно узнать, что кафедральный собор строили с помощью государственно-частного капитала. В фонде Президентской библиотеки имеются оцифрованные копии дел «Об отпуске 8.810. р. в год на содержание Исаакиевского собора в С.Петербурге от 13 сентября 1908 г.» и «О передаче заведывания зданий Исаакиевского собора и храма Христа Спасителя в Москве из Министерства Внутренних Дел в ведомство православного исповедания от 21 сентября 1908 г.».

Добавим, что храм несколько раз передавался в ведение различных министерств: путей сообщения и публичных зданий, внутренних дел, затем, оставаясь в ведении МВД в техническо-художественном отношении, собор был передан ведомству православного исповедания в отношении хозяйственном. С 1858 по 1929 год храм был кафедральным собором Санкт-Петербургской епархии.

После 1917 года храм национализировали. В 1928 году выставкой «История строительства Исаакиевского собора», организованной в стенах храма, было положено начало музею. Одно время он назывался антирелигиозным, но затем был перепрофилирован в историко-художественный. В годы войны и блокады здесь хранились экспонаты других музеев. После войны проводилась длительная реставрация. С 1990 года в соборе вновь начали проводиться религиозные службы.
 
Проследить, как менялся собор и пространство рядом с ним за все эти годы, можно с помощью карт и планов, а также фотографий и открыток, представленных в рамках новой коллекции «Исаакиевский собор».

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий