«Чтобы не умереть душой, человек должен понуждать себя и на духовное движение» 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Чтобы не умереть душой, человек должен понуждать себя и на духовное движение»

04.06.2019


Начался Великорецкий крестный ход …

1
Вчера начался самый многочисленный Великорецкий крестный ход – торжественное шествие с Великорецким образом святителя Николая Чудотворца Мир Ликийских на берег реки Великой, где более 630 лет назад крестьянином Агалаковым был обретен чудотворный образ, сообщает сайт Вятской епархии.

В 7.00 утра, в понедельник 6-й седмицы по Пасхе, день празднования Владимирской иконы Божией Матери, равноапостольного царя Константина и матери его царицы Елены в кафедральном соборе Успения Пресвятой Богородицы Трифонова монастыря началась Божественная литургия.

Богослужение возглавил митрополит Таллинский и всея Эстонии Евгений. Радость совместной молитвы с Предстоятелем Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата разделили митрополит Вятский и Слободской Марк, митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх, епископ Александровский и Юрьев-Польский Иннокентий, епископ Яранский и Лузский Паисий, епископ Уржумский и Омутнинский Иоанн, многочисленное духовенство Вятской митрополии.

За богослужением молилась настоятельница Свято-Серафимо-Покровского женского монастыря города Ленинск-Кузнецкий игумения Нектария (Седова).

В соборной молитве приняли участие губернатор Кировской области Игорь Васильев, председатель Законодательного собрания Кировской области Владимир Быков, благотворители храмов Вятской епархии, многочисленные паломники Великорецкого крестного хода, собравшиеся вновь на Вятской земле, чтобы совершить многодневное паломничество вслед за образом святителя Николая к месту обретения иконы – берегам реки Великой.

Проповедь перед Причастием произнес руководитель Миссионерского отдела Вятской епархии иерей Петр Машковцев. В своем пастырском слове отец Петр постарался ответить на вопрос: зачем люди идут в крестный ход:

- Зачем идете вы на Великую – хочется задать такой вопрос тем, кто собрался идти в крестный ход? Ведь до Великорецкого можно и на машине доехать за час, зачем такие трудности и испытания? И вряд ли мы услышим другой какой ответ, кроме приглашения присоединиться.

А есть ли что-нибудь такое, что объединяет этих людей, тех, кто стремится покорить новую вершину горы, и тех, кто идет в крестный ход – туристов и паломников. На мой взгляд, их всех объединяет стремление к высоте, оторваться от земли и подняться над ней. Единственно только, что первые это делают в физической сфере, а вторые – в духовной.

Почему крестный ход называется крестным? Потому что участник крестного хода совершает уникальные передвижения в виде креста. Как это? А так. Он движется не только по горизонтальной линии, но и по вертикальной. По горизонтальной линии он передвигается, когда движется из одного места в другое. Из Успенского собора, например, в сторону Великорецкого и потом обратно, останавливаясь на определенных привалах. Но одновременно с передвижением по горизонтали, он совершает передвижение и по вертикали, от бездны своих грехов к Богу. И вот это одновременное передвижение как по горизонтали, так и по вертикали и образуют из себя крест. Перемещение становится в виде креста, крестным.

Так устроен человек, что для жизни ему необходимо движение. «Движение – это жизнь», - сказал древний философ. И мы постоянно находимся в движении, каждый свой день. Если же мы останавливаемся, то останавливается и сама жизнь. Как, например, во время сна. Хотя мы и живем во время сна, но в этот период жизнь наша не представляет чего-то важного, результативного. Остановка движения, кроме сна, является для человека чем-то катастрофичным, ненормальным. Что это может быть? Болезнь, инвалидность или даже сама смерть. Поэтому человеку необходимо двигаться. Движение – это жизнь.

Но ведь точно также должно быть и в духовной жизни. Отсутствие движения души означает точно также либо сон, либо болезнь, либо саму духовную смерть. Внешне духовная инвалидность проявляется через такие признаки, как потеря смысла жизни, отсутствие любви и доброты. Человек зацикливается только на материальных вещах, а внутри наступает пустота. Из-за этой пустоты он становится гневным и раздражительным, думающим только о своей выгоде, пренебрегая окружающими. Иногда человек пытается заполнить эту пустоту чем-то материальным – вином или блудом, веселым беззаботным поведением, но радости это все равно не приносит, на душе воцаряется тяжесть и тоска.

Поэтому, чтобы не умереть душой, человек должен понуждать себя и на духовное движение, на движение не только влево или вправо, но и на движение вверх, к Богу. Это движение вверх в первую очередь начинается с молитвы, с богопознания и богообщения. А крестный ход как раз как нельзя лучше помогает человеку на несколько дней сосредоточиться на духовном делании и подняться на ту необходимую высоту, чтобы душа ожила, очистилась в покаянии и наполнилась благодатью. Уходит в крестный ход один человек, а приходит уже другой, очищенный и обновленный. При этом, конечно же, человек наполняется духовным светом ровно настолько, насколько во время пути преодолевал не только видимые препятствия, но и душой стремился покорить духовные вершины, насколько движение его было крестным.

По окончании богослужения на Соборной площади Трифонова монастыря перед Великорецким образом святителя Николая был совершен молебен с акафистом.

Со словами напутствия и поздравления к паломникам обратился губернатор Кировской области Игорь Васильев. С архипастырским благословением – митрополит Вятский и Слободской Марк, пожелав крестоходцам «доброго пути – С Богом».

По предварительным оценкам, 27 тысяч верующих отправились сегодня в Великорецкий крестный ход из Свято-Успенского Трифонова мужского монастыря. Колонна, состоящая из духовенства и паломников, торжественно прошествовала вслед за чтимой святыней - Великорецким образом святителя Николая по главной улице города. 

Молитвенное шествие по городу сопровождал колокольный звон – была организована специальная перевозная звонница. В пути уже до первой остановки паломники испытали перемены погоды – июньское солнце сменял сильный ливень. Около полудня крестный ход, возглавляемый митрополитом Вятским и Слободским Марком, достиг Троицкой церкви слободы Макарье.

Вместе с главой Вятской митрополии до Троицкой церкви слободы Макарье крестным ходом прошли митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх, епископ Александровский и Юрьев-Польский Иннокентий, епископ Яранский и Лузский Паисий, епископ Уржумский и Омутнинский Иоанн, многочисленное духовенство, представители отдела по делам молодежи Вятской епархии, преподаватели и студенты Вятского Духовного училища.

В молитвенном шествии также приняли участие губернатор Кировской области Игорь Васильев, председатель Законодательного Собрания Кировской области Владимир Быков, благотворители вятских храмов.

Крестный ход на протяжение всего пути сопровождают сотрудники УМВД, ГИБДД и МЧС, специалисты скорой помощи и службы медицины катастроф, врачи-добровольцы, представители вятского казачества и поисково-спасательный отряд «Пересвет».

В Макарье перед Великорецким образом был совершен торжественный молебен святителю Николаю. Молебен возглавил митрополит Вятский и Слободской Марк в сослужении архипастырей Кемеровской митрополии, Александровской епархии Яранской и Уржумской епархий Вятской митрополии.

В 14.00 крестоходцы продолжили путь вслед за иконой святителя Николая. Вечером паломники подошли к селу Бобино, где остановились на первый ночлег.

Накануне, 2 июня, гости Великорецкого крестного хода посетили храмы и монастыри города Кирова. Митрополит Вятский и Слободской Марк в сопровождении секретаря Вятской епархии иерея Виталия Лапшина познакомили гостей Великорецкого крестного хода с историей церквей, расположенных в центре города, и чтимыми святынями Вятской епархии.

В ходе визита гости посетили храм в честь великомученицы Екатерины – домовую церковь Вятской православной гимназии, храм с трехсотлетней историей в честь Иоанна Предтечи, Свято-Серафимовский собор города Кирова.

В Свято-Успенском Трифоновом мужском монастыре были посещены Никольская надвратная церковь, где в течение всего года находится Великорецкий образ святителя Николая (с которым ежегодно совершается крестный ход на реку Великую), Свято-Успенский собор, где пребывает рака с мощами основателя обители преподобного Трифона Вятского. Владыка Марк, рассказывая о святынях, подробнее остановился на истории обретения Великорецкого образа святителя Николая Чудотворца и образа Спаса Нерукотворного XVII века.  

Гости также побывали в здании Епархиального Управления, где посетили зал приемов митрополита Марка, конференц-зал Вятского Духовного училища и прочие апартаменты здания Управления Вятской Митрополии, после чего побывали в купели Свято-Трифонова монастыря.

Завершилась поездка посещением Спасо-Преображенского женского монастыря. Гости поклонились святыне – раке с благоуханными мощами святителя Виктора (Островидова), осмотрели убранство храма Преображения Господня и храма в честь Тихвинской иконы Божией Матери, совершили прогулку по монастырскому цветущему саду.
 
Кроме того, в этот же день митрополит Вятский и Слободской Марк совершил поездку в село Великорецкое. Глава Вятской митрополии возглавил молебен святителю Николаю и чин освящения поклонного креста в бывшей деревне Захаровской (Ивутино). Его Высокопреосвященству сослужили наместник подворья Трифонова монастыря в селе Великорецком архимандрит Феодор (Рулев) и иеромонах Николай (Белев). В поездке митрополита Марка сопровождали митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх, епископ Александровский и Юрьев-Польский Иннокентий, настоятельница Серафимо-Покровского женского монастыря игумения Нектария (Седова).
 
Богослужебные песнопения исполнил хор Успенского кафедрального собора под управлением регента Людмилы Телегиной.

В переписных книгах деревня Захаровская (Ивутино), как правило, называется «деревней Захара Ивутина». Известно, что она находилась в Великорецком стане и существовала еще во времена преподобного Трифона Вятского. Можно предположить, что деревня Захаровская (Ивутино) находилась на левом берегу реки Великой, рядом с деревней Зоновской, примерно в одном километре южнее села Великорецкого, где сегодня на дороге ведущей в село Чудиново находятся две деревни Большие Барановы и Ардичи.

После освящения креста митрополит Марк обратился к участникам богослужения со словом:

- Древо, которое имеет слабые или гнилые корни не выживет на земле. Это же происходит с человеком, если он не помнит своего родства, со временем он сам приходит к забвению. Человек же, который имеет память о своих близких, почитает их, он как крепкое, доброе древо все больше и больше разрастается не только в ширь, а устремляется к небу, то есть к Царствию Небесному. 

Глава Вятской митрополии также отметил, что всякий проходящий мимо поклонного креста будет помнить о Боге и предаваться духовным размышлениям.

Затем гости осмотрели храмовый комплекс Подворья, поклонились святыням Преображенского храма, а также окунулись в купели на реке Великой.

Главные торжества Великорецкого крестного хода состоятся 6 июня в 10.00 на берегу реки Великой - месте явления Великорецкой иконы святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских. Митрополит Марк возглавит Божественную литургию и водосвятный молебен.

Великорецкий крестный ход — один из самых продолжительных и древних крестных ходов в России.

Обретение иконы святителя Николая Чудотворца произошло в 1383 году. Крестьянин Агалаков из деревни Крутицы обнаружил образ на берегу реки Великой, отсюда пошло его название — Великорецкий. Около 1400 года образ был отправлен в город Хлынов, названный затем Вяткой (позже — Киров). Хлыновцы дали обет ежегодно приносить икону на место явления. До 1777 года крестный ход совершался водным путем по Вятке и Великой на лодках и плотах, потом стал проходить по суше.

В 2000 году Святейший Патриарх Алексей II присвоил крестному ходу статус всероссийского.

Крестный ход проходит ежегодно с 3 по 8 июня. Основные торжества совершаются 5 и 6 июня на реке Великой и в подворье Трифонова мужского монастыря села Великорецкое.

Крестный ход начинается 3 июня от Успенского собора города Кирова, идет через слободу Макарье, села Бобино, Загарье, Монастырское, Горохово. Вечером третьего дня пути паломники приходят в село Великорецкое, где совершаются богослужения в храмах и на берегу реки Великой. Паломники возвращаются обратно через село Медяны и поселок Мурыгино и 8 июня прибывают в Киров. Тысячи паломников из разных городов и сел России проходят 150-километровый путь. На богослужения в селе Великорецком собираются более 50 тысяч человек.

В Великорецком подворье Трифонова монастыря возрождается созданный в XVIII-XIX веках архитектурно-храмовый комплекс «Великорецкий град», в состав которого входят Преображенская церковь (1739 г.), Никольская церковь (1822-1839 гг.), Илиинская колокольня (1860 г.), а также торговые ряды, гостиный двор и четыре каменных двухэтажных дома для причта и школы (XIX в.).

В 2015 году впервые весь путь с паломниками крестного хода от Кирова до села Великорецкого прошел митрополит Вятский и Слободской Марк.

В 2017 году Великорецкий крестный ход возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
 
1 
 
1 
 
1 
 
1 


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме