Церковь в современном мире

Слово в Неделю 7 по Пасхе

Господь вознесся со славой на небо с пречистою Своею Плотию. Святая Церковь переживает эти десять дней со дня Вознесения до праздника Святой Троицы как великое ожидание завершения дела нашего спасения — дарования Духом Святым Божественной жизни, которую Христос принес на землю.

Мы видим в эти дни молитвенного молчания, как ученики Господа пребывают все вместе, являя собой как бы образ всей Церкви и нас, ожидающих сегодня праздник Пресвятой Троицы. Среди них — Божия Матерь, Которая упоминается только однажды в книге Деяний святых апостолов. Она явилась средоточием всех молитвенных устремлений учеников Христовых ко Господу, как и сегодня мы молитвенно надеемся на то, что Господь сподобит нас даров Святого Духа, связанных с Божией Матерью, с Ее милостивым предстательством.

По Вознесении Господнем происходит избрание апостола на место отпавшего предательством Иуды (Деян. 1, 15—26). Для этого необходимо, во-первых, чтобы этот человек был свидетелем Воскресения Христова. Всякий, кто хочет исполнять служение Церкви ради ее возрастания, должен не просто принять от кого-то эту пасхальную радость, но должен своими очами видеть то, что Христос совершил на земле — Его победу над смертью. Это условие и для посвящения в священство, говорят нам святые отцы. Только «Воскресение Христово видевше», человек становится способным благовествовать о Воскресении Христовом. Каждый христианин, чтобы исполнить свое христианское служение в полноте, должен быть свидетелем Воскресения Христова — Божиим откровением, по дару Духа Святого.

И во-вторых, это должен быть человек, который во все дни был с Господом, с самого начала Его служения. Таким человеком, свидетелем Христа во все дни Его жизни, должен быть не только тот, кто призывается на особое служение в Церкви, но каждый христианин. Во все дни мы должны быть со Христом. Не только когда мы знаем благодать Божию и не только когда предстоим пред Господом за Божественной литургией, но во все дни мы должны внимать тому, что говорит Христос, и всегда быть с Господом.

Сегодня Церковь совершает память святых отцов I Вселенского Собора, которые утвердили догмат о Божественной природе Христа, о Боговоплощении, о том, что Бог стал человеком, для того чтобы человек по дару Божию мог стать богом.

Сокрушив ересь Ария, Церковь размышляет о самом главном — о том, что Бог вошел в историю, приобщился человеческой жизни и, совершив все необходимое для нашего спасения, не отлучается от нас, но пребывает с нами как Бог. И все в нашей жизни должно определяться этим. С одной стороны — ожидание, благодаря дару приобщения всей полноте жизни Пресвятой Троицы, а с другой — напоминание святой Церкви, что мы призваны противостоять всякому нечестию, лжи — смертельной угрозе для нашего спасения и спасения других людей.

Мы слышим два удивительных слова, перекликающихся друг с другом: слово апостола Павла, когда он прощается с Ефесской паствой, и слово Спасителя в Его прощальной беседе с учениками. Апостол Павел говорит своим ученикам: «По отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (Деян. 20, 29—30). Мы помним слово Христово о волках и о пастве — о том, что Церковь нуждается в истинных бесстрашных пастырях, которые не боялись бы этих волков и не бежали, оставляя стадо Христово на растерзание. А апостол говорит о том, что эти волки появятся внутри самой Церкви, и из-за них путь истины для многих людей будет в поругании, так что они последуют этому соблазну. Как важно нам исповедовать нашу веру не одним только внешним исповеданием, но знать ее так, чтобы никто и никогда не мог нас смутить или устрашить и отлучить от любви Христовой.

Господь в Своей беседе с учениками говорит о том, что Он молится о всех верных, чтобы они были сохранены в истине, и истиной были освящены. Он говорит о том, что все, что Его, принадлежит Отцу, и все, что принадлежит Отцу, Ему принадлежит, и принадлежит тем, которые верят в Него. «Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин. 16, 15).

Господь молится о тех, кто уверовал, что Он Сын Божий. Он молится не о всем мире, а только о тех, кто верует в Него. «Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои» — эти слова заставляют задуматься каждого. Господь хочет сказать нам о том отступлении, которое будет постепенно происходить в мире, и будет возрастать, когда мир станет восприниматься уже не просто как то, что сотворено Богом и искажено грехом, а как человеческое общество, объединяющееся без Бога. И против Бога.

Давно ли на наших глазах происходило то объединение человеческого общества без Бога, которое называлось коммунистическим коллективизмом с постепенным растворением в нем личности? Наконец, происходит уже новое, более страшное объединение — когда грех утверждается как норма жизни. Все можно, и люди находят в этом свое единство. Это и есть та самая коллективная подлость, которая подталкивает людей на бесстрашное преступление всех спасительных запретов, установленных Богом.

Организованное общество без Бога в конце концов найдет новую форму, когда прежний опыт объединится с новым. И к этому присоединится попытка лютых волков, не щадящих стада, внутри Церкви расшатать основания веры — догматы, установленные Церковью, — в попытках соединиться с ложными исповеданиями, соединить истину с ложью. И тогда грех в мире будет утвержден как норма. Тогда будут сделаны попытки поколебать заповедь Христову в самой Церкви. Оправдать возможность отступления от заповедей под предлогом, что бывают такие обстоятельства, когда исполнение заповеди не является абсолютно обязательным ради достижения единства и общего блага, в том числе церковного; ради сохранения самой Церкви во внешнем мире и ради сохранения жизни и безопасности каждого из ее членов.

Церковь, ожидающая сошествия Святого Духа, должна видеть эту опасность, потому что чем яснее открывается истина, тем неистовее восстание против нее врагов истины. И тем к большему, углубленному, осмысленному и действенному участию в стоянии за истину призывается каждый христианин, узнавший, что Христос воскрес, и старающийся во все дни своей жизни пребывать с Господом.

«Не о том Я молю, — говорит Христос, — чтобы взял их от мира», а о том, чтобы они не растворились в этом мире. Одно не менее драгоценно другого. Церковь Христова не от мира сего. Только когда Церковь неотмирна, когда она не сливается с миром, с его грехом и заблуждениями, когда она устремлена к тому, чтобы причаститься Божественной силе и мудрости, — только тогда она способна существовать в этом мире.

Но не для того дается Церкви Христовой дар быть не от мира сего, чтобы она ушла из мира. Не для того Христос пришел на землю и пролил Кровь, чтобы мы радовались своему благочестию и не печалились о том, что весь остальной мир, который Бог возлюбил до смерти Своего Единородного Сына, идет к гибели.

Да будет дано нам в эти дни понять место, где пребывает наша Церковь! Она родилась в день Пятидесятницы. Она причастна всем тайнам Христовым, всему, что совершил Господь нашего ради спасения. Снова и снова, пока мы живы, повторяется круг богослужений, чтобы мы осознали нашу жажду Духа истины, без которой мы погибнем и станем неотличимыми от мира сего. Чтобы в этом чаянии присутствовала правда, которую Господь открывает Своим ученикам в отношениях с миром, лежащем во зле и во лжи, но тоже призванным к спасению нашим участием, нашим приобщением к Богу Живому.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Александр Шаргунов:
Божественная любовь и тайна человеческой свободы
Слово протоиерея Александра Шаргунова в Неделю о блудном сыне
16.02.2020
Пророчество праведного Симеона и молчание Божией Матери
Слово протоиерея Александра Шаргунова на Сретение Господне
15.02.2020
Три учителя покаяния
Слово протоиерея Александра Шаргунова в день памяти трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого
12.02.2020
Узнавание Бога
Слово в Неделю о мытаре и фарисее
09.02.2020
Святость покаяния и мученичества
Слово протоиерея Александра Шаргунова в день Собора новых мучеников и исповедников Церкви Русской
08.02.2020
Все статьи автора