Общественный прогресс — удел городов, а не таборов

Об особенностях топонимики Северо-Запада России, или Почему слово «ямщик» не тюркского, а финно-угорского происхождения

Посвящается малым финно-угорским народам

                                 Ленинградской области        

История нашей страны отображается и в её топонимике, и в топонимике Северо-Запада России, в которой отпечатались очень многие духовные и материальные мировые культуры и процессы. Обратим внимание на одну важную топонимическую проблему Ленинградской области. Более всего в нашей области отпечатались славянская и русская языческая и православная культуры и угро-финская языческая и православная культуры.

Одна топонимическая проблема, не разрешённая до сих пор, заключена в топонимах, включающих в себя формант «ям»: Ямбург, ям-Ижора, ям-Тёсово, Ямсковицы, Ямская слобода, Ямок, Грядовский Ям (существовавший недалеко от имения Рождествено). На старых картах нашей области можно найти ещё большее число топонимов с «ям».

Топонимы с формантом «ям» встречаются и на Псковщине: населённые пункты Ямм, Ям, Ямище, Ямкино, Ямниково, Ямно, Ямок и Ямы.

В эстонском языке также бытуют слова и понятия с формантом jaаm (яам) - станция, bussijaam - автовокзал, raudteejаam - железнодорожный вокзал.

Поиски Ямов и ямов в других областях России и ближнего Зарубежья принесли тоже не малый «улов». В Ярославской области был найден Гаврилов-Ям; на севере России - полуостров Ямал и ещё несколько топонимов в Ямало-Ненецком А.О.: Надымский район - пос. Ямбург, Приуральский район - пос. Ямбура, Шуширский район - деревня Ямгорт. В Магаданской области существует до сих пор посёлок Ямск. Кроме того, на Украине были найдены два Ямполя, один - в Винницкой области, а другой - в соседней.

Более кучно и в наибольшем объёме слова с формантом «ям» на Руси и в России встречаются в землях бывшей древней Руси-Гардарике, там, где ордынцы либо совсем не показывались, либо бывали очень редко, как и в землях Ямало-Ненецкой АО.

Официальная же гуманитарная тюрко-лингвистика ведёт начало обозначенным выше словам и топонимам от татарского или чагатайского слова «дзям» - дорога. Согласно тюркским представлениям «ям» - это почтовая станция и почтовые лошади. Ямы в указанных смыслах как будто были учреждены в период Золотой Орды для связи с ордынскими окраинами. Эта сугубо гуманитарная историческая трактовка вызывает ряд вопросов.

1. Жители Ямало-Ненецкой А.О. вместе с пос. Ямбург, Ямбура и Ямгорт не являются и не являлись тюрками, и их языки относятся к уральской подгруппе угорской ветви финно-угорских языков. Какими тюркскими и лингвистическими предположениями можно объяснить руководящий и геополитический интерес ордынцев в 12-13 веках и раньше к ненцам и их землям за Полярным кругом? Может быть, уже тогда у пассионарных татаро-монголов появился геополитический план по освоению нефтегазоносных пластов на Ямале и его окрестностях?

2. Система Ямов на определённой территории, которую ямы занимали, очевидным образом ускоряет и повышает качество информационного обмена между населёнными пунктами, а через это улучшает параметры управления на территории, охваченной ямами. Возникает вопрос: «Почему на землях, которые занимали в средние века тюркские народы, образовавшие этнический костяк Золотой Орды: те же татары, чагатайцы, кыргизы, монголы; не сохранилось следов от Ямов?» Указанным тюркам проще воспринять систему ямов и понять их выгоду, основанную их предками на их культурных понятиях и их словах, чем, например, жителям Псковщины, Водской пятины, Эстонии и ненцам за Полярным кругом. Однако на территории проживания указанных тюрков в Предуралье и в южной Сибири нет топонимов, говорящих о существовавших ранее там ямов. Получается, что культурную пользу от системы почтовых ямов способны понять и общественно полезно использовать только прибалтийские финно-угры, приуральские заполярные угры и славяне Руси?

3. Утверждать, что для золотоордынских ханов более важной была быстрая связь с псковичами, эстами, водью, ижорой-изури, чудью и весью, чем с башкирами, татарами, чагатайцами и кыргизами, серьёзных оснований нет. Хотя бы потому, что ни Псковщина, ни Водская пятина, ни Эстония не были покорены Ордой. Исторически самым татаро- и ордыно- содержащим местом в Прибалтике была Литва, там ещё в советские времена проживала большая колония тюрков-караимов численностью до 20 000 человек. Но в Литве следов ямов-дзямов не найдено.

В 13-м веке общение ордынцев с Европой не ограничивались одной Литвой. Активные их общения происходили также с Польшей и Италией. С Польшей - на базе её желания использовать ордынцев против Руси, а с Италией - на почве привязанности сторон к работорговле. Ордынцы продавали русских рабов, которые у итальянцев назывались «белыми рабами». Но ни в Польше, ни в Италии следов ордынской системы почтовой связи и дзямов-ямов не обнаружено.

4. Исторически сложилась весьма странная ситуация: там, где в руках у тюрков были весомые языковые и культурные козыри для совершенствования системы управления и системы ямов, их не было обнаружено. А там, где не было ни тюрков вместе с их козырями, ни культурного общения местного населения с тюрками-ордынцами, там наличествуют системы ямов, сохранившиеся до наших дней и оставившие свои весомые свидетельства, в том числе и в топонимике. Понятно, что для того, чтобы один народ заимствовал что-то общественно важное у другого народа, не достаточно один-два раза увидеться и соприкоснуться друг с другом. Для этого необходимы исторически продолжительные контакты. У жителей Псковщины, Водской пятины и Эстонии таких исторически продолжительных контактов с Ордой и вообще с тюркскими племенами в 8-10-м веках не было, не было и позже.

В исландских сагах 9-го века вся Древняя Русь именуется страной городов - Гардарикой со столицей Старая Ладога. Язык исландцев из всех скандинавский языков сохранил наибольшую связь с пра-индоеврапейским языком. Очевидна глубокая связь русского и других славянских языков с тем же пра-индоеврапейским языком. В западнославянских языках сокращённая форма существительного «город» будет «гард», а существительное «гардарь» будет обозначать профессию человека, связанную с управлением городской жизнью, т.е. тоже будет иметь смысл, что и русское слово «градарь». Суффикс «ари - арь» обозначает вид деятельности человека: пахарь, слесарь, гончар, бочар, знахарь.

Для того чтобы страна могла именоваться страной городов, в ней, как минимум, кроме городов должно быть достаточное количество градарей-гардарей, умеющих грамотно вести городское хозяйство, оборону города, могущих создавать системы оперативного обмена данными, в частности почтовую связь. То, что в Гардарике была реальная система управления и организации общественной жизни задолго до Золотой Орды, говорят такие исторические факты, как деление территории Гардарики на внутренние княжества Холмгард, Палтескья и другие (10 в.). Несомненным достижением управленцев Гардарики были и общественные городские бани, особенно на фоне того, что в Западной Европе сверстники гардарцев имели привычку в то время вместо мытья в бане по несколько месяцев неустанно чесаться.

Полагаю, что никто из либерально-гуманитарных лингвистов не будет утверждать, что древнее название Древней Руси и Приневских земель «Гардарика - земля городов» -тюркского происхождения. Гардарика встречается в документах 9-го века, до того, как опассионарились тюрко-монгольские кочевники. История, и древняя, и новейшая, говорит о том, что задачи и идеи совершенствования общественной жизни исходили и исходит из городов и союзов городов, а не из таборов. И технологии совершенствования связи тоже исходят и исходили из городов. По этой причине мы видим становление и развитие связи на Северо-Западе Руси между городами, видим его вплоть до 20-го века, и не видим его между аулами и стойбищами в тюркских землях. Эти соображения укрепляют правоту тезиса о том, что понятия Ям, Ямно и ямок на Северо-Западе Руси есть понятия местного гардарского и угро-финского происхождения.

Указанные обстоятельства и соображения, как и топонимо-географические изыскания позволяют полагать, что топонимы с формантом «ям», как узел почтовой связи, с большей вероятностью имеют финско-угорское происхождение, на 2-3 века опережающее появление яма (дзяма и зяма) в ярлыке хана Монгут-Тимира, написанного в 1270-х годах.

Мировые культурные достижения в Гардариках происходили не благодаря ордынцам и другим кочевникам, а помимо их. Поставленная здесь задача технолого-языковедческого определения происхождения и исторического становления понятий Ям, ямская слобода, ямсковицы, а возможно, и ямы, и родственных им понятий требует консолидации сил знатоков языков малых прибалтийских финно-угорских народов и знатоков пра-индоевропейского языка.

Геннадий Дмитриевич Колдасов, кандидат технических наук, любитель словесности

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

3. культура городов

Города тоже нужны, но ликвидация аграрной цивилизации - это уничтожение корневой его системы. Что это за общесственный прогресс в сочетании с духовным падением?

Vladislav / 12.06.2019

2. Re: Общественный прогресс — удел городов, а не таборов

да и кстати прогрессизм суть всего лишь либеральная идеологема... первыми городскими жителями были каинисты. и в урбанистической, техномагической синташтинской культуре оккультного порядка не было ничего хорошего с христианских позиций... никакая это была не русь а натуральная языческая гардарика с жреческой знатью... и что мы там потеряли? горький опыт... какими быть нельзя, чтобы не остались от России радиальные останки да шаманские танцы попрыгунчиков неоязов... а так всегда бывает с техномагическими каинитскими цивилизациями. так что оставьте пожалуйста ям тюркютам, даже они в этом смысле лучше пресловутый ариев, которыми и мы станем, если дальше так продолжим... восхвалять прогрессизм

Аноним / 12.06.2019

1. Re: Общественный прогресс — удел городов, а не таборов

при всем уважении к автору как к человеку и к редактору как к человеку... фриколингвистика и фоменковщина от чухонщины не лучший способ патриотизации населения, а скорее лучший способ вызвать у разумных людей аллергию на слово гардарика и все, связанное с аркаимом... хотите потерять Выборг и прочую "Ингерманландию", можно продолжать в том же духе, однако предупреждаю, что ни исторической правде, ни политической целесообразности чухонизация ямских систем и синташтинской культуры не соответствует... простите уж пришлось понять самостоятельно, что речь идёт о синташтинской, поскольку автор дал странные датировки... ну и посвящать малым народам (несуществующим в качестве народов) Ленобласти фактически тузы и козыри в их майданутой битве за Ингерманландию (народов нет, как и укров, а битва есть) - на патриотическом ресурсе - ооооочень странно... лишь бы тюркам насолить?... странно, очень странно. но все же спешу напомнить, что улус Джучи был, а финских гардарик в помине не было ... можно конечно за угро-финнов за считать жителей волго-уральского цивилизационного очага, но... кхкххк... тогда уж индусов надо считать финнами и карелами а ещё лучше - арийцами. о да, чухонцы сиречь потомки великих ариев. пора в цари звать какого-нибудь печального пасынка природы, который один у топких берегов бросал в неведомые воды. арий же... ладно простите если обидел

Аноним / 12.06.2019
Геннадий Колдасов:
Культура и рынок
О творческих людях и кривотивных меньшинствах
06.11.2019
Идеология духа России
Пространства Родины и Отечества в Русской культуре и вере. Часть 2
20.09.2019
Идеология в духе России
Слово к новому, 2019-2020 учебному году, и ко Дню знаний
30.08.2019
Общественный прогресс — удел городов, а не таборов
Об особенностях топонимики Северо-Запада России, или Почему слово «ямщик» не тюркского, а финно-угорского происхождения
12.06.2019
Все статьи автора
Последние комментарии
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Разработчик РНЛ
04.12.2019
Кто укажет Родниной её место?
Новый комментарий от АБС
05.12.2019
Потерянный выход
Новый комментарий от sasha
20.11.2019
Ничего случайно не бывает
Новый комментарий от Ортодоксос
04.12.2019
Новый способ растления человека
Новый комментарий от Ортодоксос
04.12.2019