Из школьной литературы вытравливается нравственное начало

О новом школьном стандарте по литературе для пятиклассников

29 апреля 2019 года завершается общественное обсуждение новых школьных стандартов, пишет «Российская газета».

Например, в стандартах по литературе содержится конкретный список произведений. Например, тех произведений, которые ребенок должен прочитать в пятом классе.

В итоге к концу учебного года пятиклассник должен знать и уметь:

- выбирать произведения для самостоятельного чтения;

- эмоционально откликаться на прочитанное, делиться впечатлениями о произведении;

- выразительно читать вслух, соблюдать правильную интонацию;

- выразительно читать наизусть не менее 5 поэтических произведений (ранее не изученных);

- определять и формулировать тему и основную мысль произведений;

- отличать художественный текст от научного, делового, публицистического;

- различать основные жанры фольклора и художественной литературы;

- характеризовать героя произведения, создавать его словесный портрет, оценивать его поступки;

- передавать свои впечатления от лирического стихотворения;

- соотносить произведения художественной литературы с произведениями других видов искусства;

- пользоваться энциклопедиями, словарями, справочниками; каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете;

- пересказывать художественный текст (подробно и сжато);

- составлять простой план художественного произведения (или фрагмента), в том числе цитатный;

- создавать собственный письменный текст: давать развернутый ответ на вопрос (объемом не менее 70 слов), связанный со знанием и пониманием литературного произведения.

Примечательно, что среди задач преподавания литературы в 5 классе нет задачи по нравственному воспитанию пятиклассников, если, конечно, таковым не считать формирование у школьника умения оценивать поступки героев.  

Предлагаемый школьный стандарт по литературе для 5 класса проанализировал в телефонном интервью «Русской народной линии» известный московский пастырь, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине протоиерей Александр Кузин:

В советское время уроки литературы были в значительной степени уроками нравственности. Из чтения литературы мы черпали представления о том, что такое добро и зло. Герои литературных произведений давали нам уроки нравственности. И наши учителя подтверждали наши представления о нравственности в соответствии с литературными героями как дореволюционными, так и советскими. Учителя в советское время особо обращали наше внимание на нравственную оценку произведений.

Поток интеллектуального сознания, из которого следует, что ребенок должен оценивать произведения, простите меня, похож на бред. Может быть, составители программы преследовали благие намерения, но требовать такие знания от учеников пятого класса столь же глупо, как требовать их и от учителей.

Ценность литературы в ее художественных образах и нравственной оценки! Об этом всегда шла речь в школьных сочинениях и на уроках литературы.

Какой-нибудь не совсем хороший учитель, опираясь на эти стандарты, начнет требовать от детей несвойственные для этого возраста знания. Картина полной шизофрении!

Вместо формирования нравственного чувства у детей учителя будут заставлять их рыться в энциклопедиях и справочниках! Печальная картина. Тем более, что не все учителя хороши. Есть не только нравственные педагоги, но и склонные к начетничеству! И во что превратится преподавание литературы, если уроки будут преподаваться начетниками? Страшно себе представить! Наши дети обречены не просто слушать преподавателя, но и руководствоваться этими ужасными стандартами. У детей будет формироваться пренебрежительное отношение к искусству, к великим произведениям литературы! Данный стандарт, имея в виду некоторые его задачи, - это уровень аспирантуры литературного института, а не пятого класса. Навязывание детям такого стандарта по литературе - нездоровая тенденция.

Помоги, Господи, нашим деткам разбираться в этом, а нашим учителям иметь здравомыслие и не поддаваться на провокационные методички, которые просто-напросто уничтожат предмет преподавания и позитивное постижение литературы! 

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

2. Уже сейчас

Уже сейчас много абсурда в линии учебников Сухих. Например, в 6 классе есть пьеса Шварца "Обыкновенное чудо". Из трёх действий напечатано целиком первое, несколько страниц вопросов ко всем трём. В 5 классе три главы из "Алисы" Кэрролла, три главы не подряд в периферийном переложении. Связи между произведениями никакой, есть ляпсусы в теории. Можно написать книгу только по анализу этого абсурда... Какие тексты народных сказок размещены - лучше на ночь не вспоминать. Прекрасную линейку учебников Кутузова давно убрали из федерального Перечня, то есть их использовать нельзя. ...Если нет смысловых связей, не может быть и нравственного воздействия подобранных для чтения и обсуждения произведений.

Исидор / 25.04.2019

1. Re: Из школьной литературы вытравливается нравственное начало

Нормальный стандарт, кстати. Не вижу в нем ничего лишнего и тем более вредного.

рудовский / 24.04.2019
Александр Кузин:
Пройдут ли депутаты Госдумы проверку на вшивость?
Об инициативе Татьяны Москалькой засчитать в трудовой стаж время, проведенное неработающими женщинами в уходе за ребенком
06.11.2019
«Это было время строительства, время созидательного труда»
Нельзя не согласиться с С.Шойгу, что нам необходимо вернуть существовавший в советское время созидательный дух, дух братства
26.09.2019
Капитализм лишил россиян отпуска
Более половины россиян вместо положенного отдыха будут работать
03.07.2019
«Люди, сознательно работающие на Отечество, всегда будут иметь преобладающее значение»
В России никогда не будут героями олигархи и миллиардеры, потому что народное сознание четко дает оценку тем способам, которыми они заработали свое состояние
13.06.2019
«Киберпространство должно быть защищено и контролируемо»
Помимо воспитательных мер в борьбе за нравственность подрастающего поколения должны использоваться и запретительные меры
30.05.2019
Все статьи автора